Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слова имама Ахмада относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха.




 

قالَ الإمامُ أبو عبدِ اللهِ أحمدُ بنُ محمدٍ بنِ حنبلٍ في قولِ النَّبي «إنَّ اللهَ ينزِلُ إلى سماءِ الدُّنْيَا»و«إنَّ الله يُرى في القيامَةِ» وما أشبه هذه الأحاديثَ، قال: نؤمِنُ بها ونُصَدِّقُ بها لا كَيْفَ ولا مَعْنَى ولا نَرُدُّ شيئا منْها، ونَعْلَمُ أنَّ ما جاءَ به الرَّسولُ حقٌّ، ولا نَرُدُّ على رسولِ اللهِ ولا نَصِفُ اللهَ بأكْثَرَ مما وَصَفَ بِهِ نفسَهُ، بِلاَ حَدٍّ ولا غايَةٍ}لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ{[الشورى:11]. ونقولُ كما قالَ، ونَصِفُهُ بما وَصَفَ بِهِ نَفْسَهُ، لا نَتَعَدَّى ذلك، ولا يَبْلُغُهُ وصفُ الواصِفِينَ، نُؤْمِنُ بالقرآنِ كُلِّهِ مُحْكَمُهُ ومُتَشَابِهُهُ ولا نُزِيلُ عَنْهُ صفةً مِنْ صفاتِه لشَنَاعَة شُنِّعَتْ، ولا نَتَعَدَّى القرآنَ والحديثَ، ولا نَعْلَمُ كيفَ كُنْهُ ذلك إلاَّ بتصديقِ الرَّسولِ وتَثْبِيتِ القرآنِ

Сказал Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль насчет слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Поистине, Аллах нисходит на первое небо" и "Поистине, мы увидим Аллаха в Судный День": Мы верим в них, и подтверждаем, без образа и смысла, и ничего мы не отрицаем. И мы знаем что, то с чем пришел посланник (мир ему и благословение Аллаха) - истина, и поэтому не отвергаем от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не будем описывать Аллаха больше того, чем Он себя описал, без границы и без конца. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. И скажем так как Он сказал. и будем описывать только тем, чем Он Сам Себя описал. Не будем это переходить, как бы Его не описывали описывающие они не могут Его описать. Мы верим в весь Коран, в мухкам и в муташабих, и не будем лишать Его какого-то атрибута из Его атрибутов из-за ужаса, который нам преподнесли, и не переходим за границы Корана и хадиса. И не знаем образа этого, кроме как при подтверждении посланника (мир ему и благословение Аллаха) и Корана.

«Сказал имам абу АбдиЛлях Ахмад ибну Мухаммад ибну Ханбаль радыяЛлаху анху (лучше говорить «рахимахуЛлах, потому что радыяЛлаху анху среди ахлю сунна уа джамаа является распространенным то что это дуа относиться к сподвижникам радыяЛлаху анхум), «поистине Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо» (Согласованный хадис, Аль-Бухари(1145), Муслим (758).). И мы упоминали то, что ибнуль Къайим в «Мухтасар ас-сауаикъ» приводит этот хадис от 29 сподвижников и у имама ад-Даракъутни есть отдельное послание или отдельная работа или отдельная книга, которая называет «ан-Нузуль» и хадис относительно того, что Всевышний Аллах нисходит на ближайшее небо является хадисом мутауатир, переданного от большого количества сподвижников как об этом сказали Абу Зурра ар-Рази, а также ибнуль Къайим, а также имам аз-Захаби, и ибн Абдуль Хади и аль-Каттани, это к тому что муаттазилиты, матуридиты ашариты и тому подобные заблудшие течения говорят о том, что хадисы не мутауатир, то есть «ахад» - не берется из них убеждение, то есть они не берутся в акъыду и здесь в том числе из того, что они отвергают, то что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо и мы говорим, вот этот хадис, который передается от 29 сподвижников, как об этом сказал Ибнуль Къайим в «Мухтасар ас-сауаикъ» о том, что этот хадис мутауатир подтвердили имамы хадиса, то есть если они скажут «наши имамы не подтвердили, что этот хадис мутауатир», то мы говорим: «дело не в ваших имамах или в наших имамах, а дело в имамах этой науки, то есть то есть хадис мутауатир или не мутауатир мы должны спрашивать у имамов науки о хадисоведения, а не у имамов философии и других наук и так далее», так вот, Абу Зурр Ар-Рази, а также имам Ибнуль Къайим, а также имам аз-Захаби ибн Абдуль Ахади – также один из мухаддисов и аль-Каттани, вот от этих пятерых имамов передавалось то, что они сообщили что хадисы о том, что Всевышний нисходит на ближайшее небо являются хадисами мутауатир, то есть передано от большого количества сподвижников и их достоверности нет сомнения.

