Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура Древней Греции 1 страница




Наследие архитектуры Древней Греции лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества, особое влияние оно оказало на архитектуру эпохи Возрождения и на архитектуру классицизма и связанного с ними монументального искусства. Греческая архитектура поражает благородством своих форм, четкими, соразмерными человеку, пропорциями, отличается простотой конструктивного решения.

В период архаики (VII – VI века до н. э. ) была разработана строго продуманная система рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре (колонне) и горизонтальной балке (антаблементе), приведено в состояние определенного порядка, гармонического равновесия. Эта система получила название ордера (ordo – порядок). Ордер – это цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения.

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: ступенчатого основания (чаще всего, трехступенчатого) – стереобата; колонн, состоящих из базы, ствола (фуста) и капители; перекрывающей части сооружения – антаблемента, который делился, в свою очередь, на горизонтальную балку – архитрав, фриз и карниз. Архитравом называется балка, непосредственно лежащая на капителях колонн, фризом – горизонтальная лента над архитравом, содержащая, чаще всего, скульптурные рельефы. Карниз, завершая антаблемент, несколько выдвигается вперед (эта часть карниза называется слезник), чтобы предохранить нижележащие части здания от дождевой воды, стекающей с крыши. Греческие сооружения покрывались двускатной крышей, поэтому на торцах здания они образовывали треугольные фронтоны, «внутренний» треугольник (без карниза) назывался тимпаном. В тимпанах храмов часто размещались скульптуры. Иногда над фронтонами – на коньке крыши и на ее обрезах – располагались архитектурно-скульптурные украшения – акротерии. В архитектурном убранстве зданий греки применяли различные профили, так называемые обломы. Различным сочетанием этих обломов и изменением их размеров можно было придать той или иной детали своеобразный характер. Обломы использовали на базах колонн, на антаблементах, в частности, в карнизах.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический (конец VII до н. э. ), позже (в конце V – начале IV в. до н. э. ) появился коринфский ордер. Ордера различались в деталях и пропорциях. Дорический отличался простотой и мужественностью форм, ионический – легкостью, стройностью, изяществом, коринфский – большей декоративностью. Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции, ионический – в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Архитектурный ордер, сформировавшийся в эпоху Архаики, стал основой античных храмов. По словам Б. Виппера, назначение греческого храма – быть жилищем божества. Для их строительства использовали камень. Кроме религиозной функции, храм был кладовой для священных реликвий, кассой, банком, архивом города, убежищем. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. В отличие от египетских храмов греческий храм строился с расчетом восприятия снаружи. Внутреннее помещение храма, которое считалось местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, они собирались перед главным, восточным фасадом храма.

В основе планировочной структуры храма лежал однокомнатный жилой дом – мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Внутреннее пространство состояло из центральной части – целы, или наоса, и передней части – пронаоса. Иногда на противоположной, западной стороне храма располагалось помещения для хранения даров – опистодом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, при этом колонны располагались в два ряда. Высота колонн верхнего ряда была меньше по сравнению с колоннами нижнего яруса, при этом их вертикальные оси совпадали.

В зависимости от расположения внешних колонн храмы подразделялись на следующие типы:

«Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное в плане сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми располагались две колонны.

Если колонны (чаще всего четыре) располагались перед восточным фасадом, такой храм назывался простиль.

Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, такой храм назывался амфипростиль.

Если колонны окружали здание храма по всему периметру, такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном (восточном) фасаде плюс одна колонна.

Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

Круглый в плане храм, состоящий из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей, назывался моноптер.

Время расцвета, классический период в истории греческой архитектуры (V – последняя треть IV в. до н. э. ) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Преобладающим типом храма в это время становится дорический периптер. На фронтонах храмов размещались многофигурные скульптурные композиции из мрамора. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Высшим достижением греческого зодчества, его композиционные и строительные принципы выявлены в ансамбле Афинского акрополя. Акрополь представляет собой естественную скалу удлиненной формы. Акрополь являлся общественным и религиозным центром Афин. Здесь хранилась государственная казна Афинского морского союза, находились библиотека и картинная галерея. Один раз в четыре года здесь проходили пышные празднества – Великие Панафинеи, посвященные богине Афине, они сопровождались конными и гимнастическими состязаниями, соревнованиями певцов и музыкантов. Завершались Панафинеи всенародным торжественным шествием к Парфенону и чествованием Афины, ей в дар приносили пеплос, после чего всех ожидал пир прямо на Акрополе.

