Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные структуры инновационного менеджмента




Рассмотрим организационные структуры инновационного менеджмента, т.е. организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

В Советском Союзе существовала чёткая иерархия организаций, занимающихся научными исследованиями. Это в первую очередь были научно-исследовательские институты, организованные по проблемному принципу в разных отраслях народного хозяйства. Проблемный принцип означал, что для решения какой либо проблемы в той или отрасли создавалось научно-исследовательское подразделение. В нем существовали отделы, которые изучали отдельные составляющие этой проблематики и т.д. Кроме этого фундаментальными научными задачами занимались институты Академий наук, как Всесоюзной, так и отраслевых (сельскохозяйственной, медицинской и т.п.), а также подразделения Высшей школы (вузы, втузы и пр.). Свои разработки все эти организации передавали в конструкторские организации и в опытные производства, которые создавали опытные образцы новых изделий для дальнейшего освоения в промышленности. Вся эта система жестко контролировалась государством. В принципе такой порядок сохранился и сейчас. Но рыночные отношения современной экономики внесли существенные изменения в сам принцип формирования таких организаций. В настоящее время научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности. Кроме того, государство жестко не контролирует деятельность подобных организаций. Сейчас научные организации самостоятельны в выборе дальнейших путей внедрения своих разработок. На них лежит бремя поиска заказчиков своей продукции, выхода на рынок с тем или иным нововведением, т.е. заниматься инновационным менеджментом.

Конечно, весь этот процесс достаточно сложен. Поэтому научных организаций огромное количество и они отличаются друг от друга целым рядом признаков. Например, в соответствии с уже упоминавшимися рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций (таблица 2) [2].

Как видно из этой таблицы, к уже известным в советское время секторам — государственным и высшей школе, добавляются частные сектора — предпринимательский и частный некоммерческий.

?

Конечно, этим перечнем классификация инновационных организаций не ограничивается. В [15] приведены и другие их виды в зависимости от их специализации, вида научной и производственной продукции, характера деятельности и пр. Критерии их классификации также самые различные. Например, по видам специализации инновационные предприятия делятся на предметные и адресные.

Предметные - занимаются созданием конкретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-технической информации, лизин говых услуг, активов и пр.).

Адресный принцип основан на использовании полученных результатов в создаваемых фирмах, центрах, а также на отраслевом обслуживании предприятий, т.е. распространении инноваций по отрасли или между отраслями.

По характеру инновационной деятельности инновационные предприятия могут быть самыми разнообразными, например, инноваторы – лидеры, работающие в условиях повышенного риска и имеющие большой «запас прочности», и инноваторы – последователи, осваивающие нововведения вслед за первыми.

Кроме того, бывают предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия и предприятия, использующие новыми способами ранее изобретенные вещи. Есть предприятия, которые создают основные (продуктовые и технологические) инновации, а есть – разрабатывающие дополняющие инновации.

Такое деление можно продолжить.

Однако зададимся вопросом: что всё-таки самое важное в занятии инновационной деятельностью? Чем этот вид предпринимательства отличается от остальных? Ответ на этот вопрос очевиден: освоение любого новшества связано с риском. Ведь никто не дает гарантии, что новый продукт, изделие, услуга и т.п. будет принято потребителем. И чем радикальнее предлагаемая новинка, тем выше неопределённость её успешного продвижения на рынке.

