Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 6 глава

5. Итак, Давид просит о том, чтобы Господь смыл его грехи. Что же сделал Давид? И чем он послужил своему спасению? " Помилуй меня ", и: " многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня ". [Уже, говорит, чрез пророка Нафана Ты даровал мне прощение (греха моего), и различными несчастьями, как бы огнем и мечом, наказал меня; но я еще нуждаюсь в очищении, заразившись сильным зловонием греха. Еще раз омой меня, Владыка, чтобы очи­стить всю грязь греха моего]. Итак, что сделал Давид и чем за­служил он свое спасение? Он совершил убийство и прелюбодеяние, принес слезы и исповедание (греха) и говорит: " ибо беззаконие мое я сознаю " (ст. 5). Здесь совершается обмен: дает и Бог, дает и получающий спасение. Бог дал милость, а получающий спасение дал исповедание (греха). Что ты даешь, Давид, чтобы спастись, чтобы со­ставить лекарство? " Ибо беззаконие мое я сознаю ". Так это даешь ты? А разве есть люди, не знающие своих грехов? Конечно! Сколько грешников, не чувствующих никакого смущения! Многие грабят, и не знают, что они грабят; многие преданы любостяжанию, и не заме­чают своей страсти. Многие снимают со вдовы последнюю одежду, и принимаются за других. Многие притесняют сирот, и не печалятся, не плачутся, не исповедуют своих грехов. Как же могут они спастись, не зная даже, что они грешат?

Видел ты, как пророк громко взывает: " Ибо беззаконие мое я сознаю ". [И после дарованного Тобою прощения я не забыл о своем грехе, но постоянно у меня пред глазами образы моих зол и со­деянные беззакония; ночью вижу я их во сне, а днем они мне гре­зятся наяву]. " Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною ". О, благородство души! Он не предал забвению память о грехе, но уже прощенный ему грех описывает. Как на картине, в своей совести видел он каждый день соучастницу своего пре­любодеяния, каждый день видел (совершенную им) мерзость. " И грех мой всегда предо мною ". Я вижу его, Ты же не замечай его; я описываю, а Ты изгладь его. Смотри, что происходит. Если ты по­мнишь о своем грехе, Бог его не помнит; если же ты забудешь, Бог его вспомнит, потому что " Я ", говорит Он чрез про­рока, " изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться " (Ис.43:25,26). Для чего мне нужно помнить? Для того, чтобы быть благоразумным, чтобы знать, что Я тебе простил. Если постоянно будешь помнить тяжесть греха, то всегда будешь помнить и значение оказанного тебе благодеяния. Я простил, говорит Он, тебе, но не забывай этой милости; Я не буду помнить твоего греха, но ты помни. Таковы были святые мужи: о своих подвигах они забывали, а о грехах помнили; не то, что современные нам люди: эти о грехах забывают, а если сделают что хорошее, провозглашают о нем во всеуслышание. Ты сделал доброе? Забудь о нем, чтобы Господь напомнил тебе о нем. Ты сделал злое? Помни о нем, чтобы Господь твой забыл о нем. Предоставь дело Владыке. Разве представишь ты свои подвиги такими, какими представит их Владыка? Если ты скажешь, ты их уменьшишь; если Владыка твой скажет, Он их возвысит. Например: ты даешь нищему; и если тебе приходится сказать об этом, как ты отвечаешь на вопрос? Я увидел голодного нищего и на­кормил его. А Он как говорит? Не так Он скажет об этом, но как? Вы видели Меня алчущим и напитали (Мф.25:35, ср. 37). Предоставь же Ему, могущему сказать сильнее; предоставь говорить о них Тому, Кто говорит и возвеличивает. А ты говори о своих грехах, чтобы Он изгладил их. Но ты стыдишься сказать, потому что ты согрешил. Говори их каждый день в твоей молитве. Что же? Разве я не говорил? Скажи сорабу твоему, укоряющему тебя, скажи Богу, исцеляющему твои грехи. Не потому, конечно, что, если не скажешь, не будет знать их Бог. Разве Он хочет узнать о них от тебя? Когда ты делал их, Он присутствовал; когда ты совершал их, Он был свидетелем, наблюдал. Ты делал (грехи), и не стыдился. Дел, позорящих тебя, ты не постыдился, а слов, оправдывающих тебя, ты стыдишься? Скажи здесь, чтобы не пришлось сказать там. Скажи и восплачь. Твои грехи записаны в книге; твои слезы могут послужить для них губкой. Плачь – и они сотрутся; плачь – и книга окажется на небе чистою. Сокрушение о грехах – великая губка; велика сила слез. Я объясню тебе, какую силу имеют слезы. Что считаешь ты великим подвигом? Но будь очень внимателен к тому, что я говорю. Что же считаешь ты великим подвигом? Ты скажешь – мученичество. " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин.15:13). Величайший подвиг – мученичество, потому что мученики проливают свою кровь. Значит, дела