Вместо построек более раннего времени, разрушенных персами, в V веке до н. э. под руководством скульптора Фидия были построены новые здания, которые составили целостный, четко спланированный архитектурный ансамбль. Постройки этого ансамбля размещены асимметрично по отношению друг к другу. Но это не случайно, т. к. в основе всего ансамбля лежит единый и глубоко художественный замысел. Он основывается на трех принципах: во-первых, создание гармоничного равновесия масс, во-вторых, восприятие архитектуры в процессе постепенного ее обхода, в-третьих, органическое включение всех сооружений в окружающий ландшафт, нахождение наиболее выгодных мест для каждой постройки. Таким образом, свободная композиция Афинского Акрополя, живописно расположенного на верхней площадке скалы, основана на строгой системе перекрестного равновесия объемов и точно рассчитана на последовательную смену впечатлений при неторопливом и торжественном движении.

Парадным входом всего ансамбля являются Пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н. э. Они представляют собой два дорических шести колонных портика, один из которых обращен к городу, а другой – к вершине Акрополя. Внутренний проход Пропилей обрамлен ионическими колоннами – тремя с каждой стороны. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает пинакотека – картинная галерея, справа на выступе скалы – пиргосе – расположен храм Ники Аптерос (Бескрылой богини Победы). Это небольшой четырех колонный амфипростиль ионического ордера, построенный Калликратом в 427-424 годы до н. э. Главный фасад храма для удобства восприятия немного развернут в сторону прохода.

Пройдя сквозь портик Пропилей, процессия попадает на верхнюю площадку Акрополя. Прямо напротив, в тридцати метрах от Пропилей, на высоком постаменте находилась семиметровая бронзовая скульптура Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием. Она не сохранилась, но судя по изображениям на монетах, богиня держала копье и щит, ее голову покрывал высокий шлем, у ее ног сидела сова – символ мудрости. Величественность позы, монументальные размеры скульптуры, ее место расположение позволяют предположить, что именно она была композиционным центром всего ансамбля Акрополя, его активной вертикальной доминантой.

Слева от статуи Афины Воительницы возвышается главный храм ансамбля – Парфенон, посвященный Афине Деве – Афине Парфенос. Он был построен в 447-438 гг. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Парфенон расположен не прямо напротив Пропилей, а южнее, поэтому он воспринимался не с фасада, а с угла, так что видны западная и протяженная северная стороны храма. Это очень выгодная точка зрения, позволяющая оценить совершенные пропорции храма, прекрасную соразмерность всех его частей. Все это создает впечатление безупречной красоты, возникающее благодаря ясному чувству меры и гармонии. Парфенон – это дорический периптер. Вход в него был с восточной стороны, поэтому, чтобы попасть туда, необходимо было пройти вдоль северного фасада. Это позволяло увидеть все особенности архитектуры, оценить органическую связь с ней скульптурных рельефов фриза в верхней части внешних стен целлы, изображающих торжественное шествие на Акрополь во время Панафинейских праздников. Кроме этого сюжета из реальной жизни города на Парфеноне имеются скульптурные изображения, связанные с легендами о жизни и подвигах Афины. На восточном фронтоне – сцена рождения Афины из головы Зевса, на западном – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах восточного фриза изображена битва богов с гигантами, северного – разрушение Трои, западного – борьба афинских героев с амазонками, южного – схватка греков с кентаврами.

Внутри храм был разделен стеной на две неравные части. В главной целле стояла знаменитая хризоэлефантинная статуя Афины Парфенос. С трех сторон скульптуру окружала двухъярусная мраморная колоннада. Целла и скульптура Афины освещались гипетральным отверстием – сквозным прямоугольным проемом в балочном перекрытии. В западной части храма – опистодоме – хранилась казна Афинского морского союза, дары, принесенные богине. Вход в опистодом находился на западном фасаде храма. Завершающим акцентом в формировании образа храма является окраска некоторых его элементов. На фоне естественного мрамора выделялись голубые триглифы, красный фон метоп, позолота орнаментальных деталей. Это, однако, не привело к утрате монументальности и цельности Парфенона.

