Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятка студенту-практиканту




 

1. Всегда говорите детям правду, даже когда это вам невыгодно.

2. Не добивайтесь успеха силой.

3. Будьте доброжелательны. Поздоровайтесь первыми с учеником, если с вами не поздоровались.

4. Будьте великодушны – умейте прощать.

5. Не забывайте похвалить.

6. Замечайте и отмечайте малейшие успехи ученика.

7. Оценивайте только поступки ребенка, а не его самого.

8. Когда говорите с учеником,всегда смотрите ему в глаза.

9. Изъясняйтесь с учеником как можно яснее и четче.

10. Лучшее воспитание – приглашение ученика к размышлению.

11. Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

12. Дети не должны уходить от вас побежденными.

13. Признавайте право ученика на ошибку.

14. До тех пор, пока у детей есть вера в добро, в человека, в идеал, есть и воспитание.

15. Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.

16. Не говорите «малоспособен», а «способности не раскрыты».

17. Никогда не наказывайте провинившегося сразу. Необдуманное наказание сильно вредит.

18. Бестактность, несправедливость учителя – криминогенны.

19. Завышенные требования к ученику – одна из причин конфликта.

20. Не ворчите по поводу и без повода.

21. Не пытайтесь одним махом перевоспитать ученика, ибо каждый имеет право отстаивать свою самобытность.

22. Никаких нотаций.

23. Не говорите детям только про их недостатки.

24. Не используйте отметки как средство наказания.

25. Ученик, убежденный в невозможности что-то изменить, отказывается от поиска.

26. От постоянных неудач дети озлобляются.

27. «Трудные дети – это те, которых предали дети и учителя» (А. Макаренко).

28. Будьте постоянно вежливыми, ибо только в этом случае мы вправе ожидать вежливости от детей.

29. Помните: «Я отвечаю за Вас, я помогаю Вам, я надеюсь на Вас, я уверена в Вас, но я готова остановить ваши неверные действия – это моя обязанность».

 

Список литературы по воспитательной работе в классе

 

1. Аджиева, Е.М. Сценарии классных часов / Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова и др. – М., 2005.

2. Афонасьев, С. 300 творческих конкурсов / С. Афонасьев, С. Каморин. – М., 2001.

3. Афонасьев, С. Новогодняя вечеринка / С. Афонасьев, С. Новиков. – Кострома, 2001.

4. Воложанина, О. Я к вам пишу. Литературные вечера для старшеклассников / О. Воложанина. – Ярославль, 2001.

5. Григоренко, Ю.Н. КТД. Игры, праздники, аттракционы, развлечения: индивидуальная работа / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Костецова. – М., 2001.

6. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1995.

7. Исаченкова, Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе / Н.В. Исаченкова. – СПб., 2001.

8. Калашникова, О.В. Праздники круглый год: в учебное время и летом / О.В. Калашникова, – Волгоград, 2001.

9. Ксензова, Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2004.

10. Классному руководителю. – М., 2001.

11. Копилка классного руководителя. Родительские собрания в 5-7 классах. –Брянск, 2004.

12. Круковер, В. 400 практических советов воспитания подростка / В. Круковер. – М., 2001.

13. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Ч. 1. / В.М. Лизинский. – М., 2004.

14. Михайлова, М.А. А у наших ворот развесёлый хоровод / М.А. Михайлова. –Ярославль, 2001.

15. Настольная книга классного руководителя. – М., 2004.

16. Новиков, С. Любимые праздники / С. Новиков. – М., 2005.

17. Погорельский, Ю.М. Сценарии детских праздничных представлений / Ю.М. Погорельский. – СПб., 2001.

18. Побединская, Л.А. И мелькают города и страны / Л.А. Побединская. – М., 2001.

19. Ромашков, Е.Н. День защитника Отечества (модели праздничного досуга) / Ромашков Е.Н. – М., 2000.

20. Соколов А.В. Сценарии школьных праздников / А.В. Соколов. – М., 2001.

21. Сценарии классных часов. – М., 2002.

22. Сценарии школьных праздников. – М., 2000.

23. Шпарева, Г.Т. Театрализованные праздники в школе / Г.Т. Шпарева, И.П. Коновалова. – М., 2001.

24. Щуркова, Н.Е. Классное руководство / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.

 

Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности студента-практиканта

 

Рефлексия, от позднелатинского «обращение назад» - размышление, самонаблюдение или фора теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий и их законов (Педагогический энциклпедический словарь, 2003) - неотъемлемая характеристика педагога высокой квалификации. Педагогическая практика позволяет отработать не только умения практической профессиональной, но и рефлексивной деятельности. Самооценка при помощи вопросов анкеты, описание «своего алгоритма» и лучшей импровизации способствуют формированию рефлексивной деятельности студента-практиканта.