Итак, как уже отмечалось, именно инновационная деятельность является залогом высокой конкурентоспособности фирмы, необходимым условием выживания а, подчас и самого существования компании. Вчерашние успехи на рынке, достигнутые на определенной техно­логической базе, на следующий день могут отойти в прошлое. Внутрен­няя подвижность, гибкость, способность к перестройке — залог выжи­вания фирмы. С другой стороны постоянные изменения даются современной про­мышленной компании не просто. Рискованность капиталовложений в принципиально новые технологические процессы часто отпугивает круп­ные предприятия. Налаженный корпоративный механизм имеет огромную инерционность. Коренная смена технологии заставляет перестраи­вать всю деятельность фирмы, а никто не торопится идти на это без ясных доказательств перспективности нововведений. Таким образом, инновационная деятельность, в первую очередь, характеризуется повышенным риском. И чем кардинальнее нововведение, тем выше риск потери вложенных капиталов. Поэтому в [19] приводятся такие цифры: в частной промыш­ленности США не менее 40% затрат на НИОКР направляется на совершенствование новой продукции, примерно столько же тратиться на разработку новой продукции на прежней производственной базе и только 20% — на поиск принципиально новых технологических идей.

 

 

Таблица 2.

Сектор науки (деятельности) Содержание
Государственный Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.
Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.
Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).
Частный бесприбыльный (некоммерческий) Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.
?

В последние десятилетия возможность быстрого роста компаний в отраслях высоких технологий привлекает внимание финансистов, стремящихся к извлечению прибыли из учреждения новых корпораций. В начале ХХ века такие учреждения было принято называть немецким словом «грюндер». В наши дни вложения капитала в новые компании называют «рисковыми», или по английской терминологии, венчурными. Даже само название лишний раз доказывает, что риск, это то, всегда сопутствует любому новшеству. Естественно, что первая проблема, которая встает перед организацией, решившей заняться инновационной деятельностью, это: как минимизировать риск потери вложенного капитала в случае неудачи инновационного проекта. Решение этой задачи лежит именно в плоскости использования малых организационных форм инновационных предприятий. Действительно, чем меньше фирма, тем ей проще осваивать ту или иную новинку. Малый бизнес отличается высокой гибкостью и подвижностью и может позволить себе разработку любого, даже самого революционного нововведения. И самое главное — потери в случае неудачи, по сравнению с большими компаниями, невелики. Поэтому в инновационной деятельности ведущая роль принадлежит малому и среднему бизнесу.

Приведем несколько примеров из [2], иллюстрирующих вышесказанное.

&

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных шин компании "Гудьир" организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

 

Каков механизм работы таких организаций? В [19] говорится, что очень часто подлинными инноваторами выступают небольшие специализированные компании. Многие из них создаются самими учеными, разработавшие новую идею, либо при их непосредственном участии. Новый бизнес начинают сами изобретатели, они создают фирму, которая в течении 3–5 лет поглощает и их собственные сбережения, и полученные в банке кредиты. Если изделие доведено ими до готовности, но нет средств для развертывания его промышленного производства, первопроходцы обращаются к владельцам денежного капитала. Последние готовы инвестировать свои финансовые ресурсы в акции создаваемых корпораций в надежде, что коммерческих успех фирмы резко поднимет стоимость её ценных бумаг, принося дивиденды вкладчикам. Если изделие ждет коммерческий успех, то перед инвесторами венчурного капитала встаёт альтернатива: сохранить за собой или даже расширить пакет акций, тем самым превращая рисковые вложения в обычные, приносящие дивиденды инвестиции, либо продать акции, получив потенциальную учредительскую прибыль.

 

&

Пример: судьба корпорации «Эппл компьютер». Основанная в 1976 году и начав с учредительского капитала в 10 тысяч долларов (разработка модели, выход на рынок и гараж, где были собраны первые экземпляры персонального компьютера). Уже в 1978 году объем продаж достиг 7 млн. долл. И ежегодно в среднем он увеличивался на 150%. При переоценке всего объема акций в 1991 году по рыночной цене общая стоимость акционерного капитала чудовищно выросла, достигнув почти 1,2 млрд. долл.

 

Аналогичный выбор делают и интеллектуальные инициаторы нового дела. Изобретатели, как правило, — плохие бизнесмены. Если же успех все же сопутствовал начинанию, то произошло это благодаря не только совершенствованию идеи, но и деловой хватке профессиональных менеджеров, занятых новой корпорацией. Изобретатель разбогател, но его роль в фирме постоянно меняется. Возможно, он уйдет и вновь обратиться к научной работе, вложив заработанные деньги в какие-нибудь ценные бумаги, приносящие ему стабильный доход. Но инициатор может и остаться. Являясь крупным владельцем акций, руководителем научно-исследовательского отдела фирмы, он сохраняет большое влияние на развитие своего детища.