мучеников очевидны. Мученики проли­вают кровь, а грешники проливают слезы. И пойми, как велика сила слез: разве блудница проливала кровь? Не источник ли слез она пролила и ими омыла свои прегрешения? И что я говорю о блуд­нице, нечистой женщине? Столп Церкви, основание веры, глава со­бора апостолов, Петр, не отрекся ли Христа и раз, и два, и три? И разве кровь проливал он после того? Не источники ли слез он проливал и не горьким ли плачем очистил он свои грехи? " Ибо беззаконие мое я сознаю ". Не имеешь ли ты дома книги и не запи­сываешь ли в ней ежедневные размышления? Имей книгу в своей совести и записывай в ней ежедневные грехи. Например, так: когда ты ложишься в свою постель и тебя никто больше не развлекает, то прежде чем предаться сну, возьми эту книгу и подумай о своих грехах, рассуждая сам с собой: не согрешил ли я сегодня, – словом ли, или делом?

6. Это именно советует пророк " гневаясь, не согрешайте; о чем говорите в сердцах своих, (о том) сокрушайтесь на ложах ваших " (Пс.4:5). Ты не имеешь досуга днем: и страх пред начальниками, и беседа с друзьями, и попечение о делах, и пропитание детей, и услуги жене, и хлопоты о столе, и тысячи разных дел развлекают тебя. Когда же ты приходишь на ложе, в эту недоступную волнам пристань, где никто тебя не беспокоит, скажи в сердце твоем и душе твоей: ско­ротали мы и сегодняшний день, о, душа: что же хорошего мы сделали или что худого? Вспомни геенну: пусть страх побудит тебя к добру и удержит от зла. Лежа в постели и вспомнив о своих грехах, плачь: и в постели ты можешь загладить их. Помолись Богу, и тогда предавайся сну, засвидетельствовав о своих грехах. Тяжело, неприятно, лежа в постели, размышлять ежедневно о грехах? И когда ты обдумаешь их, воздержи свой рассудок, очисти его, наведи на него страх, разними его сечением, не имеющим боли, произведи над собой страшный суд, облегчи твой рассудок, чтобы и на следующий день не спешил ты к деланию грехов. " Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил " (ст. 5,6). Что говоришь ты? Я был царем, только одного Тебя я боялся. Я был царем и не боялся обиженного мною. Он был мой воин и не мог нака­зать меня; но я о Тебе забочусь, чтобы Ты не потребовал от меня отчета. " Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил ". [Многих и великих даров я от Тебя удостоился и противным Тебе делом отплатил Тебе за дары, дерзнув совершить запрещен­ное законом. Не то это значит, что он не причинил зла Урии; конечно, он погубил и Урию, и его жену; но величайшее преступле­ние было совершено против самого Бога, избравшего и сделавшего его царем. Кстати прибавил он: " и лукавое пред Тобою сотворил ". Действительно, об этом свидетельствует и история: " и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа " (2Цар.11:27). Если же отно­сить это к плененному народу, тогда нужно понимать так эти слова. – " Тебе Одному я согрешил ". За твои дары я оказался неблагодарным Тебе, и данные Тобою законы преступил; удостоившись многих благ, я оказываюсь неблагодарным за них; не причинив никакого зла вавилонянам, я потерпел от них великие бедствия. " Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить ". Самому себе, говорит, приготовил я бедствия; а Твоя правда и без того сияет. Во время суда, когда будет представлено получен­ное мною от Тебя и ему противопоставлено будет содеянное мною против Тебя, Ты явишься справедливым и человеколюбивым, а я окажусь преступным и неблагодарным. Конечно, выражение – " так что " – не служит здесь для обозначения причины. Не для того, разумеется, грешил – как сам Давид, так и народ (еврейский), чтобы Бог был оправдан; правда Божия обнаруживается и без этих грехов. На ней основан весь промысл Божий и о Давиде, и о народе еврей­ском]. " Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить ". Что значат эти слова? Я согрешил пред Тобою; если будет суд, Ты победишь; если будет кто-нибудь судить, Ты побе­дишь. Как это? Он видел, что Бог постоянно желает судиться с людьми: " слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим " (Мих.6:2). И далее: " народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне " (Мих.6:3). А в другом месте: " слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня " (Ис.1:2). Повсюду видел Он, что Господь судится с людьми, и гово­рит Ему: победа на Твоей стороне: " так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить ". Меня – земледельца Ты сде­лал царем; царя – пророком. Я низложил Голиафа не телесной силой, но силой веры. Я облачился в порфиру. Ты отверг другого и воз­вел меня; Ты дал мне столь великое богатство.

7. " Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить ". Если Ты скажешь мои грехи, а я не скажу, то этим я за­ставлю осудить себя. Поэтому, я нуждаюсь в милости. " Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя ". Издавна, гово­рит он, с самого начала овладел грех моей природой. Уже зача­тию Евы предшествовало преступление заповеди. Именно, после падения и изгнания из рая познал Адам Еву, жену свою: она зачала и ро­дила Каина.

Итак, пророк хочет сказать, что грех, овладевши нашими прародителями, как бы проложил себе дорогу и путь по нисходя­щим поколениям. Все это научает нас, что действие греха не фи­зическое, – тогда, конечно, мы были бы свободны от наказания, – но что природа заражена склонностью к падению под влиянием стра­стей; однако, может побеждать ум при содействии труда. Пророк не обвиняет здесь брака, как некоторые безумно предположили, поняв в этом смысле слова: " в беззакониях зачат "; но указывает на совершенное прародителями первоначальное грехопадение и говорит, что и тот источник произошел из этого же начала. Если бы они, говорит, не согрешили, то не получили бы в возмездие смерти; но будучи смертными, они были бы выше тления; свобода от тления во всяком случае соединялась бы со свободой от страстей; а при бесстрастии не было бы места греху. Но так как они согрешили, то были преданы тлению; сделавшись тленными, породили подобных себе детей; а вместе с подобием этим последним достались в удел: страсть, страх и похоть. Против них-то воюет разум, и, победивши, он торжествует, а потерпев поражение, подвергается позору. А Симмах, вместо: "родила", поставил: зачала или: носила во чреве. [" Ты же истину возлюбил ". Ты судишь, говорит, так, и одних нака­зываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. А любя истину и ведая немощь нашей природы, будь снисходителен к тре­бующим лекарства. И " неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне "].

Оставляет речь о царстве и говорит о пророчестве. Такую честь оказал Ты мне, что открыл и сделал известным мне Своего Сына. Я узнал, что Ты имеешь Сына, имеешь Сопрестольника, узнал, что Он хочет сделаться человеком. Мы благовестили вселенной Евангелие, крест, гроб, воскресение, восшествие на небеса. Я сказал о пришествии Его на землю, сказал об Его восхождении, сказал о сидении Его одесную (Отца), сказал о призвании Церкви, о спасении язычников, об отвержении иудеев, об избрании апостолов. И все это потому, что " неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне ". Ты так почтил меня, так возлюбил, что открыл мне и величай­шую из тайн – Своего Сына. Откуда это видно? Послушай самого пророка, как описывает он Его снисхождение.

