Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура Древней Греции 4 страница




Наряду с возведением усадеб в черте города, шло строительство и в пригородах, в первую очередь вдоль берегов Финского залива: Екатерингоф, Стрельня, Петергоф, Ораниенбаум. Их парки дополнялись системами искусственных каналов и бассейнов, каскадов и фонтанов, получивших особо широкий размах в Петергофе. Архитектор И. Шедель построил дворец Меньшикова в Ораниенбауме. Естественный рельеф местности, как в Стрельне и Петергофе, подсказал идею Верхнего и Нижнего сада, дворца на перепаде высот и канала, сообщающегося с заливом. Ораниенбаумский дворец, раскинувшийся полукругом, завершался симметричными павильонами, имел центральный двухэтажный корпус, эффектные марши лестниц. В Петергофе в стиле «петровского барокко» были построены три малых дворца: Монплезир(1714-1723), Марли(1720-1723) и Эрмитаж(1721-1725) и Большой дворец, впоследствии несколько перестроенный. В архитектуре 30-х годов, особенно в интерьерах, усиливается декоративное начало. В то время работали талантливые зодчие М. Земцов, И. Коробов и крупный градостроитель П. Еропкин.

В 40-50-е годы XVIII века создается много новых сооружений, отличающихся монументальностью форм, богатым и пышным декором интерьеров и экстерьеров. В городах, особенно в Петербурге, на фоне невысокой застройки возводятся величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями. Стиль барокко в эти годы достигает своего наивысшего расцвета. Для него характерно общее стремление к нарядности, пластической выразительности, фасады значительно обогащаются всевозможными выступами, элементы ордера – пилястры, полуколонны и колонны, вплотную приставленные к стене, создают богатый рельеф. Широко используется декоративная скульптура, яркая палитра окраски зданий, в интерьере – позолоченная деревянная резьба и живопись. Контрастное выделение декоративных деталей и ордерных элементов на фоне ярко окрашенных стен не только ведут свое происхождение от западноевропейского барокко, но и демонстрируют преемственность древнерусских традиций, в частности, традиций русской архитектуры XVII века. Памятники русского зрелого барокко отличаются от западного структурной ясностью и простотой плановых решений, более яркой колористической палитрой и своеобразным эмоциональным жизнеутверждающим характером архитектуры.

Крупным зодчим середины XVIII века является Франческо-Бартоломео Растрелли. Работая над Большим дворцом в Петергофе, зодчему необходимо было сохранить прежний дворец начала XVIII века как центральную часть новой композиции. Растрелли расширил его пристройками – галереями, ведущими к боковым павильонам – церкви и «корпусу под гербом». Новые фасады архитектор деликатно согласует с обликом старого корпуса: стены решает плоскостно, сдержанно декорирует их скульптурой и орнаментальными композициями. Однако форма покрытий павильонов, золоченый рельефный орнамент на кровлях отличает эти постройки от сооружений начала века. Еще более пышными и нарядными делает Растрелли интерьеры, особенно парадную лестницу и большой танцевальный зал.

Самыми крупными и характерными для зрелого этапа творчества Растрелли являются три ансамбля: Екатерининский дворец в Царском селе (г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге.

Основными композиционными звеньями ансамбля в Царском селе являются огромное пространство регулярного парка с центральной осью, на которую поочередно были нанизаны большой квадрат зверинца с павильоном Монбижу в центре, квадрат Нового сада, циркумференции (служебные помещения, окружающие парадный двор), поперечная горизонталь дворца длиною в 325 м, а далее парк с павильоном Эрмитаж на главной аллее. Однообразию горизонталей равнинного регулярного парка Растрелли противопоставляет повышенную пластику и декоративную пышность фасадов Екатерининского дворца (1752-1757), их яркую расцветку (сочетание интенсивно-голубого, белого и позолоты), а также замысловатый маршрут, который сбивал бы прямолинейность основной оси и формировал эффектные виды и ракурсы на дворец. Парадный въезд Растрелли делает с севера, поэтому гости вынуждены проезжать вдоль всего фасада дворца к размещенной в южном корпусе парадной лестнице. А далее посетители следовали к Большому залу в обратном направлении по бесконечной анфиладе парадных комнат. Двери этих комнат, расположенные по одной оси, богато декорированы золоченной резьбой. Большой зал, занимающий всю ширину дворца, буквально тонет в свете, который льется через 44 огромных окна, расположенных в два яруса, а ажурная позолота его декора, наложенная на встроенные в простенки триста зеркал, полностью дематериализуют стену. В противовес этому экстерьер предельно пластичен и весом. Сгущающаяся к центру пластика белых колонн с раскреповками антаблемента над ними, впадины окон, рустовка, мощные полуфигуры атлантов создавали богатую игру светотени, дополнявшуюся обильной декоративной лепкой и большим количеством недошедшей да нас деревянной золоченой скульптуры.

