Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предлагаемые обстоятельства




- те связи, которые связывают человека, с жизненными целями. Все что нам предлагается принято во внимание..Возникновение сценического термина «предлагаемые обстоятельства» связано с аналогичным понятием в грамматике, обозначающим место действия, время дей­ствия, образ действия и т.д. Так же и сце­нические предлагаемые обстоятельства яв­ляются теми обстоятельствами, в которых происходит действие пьесы, всех ее персо­нажей.Впервые применительно к литературе, искусству этот термин возник у Пушкина в его заметке «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина». Александр Сергеевич писал: «Истина страстей, пра­вдоподобие чувствований в предполага­емых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя». Того же, считал К. С. Станиславский, требует наш ум и от драматического артиста, с той разницей, что обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для артистов будут уже готовыми - предлага­емыми, ибо в главном они уже предложе­ны драматургом. На сложнейшем пути к образу главным средством, которое приз­вано всколыхнуть чувства актёра, привести в движение цепь ассоциаций, разбу­дить память прошлого и повести актёра к перевоплощению, что и есть создание обра­за, является освоение предлагаемых об­стоятельств.Одновременно предлагаемые обстоя­тельства, эти, по выражению К. С. Стани­славского, «вымыслы, дополняющие ду­шевную жизнь роли...», являются теми рельсами, тем путем, которым идет при­ближение себя к образу и образа к себе. Это путь накопления, тончайшего отбора пред­лагаемых обстоятельств, овладевая кото­рыми артист подходит к скачку от «Я» ак­тера к «Он» - образу.Благодаря этим процессам возникает знание о роли, без которого невозможно создание образа.«Знание о роли» есть комплекс обстоя­тельств её, которым, по выражению вели­кого режиссёра и педагога А. Д. Попова, определяется «всё на сцене», в том числе и создание образа.Человек, а следовательно, и образ нахо­дятся в сложной взаимосвязи с природой и обществом. Отсюда необходимо рассматри­вать предлагаемые обстоятельства не как театральные, не как сценические, а как об­стоятельства самой жизни.Трудно перечислить все пласты предлагаемых обстоятельств, ведущих актера к результату. Но прежде всего надо иметь в виду исторические предлагаемые об­стоятельства - эпоха, её события, её основ­ные признаки; социальные - принад­лежность героя к тому или иному социаль­ному слою, кругу общения, его происхож­дение и воспитание; возраст героя, его фи­зическое состояние, его взаимоот­ношения с окружающими; место и время действия, временной отрезок, в который происходит действие пьесы, физическое окружение в каждой сце­не (жара, стужа и т.д.), уклад жизни, окружающей героя, его костюм и т.д.Существенным обстоятельством в про­цессе работы над ролью является глубокое проникновение в творчество писателя, что помогает артисту ощутить стиль автора.

Все предлагаемые обстоятельства мож­но условно разделить на четыре группы: обстоятельства прошлого - то, что проис­ходило до начала пьесы или первого выхо­да персонажа на сцену; обстоятельства, возникающие по ходу пьесы, о которых знает персонаж или которые с ним случа­ются; обстоятельства режиссера и актёра -вымыслы, дополняющие обстоятельства, данные автором, как правило, связанные с режиссёрским и актёрским решением ро­ли, с их идейными и формальными прио­ритетами в ее толковании; обстоятельства сегодняшнего спектакля - когда персона­жа, с которым ты общаешься на сцене, ак­тёр или актриса играют в очередь с другим исполнителем, когда у тебя другой парт­нёр, у которого своё движение в роли, свои выразители и т.д.В процессе отбора, накопления и при­своения предлагаемых обстоятельств все стадии важны, но, естественно, без послед­ней первые три стадии бессмысленны, ибо речь идёт не о декларировании предлага­емых обстоятельств, а об их комплексном освоении как наивернейшем пути к образу.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ(яраклашу)

Слово «приспособление» происходит от глагола «приспосабливать». В толко­вом словаре В. И. Даля среди прочих зна­чений - применять, приложить и др. - есть очень подходящее для актёрского дела -«приноровить». А применительно к сам­ому себе - «приноровиться» к чему-то или кому-то. Для театра - к кому-то.Это слово многозначно, оно употребля­ется и в технике, и в отношениях между людьми, и вообще по отношению к жизни. Мы говорим о технических приспособле­ниях, о приспособлении к климату, к усло­виям жизни и т.д.Но в сценической работе нас интересует та область применения этого слова, кото­рая связана с отношениями между людь­ми. В жизни мы часто говорим о приспосо­блении результативно - я приспособился к кому-то, реже - процессуально: я ещё приспосабливаюсь. Например при подготов­ке роли это слово употребляется как обоз­начение процесса поиска персонажем пути к достижению своей цели, достижению то­го, чего он хочет от партнера. И употребля­ется оно, как правило, не в форме глагола, а как существительное.