Так вот, говорит дальше имам Ибну Кудама аль-Макдиси

«И хадисы также о том, что Всевышний Аллах Субхана уа тааля, верующие увидят Его в судный день» (Муслим (181), а также еще увидят верующие Всевышнего Аллаха? В раю, то есть в двух местах, так, в судный день и в раю, и оба эти хадиса что первый, что второй, второй приводится тоже у Бухари и Муслима, первый тоже приводится у Бухари и Муслима.

Говорит: «И тому подобные хадисы, сказал имам Ахмад относительно них, «мы верим в них и подтверждаем их правдивость и не «ля кейф ва ля ма’ана» (что значит «ля кейф», то есть мы говорим то, что Сущность или образ у Этих Атрибутов есть, но мы не знаем какой этот образ, не способны представить этот образ, вот это означает выражение «ля кейф», не означает что у них нет образа, образ есть, но мы не знаем какой, не означает то, что имам Ахмад «муфаид», и не утверждает смысл этим Атрибутам, потому что имам Ахмад сказал: «Делай опровержение тем, которые разъясняют эти Атрибуты не тем разъяснением, которое имеет ввиду Всевышний Аллах и Его Посланник) мы говорим то что эти Атрибуты принадлежат Всевышнему Аллаху, не зная их Сущности, хотя Сущность у них есть, то есть придавая им смысл, не делая им тафсир ложным смыслом, который делают «ахлюль бидаа» (приверженцы нововведений)». И когда он сказал «би ля кейф» это является опровержением «аль-муджассима», которые придают Всевышнему Аллаху форму или тело, точнее какую-то конкретную форму или какое-то конкретное тело, и что касается слов имама Ахмада «би ля маана», то в этом опровержение кого, «аль муаттыля аль муаттыля аль мухаррифкн» - те, которые либо вообще отрицаю Атрибуты Аллаха либо искажают правильный смысл.

Говорит: «И не опровергаем или не отрицаем ничего из тех хадисов в которых пришли описания Атрибутов Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля», тот который отвергает или отрицает эти Атрибуты зная, что хадис достоверный кем является? Тот является неверующим, как мы вчера проходили со слов шейха ибн ‘Усаймина, о том что «ар-рад ва ат такзиб» - хукм его то, что это куфр.

Говорит: «И знаем то, что то с чем пришел Посланник является истиной, и не отвергаем эти хадиси отдавая их обратно Посланнику Аллаха саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма (то есть не принимая их от него) и плюс к этому, мы не описываем Всевышнего Аллаха большим, чем Сам описал Себя Всевышний Аллах без всяких ограничений и без всякой верхней границы нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий, и мы говорим то же что сказал Аллах и Его Посланник и описываем Всевышнего так, как Он Сам Себя описал и не переходим границы этого и не способны описывающие Всевышнего Аллаха описать Его достойным образом, кроме Самого Всевышнего и кроме Его Посланника (а почему Посланник Аллаха саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма может описать Всевышнего Аллаха должным образом, потому что то, чем он описывает это и есть откровение от Всевышнего Аллаха) и мы верим в Коран весь, будь то ясные аяты или для кого-то неясные и не говорит то, что такой-то Атрибут не принадлежит Аллаху из-за дурных слов тех, которые обвиняют нас», допустим говорит «ну как это Всевышний Аллах нисходит на небо, или как это у Всевышнего Аллаха есть Руки, у Всевышнего Аллаха есть Пальцы, у Всевышнего Аллаха есть Стопы и тому подобное, то есть говорят это как бы «ужас» который вселяется после чтения этих хадисов, есть люди которые являются приверженцами нововведений и когда читает некоторые аяты и некоторые хадисы им эти хадисы вселяют ужас, они говорят что это такое, то есть неспособны принять смысл этих аятов и смысл этих хадисов, поэтому имам Ахмад говорит: «Мы не отрицаем Атрибуты Всевышнего Аллаха только из-за того, что кому –то чтение этих аятов внушают ужас».

Говорит: «И не переходим границы Корана и хадиса (то есть ничего не добавляем, ничего не убавляем), мы не знаем образ Сущности этих Атрибутов». Это что тебе доказывает, когда Имам Ахмад говорил: «Без кейфа» не имел ввиду что нет у Него образа, у этих Атрибутов, потому что он сам говорит: «мы не знаем какой у них образ», когда человек говорит: «мы не знаем какой у них образ» что это означает? То есть он утверждает что есть образ, но просто не знает какой это образ.

