Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование на псалом Асафу 78 2 глава

" Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего " (ст. 4). Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: " в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас] " (Лев.23:24). Потому и теперь псалмопевец говорит далее: " ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова " (ст. 5), свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. " Кто во Христе ", говорит Павел, " тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое " (2Кор.5:17). Трубою пророк называет евангельскую проповедь, а благознаменитым днем – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: (в день) полнолунный, а Симмах: (в день) месячный, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а " определение у Бога Иакова ", потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: " когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин.12:32). А что Богом Иакова пророк называет Христа, это ты можешь узнать из дальнейшего. " Он поставил это в закон Иосифу, когда он выходил из земли Египетской, (где) он слышал язык, которого не знал " (ст. 6). О каком Боге Иакова говорит пророк? О котором говорил он раньше. Как же он говорит: " когда он выходил из земли Египетской "? Говорит так потому, что Иосиф был образом Христа – по зависти к нему братьев, по продаже, по добровольному рабству, по поклонению ему звезд и по многим другим событиям, которые можно указать в его жизни; пророк хотел показать, что Иосиф был свидетелем и памятником Христа, и что как его, так и Христа преследовали непрестанными кознями. Возвратившись, по смерти Ирода, замышлявшего убить Его, из Египта, Христос скрывается в Галилее из-за страха пред Архелаем, который также после Ирода злоумышлял против Него.

2. " Он слышал язык, которого не знал ". Какого? Языка клеветников; его Христос не знал, не в том смысле, что послед­ний ему был неизвестен, а в том, что Он не слушал лжи, по­тому что ложь чужда Богу. Но став человеком, Он по необходи­мости однако слышал клеветников, когда Его судили. И в этом отношении Иосиф был прообразом Христа, потому что и он слы­шал, как жена египтянка говорила ему: " ложись со мной " (Быт.39:12), но не знал слов говорившей, так как не согласился с нею. " Освободил Он от тяжестей хребет его: руки его (тогда) работали корзиною " (ст. 7): не подставлял, говорит, спины своей греху. Тяжестью пророк называет бремя грехов, на тяжесть которых указывает Давид, говоря: " подобно тяжелому бремени отяготели на мне " (Пс.37:5); но Иосиф воздержался только от прелюбодеяния, а Христос был совсем чужд греха. " Руки его (тогда) работали корзиною ". Христос был рабом в настоящей жизни, кото­рая справедливо называется корзиною, потому что мы, собрав в ней, как бы в корзине, все доброе и злое, понесем ее на плечах, когда отойдем отсюда. Обрати внимание на точность пророчества, и подивись, как говорит он про нового Иосифа – Христа. " Освободил Он от тяжестей хребет его ", так как собственного греха Он не имел; тем не менее, руками своими он рабствовал в корзине настоящей жизни, так как Он рабствовал, нося корзину наших грехов. Следует заметить, что в настоящем псалме пророк часто переходит от одного лица к другому. Сначала он обращает речь к каким-то победителям, торжествующим свою победу; дальше переходит к Иосифу – образу Христа; теперь, наконец, обращается, очевидно, к на­роду израильскому, говоря: " в скорби ты призвал Меня, и Я избавил тебя, услышал тебя в сокровенном бурном месте, испытал тебя при воде пререкания " (ст. 8). Где и когда? Когда Бог говорил Моисею: " Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей " (Исх. 3:7,8). " Услышал тебя в сокровенном бурном месте ". Когда Бог сошел на гору Синай, и облако мрака покрыло гору (такое облако и называется бу­рею), тогда и услышал их. Что же они говорили? Слова, которые " сказал Господь, исполним " (Исх.19:8). Вскоре, однако, они оказались лжецами пред Богом, что ясно видно из дальнейших слов: " испытал тебя при воде пререкания ". Здесь, во время путе­шествия, они хулили Бога, и, забыв все знамения, которые получили прежде, говорили Моисею: " о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом " (Числ.20:3), и другие укоризны, свидетельствующие о строптивости иудеев. После этих стихов псалмопевец переменяет тон, делая это не напрасно, не без цели, а может быть для того, чтобы на несколько времени прервать пророчество, вернее же – потому, что явно вводит лицо Христа. " Слушай, народ Мой, и Я засвидетельствую тебе: Израиль, если бы ты послушал Меня! " (ст. 9). Если вы желаете называться народом Божиим, то слушайте Его заповедь, чтобы обладать этим великим достоинством. Впрочем следует узнать, что именно Он свидетельствует. " Израиль, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их " (ст. 9-11).