Зимний дворец (1754-1762) Растрелли строил, исходя из его градообразующего положения в центре новой столицы. Дворец представляет собой большое, почти квадратное в плане здание с внутренним замкнутым парадным двором, основные помещения дворца (тронный зал, храм, театр, парадная лестница) разнесены по углам здания – согласно излюбленному Растрелли принципу связывания композиции по диагонали. Эти мощные объемы усиливают активную пластику дворца. Главный южный фасад, обращенный на парадную площадь города, выделен с помощью центрального ризолита. Крупные, торжественные формы фасадов, обращенных к Неве и площади, раскрывают характерные композиционные приемы Растрелли. Группы колонн, приставленные к массивам стен, пилястры, располагающие между ними, подчеркивают вертикалями осей все углы и грани объемов здания. Волнообразная пульсация белоснежных, расположенных в два яруса колонн, подчеркивают барочный характер фасадов.

Ритмически разнообразя фасадные композиции, обогащая их ордерными, слитыми со стеной элементами, карнизами и тягами, наличниками окон, скульптурой, Растрелли особое внимание уделял организации внутренних пространств. Интерьеры этого времени – бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы. Золоченая резьба, лепной орнамент, обилие зеркал, колебание свечей, в них отражающихся, изделия прикладного искусства (фарфор, стекло, ткани) придавали внутреннему пространству парадность и пышность. В этих интерьерах можно было наблюдать органичный синтез черт зрелого барокко и рококо.

В основу плана Смольного монастыря (1748-1764, завершен в 30-х годах XIX века В. П. Стасовым) был положен традиционный для православия крест. В середине крестообразного замкнутого двора находится собор. По контуру двора располагаются жилые корпуса, увенчанные на углах четырьмя домовыми церквами. Главный въезд должен был оформлен огромной, более 140 м высотой, башней-колокольней (она не была построена). Игра контрастов начинается на уровне вертикальных акцентов: купола домовых церквей отмечают выемки креста, лежащего в плане монастыря, в самом соборе малые купола располагаются на высоких башенках, развернутых по диагонали относительно основного объема собора. Черты барокко на фасадах проявляются в эффекте зрительного колебания плоскости стены, который достигается с помощью мощной пластики сдвоенных колонн и раскреповок антаблемента, пилястр и венчающих глав собора.

Во всех работах Растрелли (а сюда можно добавить и Строгановский дворец в Петербурге, 1752-1754) при всей декоративной пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности сочетания цветов сохраняется удивительная ясность основной композиции, что является одной из важных черт русского барокко.

Контрольные вопросы.

Отметить факторы, повлиявшие на формирование нового стиля в русской архитектуре. Назвать этапы в развитии архитектуры русского барокко, отметив характерные черты каждого периода.

Что характерно для градостроительства и архитектуры первой трети XVIII века?

Какие архитектурные традиции характеризуют своеобразие русской архитектуры первой половины XVIII века.

Охарактеризовать стиль творчества Б. Ф. Растрелли.

Архитектура русского классицизма

Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVII – первой трети XIX вв. на ведущее место в развитии мирового зодчества и градостроительства. Характерными принципами классицизма являются единообразие и согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенности классицизма: стоечно-балочная тектоническая структура, четкая планировка, элементы ордерной композиции, масштабность.