«И все на что мы основываемся в этой главе, это подтверждение Посланника Аллаха саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма и также подтверждение Книги Аллаха Субханаху уа Та’аля». И этот «асар» от Имама Ахмада передает его Абу Я’ля в книге «Ибталь ат-та-уилят ли ахбари Ссыфат», то есть «Ложность неправильного разъяснения хадисов о Атрибутов Всевышнего Аллаха», так называется книга Абу Я’ля. И это сообщение является известным от Имама Ахмада. То есть обычно такие известия или такие сообщения, даже если у них от них не пришло достоверного иснада или крепкого иснада, все равно принимается, потому что он является известным и никто его не отвергал и не отрицал. (Их приводит ибн уль-Къайим. И также имам Абу Абдуррахман ибн уль-Джаузи в "Манакиб имам Ахмад". А также имам Захаби в своей книге "Тарих".)

 

Говорит шейх Мухаммад аль ‘Усаймин РахимахуЛлах разъясння это блог:

«То, что содержит в себе слова имама Ахмада, которые он сказал относительно хадисов о нисхождении Всевышнего Аллаха на ближнее небо и подобных этому хадисов (то есть он сейчас будет разъяснять что содержалось в словах Ибну Кудама, когда он привел слова Имама Ахмада), первое, обязательность веры и подтверждение того, что пришло от Посланника Аллаха саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма, из Атрибутов или из хадисов, в которых описываются Атрибуты Всевышнего Аллаха без добавки без убавки, без ограничений и без верхней границы, второе то что мы не знаем Сущности этих Атрибутов «уа ля ма’ана» («ля кейф», это то что мы приписывает определенный образ Сущности Атрибутов, имеется ввиду Сущность есть, мы приписываем определенный образ, но мы не знаем какой этот образ), потому что знать нам, какой образ у этих Атрибутов невозможно, по тем причинам, которые мы уже упоминали (а мы упоминали эти причины когда разбирали «Икисад филь а’тикад» и говорили так, как мы не видели Аллаха, не видели ничего подобного ему, никто нам этого не описал и тому подобное) и слова имама Ахмада не означают, то что у Атрибутов Всевышнего нет образа или Сущности это потому что Атрибуты Всевышнего Аллаха утверждены истинно (то есть это не просто что-то несуществующее, то есть они утверждены в действительности, то есть они в действительности есть, и имеют Сущность и образ ) каждая вещь которая действительна, непременно должна у него быть сущность или образ но образ этих Атрибутов Всевышнего Аллаха не известен нам, а слова имама Ахмада: и мы не придаем смысл этим Атрибутам»,то есть не придаем этим Атрибутам никакого смысла, который бы противоречил внешнему смыслу аята или хадиса (говорим так как пришло в аяте и в хадисе и этим самым уберегаем себя от нововведений в религию) и не уподобляемся в этом тем, которые искажают смыслы этих Атрибутов,(назвал их «ахлю та-уиль», а лучше их назвать «ахлю тахриф», потому что та-уиль бывает правильный бывает неправильный) и не имеет ввиду имам Ахмад отрицание правильного смысла этих Атрибутов, который бы соответствовал внешнему смыслу аята или хадиса, и этот смысл пришел в тафсирах саляфов, имам Ахмад не отвергает это, потому что это установлено им и тем, кто были до него и указывает на это понимание его слов, то что он не отрицает смысл этих слов, просто отрицает неправильный смысл этих слов, (что указывает на это то что он сказал: мы не отрицаем и не отвергаем ничего из этих Атрибутов, в «ничего» что входит? Не отвергаем ни слово ни смысл, потому что Атрибут это не только слово, но и смысл его) и мы описываем его (то есть видишь, имам Ахмад утверждает то, что он описывает Всевышнего Аллаха тем, чем описал Себя Сам Всевышний Аллах) и не отрицаем какой-либо Атрибут, просто потому что это Атрибут кому-то внушает ужас или непонимание, и мы не знаем какова его Сущность, и поэтому раз имам Ахмад сам отрицает отвержение чего-либо из этих Атрибутов, а также отрицает, что он знает их образ это довод на то, что он утверждает смысл этих Атрибутов(раз он говорит «я ничего не отрицаю», соответственно он утверждает слово и смысл у этих Атрибутов), и третье что мы должны понять из слов имама Ахмада, то что ты обязан уверовать в Коран весь, ты должен уверовать в ту часть Корана, которая является мухкам, то, смысл чего ясен и в муташаббих и это смысл чего затруднителен пониманию, касательно тебя лично (это не говорит о том, что никто в этой общине не понимает смысла), и мы возвращаем непонятный смысл к понятному и потом нам становится понятен смысл обоих, если же мы так и продолжаем оставаться вне способности понять что имеется ввиду под этим Атрибутом, то является обязательным по отношению к нам, уверовать в слово, которое пришло в аяте или в хадисе, а понимание его смысла отдать Всевышнему Аллаху Субханаху уа Та’аля». Но это мы говорим, это если представить что есть такие аяты и хадисы, которые никто смысл их не знает, но на самом деле такого нет, потому что в любом случаи есть кто-то в общине мусульман, который способен правильным образом разъяснить что имеется ввиду под теми непонятными аятами, которые ты не понял, поэтому говорит то что мы абсолютно не можем понять и после этого отдаем сразу знание Всевышнему Аллаха – это неправильно, то есть мы ищем правильный смысл этого аята спрашивая обладающих знания, смотря это в тафсирах саляфов и тому подобное.