Приспособление - это способ действия, психологически применяемый друг к другу в процессе воз­действия одного человека на другого. Как каким путем мы идём к партнёру при осу­ществлении своего воздействия на него, В театральной практике часто под прис­пособлением понимают и называют так различные механические действия, напри­мер, какие-то механические движения, ни­как не относящиеся ни к партнёру, ни к то­му, чего хотят добиться от него. Очень ча­сто такие движения помогают актёру обре­сти некую свободу и прийти к верному «сценическому самочувствию», но к приспособле­ниям эту механическую помощь себе отне­сти нельзя, хотя в практике она имеет пра­во на существование, но только как некий ход к свободному поведению.Приспособление же всегда направлено на партнёра. В спектакле поиск приспосо­бления и сами приспособления входят в «линию действий». Это поиск и осущест­вления персонажа. Конечно, ищет эти хо­ды, эти приспособления актер в процессе репетиций.Чем богаче набор приспособлений, как говорят, ходов к партнеру, тем ярче испол­нение, тем больше оно будет захватывать зрителя.К этому процессу примыкает и другой очень важный процесс, который в театре называют «пристройка». В жизни без при­стройки человек не начинает ни одного разговора - если даже он, например, вры­вается к кому-то и сразу начинает скандал, то пристраивается к этому ходу, ещё не войдя.Пристройка - это начальный этап хода_ к партнёру. Это определение настроя парт­нёра, его состояния, его готовности к раз­говору, выбор хода, приспособления к не­му, если персонаж не определил этого за­ранее. Отсутствие пристройки (а она мо­жет быть любой - и за кулисами, хотя в большинстве случаев происходит в начале общения с партнером на сцене) есть нару­шение процесса, это всегда будет мешать актёру вести сцену, мешать органическо­м.

ПЬЕСА

Драматическое произведение для театрального представления.

Отражение действительности, преломленная в сознании автора.

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Первое знакомство с пьесой фиксируемая режиссером. Первый этап творчества, зародыш будущих переживаний. Первое впечатление нужно, чтобы определить свойство органически присущее данной пьесе

РЕЖИССУРА

Деятельность состоящая в объединении всех пространственно – временных компонентов спектакля, служащем сценической интерпретации драмы

РЕЖИССЁР

От латинского слова «управлять». «Точка пересечения зрителя автора актера».(Г. Товстоногов) Немирович – Данченко – режиссер существо трехликое

1. Толкователь показывающий как играть.

2. Зеркало отражающее качества актера.

3. Организатор всего спектакля.

РЕПЕТИЦИЯ

Франц. слово «повторять». Это тренинг, работа, творчество, гамма нашей профессии и мастерство высшего пилотажа.

РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

Теоретическая и образная разработка будущего спектакля, основанная на анализе. Замысел - это идейное и художествен­но-образное предвидение будущего спекта­кля во всей его целостности, рождаемое во­ображением режиссера. «Залогом художе­ственной целостности спектакля прежде всего является точность, стройность и ясность режиссерского замысла», - писал А. Д. Попов, подчеркивая, что создание за­мысла невозможно «без точного ответа, во имя чего ставится данная пьеса», т.е. ка­кая мысль пьесы воспринимается режиссе­ром как наиболее волнующая, важная, со­временная. Эта главная, эмоционально-ув­лекающая мысль пьесы, во имя которой режиссер начинает ее ставить, называется сверхзадачей спектакля. Сверхзадача спектакля должна быть выражена в каж­дой его сцене и роли. Действенное стремле­ние к воплощению сверхзадачи называет­ся сквозным действием спектакля (см.: Сверхзадача и сквозное действие).Процесс создания (созревания) замысла имеет у каждого режиссера свои индивиду­альные особенности и состоит из несколь­ких этапов. Он складывается из анализа пьесы, ее идеи, ее быта, ее персонажей, про­исходящих между ними конфликтов, анализа, обогащенного эмоциональным вос­приятием и воображением режиссера, а также его жизненным и театральным опы­том. Сверхзадача спектакля диктует отбор и развитие наиболее важных предлагаемых обстоятельств пьесы, которые превращаются в события будущего спектакля. Одновремен­но обдумываются вопросы художественно­го и музыкального оформления. В результа­те этого сложного процесса происходит как бы «моделирование» будущего спектакля и рождается его художественный образ.М. И. Туманишвили в своей книге «Вве­дение в режиссуру» писал, что «модель (план) спектакля составляется из идей, точ­но найденных элементов действия, событий, желаний, декораций и музыки, костюмов, грима, света и реквизита и - что самое глав­ное - из систем сквозных действий и сверх­задач, из элементов событийного ряда».Когда такая «модель» создана, начина­ется процесс реализации замысла, и пер­вым моментом реализации становится ра­спределение ролей, так как от его правиль­ности зависит успех будущего спектакля, ибо замысел выражается прежде всего че­рез актеров.

РЕЗУЛЬТАТ

То что получено в завершение деятельности. Показатель мастерства.

Тренированный аппарат актера готовый к реактивности восприятия, реализуемый в физическом плане.

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СПЕКТАКЛЯ

Ритмическая выстройка всех сцен, организует внимание зрителя.

СТИЛЬ АВТОРА

Своеобразие творческого подчерка автора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...