Слова: " если бы ты послушал Меня " Бог предпослал для того, чтобы показать, кто Он, зная наперед их нечестие, не лишает их воз­можности обращения. Если они желали, то могли раскаяться. Предве­дение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает на­перед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают. Впрочем, пророк указывает на нечто новое и таинственное, или, точнее сказать, Бог чрез пророка. Что, в самом деле, Бог свиде­тельствует народу иудейскому? То, что если послушает Его. Кого – Его? Того, свидетелем о ком был Иосиф; Того, чьи руки потруди­лись в корзине. Тогда не будет у них нового Бога, и они не по­клонятся Богу чуждому. Действительно, Христос для них был не новый Бог, и не чуждый: Он извел их из земли египетской, Он был изначала, Он будет и потом, как засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: " Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога " (Ис.44:6). Спасителем же, без всякого сомнения, называется воплотившийся для спасения рода человеческого. " Открой уста Твои и Я наполню их ". Почему указывается не на уши, не на сердце, а на уста? Потому что сошедшее с небес Слово стало хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется богопознания. " Но не послушал народ Мой голоса Моего и Израиль не внял Мне " (ст. 12). Они не в силах были слушать Его учение и проповедь евангелия, и не хотели обращать внимание на Его чудеса; они отягчили уши свои, чтобы не слушать заповедей Господа, " очи свои сомкнули ", как говорил Исаия (6:10), чтобы не видеть знамений. Что же потерпели они за это? " И предоставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по замыслам своим! " (ст. 13). Под на­чинаниями сердца разумеются различные соображения и решения, какие принимали Иудеи, когда, злоумышляя на Господа, говорили: " этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом " (Ин.11:47,48). Соответственно этому замыслу и этому решению им и предоставлено было идти: римляне взяли их город и страну, а сами они уведены были в плен. " Если бы народ Мой послушал Меня, если бы Израиль по путям Моим ходил, то Я смирил бы врагов его легко и на притеснителей его наложил бы руку Мою " (ст. 14, 15). Пророк оплакивает народ иудейский за то, что он не слушал Бога, давшего закон, что не ходил в путях Того, кто не может заблуждаться и дает спасение; за то, что чрез это иудеи не позволили смирить врагов их – демонов и обра­титься руке Божией на притеснителей их. Бог обратил десницу Свою на невидимых притеснителей и смирил незримых врагов, но не ради иудеев, потому что над ними и доселе возвышается рог демонов; смирены они ради нас – язычников, которые отвергли служение и уничтожили поклонение им. Вот почему Бог, гневаясь на иудеев, объявляет их своими врагами, как об этом говорится далее: " враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век " (ст. 16). Какие враги? Те, о которых говорил Павел: " враги креста Христова, их конец – погибель " (Флп.3:18,19). Поэтому Бог выражает угрозу, что и время их, т.е. время наказания их, будет продол­жаться вечно. Чем же они солгали ему? Тем, что Он пришел к ним, как к своим, а свои Его, как говорит Иоанн, не приняли (Ин.1:11). " А Он питал их тучною пшеницею, и насыщал их медом из камня " (ст. 17). Пророк порицает иудеев за то, что, получив столько благодеяний, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначает духовное, туком пшеницы называет закон, духовно оби­тающий в букве, – почему в другом псалме говорится: " утверждает в пределах твоих мир и лучшею пшеницею насыщает тебя ", и дальше объяс­няется, что это за пшеница: " посылает слово Свое на землю " (Пс.147:3,4); медом из камня называет пророков, так как они получали проро­чество от Христа, который есть камень. Этим пророчеством Бог насытил иудеев, дав им не одного или двух пророков, а многих, и многим поколениям.