Зачастую на путь крупного бизнеса встают люди, не довольные своим положением, не нашедшие поддержки во внедрении своих идей на крупном предприятии.

&

 

Такова, например, история Джене Амдала, который покинул в 70-е годы ИБМ и основал самостоятельное предприятие. Начав дело на личные сбережения, Амдал вскоре получил финансовую поддержку американских и японских конкурентов ИБМ. «Фудзицу» приобрела 24% акций «Амдал корпорейшн». Японская компания финансировала НИОКР и осуществляла поставку электронных компонентов. В 1984 году японская фирма увеличила свою долю в акционерном капитале до 48%.

«Амдал корпорейшн» вышла на рынок с принципиально новой продукцией — большой ЭВМ, прообразом суперкомпьютера будущего. Через 10 лет фирма «Амдал корпорейшн» имела 3 тыс. служащих и осуществляла продажи суперкомпьютеров на 300 млн. долл. ежегодно. На НИОКР затрачивались десятки миллионов долларов. Доля этих расходов в объеме продаж выросла с 7.7% в 1978 году до 18,4% в 1991. Прибыль корпорация сумела получить только тогда, когда объем продаж достиг 200 млн. долл. Однако Джене Амдал покинул фирму, названную его именем. Попытки знаменитого конст­руктора основать новое предприятие закончились коммерческим крахом.

 

Корпорации участвуют в грюндерстве по нескольким соображени­ям. Во-первых, это связано с доступом к новейшей технологии. Во-вторых, новые фирмы, оставаясь формально самостоятельными, часто расширяют хозяйственный комплекс корпорации, поскольку работают преимущественно по ее заказам. В-третьих, корпорация получает базу в смежных областях, которые могут стать объектом диверсификации в будущем. В-четвертых, риск вложений в новую технологию делится между корпорациями и инвесторами, поставляющими "венчурный капитал". Нако­нец, подразделения, занимающиеся учредительством, весьма прибыль­ны.

?

Ведущим источником венчурного капитала являются в наши дни специализированные фонды, выделяемые кредитными институтами. Пер­вой венчурной инвестиционной компанией стала “ American Research and Development Corporation ", созданная в 40-е годы. Вложения именно этого инвестора в образование " Digital Equipment Corporation " по­зволили начать производство миникомпьютеров, играющих ныне такую большую роль в экономике США.

Успех гиганта рынка программного обеспечения — фирмы Microsoft во многом связан с инвестициями таких венчурных фондов, которые позволили этой фирме стать ведущим производителем операционных систем и других программных средств для персональных компьютеров.

Процесс отбора наиболее приспособленных к требованиям рынка фирм жесток. Банкротство несостоятельных конкурентов — повсемест­ная реальность. Такова плата за ускорение научно-технического прогрес­са и структурную перестройку. Правда, стоящие идеи чаще всего не гибнут вместе с компанией, которая первой пытается их внедрить в производство. Коммерческий провал фирмы-инноватора ведет к покупке ее активов более мощными соперниками, к реорганизации производства и управления. Но для творца самой идеи это чаще всего гибель надежд на личный успех в бизнесе.

Какой-то период фирма-инноватор, укрепившись на рынке, может пользоваться фактической монополией, извлекая избыточную прибыль из своего положения. Однако вскоре "молодая" отрасль пополняется но­выми, жаждущими высоких прибылей конкурентами. Борьба мелких оди­ночек превращается в подлинные схватки гигантов.

