Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации и инновационный процесс. Классификация инноваций




В [2] говорится, что в мировой экономической литературе термин "инновация" интерпретируется и понимается, как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Несмотря на то, что такое определение инновации, в принципе, достаточно полно и вполне объясняет это понятие, в литературе, посвященной этой теме, насчитываются десятки не менее четких определений. Причём этот вопрос тесно связывается с другим — как классифицировать сами инновации. К классификации инноваций мы обратимся несколько позже, а пока попробуем разобраться с определением инновации.

G

Приведём одно их определений инновации: Инновация (нововведение)(техническое, технологическое, организационное, социально-экономическое) - целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением понимают как процесс его создания, освоения, так и результат - новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект.

Как видим, здесь инновацией считают как процесс создания чего-либо нового, так и результат этого процесса. Если проанализировать разные понятия инновации, то можно отметить, что основной спор возникает вокруг того, что считать инновацией — процесс создания какого-то новшества либо конечный результат этого процесса.

Действительно, отмечается в [2], некоторые авторы определяют инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание, другие считают, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Есть мнение, что инновация – это такой процесс (общественный - технический – экономический), который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Наконец некоторые трактуют инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Из этого делается вывод, что во внутренней логике нововведений заключён новый момент динамизации экономического развития.

Как видим, все эти определения можно отнести к понятию инновации как некоего процесса. Не меньше приверженцев и у другой точки зрения, которые делают упор на результаты этого процесса. Разумеется, что в конечном итоге объединились оба этих подхода. Например, в [6, 7] и в некоторых других источниках отмечается, что все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к инновации:

?

§ объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово «нововведение»);

§ процессному;

§ объектно-утилитарному;

§ процессно-утилитарному;

§ процессно-финансовому.

Кратко рассмотрим суть такого деления.

?

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект – результат НТП: новая техника, технология. Различают:

§ базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники;

§ улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

§ псевдоинновации (рационализирующие), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

?

Следующие подходы основаны на первых двух, к которым они добавляют еще один признак. Так, объектно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект – новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники (как в первом подходе). Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения – способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

Отличие процессно-утилитарного подхода к определению термина "инновация" от объектно-утилитарного заключается в том, что инновация в данном случае представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Наконец, в рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Разумеется, что международные организации не могли пройти мимо этих вопросов. В [15] ссылаются на Официальные рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) — т.н. руководство Фраскати "Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок", которому также следует Постановление Госкомстата Российской Федерации от 20.06.95 N 63.

G

Кроме того, в настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. В соответствии с этими стандартами и руководством Фраскати инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Там же говорится, что инновация является следствием инновационной деятельности.

G

Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

Мы также в дальнейшем будем пользоваться этими определениями.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что на наш взгляд наиболее логично (тем более, что это закреплено в приведенном и принятом нами определении) понимать инновацию как результат инновационного процесса, а сам инновационный процесс понимать как сказано о нём в процессном подходе, т.е. комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей.

Таким образом, мы чётко отделяем одно от другого и избегаем возможной путаницы в терминологии.

Наконец, в [21] дано еще одно определение инновации, которое нам понадобиться в дальнейшем: дело в том, что автор в нём вводит новое для нас понятие новшества (новации).

Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [21].

G

Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. К понятию новшества мы вернёмся, когда будем говорить о рыночной деятельности в инновационном процессе.

Отметим, инновационный процесс развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. В этом случае инновационному процессу, как и любому другому, свойственны динамический и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственно-экономического цикла (НПЭЦ).

Важно также сказать, что инновационный процесс превращает научно-техническую деятельность ученых, инженеров, занятых научно-техническими разработками в инновации, которые материализуют идеи, научные открытия и изобретения в конечные продукты для их коммерческой реализации на рынке. Как видим, благодаря инновационной деятельности происходит научно-производственный цикл, который заканчивается реализацией новшества иудовлетворением запросов потребителей. Тем самым понятно, что для инновации важны все три свойства: научно-техническая новизна, производ ственная применимость и коммерческая реализуемость.

