Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Импровизация. Импровизационное самочувствие




Творческое состояние актера на сцене, находящего приспособления здесь и сейчас, не нарушающие обще-смысловую концепцию спектакля. На многих языках слово «импровиза­ция» звучит примерно одинаково и переводится как неожиданный, внезапный. Искусство импровизации было извест­но с незапамятных времён. Ещё в V в. до н.э. выступали актёры-мимы, исполните­ли сценок путём импровизации. В русском театре импровизаторами были бродячие скоморохи. Развитию импровизации во всём мире способствовал устный характер народного творчества. В истории театра импровиза­цию связывают прежде всего с комедией Дель арте XVI - XVII вв. Пьес не было, и за кулисами вывешивали схему и порядок эпизодов. Текст, шутки, диалоги сочиня­лись каждый раз заново от имени знако­мых зрителям масок, переходивших из од­ной комедии в другую, и имели актуальное содержание.К. С. Станиславский и его ученик и по­следователь Евг. Б. Вахтангов, имея идеалом для себя комедию Дель арте, тем не ме­нее коренным образом изменили принци­пы импровизации в русском театре.Отказавшись от старой импровизации, которую он презрительно называл «от себя­тиной» или «грязью», Станиславский сде­лал новое открытие - соединил импровиза­цию с принципами психологического те­атра. Он был убеждён в том, что творчество актёра само по себе импровизация, и, желая вернуть театр к его первоисточни­ку - импровизации, хотел сделать импро­визационным сам процесс актёрского ис­полнения роли, превратить импровизацию из средства внешней выразительности и виртуозности в процесс духовного обно­вления жизни роли.Новая трактовка Станиславским этого понятия была основана на том, что подлин­ные и продуктивные действия человек в жизни, а следовательно, и актёр на сцене не могут повторить дважды совершенно одинаково. Таким образом, если актёр ис­кренен в выполнении своих действий на сцене, как словесных, так и без слов, если действия его «подлинны, продуктивны и целесообразны» и действует он «здесь, се­годня, сейчас», то при каждом повторении роли в процессе репетиции и на спектакле он будет творить в импровизации или, как говорят, будет играть роль в «импро­визационном самочувствии». Новое понимание Станиславским те­атральной импровизации узаконивало им­провизацию подготовленную, что раньше считалось отрицающим существо её.Продолжатель великого мастера Евг. Б. Вахтангов считал, что «актёр непременно должен быть импровизатором. Это и есть талант». Он создал спектакль «Принцесса Турандот», который по форме был те­атральным импровизационным предста­влением. Вахтангов, вслед за Станислав­ским, утверждал, что «импровизационный характер современного спектакля не в том, чтобы импровизировать на сцене, а в том, чтобы всё сделать заранее, сделав, отлить в точную, определенную, на работе найден­ную, не случайную, единственную форму, но преподносить так, чтобы всё казалось зрителю возникающим здесь на месте. Как бы нечаянно, непроизвольно, бессознатель­но, совсем непреднамеренно. Самый текст пьесы должен зазвучать так, как если бы он вовсе не был заранее выучен наизусть, а создавался бы актёрами на глазах у публики». Вот блестящее определение «духовно­го обновления роли» и импровизационного самочувствия артиста в роли, которое яв­ляется идеалом исполнения.

ИНТУИЦИЯ(Сиземләү)

Термин «интуиция» применяется по отношению к очень разным явлениям и процессам. Некоторые из них происходят явно, другие очевидно не проявляются.Интуиции отводили роль и простейшей психической функции, и провозглашали высшей психической функцией. Это слово имеет много значений. Исто­рия исследований этого загадочного явле­ния измеряется веками, даже тысячеле­тиями.Отметим важные для нашего театраль­ного аспекта положения: а) интуиция - это вывод или оценка, основанные на частич­ной или неясной информации; б) это про­цесс, подверженный ошибкам, и выводы, и оценки, рождённые интуицией, необхо­димо проверять логическим анализом.Роль интуиции в театре трудно переоце­нить. «Вы не смеете умереть, пока не напи­шете книги о интуиции», - писал К. С. Ста­ниславский своему соратнику Вл. И. Неми­ровичу-Данченко.Книгу Владимир Иванович не написал, но его интереснейшие мысли об интуиции сохранились на страницах многих его ра­бот. Во вступительном слове на открытии в 1918 году школы при 2-й Студии МХТ ой говорил: «Как богата наша духовная па­мять! Из этой духовной памяти не устаёт бессознательно черпать материал для твор­чества наше духовное зрение, наш духов­ный слух, то есть наша интуиция. Вот о ра­звитии этого духовного зрения - о разви­тии интуиции и надо главным образом за­ботиться.Что такое талант? Талант - это способ­ность удержать и закрепить в тех или иных формах откровения Духа».

Но интуиция - это не некий врождён­ный ген, который развивается сам по себе, из себя. Безусловно, какие-то определен­ные физиологические процессы имеют значение для развития в человеке его ин­туиции. Но на развитие интуиции можно влиять, что и делается в театральной шко­ле. Как? Дело в том, что интуиция может расти, и если человек, а особенно артист, заботится об этом, его интуитивные про­зрения, прозрения его духа, могут повто­ряться всё чаще и быть всё мощнее. Ибо интуиция питается жизненным опытом, знаниями. Вл. И. Немирович-Данченко считал ин­туицию результатом напряжённой деятельности сознания по накоплению и осво­ению жизненного материала и материала искусства. Культура дела важна, но ещё важнее культура духа. Эстетическое воспитание особенно важ­но для молодого поколения. Во-первых, у него пока мало жизненного опыта. Во-вто­рых, оно много слышало и видело, но не научено видеть и слышать глубинно. По­ток новой информации, возможности но­вой техники захлёстывают молодых лю­дей, но эта информация не проникает глу­боко в их мысли и чувства, не становится для них жизненным опытом.Обогащение личности, своей личности - это задача прежде всего самого человека. Остальные могут только помогать ему. Помимо всего прочего, обогащение лично­сти - это залог развития и интуиции.

ИНСЦЕНИРОВКА

Это переработка повествовательного текста в драматическую форму.

ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА(башлангыч

- Мир каких людей рассматривает автор.

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ(башлангыч вакыйга)

- Событие которое начинается до открытия занавеса и продолжается на наших глазах. Исходное событие связанно с исходным предлагаемым обстоятельством и выражает его.

ИДЕЯ

Греч. Слово. Что мы видим ради чего? Проблема которую рассматривает автор со своим человеческим отношением и чувством.«Сложное понятие, представление отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание. Мысленный образ.Замысел сочинения.» (т.с.р.я.)

КОНТРОЛЕР

Природа актера должна работать под управлением контроля сознанием, который всегда присутствует и слушает.

КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ

- создание подробной внутренней картины жизни персонажа.

КОНФЛИКТ

Столкновение, серьезное разногласие, спор.

Борьба двух мировоззрений то, что толкает пьесу к развязке Ядро любого явления и в жизни и на сцене. Столкновение интересов жизненных позиций, мировоззрений, характера точек зрения.

Конфликт:

1. Социальный. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

2. Фабульный.

3. Внутренний.

КОНТРДЕЙСТВИЕ(каршы хәрәкәт)

Противодействие действию, рождает борьбу, активность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...