Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика Республики Беларусь: основные направления и




Приоритеты.

Республика Беларусь является полноправным субъектом мирового общества. В настоящее время она установила дипломатические отношения более чем со 160 государствами мира.

В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как Западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются:

· Вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

· Активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

· Способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

· Участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

· Энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Внешнеполитические приоритеты Беларуси включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ и Европейского экономического сообщества; участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество в международных организациях; укрепление региональной и глобальной безопасности, наибольшую угрозу которой представляют терроризм, национально-экономические и территориальные конфликты.

Одним из важнейших приоритетных направлений внешней политики белорусского государства было и остается укрепление дружбы и сотрудничества, осуществление экономической интеграции с Российской Федерацией. 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год (2 апреля 1997г.) Договор о Союзе, утвержден его Устав 8 декабря 1999г. президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000г.

Ключевой приоритет внешней политики республики Беларусь – страны соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается - Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Только в 2008 году товарооборот между нашими странами составил 34 млрд. долларов.

2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год Договор о Союзе. 8 декабря 1999 года президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства. Строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъективности.

Важнейшими этапами реализации являются создание правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

Несмотря на существующие объективные и субъективные проблемы, сложности в создании Союзного государства, Беларусь рассматривает интеграцию с Россией как магистральное направление своей внешней политики, как главный фактор укрепления независимости и суверенитета страны.

Важным приоритетом внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС (Евразийское экономическое пространство).

Содружество независимых государств основано в 1991г. на началах суверенитета государств всех членов, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, а постоянно действующим – Исполнительный комитет СНГ.

В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах деятельности с учетом национальных приоритетов и экономической эффективности.

Евразийское экономическое сообщество объединяет 6 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан). Его цель – ускоренное формирование единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единых транспортных, энергетических и информационных систем.

Государства ЕврАзЭс – Беларусь, Казахстан и Россия – наиболее продвинутся в интеграционных процессах, выработали нормативно-правовую базу по открытию к 2010 году таможенного союза, а к июлю 2011г. завершения его создания будет осуществляется режим свободной беспошлинной торговли. По мере готовности к Таможенному союзу могут присоединятся и другие государства ЕврАзЭс.

Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКД) государств- участников СНГ, объединяющие сегодня Россию, Беларусь, Казахстан, Армению, Таджикистан и Киргизстан. ОДКБ выносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в этом регионе. Беларусь рассматривает ОДКД как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.

Организация военно-политического Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) государств-участников СНГ, объединяющая Беларусь, Российскую Федерацию, Армению, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, нелегальной миграции, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.

На более высокий уровень вышли двусторонние связи со странами СНГ. Успешно развиваются отношения с Украиной, обладающей мощным экономическим и научным потенциалом. Товарооборот в 2008 году с ней Республики Беларусь составил более 8 млрд. долларов. Развивается взаимовыгодное сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном – государствами, богатыми энергоресурсами.

Для республики приоритетное значение приобретает укрепление и расширение связей с Европейским союзом (ЕС), который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси.

ЕС включает 27 государств с населением 500 млн. человек. Он превратился в один из крупнейших в мире рынков с высокой покупательной способностью.

Беларусь – важная артерия в транзите энергоресурсов, грузов, пассажиров из Европы в Россию и страны Азии.

Кратчайшие железнодорожные. Автомобильные пути, нефте- и газопроводы между Россией Европейским Союзом проходят через территорию Беларуси. Через Беларусь проходит 50% экспорта нефти, доля газа составляет более 20% российского экспорта в Европу.

Беларусь не только интенсифицирует свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работает по таким важнейшим направлениям, как привлечение высоких технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится в сотрудничестве на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, фондами, учреждениями культуры, предприятиями и школами, а также в борьбе с преступностью, нелегальной миграцией наркобизнесом, торговлей людьми и т.д.

Наиболее эффективно торгово-экономические научные, инвестиционные связи развиваются с такими государствами ЕС, как с Норвегией, Германией, Великобританией, Латвией, Литвой, Италией, Польшей и др.