Почти у самого северного края Акрополя располагался живописный, асимметричный храм Эрехтейон, построенный в 421-405 гг. до н. э. Этот небольшой ионический храм был посвящен богине Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею, поэтому в храме находились две целы и два отдельных входа. Три различных портика примыкали к храму. Самым пластичным был южный портик кариатид, где роль колонн выполняли скульптуры девушек – кор. Противопоставление изящного, лирического, интимного Эрехтейона и мужественного, парадного, монументального Парфенона является одной из самых выразительных особенностей ансамбля Афинского Акрополя.

С IV в. до н. э. в Греции строили крупные театры (в Афинах, в Эпидавре). Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены. Театрон - это зрительские скамьи, находящиеся на склоне холма, орхестра – полукруглая площадка в основании театрона, служившая для выступления хора, скена – эстрада с постоянной декорацией для игры актеров. Широко известен театр Диониса, расположенный на южном склоне Афинского Акрополя.

В период эллинизма (III – I вв. до н. э. ) традиции древнегреческого зодчества переплетались с восточными влияниями. Расширялась типология зданий, большое значение приобретают общественные сооружения: городские советы, базилики (здания судебно-административного назначения), гимназии, школы, торговые здания. Центральные городские площади ограничивались колонными портиками, превращаясь в большие перистильные дворы. Тема перистильного двора становилась главным композиционным приемом в различных типах зданий, в том числе и жилых. Важное место занимали вопросы градостроения. Строительство городов проводилось в больших масштабах и быстрыми темпами, часто использовалась так называемая гипподамова система – планировка города на основе прямолинейной сетки улиц.

Контрольные вопросы.

Когда возникла и окончательно сформировалась греческая ордерная система?

Какие типы греческих храмов вы знаете?

Каковы композиционные принципы ансамбля Афинского Акрополя?

Отметьте характерные черты архитектуры периода Эллинизма.

Архитектура. Древнего Рима

Древнеримской культуре предшествовал период этрусской культуре (VII – II вв. до н. э. ). Этруски возводили инженерные сооружения: мосты, дороги, канализацию, городские укрепления, создали различные виды каменных сводов. Они строили города на основе регулярной системы планировки с двумя главными пересекающимися улицами, ориентированными строго по сторонам света. Города имели мощные каменные стены. Доминирующее место в пространстве города занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на высоком пьедестале – подиуме, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным глубоким портиком располагалась цела, обычно разделенное на три продольные части – святилище трех богов. В архитектуре храмов использовался тосканский ордер – вариант дорического ордера, но колонны были без каннелюр и имели базу.

Жилые дома этрусков не сохранились. Представление о них дают археологические раскопки, погребальные урны и некоторые надгробные сооружения. Центром прямоугольного в плане дома был внутренний закрытый двор – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В крыше дома было отверстие – комплювиум, через который освещался дом, под отверстием помещался бассейн – имплювиум, где собиралась дождевая вода. Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы конусообразной формы – тумулусы.

В IV в. до н. э. римляне завоевали всю Италию, а во II в. до н. э. все Средиземноморье. На протяжении нескольких веков римское государство было республикой, в 31 г. до н. э. стало империей. Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне – практичными строителями. Это проявлялось и в том, что в архитектуре Рима общественные сооружения преобладали над культовыми. Это форумы и амфитеатры, триумфальные арки и колонны, базилики и термы, дворцы и виллы, дороги, акведуки и мосты. Типологическое разнообразие римской архитектуры, размах и масштабы строительства были призваны подчеркивать могущество Рима.

Римляне используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами. Главным строительным материалом были камень и кирпич, а так же вновь созданный прочный и водоупорный бетон. Вначале бетон применяли при строительстве дорог, позже он способствовал возникновению новых конструкций и архитектурных решений. Важно отметить, что из кирпича и бетона возводилась основная конструкция здания, а из камня – внешний, облицовочный слой, который, как правило, не создавал неверного представления о конструкции, а выявлял ее особенности.

Основными конструктивными элементами римлян были арка, свод и купол. При перекрытии больших пролетов свод создавался в виде кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись бетоном. Римляне использовали цилиндрические и крестовые своды.