После вторжения ИБМ в сферу производства персональных компь­ютеров десятки мелких фирм, мечтавших утвердиться здесь вслед за "Эппл", потерпели крах. Венчурное предпринимательство имеет многочисленные организа­ционные формы. Среди них — "независимые", чаше всего мелкие инновационные фирмы с использованием капитала инвестиционных фондов — внедренческие фирмы, организованные на паевых началах промышлен­ными корпорациями, так называемые "внешние " венчурные фонды корпораций; "внутренние" венчурные отделы корпораций, основой ко­торых является выделение предпринимательской группы в качестве са­мостоятельного венчурного подразделения (" спин-оф ").

&

 

Возможны и другие варианты классификации венчурного бизнеса, поскольку его организационная структура гибка, динамична, легко вза­имодействует и комбинируется с другими структурами, порождая все новые и новые формы. Об этом интересно рассказано в работе [18], в которой проанализирована деятельность ведущих современных компаний. Корпорации стремятся к тому, чтобы сделать относительно само­стоятельными те занятые НИОКР[2] подразделения, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятель­ностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти под­разделения имеют матричную структуру управления, действуют как вре­менный коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят инженеры, конструкторы, проектировщики, специалисты по информационному обслуживанию производства, маркетингу, управ­лению.

 

Часто внутренние венчурные секторы возникают и как результат распродажи корпорациями неэффективных исследовательских подразде­лений своим же сотрудникам. Это достигается выпуском мнимых акции рискового капитала, называемых "фантомами" и имеющих хождение только в рамках фирмы. При успехе на рынке такие внутренние акции обмениваются на настоящие. Наряду с фондами венчурного финансиро­вания, таким образом, рисковый сектор использует в качестве капитала личные сбережения самих исследователей.

?

С помощью венчурного финансирования при активной организа­ции внутренних рисковых служб корпорации становятся чрезвычайно активными в завоевании новых сфер. Автономность венчурных подразде­лений существенно снижает риск, возникающий как результат диверси­фикации производства. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы «внутренний» венчур является наиболее взвешенным, осторожными, вместе с тем, наименее капиталоемким способом проникновения в но­вые отрасли производства.

?

Другая организационная форма венчурного капитала — так назы­ваемый "внешний" венчур, представляющий собой закономерный шаг в развитии "внутреннего" венчура. Вырастая из «спин–оф», молодая фирма вступает в контакт с другими корпорациями, создает на акционер­ных началах совместные фонды венчурного финансирования. Организа­ционные структуры подобных образований могут быть очень сложными, многоступенчатыми, многовариантными. Так, одной из самых крупных венчурных структур может считаться научно-исследовательский консор­циум. В США зарегистрировано примерно 60 таких консорциумов. Наи­большее распространение они получили в микроэлектронике и создают­ся при содействии государства для выполнения крупнейших программ космических исследований.

?

Рассмотрим наиболее характерные структурные образования инно­вационных подразделений внутри фирм, так называемые «внутренние» венчуры.

Инновационные подразделения в крупных корпорациях различа­ются в зависимости от важности их разработок и соответствия существу­ющей производственной структуре, по степени самостоятельности и обес­печенности ресурсами. Следующие организационные решения типичны для практики внутрифирменного хозяйствования.

Непосредственная интеграция. Нововведение имеет большое стра­тегическое значение и тесно связано с основным производством. Подоб­ные нововведения в перспективе могут оказать сильное влияние на эко­номическое положение всей фирмы (например, разработка новой техно­логии выплавки стали в сталелитейной компании), поэтому они долж­ны осуществиться под непосредственным контролем высшего руковод­ства, но в тесной связи с действующей системой управления производ­ственными, технологическими, конструкторскими службами и т.п. Иными словами, разработка таких новшеств "непосредственно интегрируется" в существующую систему управления фирмой. Это обычно вызывает яв­ное либо скрытое сопротивление организации из-за боязни нового, уг­розы потери управляющими административного влияния в сложившей­ся структуре и т.п. Ключевой фигурой в системах управления подобны­ми нововведениями становится так называемый "чемпион" — изобрета­тель, знакомый с особенностями функционирования существующей уп­равленческой структуры и одержимый стремлением реализовать свою Новаторскую идею.