Беларусь заинтересована в развитии отношений с США. К сожалению, состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от идеального. Реализуя свои амбициозные планы по так называемой «демократизации Беларуси», США налаживают усилия по установлению контроля над информационным пространством нашей республики. И даже в этих далеко неблагоприятных условиях торгово-экономические отношения развиваются. Где есть экономический интерес, он всегда преодолевает политические преграды. По количеству совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом США находятся лидирующей группе стран, сотрудничающих с Беларусью.

Одним из внешнеполитических приоритетов Беларуси является сотрудничество в международных организациях и прежде всего в ООН. Являясь одним из государств – основателей ООН, Беларусь поддерживает ее политику в области сохранения международного мира и безопасности. В рамках ООН республика постоянно участвует в работе ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООн, а также в работе различных международных форумов, проходящих под эгидой ООН. Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействия с ООН на основе специальных соглашений.

Принципиальная позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом, в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах планеты. Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности – торговли людьми, любых проявлений национализма, по чернобыльской проблематике.

Беларусь единственная из европейских стран является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН). В ДН входят около 120 государств, что составляет свыше 60% численного состава ООН. Республика Беларусь рассматривает ДН в качестве стабилизирующего центра силы, которая явится основой для обеспечения многополярного мира. Членство в Движении неприсоединения создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по ДН Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое хозяйство, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей социально-экономического и политического развития человечества. В ДН богатейшие по своим ресурсам влиятельные силы – Венесуэла, Иран, Индия, ОАЭ, Оман – работают с Беларусью в формате стратегического партнерства. Венесуэла и Иран готовы предоставить нашей стране совместную добычу и переработку нефти.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического пространства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свой подход к НАТО, она первой на постсоветском пространстве заявила о неприемлемости расширения ГАТО на Восток. Однако Республика Беларусь исходит из признанного права каждого государства на коллективную оборону и вступления в союзы на основе свободного выбора. Интересам Республики Беларусь отвечает углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего в пресечении перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств. Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе Программы «Партнерство ради мира».

В вопросах укрепления европейской стабильности республика активно взаимодействует с Организацией по безопасности и сотрудничества в Европе. (ОБСЕ). Беларусь рассматривает ОБСЕ в качестве ключевой структуры по вопросам международной политики, обеспечения безопасности, стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимоотношения с ОБСЕ на укрепление сотрудничества, содействия ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства – участника этой организации. Деятельность ОБСЕ по отношению к Беларуси занимает предвзятую позицию.

Активно используя трибуны ООН, ДН. ОБСЕ для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства.

Важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене является сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Из приоритетных стран-партнеров на азиатском континенте особое место занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобретают характер стратегического партнерства. На смену простой торговле приходит сотрудничество в сфере высоких технологий и инвестиций, создание совместных предприятий.

На основе совпадений и близости позиций по многим актуальным вопросам современности успешно развиваются государственные, парламентские контакты с Китаем, Индией, Ираном и Вьетнамом. Ведется сборка белорусских тракторов и грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Китае.

Среди стран Ближнего Востока и Африки наиболее высокий уровень в развитии двусторонних связей достигнут с Египтом, Сирией, ОАР, Ливией и ЮАР.

Развитие всего комплекса отношений с государствами афро-азиатского района подчинено реализации главной цели – упрочению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Беларусь имеет определенный потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций. Созданы и успешно работают совместные производства по сборке тракторов «Беларусь» грузовых автомобилей «МАЗ» в Египте. Беларусь заинтересована в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий. В этой связи перспективным видится сотрудничество с Японией, Китаем, Республикой Корея, Индией, Египтом, ЮАР. Имеются хорошие возможности для развития сотрудничества в области образования, здравоохранения.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Главными партнерами Беларуси в латиноамериканском регионе являются Венесуэла, Бразилия, Куба, Мексика, Аргентина, Чили. Наряду с экономическим сотрудничеством успешно развиваются и политические контакты с этими государствами. Большинство государств Латинской Америки оказались в схожей с Беларусью фазе развития и решают однотипные с нашей республикой задачи в социально-экономической сфере, что может в значительной мере способствовать взаимодополняемости экономик Беларуси и стран Латинской Америки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...