Четкая организация государственного и военного уклада римлян отразились в градостроительстве. Большинство городов имело прямоугольную планировочную структуру военного лагеря с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами. На пересечении этих улиц располагался форум – административный и религиозный центр города. Главные улицы обрамлялись колонными портиками и завершались у форума триумфальной аркой или проездными воротами. На форуме располагались храмы и общественные здания: базилики для суда и биржи, курии для заседания сената, таберны для торговли, табуларии для городского архива, а также ростры – трибуны для выступления ораторов.

Главным сооружением форума был храм. Архитектура римского храма опиралась на греческие традиции, переработанные этрусками. Римский храм имел высокий подиум, широкую лестницу со стороны главного фасада, глубокий передний портик, колонны, вплотную приставленные к внешним стенам целы. Храмы решались как простиль или периптер, но встречались и круглые храмы. Из храмов, построенных в период республики, сохранились храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (псевдопериптер) и храм Весты (круглый периптер).

Уникальным культовым сооружением был храм всех богов – Пантеон, построенный при императоре Адриане Аполлодором Дамасским в 118-128 годы. Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром 43, 5 метра. Выразительность этой постройке придает контрастное соотношение огромного цилиндрического объема с куполом, лишенного проемов и декора, и глубокого многоколонного коринфского портика, увенчанного треугольным фронтоном. Пантеон имел огромное внутреннее пространство, которое впервые в античной архитектуре стало играть главенствующую роль.

Базилика, которая позднее легла в основу раннехристианских храмов, использовалась для проведения судебных разбирательств и в торговых целях. В плане она представляла собой прямоугольник, разделенный рядами опор (колонн) на нефы, которых было три или пять. Средний неф, возвышающийся над боковыми, заканчивался полукруглой нишей – апсидой. Значительной постройкой раннего периода является базилика Максенция на Римском форуме. Это кирпичное здание, в котором большое пространство главного нефа перекрыто крестовыми сводами.

Своды использовались и при сооружении общественных бань – терм. Термы представляли собой обширные комплексы, включавшие библиотеки, лекционные и гимнастические залы (палестры), залы для игр и развлечений. Композиционным центром были помещения холодных (фригидарий), теплых (тепидарий) и горячих (кальдарий) бань (бассейнов). Римские термы имели сложные планы, большие внутренние пространства перекрывались крестовыми сводами, в декоративном убранстве активно использовались скульптура и мозаика. К самым крупным термам относятся императорские термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс. человек.

Важную роль в жизни римлян играли зрелищные сооружения: театры, одеоны, амфитеатры, цирки. В основе римского театра лежал греческий, однако он строился на субструкциях (подпорных сооружениях, в основе которых лежал принцип соединения радиальных стен с арочными сводами каждого этажа), имел внешние стены в несколько этажей. Действие происходило не в полукруглой орхестре, а на сцене. Для музыкальных и поэтических представлений строился крытый или открытый маленький театр – одеон. Специфически римскими сооружениями являются амфитеатры. В плане они имели овальную форму. Находящаяся в центре арена была окружена со всех сторон поднимающимися вверх местами для зрителей, которые, как в театре, поддерживались субструкциями. Самым крупным амфитеатром был Колизей (70-90 гг. н. э. ). Четыре внешних яруса Колизея имели поэтажное расположение ордера: в аркадах первого яруса использован тосканский ордер, во втором ярусе – ионический, в третьем – коринфский, четвертый ярус решен в виде глухой стены с пилястрами коринфского ордера. Для конных состязаний в Риме строили цирки, имевшие вытянутую, подковообразную форму.

О победах римских императоров свидетельствуют такие сооружения как триумфальные арки и колонны. Одна из ранних арок – арка императора Августа на Римском форуме. Там же сохранились арки Тита и Септимия Севера и рядом с Колизеем – трехпролетная арка императора Константина. Самая известная триумфальная колонна – 30-метровая колонна Трояна. И арки, и колонны украшались скульптурными историческими рельефами.

К погребальным сооружениям относятся мавзолеи и гробницы, берущие начало от этрусского тумулуса. Гробницы располагались за пределами городских стен. Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге представляет собой цилиндр, завершавшийся конусом. Но в средние века гробницу перестроили, вместо конуса появились зубцы. Монументальностью форм отличались мавзолеи Августа и Адриана.