[Говорит шейх Салих али Шейх (да хранит его Аллах) в комментарии к этому разделу в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад: Эти слова имама Ахлю-с-Сунна уаль-Джама'а абу 'Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шейбани, который умер в 241 году. Имам, который стал причиной того, что Всевышний Аллах дал победу Сунне и подавил им бида'ат (нововведение), и Всевышний Аллах в его время сделал его весами, которыми взвешивались люди. Имам Ахмад сказал: "Мы верим в них, и подтверждаем, без образа и смысла". Люди не поняли смысл этих слов и подумали, что имам Ахмад подтверждает слова муфавида. Это группа, которая говорит: мы верим в слова без смысла, т.е., мы не входим в смысл и не входим в образ. Это – неправильная, ложная акида и ужасное нововведение. На самом деле нам ваджиб делать тафуид в кайфия (образ). Что касается смысла, то он понятный, так как Коран был ниспослан на арабском языке, и если ахлю сунна уаль джама'а верит в слова и в смыслы, т.е., верят в то, на что указывает слово из арабского языка, как же нам тогда понимать слова имама Ахмада?! Он говорил: "Без образа и смысла", и это также из тех вещей, за которые учёные критиковали имама ибн Кудама, так как он не растолковал слова имама Ахмада. Т.е., уляма говорят: "Имам Ахмад имел своими словами, т.е., он этим самим сделал рад (критику) двум группам".
Первая, которая сравнивает Всевышнего Аллаха с созданиями (т.е. Муджасима). Мы не придаем образа Именам и Атрибутам Всевышнего Аллаха, того образа, который вы представляете или ваши мозги представляют, т.е., тем образом, которым описывают Всевышнего Аллаха вот эти муджасима, которые уподобляют Всевышнего Аллаха созданиям. Его слова - "и не верим в смыслы", - опровержение муаттыля (джахмия, муътазиля, аш'ария, матуридия, куллябия) это те, которые отрицают Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха т.е., это те, которые меняют смыслы контекстов, меняют тот смысл, который внешне видно, меняют его на другой смысл. Они говорят, что смысл «нузуль», т.е., то, что пришло в хадисе, что, поистине, Аллах, Субханаху ва Тааля, каждую треть ночи снисходит, - они говорят: "Имеется ввиду, что "рахма", т.е., не Аллах нисходит, а Его Милость нисходит". И говорят, что смысл «истауа» («возвысился») - т.е., «истауля» («захватил»), смысл «Рахма» - это «желание добра», т.е., отрицают то, что Аллах гневается. Говорят, что его смысл - «желание отомстить». Этим самим искажают Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха. Поэтому имам Ахмад говорит: «без образа», т.е., отрицает тот образ, который придают Аллаху муджассима и отрицал имам Ахмад тот смысл, которые придумали муаттыля, ашария и т.д. Отрицает тот ложный смысл, которые придумали бида'атчики (нововведенцы) муъавиля, т.е., нововведенцы - это аш'ариты, матуридиты и т.д. Исходя из этого слова его: «без образа,без смысла», - имам Ахмад имел ввиду - без смысла, в который влезли бида'атчики. И правило гласит о том, что требующий знания, который изучает или придаёт внимание вопросам убеждений, для него является уаджибом понимать акъиду ахлю-сунна уаль-джама'а полностью. Если же он поймёт эти вопросы и после этого он встретит непонятные слова от сподвижников или же от табиинов, или же от некоторых имамов, то он будет понимать, что имел ввиду этот имам, так как у него правильная акъида. Он скажет: "Имам имел ввиду это, это, это.....".