В истории архитектуры русского классицизма выделяют три периода: ранний (вторая половина 1760-х и 1770-е годы), строгий (80-е и 90-е годы XVIII в. ), поздний (первая треть XIX века) классицизм. Первый период был переходным от барокко к классицизму, второй характеризуется строгостью форм и простотой композиционных решений, главенствующей ролью ордера, выверенностью пропорций. Третий период связан с размахом градостроительных замыслов, с созданием целостных архитектурных ансамблей, с активной ролью монументальной скульптуры. Кроме Москвы и Петербурга, классицизм получил широкое распространение и в провинции, в архитектуре губернских и уездных городов.

В период раннего классицизма в Петербурге было выстроено здание Академии художеств (1765-1777, А. Кокоринов, В. Деламот). Оно имело структурно ясный план: квадрат, внутри которого огромный круглый двор. Вдоль главного фасада располагаются основные парадные и музейные залы, в левом, правом и заднем корпусах находятся учебные помещения, выходящие в общий протяженный коридор. Фасады Академии отличаются сдержанностью декоративного убранства, введением колонных портиков. Черты переходного стиля наблюдаются в постройках А. Ринальди: Китайском дворце и в павильоне Катальная горка в Ораниенбауме, Гатчинском и Мраморном дворцах. Лишенный креповок и выступающих частей фасад Мраморного дворца (1768-1785) оформлен коринфскими пилястрами, охватывающими два верхних этажа, роль своеобразного пьедестала для ордерных элементов выполняет стена первого этажа. Декоративные детали облицованного мрамором фасада сведены к минимуму.

В архитектуре Москвы поворот к классицизму наблюдается в творчестве таких крупнейших мастеров как В. Баженов и М. Казаков, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. В. Баженов является автором грандиозных проектов: Каменоостровского дворца Екатерины II в Петербурге, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно, проекта перестройки Московского Кремля. В последнем проекте наряду с реминисценциями барокко явно ощутима сила основного средства выразительности – ордерной системы, которая являлась лейтмотивом и экстерьера, и интерьера. В. Баженов создал один из лучших памятников Москвы – дом Пашкова, который располагается над откосом крутого холма. Центральный корпус здания, объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами, подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на уровень второго этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей. Дом Пашкова наряду с другими московскими домами нового стиля отличают композиционное единство, тектоническая ясность, свободное положение домов усадебного типа на участке, масштабность, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром – залом – главной гостиной.

Для усадеб классицизма характерна осевая композиция: прямая аллея ведет от въездных ворот к обрамленному флигелями парадному двору, в глубине которого находится главный дом, сзади которого располагается парк, спускающийся к воде. На смену геометрически спланированным паркам XVII века, приходят пейзажные парки XVIII века с живописным, более естественным распределением растительности, со строгими по формам павильонами и беседками, обелисками, статуями, вазами.

Много известных зданий Москвы было построено М. Казаковым: Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, здание Московского Сената в Кремле, здание Московского университета и многие другие. Для всех построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции. В Московском университете (1786-1793) Казаков разрабатывает тип учебного здания, на главной оси которого располагается актовый зал. На фасаде он выявлен ионическим портиком. Учебные помещения объединяются коридорами. Одной из крупнейших поздних работ Казакова была Голицынская больница (1796-1801). Ее нарядный фасад раскрыт в сторону улицы, в центре композиции – церковь–ротонда с куполом. Парадный и парковые фасады торжественно оформлены значительно вынесенными вперед строгими дорическими портиками. В здании Благородного Собрания Казаков создал один из лучших интерьеров того времени – двухсветный Колонный зал.