Римляне были прекрасными мастерами в строительстве таких инженерных сооружений как дорог, мостов, акведуков. Завоевав большие территории, римляне построили сеть дорог. Долговечность и прочность этих дорог обусловлена своеобразной «подушкой» - подкладкой из двух слоев бетона толщиной в 1 метр, на которой лежат каменные плиты вулканического туфа. Римские города имели систему водопровода и канализации. Из рек вода подавалась в город по крытым каналам, проходившим через овраги, реки и над дорогами с помощью мостовых арочных конструкций – акведуков. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и арок, иногда поставленных в несколько рядов друг на друга. Акведуки обладают четкими пропорциями и ритмом, красивым силуэтом, являются примером органичного единства архитектурных форм и конструкций.

Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские. К IV в. до н. э. на основе этрусского атриума и греческого перистиля сложился городской тип богатого патрицианского дома – домус. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание с двором – атриумом в центре, вокруг которого размещались жилые помещения. Атриум служил для приема гостей. По бокам от центрального входа-вестибюля находились таберны. За атриумом, на противоположной от входа стороне, находился главный зал - таблинум. В глубине дома располагался внутренний дворик с колоннадой – перистиль. Такие дома были обнаружены во время раскопок в Помпеях.

Для неимущего городского населения строились инсулы – многоэтажные дома, сдаваемые в наем. На первом этаже инсул находились таберны. Особой роскошью и большими размерами отличались императорские городские дворцы. К сельскому типу жилой архитектуры относятся загородные виллы (вилла рустика). Кроме господского дома вилла включала хозяйственный двор, сад, парк, термы, нимфеи, фонтаны с бассейном. Внутренние поверхности стен атриумно-перистильных домов расписывались. В росписи стен выделяют четыре декоративных стиля: 1) подражание облицовке цветными мраморами – инкрустационный стиль, 2) живописное изображение в перспективе тематических картин и пейзажей, иллюзорно увеличивающих помещение – перспективный стиль, 3) выявление плоскости стены введением канделябров, гирлянд, цветов, орнаментов – канделябрный стиль, 4) пышные и фантастические узоры в сочетании со сложными перспективными построениями – перспективно-орнаментальный стиль.

Контрольные вопросы.

Какие факторы оказали определяющее воздействие на формирование архитектуры древнего Рима?

Какие типы зданий характерны для архитектуры Рима?

Назовите основные конструкции древнеримской архитектуры.

Сформулируйте характерные черты архитектуры древнего Рима.

Раннехристианская и византийская архитектура

В четвертом веке произошел распад Римской империи. В 313 году христианство было признано государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в город Византий, который был переименован в честь императора Константина в Константинополь. В конце IV века (в 395 году) государство распалось на Восточную и Западную империи. Западная просуществовала неполных 100 лет, а Восточная империя, получившая название Византия, пала лишь в XV веке.

После признания христианства начинается активное строительство храмов. На форму храмов повлияли планы общественных сооружений древнего Рима – базилик. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Средний неф был шире и выше боковых, его стены были прорезаны окнами, он имел двускатное покрытие. Первоначально центральный неф не имел подшивного потолка, стропильная конструкция была открыта в пространство храма. Позже центральный неф приобрел кессонированный потолок. С восточной стороны базилики располагалась полукруглая в плане ниша - апсида, покрытая четвертью сферы - конхой. В апсиде находился алтарь, перед ним - поперечный неф – трансепт. К западной части храма пристраивали дополнительный прямоугольный в плане объем – нартекс – помещение для людей, желающих приобщиться к вере. Перед входом в храм располагался прямоугольный двор – атрий, окруженный колонными портиками. В центре двора находился фонтан для омовений. В раннехристианской базилике атрий является только вводной частью здания, тесно связан с входными воротами и составляет переход от ворот к главному залу, на интерьер которого делается основной акцент.