" Сойдет, как дождь на руно " (Пс.71:6). Что это значит? Это значит, что Сын Божий, явившись на землю, пришел не с потря­сением вселенной, не среди блеска молний и грохота громов, наконец без обнаружения Своей божественности. Этого не вынесли бы горы (земные), потому что " Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется горам, и они задымятся " (Пс.103:32). Если бы Он обнаружил Свое действительное бытие, тогда бы солнце погасло, луна померкла, море иссохло, земля погибла, наша природа обратилась бы в ничто. Поэтому Он облекся в плоть, пришел тихо и без шума, так что никто не знал, даже сам диавол. Пришел тайно и вселился в девическую утробу. О, чудные и неслыханные дела! Камень расседается, а утроба не расседается; горы разрушаются, а утроба носит Бога! Как объяснить? Как понять? О, безумие еретиков! Как раба но­сила Владыку? Исследующий небесное (рождение Сына), объясни зем­ное: как Вездесущий был в утробе, и в тоже время не был заключен в ней? Потому что и в утробе Он был и на престоле восседал. Как это (могло быть), я не знаю; принимаю верою и не допытываюсь умом. Итак, как Он хочет придти на землю тихо, никого не устрашая и не смущая, то (и сказано): " сойдет, как дождь на руно ". Не сказал (псалмопевец): на землю, но: " на руно ". Действительно, падая на землю, дождь производит шум, падая же на шерсть и руно, шума не производит, потому что мягкость шерсти заглушает силу падения дождя.

8. И чтобы ты знал, что Он пришел тихо, не смущая и не тревожа никого, не губя и не поражая (сказано): " сойдет, как дождь на руно ". Ты сказал о снисхождении Его, совершившемся без шума; скажи и о предании Его. " Человек который ел хлебы мои, поднял на меня пяту " (Пс.40:10). Скажи о зависти иудеев: " возненавидели Меня напрасно " (Ин.15:25, ср. Пс.34:19). Скажи и о суде над Ним: " зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его " (Пс.1:1,2). Скажи и о кресте Его: " они пронзили руки мои и ноги мои, сосчитали все кости мои " (Пс.21:17,18). Скажи о пище и питье Его: " и дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом " (Пс.68:22). Скажи и об отвержении иудеев: " не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов " (Пс.49:9). Скажи и о призвании язычников: " все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле " (Пс.46:2,3). Скажи и о злословии против Него иудеев: " уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему " (Пс.21:9). Скажи и о гробе Его: " положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную " (Пс.87: 7). Скажи и о воскресении Его: " не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление " (Пс.15:10). Скажи и о вознесении: " вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном " (Пс.46:6). Скажи и о сидении Его: " сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Пс.109:1). Скажи и о славе Его Церкви: " предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная " (Пс.44:10). Скажи и о лике девственниц: " приведутся к Царю девы во след Ее " (Пс.44:15). Скажи и об избрании апостолов: " вместо отцов Твоих были сыновья Твои " (ст. 17). Скажи и о крещении: " у тихой воды воспитал меня " (Пс.22:2). Скажи и о таинствах: " приготовил для меня трапезу против притеснителей моих " (ст. 5). Скажи и о помазании: " умастил елеем голову мою, и чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна " (ст. 5). Скажи и о ходатайстве за язычников: " проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое " (Пс.2:8). Вот что значит: " и тайное премудрости Твоей Ты явил мне ". [Конечно, я считаю себя совершенно недостойным прощения, оказав­шись неблагодарным после стольких даров. Ведь, Ты не только по­садил меня на царский престол, но и открыл мне то, что будет долгое время спустя, и неизвестное другим сделал мне известным, чтобы и других я научил о вочеловечении Единородного Твоего Сына и о Его спасительной страсти и воскресении. Всему этому наученный Твоим Святым Духом, я умоляю, чтобы и мне сподобиться той благо­дати, какую я предвещаю другим. Поэтому я взываю: " окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега " (ст. 9). Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение]. