Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная группа (курс, факультет): I курс лечебного факультета, I курс педиатрического факультета




Время: 3 академических часа (1 практическое занятие)

Учебно-материальное обеспечение

1. Наглядные пособия

а) Таблицы:

  • нервная ткань (№ 191)
  • развитие тканевых элементов нервной системы (№ 175)
  • строение нейрона (№ 176)
  • нейроциты (№ 177)
  • специфические включения в нейроне (№ 178)
  • нейрофибриллы (специальные органоиды нервной клетки) (№ 179)

б) Препараты:

  • хроматофильное вещество (тигроид) в нервных клетках спинного мозга. Окраска толуидиновым синим по методу Ниссля.
  • нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра по методу Кахаля.
  • Нейроны сетчатки. Суправитальная окраска метиленовым синим по методу Догеля (демонстрационный препарат).
  • РНК в нервных клетках спинного мозга. Окраска метиловым зеленым с пиронином по методу Браше (демонстрационный препарат).

в) электронные микрофотографии:

o очаговый хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки;

o тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки;

o пикноморфный мультиполярный нейрон сетчатки.

o погружение сателлитоцита в дегенерирующий нейрон;

o внутриклеточная регенерация нейрона, характеризующаяся восстановлением гранулярной ЭПС за счёт наружной ядерной мембраны (инициация гиперхроматоза).

г) микрофотографии полутонких срезов:

1. очаговый хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

2. тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

3. пикноморфный мультиполярный нейрон сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

2. Технические средства обучения:

  • учебные микроскопы
  • компьютеры

3. Литература:

А) Обязательная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - 5-е изд.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов С.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии[Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИА, 2006.- 376 с.

Б) Дополнительная

  1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2004. — 448 с.
  2. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.
  3. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с.
  4. Логвинов С. В., Герасимов А. В. Циркадианная система и адаптация. Морфофункциональные и радиобиологические аспекты (монография).-Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007.- 200 с.
  5. Патология: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.
  6. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств»: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов.- Томск, 2004.- 94 с.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
     
2.   3.     4. 5.     6. Вводная часть (вступительное слово)   Проверка подготовленности студентов к занятию (программированный контроль) Учебные вопросы: 1. Нейрон, структурно-функциональная характеристика, классификация. Строение основных отделов нейрона: перикариона, дендрита, нейрита, аксонального холмика и инициального сегмента. Аксональный и дендритный транспорт, механизм. Трансверсальный транспорт. 2. Повреждение и регенерация нервной ткани. 3. Культивирование нервной ткани. 4. Коррекция поражений нервной системы с помощью трансплантации незрелой нервной ткани в эксперименте и клинике. Микроскопирование и зарисовка препаратов. Чтение таблиц, схем, гистологических рисунков, электронограмм.   Заключительная часть (подведение итогов), ответы на вопросы 5 мин   15 мин.     20 мин     10 мин 10 мин 15 мин     45 мин 10 мин     5 мин

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Общие организационно-методические указания

В связи с освоением врачебной специальности студентам необходимо усвоить фундаментальные основы строения нервной ткани на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях. Практическое занятие по теме «Нейрон: структурно-функциональная характеристика, дифференцировка, репарация, культивирование, трансплантация » сопровождается одноименной лекцией, знания которой студент должны продемонстрировать в ходе занятия. Освоение гистофизиологии нервной ткани базируется на знаниях курса общей гистологии, а также анатомии и физиологии нервной системы. Обучающиеся должны самостоятельно (используя учебную литературу и материал лекции) подготовить разделы, касающиеся строения нервных клеток на световом и ультраструктурном уровнях. В ходе практического занятия под руководством и методическими указаниями преподавателя студенты должны систематизировать знания, углубить знания, касающиеся цито- и гистофизиологических характеристик нервных клеток. Также на практическом занятии студент закрепляет теоретические знания практическими навыками микроскопирования и зарисовки гистологических препаратов нервной ткани.

2. Методические указания по вводной части

Преподаватель объявляет тему занятия, учебно-воспитательные цели, целевую установку и порядок проведения занятия, подчеркивает важность изучаемой темы для будущего специалиста.

3. Методические указания по проверке подготовленности обучаемых к занятию

В результате разбора теоретической части занятия преподаватель оценивает уровень подготовки студента по данной теме в рейтинговой балльной системе. По итогам подготовки студентов к практическому занятию будет произведен программированный контроль, включающий теоретический вопрос, определение гистологического рисунка структуры какого-либо компонента нервной ткани, тестовую и ситуационную задачи. Целью таких форм контроля является систематизация знаний студента, касающегося раздела «Регенерация и трансплантация нервной ткани», умение анализировать полученную информацию и применять в дальнейшем фундаментальные знания в изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».