Отдел разработки нового продукта или развития нового направления хозяйственной деятельности. Нововведение имеет большую стратегическую значимость и частично связано с основным производством. Такой отдел обычно создается под реализацию предпринимательского продукта в рамках наиболее соответствующего ему по производственной специализации структурного подразделения (продуктового отделения или группы отделений). Это позволяет сформировать систему управления, в которой сочетаются сильный административный конт­роль сверху и ограниченные связи с производственной структурой. Кон­троль над деятельностью отделов разработки новой продукции со стороны штаб квартиры корпорации осуществляется по индивидуальным показа­телям, не сдерживающим проявление инициативы. В связи с этим отде­лы выводятся за рамки формальной системы стратегического планиро­вания деятельности структурного подразделения, под чьей "крышей" они учреждаются.

Новые специализированные хозяйственные единицы. Ново­введение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо свя­зано с основным производством. Сильный административный контроль со стороны руководства призван обеспечить своевременное выполнение этими подразделениями поставленных перед ними стратегических задач (как правило, выход на рынок с новым видом продукции). В случае успеха эти подразделения получают статус производственных структур­ных единиц корпорации.

Микроотделы новых рискованных инициатив. Нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость, но сильно связано с основным производством. Они создаются в рамках производственных отделений для разработки многочисленных "побочных" нововведений. Административный контроль за деятельностью этих микроотделов ос­лаблен по сравнению с предыдущими вариантами. Руководитель такого подразделения (работают в нем обычно два-пять человек) пользуется достаточно большой свободой в организации его работы. Единственные ограничения — выделенный (из фондов соответствующего отделения) бюджет и сроки разработки. В то же время микроотделы работают в тесном контакте с производственными и другими службами отделения, Это позволяет, с одной стороны, без помех пользоваться имеющимся научно-техническим потенциалом отделения (лабораториями, информа­ционной базой, участками опытного производства и т.п.), а с другой — оперативно передавать технологам результаты своих разработок.

Отделение новых рискованных инициатив, или новых венчуров. Нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и лишь частично связано с основным производством. Такие отделения со­здаются в тех случаях, когда высшее руководство корпорации хочет сохранить определенную степень прямого административного контроля над разработкой новшества, по крайней мере до тех пор, пока не будет более четко определено его стратегическое значение. Однако, наряду с привязкой (правда, слабой) к административной системе управления по вертикали новые венчуры полностью выводятся за рамки существую­щей структуры управления по горизонтали, т.е. практически не имеют формальных связей с действующими производственными подразделени­ями. Тем самым обеспечивается управляемая автономия таких подразде­лений.

Эти венчуры представляют собой своеобразные "инкубаторы", в которых вызревают стратегические перспективные, инновационные идеи. В силу неопределенного характера инновационных идей, реализуемых отделениями новых рискованных инициатив, с одной стороны, и их масштабности и потенциального значения для корпорации — с другой, изначально планируемый срок деятельности этих подразделений весьма продолжителен — от 8 до 12 лет.

Независимые хозяйственные единицы (НХЕ). Нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и совершенно не связано с основным производством. Эти подразделения практически автономны; стратегический контроль над их деятельностью со стороны корпорации осуществляется посредством представительства в советах директоров НХЕ высших менеджеров материнской корпорации; кроме того, последняя обычно держит контрольный пакет акций независимой хозяйственной единицы.