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега. А что сам по себе иссоп вовсе не достав­лял прощения грехов, в этом легко можно убедиться из Мои­сеевых писаний. Значит, здесь он разумеется в другом смысле. Действительно, посредством иссопа окропив кровью агнца косяки две­рей, (евреи) в Египте избегли рук всегубителя. А это было образом спасительных страданий. И здесь кровь, и спасительное древо, и спа­сение, уготованное всем, приходящим с верою. " Слуху моему доставишь радость и веселие: возрадуются кости смиренные " (ст. 10). Этим, го­ворит, веселием наполнишь мои уши, обещая совершенное очищение, чтобы радость проникла во все члены тела, и сокрушенные ныне озлоблением кости процвели опять и возвратили себе прежнюю силу. Смотри, говорит, не на содеянные мною беззакония, но на меня самого, опла­кивающего их, и очисти беззаконие мое. Чего ты хочешь, пророк? Твой грех разрешен, твое наказание уничтожено. Я не довольствуюсь этим: я имею Владыку человеколюбивого, Который дает больше, чем я прошу. Чего же ты хочешь? Я был пророком: пророком хочу быть опять. Я ищу прежней близости к Богу, духовного дара, этой великой благодати. Эта благодать отступила от меня, как голубица, увидевшая нечистоту: я желаю возвратить ее к себе, как пчелу. " Отврати лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисть " (ст. 11). Скажи прямо, чего ты хочешь? " Сердце чистое создай во мне, Боже " (ст. 12). [Так как меня постигла старость греха, то обнови теперь меня своим человеколюбием. Это Он обещал чрез пророка Иезе­кииля и находившимся в вавилонском пленении. " Дам им ", говорит, " сердце единое, и дух новый вложу в них " (Иез.11:19). Не Святого Духа ра­зумеет он здесь, но силу разума. То есть, воспитав вас в течение столь продолжительного времени и научив вас, какие плоды произво­дит грех, я приготовлю вас к усвоению добродетели. Об этом и здесь просил блаженный Давид, именно, чтобы поврежденное сердце его было обновлено, и чтобы укреплен был его разум, чтобы он мог держаться правого пути. " И дух правый обнови во утробе моей "].

9. Какое благородство души! Какая привязанность к Богу! Я ищу такой дружбы, такого общения, чтобы Ты опять говорил со мной, и я говорил бы с Тобой. Что из того, что я освобожден от нака­зания? Для меня наказание – не беседовать с Тобою. Я люблю Тебя до безумия. Я не могу видеть Твоего существа, потому что оно неви­димо, но по любви к Тебе я смотрю на Твои дела – и радуюсь. Я не видел Тебя, но увидел небо – и обрадовался, и сказал: " небеса поведают о славе Божией " (Пс.18:1). Увидел землю, и сказал: " Господня земля и что наполняет ее " (Пс.23:1). Увидел море, и с радостью сказал: " море великое и пространное " (Пс.103:25). Увидел день и ночь, и возопил к Тебе: " Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце " (Пс.73:16). Увидел горы, и с удив­лением сказал: " высокие горы для оленей " (Пс.103:18). И как друг, хотя бы он не видел того, к кому чувствует привязанность, но уви­дел только его одежду или обувь, уже радуется и ликует и как бы получает некоторое удовлетворение своей привязанности, так и я хожу около твоих созданий, объятый тоской до неистовства, посто­янно взывая к Тебе: " как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу крепкому, живому (говоря): когда приду и явлюсь лицу Божию? " (Пс.49:2,3). Ты царь, ты носишь венец. Чего хочешь? Не нужно мне этого. Я ищу прежней красоты, я желаю пророческого дара. Я презираю эту власть, пренебрегаю нечистоту. Это – листья, ночь, сновидение и сено. Я ищу моей красоты. Когда она возвратится? Я не могу выносить медленности, после того как утратил эту близость к Богу, уничтоженную грехом. " Сердце чистое создай во мне, Боже ". Я ищу не только чистоты сердца, но и Того, кто обитает в нем. " И дух правый обнови во утробе моей ". Хорошо сказал: " обнови ", потому что жилище было уже приготовлено прежде. Оно обветшало от греха, а Твоя благодать обновит его. " Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня " (ст. 13). [Этими словами мы с очевидностью научаемся, что он не был ли­шен благодати Святого Духа, потому что он не просит, как по­терявший, о возвращении ее, но умоляет о том, чтобы не лишиться ее, не оказаться вне божественного попечения. Лицом здесь назвал попечение. " Воздай мне радость спасения Твоего, и Духом Владычественным утверди меня " (ст. 14). Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять " владычним духом " назвал самодержавный разум]. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа? " Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся " (ст. 15). Если я сохраню Духа, я возвещу вселенной: " все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле " (Пс.46:2,3). Если я буду иметь Духа, я скажу: " господствуй среди врагов Твоих " (Пс.109:2). Если я буду иметь Духа, я скажу: " не даст (человек) Богу выкуп за себя, и цену искупления души своей " (Пс.48:8,9); еще скажу: " не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне " (Пс.94:8); и еще: " всякое беззаконие заградит уста свои " (Пс.106:42). Если Дух будет со мною, я буду говорить: " уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему " (Пс.33:15). Я возвещу о благодеяниях Твоих, оказанных мне, и скажу: " приидите, послушайте, все боящиеся Бога, и я поведаю вам, что сотворил Он для души моей " (Пс.65:16). " Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся ". Где иудеи? Вы не приносите мне в жертву овнов и тельцов? Но ты и не хо­чешь их: " жертвы и приношения Ты не восхотел " (Пс.39:7). Ты сказал: " не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов " (Пс.49:9). " Принеси Богу жертву хвалы " (ст. 14). Ты не хо­чешь тех жертв: вместе с Сыном Твоим Ты ожидаешь исправления заблуждений и последования истине. Вот какой жертвы ты хочешь. " Избавь меня от (пролития) кровей, Боже, Боже спасения моего! " (Пс.50:16). [В его памяти постоянно было убийство Урии; это самое в начале (псалма) он выразил словами: " грех мой всегда предо мною ". " Возрадуется язык мой правде Твоей ". Симмах истолковал это так: будет возвещать язык мой милосердие Твое (Διαλαλήσει… τὴν ελεημοσύνην). Получив прощение, я не буду молчать, но буду постоянно воспевать Тебя и возвещать о Твоих ко мне милостях. " Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою " (ст. 17). Грех связал язык его, заградил уста; теперь пророк просит прощением грехов возвратить ему прежнюю смелость и подвинуть язык его к славословию. " Если бы Ты восхотел жертвы,

я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь " (ст. 18). Это со­впадает с сказанным в предыдущем псалме. Там мы слышали, как Господь говорит: " не приму от дома твоего тельцов " (Пс.49:9). Итак, слыша этот божественный голос, он говорит согласно с ним: " если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы ", и дальнейшее. Ты, говорит, сказал, что Тебе неприятны жертвоприношения бессло­весных; поэтому, я принесу Тебе угодную Тебе жертву]. Итак, так как я не хочу тех жертв, что приносишь ты Мне? Я имею и дру­гую жертву, к которой ты благоволил. " Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит " (ст. 19). [Смиренные мысли, говорит, приятная и угодная Тебе, Богу нашему, жертва. И так как Ты сильно смутил мое сердце и насколько можно сокрушил его, я принесу угодную Тебе жертву]. Я принесу Тебе в жертву смирение: только разреши мой грех, дай мне Духа Святого.

10. Эта жертва, – я говорю о смирении, – не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохра­нившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвы­сившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, – (эти отроки) воспевали и говорили: " согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты " (Дан.3:29,38,39). " Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ".

" Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сион, и да построятся стены Иерусалимские " (ст. 20). " Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов " (ст. 21). [Эти слова ясно показывают нам, что псалом имеет пророческое значение. В уста обреченных на жизнь в Вавилоне и жаждавших освободиться из рабства – влагаются эти слова. Они умоляют о сострадании к городу, о восстановлении укреплений, о совершении опре­деленного законом служения. Теперь, говорят, живя в чужой стране, мы не можем приносить законных жертв, так как закон повелевает только в том городе приносить Тебе жертвы. Но как только исполнится наша просьба, и мы восстановим храм, мы тотчас принесем Тебе законные жертвы]. Еще и другое пророчество заклю­чает в себе конец этого псалма. Упомянув выше о дарах Свя­того Духа и потом ниже указав, что Богу неугодны законные жертвы, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устроении на земле небесного Иерусалима, о введении нового строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву бессловесные, но (будет) возношение и жертва правды. Будьте внимательны здесь: я всех вас хочу сделать учителями, всех иноками, – не в том смысле, чтобы не иметь жен, но чтобы обнаружить богобоязненность, – благочестивыми, (сильными) потушить