 

 

Собеседование на псалом 81
Разума Асафу

1. Кратко надписание псалма, потому что содержанием его слу­жит увещание творить правду и порицание тем, кто ей не следует. " Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд " (ст. 1). И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Свое название творению. Называемый Сам Богом в исключительном смысле, Он по благодати позволил также называться и тем, кто из любви к Богу, Владыке всего, хранит первоначальное достоинство. Потому и теперь пророк назвал богами начальников народа, о которых и Моисей говорил: " судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси " (Исх.22:28). Тех из них, которые говорят истину и избегают лжи, которые блюдут достоинство пророка ли, священника ли, или вождя, Бог удостаивает такой части, что, как говорит псалмопевец, становится в их сонме; тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит " среди ", т.е. пред лицом всей твари лишает их достоинства и чести и подвергает позору за то, что они, постав­ленные начальствовать, сами подчиняют себя нечестию. Таких началь­ников пророк далее с одной стороны порицает, с другой – уве­щает. " Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам? " (ст. 2) Хорошо пророк употребил в начале слово " доколе ", желая показать, что они упорно пребывают в неправде, и не замечают долготерпе­ния Божия, и совершенно не обращают внимания, что время бежит и проходит, по истечении которого наступит казнь для неправедных. Потому они и судят неправедно и оказывают лицеприятие грешни­кам, тогда как повсюду следовало бы ставить лицо Бога, который желает правды и потому в каждом суде представляет Свое лицо, почему Моисей и говорил: " не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие " (Втор.1:17). Почему пророк говорит: " лицеприятствовать грешникам "? Потому что всякий, старающийся извратить правду и на­строить суд против ближнего, на самом деле есть грешник, хотя бы и представлялся праведным. Псалмопевец вводит перемену тона, потому что переменяет порицание на увещание. " Давайте (правый) суд сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте " (ст. 3). Не говорит: судите праведнику, или пророку, или священнику, относительно которых Бог дает такое повеление: " не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла " (Пс.104:15), а сиру, говорит, и убогу, смирен­ному и нищему. Почему? Потому, что они обычно терпят обиды, как и Павел говорил: " для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" (1Кор.6:7). Между тем для них крайне тяжело терпеть обиды вследствие сла­бости, происходящей от возраста, и бедности. Поэтому законодатель особенно и заботится о них. " Отнимите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его " (ст. 4). О радующихся по поводу неправды и обиды говорится как о диких зверях, почему в другом месте сказано: " подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего " (Пс.9:30). Поэтому тот, кто спасает бедного, получает честь и награду пастыря, разумеется – того пастыря, который предал себя за нас и избавил нас от мысленных зверей, а кто причиняет вред и обиды, ставится в ряд зверей. Желая усилить в нас заботливость об обижаемых, пророк присовокупил: " из руки грешника и избавьте его ", чтобы мы спешили на защиту, если увидим слабого, творя­щего неправду и не имеющего сострадания. Грешник слаб, потому что оскорбил Бога; он лишен сострадания, потому что не щадит себя самого; если бы он имел сострадание к себе, то и не грешил бы; а так как он лишен его, то тем более не щадит ближнего. " Не познали. Не уразумели. Во тьме ходят. Да поколеблются все основания земли! " (ст. 5). Чего не познали? Скоротечности настоящей жизни, непостоянства человеческой жизни, не познали того, что, присоединяя к полям поля и к домам домы, они часто собирают сокровища для врагов. А чего не уразумели? Того, что, заботясь о благах ничтожных, они лишают себя благ великих. Потому они и ходят во тьме нечестия, стыдясь придти к свету: " всякий, делающий злое, ненавидит свет ", как говорит Спаситель (Ин.3:20). Может быть пророк порицает их и за то, что они, ходя во тьме, не узнали и не уразумели последующего. Чего же именно? Слушай: " да поколеблются все основания земли ". Если же коле­блются основания земли, то, как может остаться то, что на ней? Для чего же, пока последнее остается, мы обижаем брата и поядаем бедного, если от этого нам нет пользы? " Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего. Однако вы, как люди, умираете и, как всякий из начальников, падаете " (ст. 6, 7). Когда сказал Бог, что все суть боги и сыны Вышняго? Ведь здесь говорится уже не об одних только на­чальниках, а о всех людях. Когда Бог, сотворив человека, дал такое определение его достоинства: " сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами " (Быт.1:26). Если бы люди сохранили это достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью. Непризнание величия Божия есть гордость пред Богом и болезнь диавола. " Как люди, умираете ", говорит пророк, показывая, что смерть для людей есть страдание. Но человеку можно было не умирать, если бы он от начала сохранил закон Божий, так как природа наша имела спо­собность и к тому и к другому. " Как всякий ", говорит, " из начальников, падаете ", указывая этим на диавола, так как он имел власть и был князем среди ангелов, почему Павел говорит: " наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей " (Еф.6:12), но, возгордившись и пожелав большего, пал. Точно также и человек: услышав слова змия: " но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их ", т.е. от древа, " откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло " (Быт.3:5), он впал в непослушание, так что справедливо по гордости и паде­нию сравнивается с диаволом. " Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты будешь иметь наследие во всех народах " (ст. 8). Пророк указывает не на настоя­щее наследие, а на будущее. Поэтому он и молит Бога восстать и судить землю, т.е. человека. Когда Он воскреснет, то наследует все народы. Всем Он даст соответствующий жребий: один – смиренным, другой – целомудренным, иной – милостивым, иной – блудникам, иной – высокомерным, иной – корыстолюбцам. Языками в данном случае пророк назвал не различные роды языков, а разные роды жизни.