 

Методики рефлексивно-прогностического и рефлексивно-аналитического характера

Приступая к освоению новой для студента профессиональной педагогической деятельности важно помочь студенту-практиканту представить, какой конечный результат он хотел бы получить, что этому будет способствовать, а что - мешать.

На завершающем этапе практики студенту необходимо отметить, каких личных результатов он достиг, чего это ему стоило, определить грань известного и неизвестного, неотработанного. Такая процедура необходима для более эффективного саморазвития, глубокого проникновения в педагогику вне зависимости от того, происходило ли оно через познавательную или профессиональную деятельность, на какие задачи было ориентировано.

Следующие методики помогут сделать процесс освоения педагогики (как синтеза осмысленных действий и реализованной теории) более осмысленным и эффективным.

 

Анкета, предваряющая прохождение учебно-методической практики

Допишите, пожалуйста, следующие предложения:

1. Я боюсь, что …

2. Успех мне поможет обеспечить …

3. Я надеюсь, что на практике …

Анкета, завершающая прохождение учебно-методической практики

Допишите, пожалуйста, следующие предложения и ответьте на вопросы:

1. Перед практикой я боялся (ась), что …

2. Оказалось, что …

3. Какие знания, полученные в вузе, удалось применить на практике?

4. Потребность в каких знаниях, умениях ощутил(а)?

5. Мне следует обратить внимание на развитие таких умений, как …

 

Свой алгоритм

 

Творчество и алгоритм, насколько различны эти явления? По определению, творчество - процесс создания объективно и субъективно нового как вне, так и внутри себя (А.И. Санникова). Алгоритм - способ (программа) решения задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Вот что писал о соотношении стандарта и творчества Ю.П. Азаров, доктор педагогических наук, профессор, автор многочисленных работ по проблемам педагогики:

«А что такое стандартное, нетворческое, неоригинальное, неновое в педагогике? Стандарт, в частности, то, что формализовано. В стандарте всегда сведено многое различное к единому типовому. Это позволяет наиболее экономно и рационально расходовать силы и энергию. Стандарт — способ обобщения, результат отбора наиболее характерного, что поддается измерению, подсчету, описанию, включению в программу.

Если заглянуть в родословную стандартов, то окажется, что появление стандарта связано с творчеством, первый образец будущего стандарта — наиболее творческое решение, отвечающее всем определениям творчества.

Овладение несколькими игровыми стандартами позволило мне, например, в самый короткий срок организовать, всколыхнуть коллектив школьников младшего и подросткового возраста.

Как начиналась наша игровая «магия»? Вот ее «алгоритмы». Один «алгоритм»: я переходил на таинственный шепот. Реакция: напряжение на лицах, внимание.

Другой «алгоритм»: употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие - знаем, мол.

Третий «алгоритм»: «выдача» точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ГАЗ-69. Ничего нельзя записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля.

«Алгоритм» четвертый: «О родителях не беспокойтесь: они уже предупреждены и дали согласие». И снова — детали: «Мама Подгорного дала согласие, и мама Иванова завтра в 12.00 скажет о своем решении... А теперь запоминайте, что нужно взять с собой...» Реакция: восторг и ошарашенность: где это видано, сроду такого не было!

«Алгоритм» пятый: «У нас мало времени на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется». Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах и во всем облике решение: «Ни за что не откажусь!»

Еще «алгоритм»: «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными (любопытно: в такой ситуации малоинтересное вызывает особый интерес). Реакция: сомкнутые губы, напряженные мускулы мальчишек, расправленные мужественно худенькие плечики девчонок: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям».

«Алгоритм» последний (исключительно для скептиков): «Я ничего от вас скрывать не хочу: это игра и она требует выполнения правил». Реакция: нет скептиков!

Все эти приемы применялись мною десятки раз, и каждый раз по-разному, и каждый раз требовалось творчество».

Азаров Ю.П.

Искусство воспитывать.

М., 1979, с. 228 –229.

Отметим,автор не совсем точно использует слово «алгоритм», обозначая этим термином один «шаг», а не всю цепочку шагов-действий.

Задание: разработайте и опишите свой алгоритм (последовательность нескольких шагов-действий), всегда обеспечивающий успех в некой типичной ситуации. Например, что и как нужно сказать, сделать во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., чтобы в школе на уроке установить дисциплину и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...