Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 2. Формирование штабной команды (группа сопровождения)




СУБЪЕКТЫ: Заказчик, ЛПР.

ЦЕЛЬ № 1. Сформировать группу сопровождения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПА: Заказчик подбирает и создает группу сопровождения.

ЗАДАЧИ ЭТАПА:

1. Реализация процедуры отбора группы сопровождения, на основе специальных способов формирования таких групп. При выборе способа формирования необходимо учитывать уровень масштаба проекта по разработке новшества, значимость и сложность задачи [ЛПР, Заказчик].

2. Подбор нормативно-правовых документов, необходимых для их работы [ЛПР, Заказчик].

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Под группой сопровождения (по сути, это штабная команда) мы понимаем группу, которая включает организатора разработки новшества, специалиста по методологии и методам создания новшеств, с помощью экспертов (экспертолога), а также при необходимости специально выделенного эксперта и технических сотрудников, привлекаемых для разработки новации. Желательно, чтобы группа сопровождения создавались на постоянной основе распоряжением руководства с перечислением прав и обязанностей каждого из участников.

2. Полноценных пособий или тем более нормативных документов для специалистов из группы сопровождения нет, хотя, на наш взгляд, они необходимы.

3. Организатор несет ответственность за целевое использование финансовых средств, перечисленных Заказчиком согласно смете, утвержденной на первом этапе.

4. Еще одним доводом, подтверждающим необходимость создания группы сопровождения, является принцип Р. Эшби. Согласно этому принципу, для успешного противостояния активной внешней среде недостаточно ограничиваться частными мерами по совершенствованию управления; необходимы серьезные структурные изменения в самой управленческой сфере. Сложность организационной структуры, в данном случае группы сопровождения, и быстрота принятия решений в ней должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих во внешней среде.

5. Если предусмотрено, что разрабатывать новации в данном учреждении будут на постоянной основе, то желательно в группу сопровождения включить синектическую группу. Подобная группа из 5-7 человек разных специальностей должна быть обучена специальным творческим приемам, чтобы работать над уточнением первоначального задания на новацию.

Этап 3. Уточнение постановки задачи на создание новации на основе креативных методов

СУБЪЕКТЫ: Заказчик, ЛПР, экспертолог, приглашенный эксперт.

ЦЕЛЬ. Уточнение постановки задачи на создание новации на основе креативных методов. (Например, одного или нескольких списков контрольных вопросов используемых в МКВ или метод гирлянд случайностей и ассоциаций).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПА.

Заказчик и ЛПР подготавливает предварительную постановку задачи на создание новшества и совместно с приглашенным экспертом производят ее уточнение на основе креативных методов.

ЗАДАЧИ ЭТАПА:

1. Во-первых, специально приглашенный эксперт должен понять цель того, кто пытается поставить задачи. Пусть даже в слабо формализованной (нечеткой) постановке. В этом случае, могут быть полезны результаты теории рефлексивных игр. При этом, структура постановки творческих задач может, и часто бывает, отлична от привычных большинству исследователей математических постановок задач, где нам известно: что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, и возможно ли его удовлетворить, какой раздел математики использовать? Такие постановки, чаще всего учебные. [Заказчик, экспертолог, специально приглашенный Эксперт].

2. Указать на ситуацию, в рамках которой в настоящее время у части научного сообщества наличествует знание о незнании. При ее фиксации задать область (сферу) научной деятельности, в рамках которой она возникает. [Заказчик и специально приглашенный Эксперт ].

3. Выявить, возникло ли в данной ситуации у части научного сообщества осознание невозможности разрешить трудности и (или) противоречия, появившиеся при попытках объяснения фактов или явлений средствами наличного знания, опыта и вида логики в заданной области (сфере) научной деятельности. И если, ответ положителен, то зафиксировать проблему и попытаться сформулировать правдоподобные гипотезы, которые в дальнейшем необходимо проверять. (Получение новых знаний часто начинается с формулировки правдоподобных гипотез). В противном случае, объяснить факты (явления) в рамках наличных представлений и парадигм и закончить деятельность. [ Специально приглашенный Эксперт ].

4. Указать класс (классы) задач для исследователей, решение которой позволит создать новацию при решении указанной задачи. (Исходя из списка вышеуказанных классов). В частном случае, задачей может быть усовершенствование объекта (системы). Тогда необходимо задаться вопросом относительно функции, которую должен реализовать объект, намечаемый для усовершенствования. Вполне возможно, что для эффективной реализации этой функции необходимо рассмотреть и усовершенствовать другой объект. (В этом случае, в качестве креативного метода, рассматриваемого в рамках данной технологии лучше использовать метод гирлянд случайностей и ассоциаций, который позволяет частично корректировать постановку задачи и выбирать объект, чье название является синонимом первоначально рассматриваемого объекта). [ ЛПР и/или Заказчик, экспертолог, специально приглашенный Эксперт ].

5. Используя метод контрольных вопросов (МКВ), как один из методов активизации творческого мышления, уточнить задание на создание новшества[1], взяв за основу схему реализации этого метода, предложенную Аланом Грантом [12] [ Специально приглашенный Эксперт, экспертолог ]:

Ø Выбрать несколько списков контрольных вопросов или их частей, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы или постановки задачи.

Ø Последовательно рассмотреть каждый вопрос таких списков, пытаясь использовать заложенную в них информацию для уточнения задания на создания новшества или решения проблемы (задачи).

Ø Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Ø Выяснить достигнута ли поставленная цель? Так как творческий процесс оценивается по результату, выбранное решение следует исследовать на предмет его оригинальности и уместности. Если одно из этих условий не удовлетворяется, придется начать все сначала — и так до тех пор, пока не будет достигнут нужный творческий результат.

6. Выбрать из нижеследующих множеств максимальную совокупность элементов, подходящих для ЛПР, заказчиков и экспертов при разработке прогноза:

· совокупность простейших видов экспертных оценок, которые могут быть использованы [ ЛПР, Экспертолог ];

· совокупность алгоритмических операций и методов, позволяющих получить выбранные виды экспертных оценок [ Экспертолог ];

· совокупность простейших методов (процедур) организации деятельности экспертных групп, позволяющих получить от них новое знание [ Экспертолог ].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...