 

 

Собеседование на псалом 82
"Песнь-псалом. Асафа" (ст. 1).

1. Справедливо пророк назвал настоящее повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое он по обычаю называет псалмом) победную песнь против врагов. " Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " (ст. 2) Пророк говорит это не вопрошая (во­прос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: " кто уподобится Тебе? ", чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домо­строительство Единородного во плоти уподоблялось по славе дея­тельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. " Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! ", т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам. Почему же он об этом молится? " Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову " (ст. 3). Благодаря Твоему долготерпению, говорит, грешники возгордились до такой степени, что " восшумели ", т.е. стали дерзкими и с бесстыд­ством открыто показывают свое нечестие, как бы трубят о нем, и поднимают голову, не стыдясь своих преступлений; мало того, они даже тщеславятся, как будто нет никого, кого бы они могли бояться. Врагами Бога пророк называет грешников; так как они враги самим себе, делая то, что им служит во вред, то Бог, как человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, и считает своими вра­гами тех, кто губят сами себя. " На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих " (ст. 4). Вот, пророк указывает другой вид вражды против Бога. Те, кто враждует против народа Божия и святых, поднимают войну против Того, чьи они рабы и братья. Под войною пророк разумеет не только описанную им ниже, где он упоминает и о воевавших с иудеями народах, но и подразу­мевает ту тайную войну, какую обычно ведут грешники против праведников. Поэтому пророк говорит не просто: составили коварный умысел, а: " составили охотно коварный умысел ", т.е. употребляли хитрости всякого рода и вида. Таковы суть те, которые людей, преданных Богу, сначала лишают денег, имений или чего другого, чтобы побудить их к неблагодарности и хуле на Бога; когда же в этом не успевают, подстрекают их к удовольствиям, возбуждают страсть тщеславия, высокомерие, гордость, давая советы врагов под видом друзей. Это и указывается далее: " сказали: придите и истребим их из (среды) народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля " (ст. 5). Ясно, что это сказано и сделано врагами Израиля, о которых будет упомянуто ниже. Но ты разумей и тех, которые внушают и побуждают делать зло; эти последние хотят истребить нас из народов, так чтобы имени нашего не было ни с беззаконными, так как мы грешим, имея закон, ни с подзаконными, так как преступаем закон; они хотят, чтобы имя Израиля пре­дано было забвению. Израиль значит – видящий Бога, и если кто-ни­будь не делает того, что подобает видящему Бога и обратившему к Нему мысленные очи, то такой естественно предается совершенному забвению; в силу этого невозможно было бы и вспомнить при поздней­шей беспечности, был ли когда Израиль, видящий мысленными очами, т.е. нельзя было бы и знать Бога. " Ибо совещались единодушно вместе, против Тебя заключили союз " (ст. 6). Но кто же может замыслить что-нибудь, или заключить союз, или даже вообразить что против Бога, недоступного не только для зрения, но и для мысли? Бог признает совершенным против Него самого то, что делается против верующих в Него; поэтому и замыслы против последних называ­ются замыслами на самого Бога, как Отца, Защитника и Покровителя подвергающихся им. Кто же были строившие козни? " Селения Идумейские и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалик, иноплеменники вместе с жителями Тира " (ст. 7, 8). Все эти народы происходили от Авраама и, следовательно, были родственны с израильтянами. Отцом измаильтян был Из­маил, сын Авраама, агаряне же происходили не от Авраама, а от Агари, которую на некоторое время дала Аврааму Сара, но потом из ревности изгнала вместе с Измаилом; соединившись следовательно с чужим мужем, она сообщила своим потомкам название агарян. Подобным же образом Амалик был потомком Исава, а Моав с Аммоном были сыновьями Лота от его дочерей, родившимися после сожжения Содома; их соседом был Гевал, а может быть и род­ственником, почему и сопричисляется к ним. Что же здесь имелось в виду показать? Почему именно указаны родственные народы? Что­бы ты знал, что первыми врагами бывают, как говорит Христос, домашние, т.е. родственники. Вот почему иноплеменников пророк поставил на последнем месте, сказав в заключение: " иноплеменники вместе с жителями Тира, и Ассур пристал к ним " (ст. 8, 9). Не с жителями Тира, а с моавитянами и аммонитянами и прочими указан­ными родственными иудеям народами; они начали войну, следовательно, не по собственному почину, а по подстреканию родственников, почему пророк и присовокупил: " они стали заступлением для сынов Лота " (ст. 9), т.е. явились на помощь к ним. Итак, берегись внутрен­них врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не пола­гайся на родственников, так как они часто превращаются во врагов, но обрати внимание на высказанное им пророком проклятие. Перемена тона, – потому что пророк переходит к молитве. " Поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне, которые были истреблены в Аендоре, сделались как навоз на земле " (ст. 10, 11).