Строгий классицизм дал интересные решения в архитектуре Петербурга и представлен творчеством И. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона. В торжественных и строгих формах Таврического дворца (1783-1788) Старов запечатлел идею величия России, одержавшей победу над Турцией. Шестиколонный дорический портик ведет в центральный корпус с анфиладой залов, раскрытой в Зимний сад. Центральный зал увенчан куполом, ему противопоставлена Большая галерея с тридцатью шестью колоннами ионического ордера. Архитектура внешних объемов достаточно лаконична, большие плоскости фасадов не имеют членений, окна лишены наличников. Такой же лаконичностью, превосходными пропорциями, удачно найденными деталями отличается здание Академии наук Д. Кваренги. Ось симметрии простого, четкого призматического объема здания на набережной Невы отмечена восьмиколонным ионическим портиком, поддерживающим треугольный фронтон с гладким тимпаном. Выдающимися постройками Кваренги в Петербурге являются Эрмитажный театр (1782-1785) в ансамбле набережной Зимнего дворца, Ассигнационный банк (1783-1790) на Садовой улице, Смольный институт (1806-1808). Смольный институт – пример четкой и лаконичной планировки учебного здания. Главный фасад с величавым восьмиколонным портиком отличается торжественностью и монументальностью.

Наиболее значительными постройками Ч. Камерона были постройки группы сооружений при Екатерининском дворце в Царском селе, в которую входили Агатовы комнаты, Холодные бани, Висячий сад и Камеронова галерея. Архитектурные решения Камерона по сравнению с другими мастерами этого периода отличаются большей декоративностью, утонченностью приемов отделки. Камерон построил в Павловске дворец, спланировал парк и создал в нем ряд павильонов. Дворец был построен по системе палладианской виллы с центральным кубическим объемом, увенчанным куполом, и двумя небольшими флигелями, связанными с центральным корпусом открытыми колоннадами-переходами. Дворец тесно связан с окружающим его пейзажным парком. От парадного двора начинается широкая липовая аллея, противоположный фасад дворца раскрывается над живописным обрывом к берегам речки Славянки.

На последнем этапе классицизма создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов, увеличивается значение скульптуры в экстерьере и интерьере зданий, начинают использоваться новые строительные материалы – чугун и кованое железо. Разрабатываются новые типы общественных зданий, значительное внимание уделяется созданию утилитарных сооружений и «образцовых» проектов жилых домов.

Достижения высокого классицизма нашли свое проявление в творчестве таких архитекторов как А. Воронихин, А. Захаров, Тома де Томон, К. Росси, В. Стасов, О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев.

Центральное произведение А. Воронихина – Казанский собор (1801-1811) органично вошел в ансамбль Невского проспекта Петербурга. Центр дугообразной колоннады северного (бокового) фасада собора эффектно подчеркнут колонным портиком с треугольным фронтоном и выше – стройным легким куполом, венчающим сооружение. Здание храма выполнено в прекрасных пропорциях. Большая роль в формировании облика храма принадлежит монументально-декоративной скульптуре (Прокофьев, Мартос, Щедрин, Демут-Малиновский, Пименов и др. ). К новациям можно отнести применение металлических конструкций в куполе собора. Значительным произведением мастера является здание Горного института (1806-1808) в Петербурге. Грандиозный двенадцатиколонный дорический портик главного фасада, помещенный на фоне рустованной стены, в полной мере воспринимается с Невы. Это масштабное восприятие создает важный градостроительный акцент, формирует образное своеобразие здания института как торжественные ворота при въезде в город с моря.

Самое крупное из сохранившихся сооружений А. Захарова – Адмиралтейство (1806-1823). Захаров реконструировал существующую постройку XVIII века. Согласно функции Адмиралтейство должно было совмещать производственные корпуса, доки для постройки судов и административные учреждения. Захаров создал не только здание, определяющее архитектурную композицию центра северной столицы, но и посредством декоративной скульптуры раскрыл тему значения русского флота. Четкая ритмическая система композиции Адмиралтейства основана на выделении трех частей: центральная решена в виде триумфальной арки, служащей опорой башни со шпилем, две симметрично расположенные боковые, которые в свою очередь состоят из трех колонных портиков. Трехчастный принцип композиции архитектор использовал и на боковых фасадах, обращенных к Зимнему дворцу и к Сенатской площади. Таким образом созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы с Невы имело создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием - Биржей (1805-1806, Т. де Томон).