В связи с этим необходимо отметить, что одной из самых главных черт раннехристианских базилик является господство внутреннего пространства над внешней массой. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, но интерьер при всей простоте конструктивного решения отличался роскошью и парадностью. Внутренние колонны храмов были из ценных пород камня (мрамора, гранита), стены центрального нефа выше колонн, поперечная стена над аркой, обрамлявшей алтарную апсиду, сама апсида и конха покрывались мозаикой, пол выкладывали разноцветным мрамором. Таковы базилики Санта Мария Маджоре в Риме и Сан-Аполлинаре в Равенне. В базилике Санта Мария Маджоре V века на внутренние колонны опирается антаблемент, а в базиликах более позднего периода (Сан-Аполлинаре, VI в. ) на колонны опираются пяты арок, причем они опираются не на капители, а на уложенные на них промежуточные элементы – пульваны. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами, - типично византийский мотив.

Христианский храм становится местом контакта Бога и человека. Он осмысляется как дом для совместной молитвы всех верующих, как место собрания посвященных. Стены храма защищают членов всей общины от чуждого и враждебного внешнего мира. В связи с этим становится понятным увеличение роли интерьера, организация внутреннего пространства храма, которое мыслится как подобие «горнего» мира. Интерьер раннехристианской базилики настраивает на вневременной покой сопричастности божеству, поэтому он должен был утрачивать свою материальность. Внутреннее пространство формируется абстрактными прямыми и четким механизмом их перспективного сокращения. Следуя «бесконечным» горизонталям интерьера, взгляд оказывается в средоточии святости – в абсолюте полукруга апсиды, символизирующей небо. Сами стены подвергаются дематериализации: широкие проемы окон, блеск мозаик – все это заставляет забыть о реальном весе стены.

Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрического типа: баптистерии (крещальни), мавзолеи. Планы центрических сооружений были представлены в форме круга, квадрата, равноконечного креста, шести- и восьмиугольника. Например, церковь Сан-Витале в Равенне, Неонеанский баптистерий, мавзолей Галлы Плацидии.

Византийская архитектура развивалась под влиянием философии христианства и на основе традиций античного зодчества. Большого расцвета византийская культура достигла в VI веке, когда были заложены основы архитектуры, сформировался своеобразный архитектурный стиль. Для этого времени характерен размах строительства, возводятся храмы и дворцы, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Главным строительным материалом являлась плинфа – квадратный или прямоугольный кирпич толщиной 4-5 см, а также часто применяли камень. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили. Византийские мастера успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Одна из главных проблем заключалась в переводе нагрузок от больших куполов на квадратные в плане конструкции. С помощью треугольных «парусов», центричных арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, располагающиеся по углам этого квадрата. Между куполом и стенами появился цилиндр – барабан, на поверхности которого располагали оконные проемы. Купол с барабаном – один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

Вершиной развития системы сводчатых перекрытий является храм святой Софии в Константинополе (532 – 537 гг., Анфимий и Исидор). Высота его около 60 м, диаметр купола чуть больше 31 м. Тип храма – купольная базилика. Он совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Центральное квадратное в плане пространство перекрыто куполом на парусах. Нагрузка от центрального купола распределяется на четыре мощных пилона, причем погашение распора обеспечивается двумя более низкими полукуполами с восточной и западной сторон (каждый из которых, в свою очередь, окружен маленькими полукуполами), а с северной и южной – четырьмя мощными устоями (по два с каждой из сторон). Эти устои внутри собора скрыты и воспринимаются только лишь снаружи здания. Благодаря этой конструктивной системе создается впечатление легкости и невесомости купола. Сам купол состоит из 40 радиальных арок, сложенных из легких глиняных сосудов с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра купола. Промежутки между арками прорезаны арочными окнами, благодаря которым создается ощущение сплошного светового пояса в нижней части купола. Нижняя часть стен собора облицованы полихромным мрамором, верхняя часть стен, своды, паруса покрыты мозаикой из стеклянной смальты, полы – мраморным мощением. Сюжетами мозаик являются религиозные сцены и изображения императора и членов его семьи. Изображения характеризуются условностью, статичностью поз, фронтальностью композиции, удлиненными пропорциями фигур.

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, в провинциальном строительстве к IX веку формируется крестово-купольный тип церкви, который используется в различных вариантах и получает широкое распространение. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол на стройном барабане. К аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. Боковые нефы завершаются также цилиндрическими или крестовыми сводами. Иногда вводились малые купола, которые располагались в четырех углах здания между ветвями основного креста или же (что реже) на концах этого креста. Внешняя композиция крестово-купольных храмов была пирамидальной формы, венчающим элементом был центральный купол на барабане.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...