Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Портрет гиперактивного ребенка




Направления работы дошкольного психолога

За последние годы широкое рас­пространение получила психо­логическая служба в системе детских дошкольных учреждений, при­чем сейчас практические психологи работают не только в специализиро­ванных детских садах, мини-лицеях и т. д., но и в обычных районных дет­ских дошкольных учреждениях.

Дошкольный психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направ­лениях: работа с детьми, работа с ро­дителями и работа с воспитателями.

Конечно, основная деятельность психолога направлена на работу с детьми. Но мы подчас забываем

о том, что работа по повышению психологической компетентности со­трудников ДОУ и родителей в законо­мерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания де­тей не менее важна, чем работа непо­средственно с ребенком в виде инди­видуальных и групповых занятий.

В последнее время отношение ро­дителей к психологу в детском саду несколько изменилось, его не ассо­циируют теперь с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтере­сованности родителей в помощи прак­тического психолога, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе образования и оби­лие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют за­интересованность родителей в получе­нии элементарных психологических знаний, позволяют им другими глаза­ми посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком.

Можно выделить несколько групп характерных запросов родителей, встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Роди­тели понимают необходимость контро­ля за ходом психического развития ре­бенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования опре­делить уровень умственного и психи­ческого развития ребенка. Здесь ос­новная работа психолога связана с ди­агностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выяв­ления задатков и способностей у ребен­ка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одарен­ных детей, контролировании их разви­тия, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреж­дения нежелательных последствий.

Наиболее многочисленную группу составляют родители, чьи запросы свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость).

Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении

Возможности экспертной оценки в диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, стар­шие братья и сестры, другие члены семьи, принимаю­щие участие в воспитании малыша. В ДОУ предложить экспертную оценку ребенка можно всем сотрудникам, работающим с детьми: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, логопеду, педагогам дополнительного образования. Чем больше взрослых примет участие в анкетирова­нии, тем больше данных для анализа будет у психолога. При обработке экспертных оценок можно выявить: «наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количе­ство баллов по всем экспертным оценкам); условия, способствующие проявлению эмоциональ­но-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в эксперт­ных оценках членов семьи и педагогов); например, мо­жет оказаться, что те или иные качества ребенка про­являются только дома, значит, вероятно, этому спо­собствуют семейные взаимоотношения, местом при­ложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей спо­собствует обстановка в детском саду;

• наиболее актуальные проблемы группы (сумма бал­лов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной груп­пой при проведении фронтальных занятий;

• детей «группы риска» (дети, набравшие наиболь­шие суммы баллов по всем критериям, во всех экс­пертных оценках);

• воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности; такие данные могут помочь в выборе индивидуаль­ного подхода к ребенку. Тогда педагог, испытываю­щий наименьшие трудности в общении с данным ма­лышом, берет на себя большую часть индивидуаль­ной работы.

Экспертная оценка может выступать как первичная скрининговая диагностика эмоционально-личност­ной сферы дошкольника. Она поможет участникам образовательного процесса осознать и сформули­ровать запрос на коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения первич­ных консультаций педагогов и родителей по вопро­сам взаимодействия с детьми.

Экспертная оценка может служить для того, чтобы легче было проследить динамику развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток времени (например, два раза в год — осенью и вес­ной), или для того, чтобы выяснить результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных занятий). Приложение 1,2

Наиболее многочисленную группу запросов к психологу составляют жалобы, свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста: агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость.В последнее время особенно остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих двигательную и общую психическую расторможенность – т.н. гиперактивных детей.

 


Гиперактивность

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ))

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности (подробно см. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М.: Школа-Пресс, 2000). Это могут быть:

· генетические факторы;

· некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания;

· кислородное голодание плода во время беременности и родов;

· родовые травмы различной тяжести;

· инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

· особенности строения и функционирования головного мозга,

· врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит именно минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых

дней жизни, но отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.

 

Основные признаки синдром гиперактивности:

- двигательная расторможенность;

- чрезвычайная подвижность;

- неспособность к точным движениям;

- отвлекаемость;

- невнимательность;

- неумение сосредоточиться на чем-либо.

Подход к лечению и коррекции поведения и деятельности гиперактивного ребенка, его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» (1997, с. 4). Важно, работая в тесном контакте с родителями и педагогами, научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

 

Портрет гиперактивного ребенка

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами:

1. Устойчивость.

2. Концентрация.

3. Переключаемость.

4. Распределение.

5. Объем.

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания.

1. Нарушение устойчивости и концентрации:

а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);

б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);

в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);

г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).

2. Нарушение распределения и переключения внимания:

а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);

б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).

3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.

 

Диагностическая программа

В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лежат нарушения, относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование.

Психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ, должно включать несколько направлений:

-уровень развития внимания, памяти, мышления;

- эмоциональные особенности личности;

-особенности поведения дома и в детском саду;

-изучение восприятия ребенком семейного климата.

Обязательными являются беседы с родителями и изучение стилей воспитания в семье. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.

Для диагностики СДВГ у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Корректурной пробы» - тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой, по мнению Л.А.Ясюковой, выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.

Для диагностики идеомоторной координации И.П.Брязгунов предлагает использовать широко применяемые в психологической практике рисуночные техники: «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное»

В процессе бесед с родителями и педагогами можно использовать анкетирование (приложение 3,4,5)

Диагностическое обследование может включать различные методики. Наиболее эффективные из них приведены в следующей таблице.

 

Таблица 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...