Ведущим мастером архитектурно-градостроительных работ в Петербурге был Карл Росси. По его замыслу было завершено оформление Дворцовой площади (1819-1829). Напротив Зимнего дворца было сооружено дугообразное в плане здание Главного штаба, центр которого Росси прорезал огромной аркой, сделав ее главным мотивом всей композиции. Скульптурная отделка арки отражает тему героической победы русского народа в войне 1812 года. Классицистический фасад Главного штаба является не только оформлением сооружения, но и границей городской площади. Одновременно с работой на Дворцовой площади началось строительство ансамбля Михайловского дворца (1819-1825). Ансамбль складывается из трех основных частей: дворец и фланкирующие его служебные корпуса, парк с его сооружениями и площадь с улицей. Связавшей ее с Невским проспектом. Дворец решен Росси по традиционной схеме усадебного дома. Главное доминирующее здание помещено в глубине парадного двора, за высокой чугунной оградой, более низкие корпуса служб вынесены на улицу. Главное здание, украшенное торжественным коринфским портиком, выглядит парадным и монументальным. Черты триумфальной приподнятости нашли свое выразительное воплощение и в созданном К. Росси ансамбле Александринского театра (1828-1832). Композиционное решение, декоративная отделка, использование металлических ферм позволяют характеризовать Александринский театр как один из лучших в Европе того времени. Использование большого ордера на фасадах (в виде колонн и пилястр), скульптурных форм придают сооружению с четко выверенными пропорциями цельность и монументальность. Последний большой ансамбль Росси – здание Сената и Синода (1829-1834).

Архитектурный стиль этого времени может быть также охарактеризован произведениями В. Стасова, для которых характерны строгие греко-дорические формы. Например, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле (1817-1819) и сооружения Конюшенного двора (1817-1823) на набережной Мойки в Петербурге.

Большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное искусство был сделан московскими мастерами, которые восстанавливали Москву после пожара 1812 года. О. Бове принял участие в восстановлении Кремля и в реконструкции Красной площади (на ней были построены Верхние Торговые ряды, а вдоль стен Кремля был создан сад). Им же был организован ансамбль Театральной площади. Доминантой ансамбля было монументальное здание Большого театра с крупным восьмиколонным портиком, в сквере на площади перед театром был установлен фонтан со скульптурой И. Витали. Бове также были построены крупные общественные сооружения и ряд частных особняков. Д. Жилярди реконструировал здание Московского университета (1817-1819), при этом ионический ордер колоннады Казакова был заменен дорическим. Д. Жилярди совместно с А. Григорьевым было выполнено здание Опекунского совета (1823-1826), городская усадьба Усачевых-Найденовых (1829-1831), ряд частных домов. Во всех постройках московских зодчих выявляются общие черты: ясные планы, четкая пространственная композиция с выделением главного объема, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном на фоне гладкой, часто легко рустованной стены, внимание к деталям, применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами и ордерными элементами. Все это создавало единую по стилю застройку.

Контрольные вопросы.

Назовите характерные принципы классицизма в русской архитектуре.

Назовите и охарактеризуйте этапы развития стиля классицизм в русской архитектуре.

Раскройте понятие архитектурного ансамбля на примере памятников классицизма Москвы, Петербурга и других городов (на выбор).

В чем своеобразие синтеза искусств в русской архитектуре периода классицизма.

Эклектизм и модерн в архитектуре Запада

С развитием капитализма в градостроительстве и архитектуре европейских стран произошли глубокие изменения. Развитие науки и техники, промышленного производства, строительство железных дорог, усложнение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новых планировочных решений городской среды, к формированию новых типов сооружений: административных и промышленных зданий, вокзалов, доходных домов, спортивных и выставочных залов, торговых и учебных зданий и т. д. Появились новые конструктивные решения, во многом связанные с более активным использованием металла (чугуна и стали), новыми строительными материалами (бетоном и железобетоном), впервые металл конструктивно соединяют со стеклом, в результате чего появляются большие крытые рынки, вокзалы, универмаги с металлическими сводчатыми перекрытиями.