Потому что нельзя подумать про имама Ахмада, что он муфавида. И он - Имам ахлю сунны - в других местах говорит, что муфавида являются бида'атчиками, - невозможно, чтобы он сказал, что смысла нет. Не понимается со слов имама Ахмада то, что он говорит у аятов и у хадисов нет смыслов, которые можно было бы понять. И поэтому нужно понимание основ акъиды и основ того, на чём были ахлю сунна валь джама'а, выучить их, тем самым любое непонятное место - будь это слова Аллаха или слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или слова учёных - ты растолкуешь, что имеет ввиду Аллах или Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), или же учёные. И в наше время некоторые написали книги о том, что саляфы подтверждают тауиль. Говорят, что сахабы тоже делали тауиль, как делают его аш'ариты, или же говорят, что среди сахабов есть те, которые отрицают Атрибуты, т.е., аш'ариты говорят такие вещи и изменяют Атрибуты. Говорят: "Смотри, Имам Ахмад искажает", - и это по причине непонимания основ ахлю сунна валь джама'а и желая фитны, желая тауиль, т.е., желая делать тот тауиль, которым описал Всевышний Аллах отклонившихся от прямого пути людей. Если же ты поймёшь истину и поймёшь правильный манхадж, правильный путь, и поймёшь истинную акъиду, - этим самым ты сможешь объяснить те непонятные места, которые пришли от некоторых имамов ахлю сунна, которые может быть внешне кажется, что они не соответствуют акъиде ахлю сунна валь джама'а или же ты можешь понимать, что здесь есть какой-то таъвиль, то, что имамы изменяют, и ты сможешь ответить чёткими, понятными ответами. Как вы видите, в книгах в прошлом были распространены - и сейчас распространяется – то, что среди саляфов были ихтиляф в вопросах вероубеждения и в вопросах тауиля. И эти люди говорят: "Не делайте это проблемой в акъиде, так как это становится причиной расхождения мусульман, и причиной для другого. Потом начинают приводить слова имама Ахмада, некоторые слова сахабов и некоторые слова табиинов. Он подобен тому человеку, который как бы охотится за тем, чтобы потом обмануть тебя. И если бы он понимал ахлю сунна уа джама'а полным пониманием, он бы понял о чем идет речь. И это подобно тому, как говорят, что пришло от Ибн Аббаса то, что он читал слова Аллаха: «В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» (аль-Калам 68:42), и Ибн Аббас не сказал: «Когда обнажится Голень Аллаха», - а сказал:"В тот День, когда будет тяжёлое положение, их прозовут к поклону". Когда в арабском языке говорят: «Вскрыла война свою голень», имеется ввиду самый напряжённый момент битвы. Также Ибн Аббас сделал тафсир этому аяту, хоть и другие сахабы говорили, что здесь имеется ввиду Голень Аллаха. Эти люди (мубтадиъ) говорят: "Смотри, Ибн Аббас не подтверждает, что у Аллаха есть Голень". Смотри, что он говорит, он кроме этих слов Ибн Аббаса, ничего не видел. А остальные слова Ибн Аббаса?. То, что ты говоришь противоречит знанию. Даже если Ибн Аббас эти слова сказал, это не значит, что Ибн Аббас отрицает, что у Аллаха есть Голень, потому что у нас есть хадис. Абу Са‘ида аль-Худри рассказывал, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Господь наш обнажит Свою голень, и склонятся в земном поклоне перед Ним все верующие мужчины и женщины, а каждый из тех, кто в мире этом совершал земные поклоны напоказ или ради доброй славы, останется, и каждый из них захочет склониться, но хребет его превратится в единую кость (и он не сможет сделать саджда)». аль-Бухари 4919. И Ибн Аббас этот хадис знал, и он знал, что у Аллаха есть Голень, такая, как подобает Ему. Однако, он говорил: "Да, хадис указывает на Голень, но в этом аяте имеется ввиду не Голень, а это". Ибн Аббас подтверждает Голень, потому что Атрибут Голень пришёл. Но Ибн Аббас сделал такой тафсир, хоть мы и говорим, что более правильное мнение то, что большинство сподвижников сделали тафсир: «Когда обнажится Голень Аллаха», что имеется ввиду именно Голень Аллаха. Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал тафсир этому аяту, но Ибн Аббас не знал этот тафсир. Поэтому тот, кто приводи тебе слова саляфов, что в этом вопросе есть ихтиляф, в этом нету никакого довода. Конец слов шейха.]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...