Наконец, в тех случаях, когда изначально инновационная идея оценивается как не обладающая стратегической важностью для компа­нии, но в той или иной степени связана с действующим производством и другими видами хозяйственной деятельности, компании обычно уста­навливают типы контрактных отношений с инициаторами разработки. Наиболее типична ситуация, когда новатор предлагает к разработке про­дукт, рассчитанный на узкую рыночную "нишу" и из-за скромных объе­мов выпуска невыгодный для производства крупной компанией. В после­дние годы корпорации со все большей охотой оказывают поддержку авторам таких микро идей. Формы помощи различные: выделение на льгот­ных условиях финансовых средств, аренда помещения и оборудования, информационное обеспечение, создание более благоприятных условий конкуренции, если изделие доводится до рынка, и т.п. В отдельных слу­чаях, если результаты разработки могут найти применение в профиль­ных для компании производствах (обычно это касается усовершенство­вания технологических процессов), работа по контракту проводится в рамках внутрифирменного механизма. Если же новшество не может при­нести его автору коммерческого успеха, материнская компания помогает новатору организовать так называемый «спин-оф» — фирму-отпрыск, административно никак с ней не связанную.

Помогая новаторам в создании собственных фирм, крупные ком­пании преследуют вполне прагматичные цели. Дело в том, что коммер­чески успешное новшество разрабатывается в среднем от 3 до 7 лет, и фирма в течение этого периода нуждается в постоянной подпитке де­нежными и другими ресурсами, которые легче всего получить от мате­ринской фирмы. Последняя, таким образом, косвенно контролирует фирму-отпрыск и имеет возможность при необходимости приобрести ее и включить в свою структуру. Кроме того, отколовшиеся фирм зачастую выступают в качестве "разведчиков" потенциально выгодных рынков, продуктов, технологий. Наконец, помощь новаторам в такой форме под­держивает в организации предпринимательский климат, показывает пер­соналу, что практически любая инновационная идея может быть реали­зована. Даже если корпорация несет определенные потери, финансируя разработку ненужных ей (по крайней мере в данный момент) проектов или оплачивая любые предложения (как в некоторых японских и амери­канских фирмах), в конечном итоге фирма получит положительный эффект от массового рационализаторства, предприимчивости и изобре­тательства, развивающихся в такой атмосфере.

Такова, в общем виде, картина образования и существования инновационных структур. А теперь рассмотрим основные принципы финансирования инновационной деятельности.

?

Финансирование нововведений имеет свои особенности с учетом степени риска при получении положительного эффекта.

Наибольший интерес вызывают венчурные фонды, создаваемые промышленными корпорациями. Крупные компании имеют достаточно разветвленные службы НИОКР, объединяющие сотни квалифициро­ванных специалистов. Идет постоянная структурная реорганизация этих звеньев, что диктуется изменениями в рыночной стратегии, соображе­ниями диверсификации и пр. Разумеется, не все исследования и разра­ботки одинаково прибыльны, многие оборачиваются убытками. Степень риска велика, причем она стремительно возрастает при проникновении корпораций в новые отрасли и овладении новыми рынками. Так, по данным Национального научного фонда США, эффективность затрат на научные исследования и разработки у крупных корпораций в 4 раза ниже, чем у мелких фирм. Поэтому для поддержания конкурентоспособ­ности крупные компании должны иметь доступ к развиваемым новыми фирмами новым технологиям, новейшей научно-технической информа­ции. Отсюда стратегическая ориентация крупных фирм на формирование и поддержание мелкого бизнеса в применении венчурного капитала.

?

Общий принцип таков: выделение финансовых ресурсов из обще­корпоративных фондов или из средств производственных отделений про­изводится под инновационную идею, точнее — под конечный резуль­тат, который сулит ее реализация. При этом фондодержатель отказывает­ся от детального, жесткого и регулярного контроля над использованием выделенных средств на разных этапах разработки. Этот подход, основан­ный на доверии к исполнителям, предполагает наличие в фирме эффективной системы оценки управленческих кадров прежде всего по их дело­вым, предпринимательским качествам. Иными словами, риск, связан­ный с финансированием нововведений, понижается не за счет детально­го, навязчивого контроля, а посредством тщательного отбора руководи­телей инновационных подразделений, на которых могут положиться фондодержатели.

Структура венчурного капитала сложноиерархична. При всем ее многообразии (начиная с "внутренних" венчуров в рамках фирмы и кончая научно-техническими консорциумами) обязательны две состав­ляющие: инновационная исследовательская фирма и общий фонд вен­чурного финансирования.