4. Методические указания по отработке учебных вопросов

Для эффективного усвоения знаний по теме «Нейрон: структурно-функциональная характеристика, дифференцировка, репарация, культивирование, трансплантация » преподавателю необходимо комбинировать теоретический разбор материала с отработкой практических навыков. После вступительного слова и освещения вопроса общей структурно-функциональной организации нейрона, который можно рассматривать дискуссионно (в форме короткого блиц-опроса), давая возможность каждому студенту выступить с конкретной информацией, следует приступать к более сложным разделам, касающимся вопросов регенерации, культивирования и трансплантации нервной ткани (см. план рассматриваемых вопросов). Целесообразно после каждого теоретического вопроса производить его микродиагностику. При этом разбор структуры следует производить с помощью таблиц, схем, рисунков, а микродиагностику препарата - с помощью атласа.

5. Методические указания по проведению заключительной части занятия

Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы, дает задание на самостоятельную подготовку студентам, объявляет об окончании занятия.

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

По данной тематике выполнены образцы рисунков; изготовлены гистологические препараты, сделаны информационные таблицы и схемы; составлены программированные контроли и тесты (см. рекомендованную литературу).

 

ОПИСАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ.

  1. хроматофильное вещество (тигроид) в нервных клетках спинного мозга. Окраска толуидиновым синим по методу Ниссля.

Под малым увеличением обратите внимание студентов на общую структуру поперечного среза спинного мозга, найдите серое вещество, состоящее из мультиполярных нейроцитов и элементов нейроглии. Выберите наиболее крупный нейрон, в котором хорошо видны ядро, ядрышко и базофильные глыбки хроматофильного вещества Ниссля. Найдите аксон и дендрит, ориентируясь на особенности распределения хроматофильного вещества. Обратите внимание студентов на ядра глиоцитов, располагающиеся вокруг нейрона. Дайте задание студентам зарисовать основные структуры нейрона.

  1. нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра по методу Кахаля.

Под малым увеличением обратите внимание студентов на общую структуру поперечного среза спинного мозга, найдите серое вещество, состоящее из мультиполярных нейроцитов и элементов нейроглии. Выберите наиболее крупный нейрон, в котором хорошо видны ядро, ядрышко и нейрофибриллярный аппарат. Обратите внимание студентов на ядра глиоцитов, располагающиеся вокруг нейрона. Дайте задание студентам зарисовать основные структуры нейрона.

3. Нейроны сетчатки. Суправитальная окраска метиленовым синим по методу Догеля (демонстрационный препарат).

На препарате сетчатки глаза, окрашенном метиленовым синим обратите внимание студентов на строение мультиполярных нейронов: форму перикариона, ядра, наличие ядрышка, отличия строения аксона и дендритов.

4. РНК в нервных клетках спинного мозга. Окраска метиловым зеленым с пиронином по методу Браше (демонстрационный препарат).

Метод Браше – это гистохимическая реакция, позволяющая выявлять нуклеиновые кислоты в клетке. На препарате спинного мозга обратите внимание студентов на мультиполярные нейроны передних рогов спинного мозга, в которых ДНК выявляется в ядре метиловым зеленым (зеленый цвет), а РНК – пиронином в ядре в составе ядрышка и в цитоплазме в составе рибосом (розовый цвет).

ЭЛЕКТРОННЫЕ МИКРОФОТОГРАФИИ

Рис. 1. Очаговый (периферический) хроматолиз нейрона зрительного отдела коры головного мозга. Я — ядро; Ц — цитоплазма.

Ц
Я

 

Рис. 2. Тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Я - ядро; Ц - цитоплазма.

Я
Ц

 

 

Рис. 3. Погружение сателлитоцита в дегенерирующий нейрон. ЯК – ядрышко; ЯН – ядро нейрона; Л – лизосома; В – вакуоль; ЯС – ядро сателлита.

 

 

Рис. 4. Пикноморфный нейрон эпифиза. Я – ядро; Ц – цитоплазма; В – вакуоли; Л - лизосомы.

Рис. 5 Внутриклеточная регенерация нейрона, характеризующаяся восстановлением гранулярной ЭПС за счёт наружной ядерной мембраны (инициация гиперхроматоза). ЯК – ядрышко; ЯМ – ядерная мембрана; Л – лизосомы; М – митохондрия; ГЭС – гранулярная ЭПС.

 

МИКРОФОТОГРАФИИ ПОЛУТОНКИХ СРЕЗОВ

Рис. 1 Пикноморфные мультиполярные нейроны сетчатки Окраска толуидиновым синим. Ув. 900.(стрелки).

Рис. 2 Очаговый хроматолиз мультиполярного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим. Ув. 900 (стрелка).