2. Не без причины пророк избрал из всех врагов именно этих, а потому, что война имела для них неожиданный исход. Ма­дианитян, во множестве покрывавших землю, Гедеон поразил без оружия, и истребил с тремястами мужей, которые не имели ни ме­чей, ни щитов, ни шлемов, ни других воинских доспехов, а упо­требляли в дело только одни факелы и роговые трубы. Сисару же, который был вождем народа Иавима и выступил в поход с девятьюстами железных колесниц, Бог привел в страх, и, обра­тив в бегство, предал в руки жены Хавера Кинеянина, которая убила его дверным колом. Итак, пророк молится, чтобы подобно этим врагам пали от руки Божией и те, которые перечислены выше. О потоке Киссоне и Аендоре он упомянул потому, что здесь прои­зошло сражение с Сисарой. " Сделались как навоз на земле ". Гордость и высокомерие их были уничтожены поражением до такой степени, что их считали ничтожными на подобие навоза. Хорошо пророк ука­зал на навоз: подобно тому, как последний, хотя малоценен сам по себе, способствует плодородности земли, так точно и поражение и слабость гордых делает наши души способными на добродетели. " Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана, всех князей их " (ст. 12). Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон и молится, чтобы начальники врагов подверглись той же участи. Какие началь­ники, об этом яснее говорится ниже. " Которые сказали: возьмем себе во владение святилище Божие " (ст. 13). Начальники, следовательно, не столько по достоинству, сколько по нечестию; потому они и меч- тают сделать святилище Божие своим достоянием, чтобы пользоваться святыней для приобретения богатства, и божественным для получения личных выгод. Это делают не только те, кто похищает священные сосуды и продает святыню, но и те, кто торгует божественными ве­щами, продавая их и покупая, и совершая незаконные мены. Таков был Симон, желавший приобресть благодать за деньги, почему Петр и признал его недостойным дара Святого Духа. " Боже мой! Положи их, как колесо, – как солому пред ветром " (ст. 14), в колебании, в неустойчивом движении, в постоян­ных переменах, как это свойственно колесу. " Как солому пред ветром ", так, чтобы они нигде не могли стать, нигде не могли показаться, гонимые потоком ветра. " Как огонь сожигает дубравы, как пламя опаляет горы " (ст. 15). Пророк молится, чтобы они лишены были всякого успеха. Полезен тот огонь, которым плавится золото или серебро, печется хлеб, согревается лекарство, словом, приготов­ляется что-нибудь для нас полезное; от огня же, которым попаля­ются леса и сожигаются горы, нет никакой пользы; горит он весьма сильно, а когда потухнет, оставляет только копоть и пепел. Таковы-то оказываются грешники, когда подвергнутся гневу Божию. " Так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи их в смятение " (ст. 16). Называя бурею внезапный и сильный гнев Божий на грешников, пророк же­лает, чтобы он прогнал их и привел в смятение. Как должно это совершиться, показано раньше, а именно: они должны быть развеяны по ничтожным частям, подобно тому как развеваются соло­минки, и должны быть превращены в пыль и пепел, когда, на по­добие огня, стихнет гнев на них Божий. Впрочем, пророк молится об этом, желая им пользы, а не вреда. Что он говорит далее? " Покрой лица их бесчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! " (ст. 17). Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они естественно подвергнутся стыду и бесчестию за то, что по­лагались на пустые вещи и скоропреходящее считали пребывающим. После такой перемены они взыщут имя Божие, предпочитая общение с Ним всему прочему. Но так как в настоящей жизни это слу­чается не со всеми грешниками, потому что одни, исправившись, оста­ются такими до конца, другие же, утратив благочестие, не обраща­ются к Богу, то о последних пророк сказал: " да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут " (ст. 18). Ясно, что он разумеет век бу­дущий, где грешники не только терпят стыд, но и испытывают смущение и со срамом погибают, так как для них там нет уже времени для покаяния. Они не могут покрыть своего стыда покая­нием; стыдятся же они не только Судии, но и тех, в присутствии кого они судятся, тех, кого они обижали, кому понапрасну строили козни; их стыдятся они по необходимости, видя, как они блажен­ствуют, а сами напротив страдают. Тогда-то они по необходимости узнают Бога, их к этому принудит страх и суд. Но взыскать Бога, чтобы притечь к Нему, они уже будут не в состоянии, как это ясно видно из дальнейших слов: " и да познают, что имя Тебе – Господь: Ты един Вышний над всею землею " (ст. 19). Познанием пророк называет здесь не добровольное признание, а согласие вынужденное необходимостью. Подобно тому, как мы, видя острый нож, когда испытали его, признаем острым на самом деле, или как, согла­шаясь, что огонь горяч, утверждаем это особенно после того, когда приблизимся к нему, так точно и все неверующие во время суда признают Бога и узнают, что Он один Вышний над всею землею, и не делит Своей власти с идолами, как теперь думают некоторые нечестивые, из того, что Бог долготерпелив, заключающие, что Он не все может и не во всем. Тогда этого они не скажут, так как Бог будет в отношении к ним уже не долготерпелив, а правосуден.