 

&

В ряде источников (в частности в [2, 4]) говориться, что анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

В том же учебнике [2]ссылаются на австрийского ученого И. Шумпетера, который выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

 

Кроме определений инновации и инновационного процесса и разъяснения того, что под этим понимается, нельзя не коснуться и второго важного аспекта этой проблемы: как классифицировать инновации. Это очень важно для занятия инновационной деятельностью, т.к. инновации необходимо отбирать и использовать. Исходя из сложности всего инновационного процесса и множественности подходов к определению инноваций, следует ожидать таких же трудностей и неоднозначности в классификации инноваций. Попробуем в этом разобраться. Проанализировав целый ряд источников [2, 4, 6, 7, 19], обобщим сказанное авторами.

Некоторые исследователи выделяют большое количество признаков и классифицируют по ним инновации. Для примера приведем схему, в которой инновации классифицируются и объединяются в группы по разным особенностям (Рис. 1) [9].

Эту схему можно продолжить, вводя все новые и новые признаки классификации. Однако, необходимо все-таки выбрать некоторые основные, определяющие признаки, характеризующие инновации и инновационный процесс.

Такой особенностью должно быть существенность изменения (также как в подходах к определению инновации). Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). Как видим, это связано и с объектным подходом к определению инновации. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенствам. Это свойственно как отдельным фирмам, корпорациям, так и государствам (например, США). Догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония).

По видам инновации классифицируются на:

технологические;

создание нового рынка;

освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;

реорганизация системы управления.

 

Таблица 1.

Классификация технологических инноваций

Вид Степень новизны Внедрение
Радикальная Инкрементальная Результат Место
Продуктовая Существенно отличается от ранее выпускавшихся продуктов по: области применения, характеристикам комплектующим, материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и/или сочетания существующих технологий в новом применении Улучшает качественные или стоимостные характеристики уже существующего продукта за счет использования более эффективных комплектующих, материалов и полуфабрикатов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для сложного продукта) Новая (усовершенствованная) инновационная продукция На рынке
Процессная Освоение новых методов производства, изменения в оборудовании и/или организации производства, обеспечивающих создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невозможен; существенное повышение эффективности производства Освоение усовершенствованных методов производства; изменения в оборудовании и/или организации производства Прочая инновационная продукция В производственном процессе

 

В зависимости от технологических параметров (т.е. технологические инновации) подразделяются на продуктовые и процессные (таблица 1-2).

 

Наконец, используя столь необходимый в менеджменте системный подход и рассматривая организацию как систему, выделяют:

¨ Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

¨ Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

¨ Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

 

&

Для полноты картины приведем еще несколько классификаций [2]

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

§ технологические;

§ производственные;

§ экономические;

§ торговые;

§ социальные;

§ в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

§ единичные

§ диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

§ сырьевые

§ обеспечивающие (связывающие)

§ продуктовые

3. По преемственности:

§ замещающие

§ отменяющие

§ возвратные

§ открывающие

§ ретровведения

4. По охвату:

§ локальные

§ системные

§ стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

§ радикальные

§ комбинаторные

§ совершенствующие

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

 

Вопросы для самопроверки

1. Приведите несколько определений инновации. В чём их основное отличие?

2. Две точки зрения на определение инновации. Приведите основные подходы к определению инноваций.

3. Как классифицируются инновации? Какая связь между определениями инновации и их классификацией?

4. Зачем нужна классификация инноваций? По каким основным классификационным признакам они классифицируются?

5. Чем отличается новация от инновации?

6. Какие три свойства важны для любой инновации?

 

Ответьте на тест

Какое определение относится к процессному подходу:

1. Создание нового продукта или услуг;

2. Результат научно-исследовательских работ;

3. Выход на рынок с новым продуктом.

К какому типу инноваций относятся разработка и освоение безалкогольного пива с фруктовыми вкусовыми добавками:

1. новые для отрасли в мире;

2. новые для отрасли в стране;

3. новые для данной организации

Что из перечисленного относится к инновациям на входе в предприятие:

1. изменения в выборе сырья и оборудования;

2. новая технология в цехе;

3. создание новой управленческой структуры

Дополните:

1. новация, это …;

2. существует пять основных подходов к определению инновации, это …;

3. отличие объектно-утилитарного подхода от объектно-утилитарного заключается ….

По мнению австрийского ученого Шумпетера, главная функция инновационной деятельности явлется…:

1. функция контроля;

2. функция изменения;

3. функция стабилизации.

Научно-производственный цикл в инновационном процессе заканчивается…:

1. подготовкой производства;

2. проектированием;

3. реализацией новшества на рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...