Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории применения упражнений для развития слухового восприятия




Попытки обучения глухих языку, как известно, появились в XVI в., а вопросом практического развития слуха с помощью упражнений сурдопедагоги и врачи начали заниматься только в XIX в. Впервые эта мысль была четко выражена у Итара. До Итара высказывались предположения о возможности развития слуха, но эти предположения не получили дальнейшего развития. Итар заметил, что некоторые из его учеников, ранее не реагиро­вавшие на звуки, начали потом сами их различать. Это привело его к мысли, что использование упражнений, направленных на развитие слуха, оказывает благоприятные результаты.

Только в середине XIX в. слуховые упражнения начинают внедряться в практику работы школ.

Венскому профессору Урбанчичу принадлежит заслуга сис­тематического использования упражнений для развития слуха глухонемых детей.

Почти в это же время профессор Бецольд тоже вводит слу­ховые упражнения в процесс обучения Мюнхенской школы глу­хонемых.

И тот и другой отмечали улучшение слуха под влиянием систематических упражнений, но по-разному оценивали наблю­давшиеся факты и возможности развития слуховой функции у детей с различными остатками слуха.

Так, Урбанчич находил возможным применять слуховые уп­ражнения для всех глухих и правильно предполагал, что можно получить положительные результаты при кажущейся полной глухоте, когда глухой не слышит ни гласных, громко произноси­мых в ухо, ни камертонных тонов. Однако он неверно оценивал получаемые результаты, считая, что слуховые упражнения рас­ширяют область слышимого. Подобное преувеличение вызывало необоснованные надежды по поводу возвращения слуха глухим. Истинные же результаты разочаровывали и превращали сто­ронников слуховых упражнений в противников.

Бецольд тоже признавал необходимость занятий по развитию слуха с помощью упражнений, но неправомерно ограничивал их применение только для слышащих гласные звуки и отдельные слова. Он справедливо считал, что слуховые упражнения разви­вают слуховое внимание, способствуют развитию речи на основе использования остатков слуха. Эти упражнения он называл «обучением речи через ухо».

Постепенно точка зрения Урбанчича и Бецольда о необходи­мости развития слуха упражнениями была признана правильной, и слуховые упражнения стали внедряться в школы. В 1892 г. были открыты классы при Парижском институте глухонемых, где использовались слуховые упражнения для развития слуха. 15 этом же году в Венском институте глухонемых также были введены систематические упражнения по развитию слуха; заня­тия по развитию слуха с помощью упражнений вменялись в обя­занности учителя класса. В Мюнхенском институте глухонемых в 1901 г. было открыто три класса, где развитием слуха с по­мощью упражнений занимался специально выделенный учитель.

И наконец, на съезде учителей глухих в Париже в 1900 г. официально было признано, что в ходе обучения необходимо использовать специальные слуховые упражнения обязательно для тех учащихся, у которых сохранился значительный остаток слуха.

Так, слуховые упражнения постепенно стали занимать до­стойное место в обучении глухих детей. Однако, по-прежнему, сохранились две точки зрения (Урбанчича и Бецольда) на факт улучшения слуха под влиянием упражнений: согласно одной — увеличивался объем слуховой функции, слуховые пороги пони­жались; согласно другой — объем слуховой функции не изме­нялся, но воспитывалось слуховое внимание и улучшалось использование остатков слуха, что создавало впечатление улуч­шения слуха.

В России проблемы развития слуха также привлекали сур­допедагогов и врачей. Так, директор С.-Петербургского училища глухонемых В. И. Флери еще в первой половине XIX в. считал, что детей с остатками слуха необходимо учить прислушиваться К звукам собственной речи. Это оказывает положительное влия­ние па их слуховую способность.

Слуховые упражнения оказывают большое влияние не только на развитие слухового восприятия, но и на общий уровень раз­вития ребенка, это подчеркивала еще в 1910 г. Н. К- Патканова. Она считала, что упражнения по развитию слуха. приносят огромную пользу, повышая общий уровень развития ребенка. Значительное место в работе учителя отводил слуховым упраж­нениям доктор медицины, директор С.-Петербургского училища глухонемых П. Д. Енько. Он считал их применение одной из основных задач в обучении, тем более, что эта задача не требует особых затрат и приспособлений.

Внедрение слуховых упражнений в школы потребовало раз­работки методики работы в этом направлении.

Особого внимания заслуживает методика русского оторино­ларинголога, врача Петербургского училища глухонемых М. В. Богданова-Березовского, основанная на теоретических и практических положениях Бецольда. Он соглашался с Бецоль­дом в том, что слуховая функция не развивается, а только улуч­шается ее использование, и предложил проводить слуховые упражнения не только на базе элементов речи, но и при помощи музыкальных инструментов, считая, что упражнения с музы­кальными инструментами дадут возможность получить правиль­ное представление о силе и высоте звука, а пение поднимет дея­тельность голосовых связок.

В дальнейшем работа по развитию слуха при помощи упраж­нений была тесно связана с поисками методик активации слуха и средств усиления звука. В начале XX в. получили распростра­нение следующие методики: способ активации слуха Натиера рядом камертонов; способ Цюнд-Бурже, где камертоны были заменены электрофоном; способ Дузауда и Гутцмана, предла­гавших использовать фонограф для упражнений по развитию слуха; способ Маража, пользовавшегося прибором-сиреной для активации слуха. У нас, в Советском Союзе, использовались отечественные электроаппараты Н. А. Скрицкого.Появление электроаппаратуры оказало положительное влияние на развитие слуха с помощью упражнений, так как появи­лась возможность усилить звук и донести его до детей с недо­статками слуха. Благодаря использованию электроаппаратуры значительно расширилась область слышимого и создались усло­вия для более полного использования и развития слухового вос­приятия.

Результаты работы по активации слуха с использованием электроаппаратов оценивались по-разному. Некоторые исследо­ватели приходили к выводу, что благодаря использованию элект­роаппаратов появилась возможность не только улучшить слух, но даже возвратить его.

Другие, как, например, М. А. Свищев, считали, что путем упражнений нельзя восстановить полностью слуховую функцию. М. А. Свищев высоко оценивал роль упражнений для развития слуха. При этом отмечал, что не должно быть развития слуха ради слуха. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь пониженного слуха с мышлением и речью. Ряд методических положений, выдвинутых им, нашли свое отражение в настоящее время в методике развития слухового восприятия. Например, он считал, что нужно приучать ребенка узнавать то, что ему говорят, по неполным слуховым данным, т. е. следует опираться на догадку. Роль контекста и догадки в настоящее время учитывается. В ходе тренировочных упражнений по развитию слуха. Другим положением М. А. Свищева, которое также нашло отражение в современной методике, является использование звукоусилива­ющей аппаратуры в педагогическом процессе. Он считал, что дети с пониженным слухом, должны большую часть времени на уроке находиться в наушниках. В настоящее время звукоуси­ливающая аппаратура используется на всех общеобразователь­ных уроках и специальных занятиях по развитию слуха.

Большое значение развитию и использованию слуха прида­вали и придают советские сурдопедагоги Ф. Ф. Pay, А. И. Дьяч­ков, Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, А. М. Масюнин, Е. П. Кузьмичева и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...