 

 

Собеседование на псалом 83
"В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом" (ст. 1).

1. Что сыны Кореевы, подобно Асафу, были псалмопевцами, по­лучавшими от Давида пророчество для пения под звуки псалтирей, об этом мы сказали раньше, ровно как и о том, что под точилом разумеются тайны страданий Христа, Который, перенося их, как бы топтал точило, и попранием смерти как бы наполнил его. Поэтому другие переводчики перевели надписание этого псалма так: победная песнь о точилех. Но хорошо перевели и семьдесят: " в конец ", так как Христос, о котором сказано это, – конец закона. " Как возлюбленны жилища Твои, Господи сил! " (ст. 2). Селениями Господа называются не только храмы и молитвенные места, но и все те, кто старается чрез освящение сделать себя храмом обитания Божия, в особенности с тех пор, как пришел Христос, который обитает в нас по причине Своего человеколюбия. Вот почему и Иоанн Богослов на­писал: " и Слово стало плотию, и обитало с нами " (Ин.1:14). Такие селе­ния вожделенны для Бога, потому что Сам Он в них обитает, вожделенны и для нас, потому что чрез них мы можем прибли­жаться к неприступному Богу. " Всемерно желает душа моя (войти) во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом " (ст. 3). " Желает душа моя (войти) " – не от слабости, а от чрез­мерной любви, подобно тому как изнемогают горячо любящие, когда их на некоторое время отлучат от предмета любви. Тоже самое, говорит пророк, чувствует он и по отношению ко дворам Бо­жиим, чувственным ли, иди духовным. И вполне естественно: там бедняк находит утешение, обижаемый – терпение, счастливый – вразумление, всякий из нас находит все: одни лекарства от стра­стей, другие – средства, оживляющие и укрепляющие добродетель. " Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом ". Сначала чувствует радость о Боге сердце, а потом уже плоть. Когда мы предадим душу Богу, то плоть, управляемая ею, уже не радуется более пьянству, блуду и невоздержанию, а радуется о Боге живом, и стремится к тому, что свойственно истинной жизни, в любомудрой надежде по некотором времени достигнуть нетления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...