огонь. Итак, какой вопрос (нас занимает)? Мы видели, что он молился, исповедал свой грех, призвал (Бога), просил, умолял, проливал слезы, просил чистого сердца, принес веру. Спра­шивается, получил ли он (то, чего просил)? Большое удовольствие (доставляет) мне это беспокойство. Не так радуется кормчий при виде волн, вздымающихся за ним и подгоняющих вперед судно – при попутном ветре, как я радуюсь и ликую при виде этого моря. Здесь я вижу не только бушующие волны, но и многолюдство и движение в толпе; вижу беспокойных и задыхающихся, но не удаляющихся; вижу, что вы подвергаетесь насилию, но не уходите, терпите тесноту, но со­храняете твердость души. А обнаруживаемая вами страсть к слову возбуждает мое усердие. Итак, вот в чем вопрос: он молился, просил, призывал, умолял, наложил на себя наказания, был осво­божден от возмездия. Спрашивается, возвратил ли он себе прежнее достоинство? Получил ли благодать Святого Духа? Получил ли, как просил, чистое сердце и правый дух? Оказалось ли покаяние настолько сильно, чтобы восстановит его в прежнем благородстве? Обратите же свое внимание: этот псалом считается пятидесятым. Каким? Пяти­десятым, – этот самый псалом – о грехе, о покаянии, о прошении. После него уже он написал шестидесятый, семидесятый, восьмиде­сятый, девяностый, сотый. Но кто-нибудь скажет: что же из того, что он написал псалмы? Он написал их не Духом Святым, потому что не получил Духа Святого; в их написании он руково­дим был простым человеческим разумом, без участия Духа Свя­того. Ведь, действительно, грех ему был прощен, а Дух Святый дарован не был. Сам он, конечно, просил, но мы нигде не нахо­дим ответа, гласящего, что "Я дал тебе". Смотри же, прошу тебя. Он написал пятидесятый, шестидесятый, семидесятый, восьмидесятый, девяностый и сотый (псалмы). Пишет и еще псалом после сотого, и после многих других, в котором говорит: " сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Пс.109:1). Этот-то псалом, написанный после греха, ока­зывается внушенным от Святого Духа. Откуда это видно? Это пока­зал Христос. После того как Он совершил все: укротил море, очистил прокаженных, изгнал бесов, обуздал злобу, исцелил расслабленного, (после того как) голос с неба свидетельствовал: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " (Мф.17:5); и так, (после того как) Господь свидетельство­вал о Нем, дела Его вопияли, Дух Святый сошел на Него в виде голубя, Иоанн свидетельствовал о Нем, говоря: " вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин.1:29), – после всего этого, наконец, уже готовясь взойти на крест, спросив иудеев, Господь говорить им: " что вы думаете о Христе? " (Мф.22:42) Я не спросил вас в начале, не призвал тогда в свидетели, потому что еще не дал вам доказательства Своей божественности. Но теперь, когда и стихии все показали Мое божество, когда Отец (засвидетельствовал его), когда Мое согласие с Ним и Мое учение всех привели к этому, когда и тени противоречия у вас не остается, " что " теперь " вы думаете о Христе? чей Он сын? " Говорят эти неблагодарные и бесстыдные люди: " Давидов ", отрицая Его божество и не желая сказать, что Он – Божий. Что же Он? " Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? " (Мф.22:43, 44; Пс.109:1). Если же имел Давид Духа, разрешен был его грех; если же разрешен был грех, то и прошение его было исполнено. В самом деле, Давид говорит: " сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей ". Видишь, что он опять возвратил себе прежнее достоинство? Опять сделался пророком, опять говорит о Христе, опять принял свое дерзновение, и грех нисколько не повредил ему. Видишь, какова сила покаяния? Что я говорю? Не только живой, но и мертвый имел он силу. Пришли некогда вар­вары и обложили город. Езекия, будучи праведен, обратился к Богу и умолял Его: помилуй меня и пощади град сей (Ис.37:20). Приходит к нему пророк Исаия и говорит, чтобы не подумал он, что за его праведность он услышан, и – хотя Давид был уже мертвым и тысячу лет в аду – что говорит? " Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего " (Ис.37:35). Давид уже умер, а дерзновение его оставалось живо, и умерший предстатель­ствовал за живого. Вот праведник, и после смерти сражающийся! На этом я окончу свое слово, дав, мне кажется, достаточный ответ на вопросы, о Христе Иисусе, Господе Нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...