Инновационные фонды рискового капитала аккумулируются на ак­ционерных началах из многих источников: капитала корпораций, бан­ковских кредитов, пенсионных фондов, личных сбережений граждан. В настоящее время в США насчитывается более 500 инвестиционных фон­дов рискового капитала общей величиной более 4 млрд. долл. Стреми­тельный рост венчурного капитала наблюдается и в Европе. По сведени­ям Европейской ассоциации венчурного капитала, объем рисковых ин­вестиций увеличился с 3,6 млрд. ЭКЮ в 1984 г. до 28,4 млрд. ЭКЮ к концу 1990 г.

Услуги венчурных фондов отличаются от традиционного банковс­кого кредитования. Финансовая компания скупает у вновь образующей­ся инновационной фирмы большую часть ее пакета акций. Успешная деятельность инвестируемой фирмы гарантирует фонду венчурного фи­нансирования многократное превышение первоначально авансируемой суммы, и этот процесс возобновляется на расширенной основе. Низшим уровнем рентабельности при создании нового предприятия считается де­сятикратное увеличение капитала за 5 лет по сравнению с первоначаль­ной инвестицией.

Внедренческие фирмы в новейших, наукоемких отраслях сталкива­ются с беспрецедентным коммерческим риском. Лишь десятая часть ин­вестируемых крупных технических проектов оказывается достаточно рен­табельной. Венчурный фонд, таким образом, принимает на себя этот риск, страхуя своего инновационного партнера в составе общего бизнеса. Инновационный же фонд делит этот риск между многочисленными парт­нерами пропорционально вкладу каждого из них, освобождая при этом фирму–инноватора.

Венчурные организации создают благоприятную среду, в которой прорастают" перспективные научно-технические новшества. Именно эти организации стали одним из ведущих структурных звеньев распростра­ненных в капиталистическом мире так называемых "инкубаторов" бизнеса. В настоящее время в США насчитывается около 200 таких «инкубаторов», где созданы оптимальные условия для молодых и, как правило, небольших инновационных фирм. В них действует льготное налогообложение, широко распространено венчурное финансирование, оказываются многочисленные посреднические услуги: техническая экспертиза, маркетинг, информационное обеспечение, управленческое консультирование, лицензирование и т.п.

Инновационные фонды придают важное значение тесному сотрудничеству с академической наукой, прежде всего с университетами. В университетских лабораториях разрабатываются высокорентабельные технические проекты, которые оказываются особенно привлекательными для венчурного финансирования.

Инновационные банки очень активны, они обычно сами ищут перспективные идеи, налаживают хозяйственные связи с исполнителями наиболее прибыльных, быстро окупающихся технических проектов.

Вопросы для самопроверки

1. Какова была в Советском Союзе структура, занимающаяся научно-исследовательской деятельностью? Какой принцип был положен в её основу? Какие изменения внесла в эти структуры рыночная экономика?

2. По каким принципам можно классифицировать современные инновационные организации?

3. Как по секторам экономики распределяются организации, занимающиеся инновационной деятельностью?

4. Какие предприятия называются венчурными (грюндерными) и почему?

5. Чем отличается друг от друга «внутренний» и «внешний» венчур?

6. Перечислите основные структурные инновационные образования внутри фирмы. В чём их основные различия?

7. В чём особенности финансирования нововведений?

 

Ответьте на тест

Наибольшая часть венчурных организаций создается в …

1. крупных организациях;

2. больших транснациональных корпорациях;

3. сфере малого и среднего бизнеса.

 

Инновационная организация относится к лидерам, если она …

1. вышла на рынок с освоенным другими компаниями нововведением;

2. вложила деньги в доводку уже известного нововведения;

3. работает в условиях повышенного риска и предлагает рынку совершенно новый продукт или услугу.

 

Если нововведение имеет большое

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...