 

Рис. 3 Тотальный хроматолиз мультиполярного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим. Ув. 900. (стрелка).


 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Предложены два микропрепарата нервной ткани, окрашенные по Нисслю. На первом в нейроцитах выделяются крупные глыбки хроматофильной субстанции, на втором мелкие, в форме пылевидной зернистости. К каким функциональным типах относятся нейроциты на том и другом микропрепаратах.

Ответ: на первом – к двигательным, на втором – к чувствительным.

2. На фотографии видна нервная клетка, от которой отходит один отросток. В то же время в тексте указано, что дендрит этой клетки идет на периферию, а аксон - в центр. Объясните, может ли этот текст соответствовать фотографии?

Ответ: Да, если нейроцит псевдоуниполярен.

3. В учебнике на электроннограмме представлены три нейроцита: мультиполярный, биполярный и псевдоуниполярный. Сколько аксонов у каждой из этих клеток?

Ответ: один.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. По аксону транспортируется всё, КРОМЕ:

(А) рибосом

(Б) везикул

(В) нейромедиаторов

(Г) митохондрий

(Д) белковых молекул

Ответ: А.

2. В аксоне присутствует всё, КРОМЕ:

(А) митохондрий

(Б) микротрубочек

(В) нейрофиламентов

(Г) базофильного (тигроидного) вещества

(Д) везикул

Ответ: Г.

3. Каковы эмбриональные источники развития нервной ткани?

(А) Дорзальная мезодерма.

(Б) Мезенхима.

(В) Вентральная мезодерма.

(Г) Эктодерма.

(Д) Энтодерма.

Ответ: Г.

4. Какими органоидами образована хроматофильная субстанция в цитоплазме

нейронов?

(А) Митохондрии.

(Б) Лизосомы.

(В) Диктиосомы комплекса Гольджи.

(Г) Гладкая цитоплазматическая сеть.

(Д) Гранулярная эндоплазматическая сеть.

Ответ: Д.

5. При введении колхицина происходит разрушение цитоскелета. Что

произойдет при этом в цитоплазме нейронов?

(А) Исчезновение комплекса Гольджи.

(Б) Исчезновение нейрофибрилл.

(В) Нарушение аксотока.

(Г) Разрушение митохондрий.

(Д) Угнетение биосинтеза белка.

Ответ: Б.

 

Профессор кафедры

гистологии, эмбриологии и цитологии,

д-р мед. наук Варакута Е.Ю.

20» января 2012 г.

 

Тема 3 «Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-фу-нкциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация» (занятие 3)

I. Учебные цели

Изучить микроскопическое и ультраструктурное строение клеток нейроглии, а также их происхождение и закономерности развития согласно рабочей программе по репаративной неврологии с нейротрансплантологией по специальности 060101 «лечебное дело» и «Педиатрия» Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства здравоохранения и социального развития. В связи с освоением специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и предстоящей профессиональной деятельностью врача в ходе практического занятия студентам необходимо систематизировать знания общей и частной гистологии, углубить знания, касающиеся цито- и гистофизиологических характеристик нейроглиальных клеток. Студент должен уметь идентифицировать на микроскопическом уровне отдельные клетки нейроглии; знать возрастные и функциональные изменения нейроглиальной ткани; что необходимо для использования в дальнейшем обучении и будущей врачебной практике.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях нейроглии с нейронами, эндокринной, иммунной и кровеносной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения. Осваивая современные методы гистологического изучения биопсийного и аутопсийного материала, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, авторадиографии, качественной и количественной морфометрии, иммуногистохимических методов, автоматической обработке структур, цито- и гистохимических методик выявления биологически активных веществ в органах и тканях, обучающиеся должны идентифицировать и уметь описать клетки нейроглии.

Знать общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нейроглиальной ткани; принципы развития и взаимодействия клеток нейроглии; светооптическое и ультраструктурное строение нейроглиальных клеток для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении; возрастные, функциональные изменения нейроглии и ее структурных элементов; основную медицинскую международную гистологическую терминологию.

Уметь использовать данные о микроскопическом строении и развитии нервных клеток для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».

Иметь навык микроскопирования, описания и зарисовки гистологических препаратов нейроглиальных клеток; чтения гистологических микрофотографий, схем и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий; пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.

II.Учебные вопросы

5. Глия, классификация, источники развития. Структурно-функциональная характеристика эпендимоцитов, астроглии и олигодендроглии.

6. Шванновские клетки, их роль в миелинизации.

7. Строение и функция микроглии. Мультипотентный глиальный элемент.

8. Обновление нейроглии. Прогрессивно- пролиферативные и регрессивные глиальные реакции. Изменения глии при некоторых патологиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...