Развитие европейской архитектуры, начиная с первой половины XIX века, характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. Причиной появления этого стало то обстоятельство, что классицизм перестал удовлетворять идеологическим, социальным и бытовым требованиям. Планировочные решения классицизма порой уже не соответствовали новым функциям, ограничивали во многом и использование новых конструктивных средств. Кроме того, в обществе усилился интерес к национальным художественным традициям. Это привело к тому, что архитекторы стали обращаться к разным историческим стилям. Но наследие прошлого было изучено тогда весьма поверхностно, поэтому архитекторы больше использовали декоративные орнаментальные детали. Их поиски не затрагивали объемно-пространственную композицию и проблему образного строя и пластики. Воспринятые поверхностно, различные исторические стили (готика, Ренессанс, барокко и др. ), взятые в отдельности или смешанные друг с другом, не способствовали рождению нового стиля, но рассматривались зодчими как творческий метод. Обращение к историческим стилям и использование их для решения современных творческих задач имело два варианта. Первый заключался в более или менее удачном воспроизведении на фасадах и в интерьерах композиционно-декоративных форм какого-то одного исторического стиля. Это было ретроспективное стилизаторство (ретроспективизм). Второй вариант сводился к употреблению в декоративном убранстве одного здания (в экстерьере и интерьере) мотивов и форм различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Такое соединение разнородных художественных элементов называется эклектикой (эклектизмом). Эклектика, обращаясь к разным историческим стилям, базируется на широком выборе образцов, комбинации форм и деталей.

В 20-е годы в странах Европы появляются многочисленные здания в псевдоготическом стиле, особого размаха он достиг во второй половине столетия. Крупнейшим неоготическим сооружением считается здание Парламента в Лондоне (1840-1857, Ч. Барри, О. Пьюджин). Для плана здания характерна классическая симметрия, но его силуэт при общей уравновешенности масс асимметричен и живописен. Особенно выразителен фасад с двумя башнями, различными по высоте и силуэту: Викторией и Часовой с колоколом Биг-Беном. Готическая стилистика характерна и для решений интерьеров. Здание Парламента стало прекрасным примером возрождения декоративных и пластических форм готики в гражданских постройках XIX века. Примерами культовых зданий, построенных в неоготическом стиле, являются кафедральный собор в Эдинбурге (1879, Г. Скот) и Вестминстерский собор в Лондоне (1895, Д. Бентли). В Вене в этом стиле были построены ратуша (1873-1883, Ф. Шмидт) и кафедральный собор (1856-1879, Г. Ферстел). Парламент в Будапеште (1885-1904, И. Стейндл) представляет собой одно из самых крупных неоготических сооружений. В неороманском стиле возводятся Кампо Санто в Милане (1863, К. Макиачини) и постройки американского архитектора Ф. Фернесса в Филадельфии, в которых романская массивность и средневековые формы получают в конце века новое пластическое выражение.

В 1830-1840-х возводятся сооружения в неогреческом стиле, иногда, преимущественно в интерьерах дворцов и особняков, он смешивался со стилем помпейский. Примерами неогреческого стиля могут быть построенные в США по проектам архитекторов Ч. Ф. Мак Лима и С. Уайта здания Публичной библиотеки в Бостоне (1887-1895) и Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке (1906-1910). Традиции классической архитектуры нашли свое проявление в здании Рейхстага в Берлине (1884-1894, П. Валлют). Корпуса зданий образуют каре, центральную ось которого подчеркивает зал заседаний, перекрытый тяжеловесным куполом. Колонный портик на фасаде, массивные башни над угловыми павильонами усиливают монументальность здания. Во внешнем облике Рейхстага ощущается также влияние итальянского Ренессанса. Интерес к нему был заметен еще в 30-е годы, а в последующие десятилетия он не угасал и проявлялся как во внешнем облике, так и в интерьере. Вместо простоты и ясности композиций и форм классицизма появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем. Вместе с тем, характер планировки становится более практичным и вызывает впечатление единства назначения, конструкции и материала.

К ранним постройкам в стиле неоренессанса можно отнести здание школы изящных искусств в Париже (Ж. Ф. Дюбан) и театр в Дрездене, перестроенный по проекту Г. Земпера после пожара в 70-х годах. В середине XIX века в Париже возводятся новые неоренессансные постройки с использованием металлических конструкций. К ним относятся парижский рынок и Северный вокзал. При строительстве библиотеки св. Женевьевы (1843-1850) и Национальной библиотеки (1858-1868) в Париже архитектор А. Лабруст использовал изящную металлическую конструкцию в высоких опорах и куполах над читальными залами. В интерьерах универсальных магазинов Бон Марш (1876, Л. Ш. Буало и Г. Эйфель) и Прантен (1811-1889, П. Седиль) с помощью металлических конструкций удалось высвободить от опор внутреннее пространство, обеспечив его хороший обзор. Металлический каркас стал основой первого торгового здания в Праге «На пршикопе» (1869-1871, Т. Хансен). Но во всех этих постройках функционально организованное внутреннее пространство закрывается снаружи каменным неоренессансным фасадом. Насыщенной пластикой неоренессансных элементов декора отличаются фасады здания Большой оперы в Париже (1862-1875, Ш. Гарнье). Однако главный фасад отличает монументальная сдержанность, характерная для французского классицизма конца XVIII века – так называемый стиль Людовика XVI. Парадную лестницу театра Ш. Гарнье украсил мрамором, канделябрами и сводчатыми колоннадами.

Использование металлических конструкций в строительстве стало началом формирования на фоне эклектики и стилизаторства новой рационалистической архитектуры. Эта архитектура, используя современные достижения науки и техники, стремилась к созданию естественной формы, отражающей в первую очередь функцию здания. Рационализм сделал важный шаг к простоте и ясности архитектурных форм, использованию стального каркаса, железобетона и стекла, функциональной обоснованности планов.

В XIX веке расширяется типология зданий. С развитием железных дорог появляются железнодорожные вокзалы. В городах строятся большие крытые рынки, магазины – пассажи, музеи, стадионы и др. Во второй половине века в европейских столицах проходят всемирные выставки, для которых возводятся специальные выставочные здания с обширными внутренними пространствами. Одним из известных примеров такой архитектуры является Хрустальный дворец в Лондоне (1851, Д. Пекстон). Здание было построено из стандартных металлических элементов каркаса со стеклянным заполнением, оно напоминало гигантскую оранжерею. Это сооружение можно было легко демонтировать и собрать в другом месте. Таким образом, в архитектуре впервые были применены современные методы технического конструирования зданий и принципы стандартизации. На Международной выставке в Париже в 1889 году также были представлены сооружения, демонстрирующие принципы рационалистической архитектуры. Это Эйфелева башня (Г. Эйфель) и выставочный павильон «Галерея машин» (Ш. Л. Дютер). В обоих случаях металлические конструкции определяли формообразование в архитектуре, демонстрируя новые эстетические предпочтения.

В конце XIX века в США в Чикаго впервые появилась идея использовать стальной каркас в строительстве многоэтажных зданий. Конструктивные и функциональные проблемы высотного строительства разработал американский архитектор Л. Салливен. Применение металлического каркаса и изобретение пассажирского лифта способствовали возведению многоэтажных зданий высотой 14, 16, 18 этажей. Каркас давал возможность создания свободного от массивных конструктивных элементов внутреннего пространства, благодаря большим поверхностям остекления интерьеры смогли получить хорошее освещение. Все шире использовались стандартные строительные элементы. Среди построек Чикагской школы можно отметить конторское здание Рилайенс билдинг (1891-1894, Д. Бернхэм, Д. Рут, Ч. Этвуд). По проекту Л. Салливена в 1895 г. был построен Гарантийный банк в Буффало. Мерный ритм вертикальных пилонов отражал каркасную структуру здания, за большими окнами нижнего этажа размещался универмаг. Универмаг фирмы «Карсон, Пири, Скотт» в Чикаго (1899-1904, Л. Салливен) отличался структурной ясностью и новизной. Здесь были применены горизонтальные окна, плоская кровля, далеко вынесенный карниз, четкие горизонтальные и вертикальные линии фасадов подчеркивали каркас здания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...