Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка инновационной деятельности




Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики, которая связана с государственным регулированием экономики. Поэтому перед тем как говорить непосредственно о государственной поддержке инновационной деятельности, рассмотрим вкратце саму систему государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования в разных странах менялись в зависимости от времени и исторического развития. Воспользуемся для этого цитатой из книги. «На протяжении двух десятилетий в период между мировыми войнами в ведущих капиталистических странах происходило становление нескольких модифицированных моделей государственно-монополистического хозяйственного механизма. Национальная экономическая замкнутость, отторженость от зарубежных конкурентов таможенной протекционистской защитой были характерны для капитализма 20 – 30-х годов. Сказывалось стремление отгородится от конкурентов, чтобы не делить с ними рынок в условиях сокращения спроса. В свою очередь, национальная замкнутость усугубила тяжесть сада.

В годы «великой депрессии» наиболее мощным стимулом для внедрения научно-технических достижений оказались приготовления к войне.

После окончания Второй мировой войны … экономика послевоенной эпохи характеризуется несомненным усилением государственного вмешательства. Однако, если проводить сопоставление с военно-государственной системой руководства экономикой 20–40-х годов, то уровень «огосудартсвления», несомненно, снизился.

Во всех развитых странах Запада во второй половине XX века сформировались хозяйственные механизмы смешанного типа. Сохраняя частный контроль над преобладающей частью предприятий (микроуровень), современный хозяйственный механизм предусматривает регулирующее вмешательство государства в течение экономических процессов в масштабе страны в целом (макроуровень). По самой своей природе он функционировал – и довольно успешно – в пределах досягаемости национального государства. Вне рамок координировать свои действия корпорации приходится не с одним, а с десятком правительств.

Благоприятные условия, созданные государственным вмешательством в экономику в пределах отдельных стран, стали питательной средой для роста фирм, вырвавшихся за национальные границы стран базирования. Таким образом, меры, принятые для ограничения стихийности экономического роста, оказались причиной её возрождения на новом. международном уровне…

Оказалось, что ни достигнутые масштабы производства, ни накопленная финансовая мощь не являются гарантией дальнейших успехов. Нужны меры для постоянного поддержания высокой конкурентоспособности на мировом рынке.

Задача правительства в этой связи состоит в том, чтобы отладить такой национальный хозяйственный механизм, который будет заставлять частный бизнес интенсивно бороться за приобретение конкурентных преимуществ». [19, стр. 42-43].

Как видим, из вышеприведённой цитаты неизменно следует, что государство обязано поддерживать частные компании в конкурентной борьбе, предоставляя им равные преимущества внутри страны и обеспечивать защиту на международных рынках. В современных условиях это значает, что государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса — научными знаниями и идеями. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки –инновационный бизнес – широкомасштабное использование.

Между развитыми странами наблюдаются существенные различия в доле расходов на исследования и разработки в валовом общественном продукте. Если рассматривать расходы на эти цели как процент от валового национального продукта, то лидером является Швейцария, затем идет Германия, далее Япония и Швеция, с некоторым отрывом Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

?

По уровню и формам государственной поддержки инновационной деятельности в мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные. Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. Как правило, вслед за декларацией данного принципа следуют значительные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Так, например Япония, руководствующаяся данной стратегией, получила неофициальное название – островной концерн. Это объясняется, прежде всего, тесными связями между государственным управлением и товаропроизводителями, которые выступают единым фронтом на международной арене. Следует отметить, что государство в этом случае не только выполняет ориентирующие функции, но и берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит наиболее весомый вклад в развитие национальной экономики.

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место выходят организации и другие субъекты хозяйствования, а роль государства - создать им необходимые правовые, экономические и другие условия.

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным — стратегию децентрализованного регулирования (это характерно для Швеции).

?

В заключение этой темы следует отметить ещё одно немаловажное обстоятельство. Уровень государственного вмешательства, вне связи с национальными особенностями развития экономики, зависит ещё и от масштабности осуществляемого проекта. Реализация крупных инвестиционных проектов развития капиталоёмких отраслей промышленности обычно требует жёсткого централизованного планирования. В данном случае неважно кто осуществляет такой проект крупная корпорация или государственная структура. Такие проекты касаются обычно всей экономики в целом. И поэтому, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке (а такие проекты, как правило, не ограничиваются масштабами одной страны), здесь нужен высокий уровень концентрации, соответствующий потребностям массового производства. Число инвестиционных проектов при этом ограничено, а процесс практического воплощения не может быть вне жёсткого государственного контроля. Такая ситуация характерна для эпохи вхождения страны в индустриальное общество. Примеры такого регулирования и осуществления масштабных проектов можно найти и в довоенной экономике СССР и в послевоенной истории Японии, ФРГ, Южной Кореи. Однако, в современном мире при переходе к информационной эре экономическая политика правительства обязана предусматривать большую гибкость для хозяйственных стратегий фирмы. Как сказано в [19, стр. 47] «жёсткое директивное планирование уступает место индикативному с его рекомендательным, а не обязательным характером решений для бизнеса».

Конечно, влияния государства на инновационный процесс намного сложнее и многограннее. Для более подробного ознакомления с данной темой можно рекомендовать работы [5, 26, 28], в которых подробно описывается как эти процессы происходят в России и за рубежом.

Вопросы для самопроверки

1. Какие образом осуществляется государственное регулирование инновационных процессов?

2. В чём суть стратегии активного вмешательства?

3. Каким странам наибольшим образом подходит смешанная стратегия?

4. адачи правительства в стратегии децентрализованного регулирования?

5. от чего зависит уровень государственного вмешательства в инновационный процесс?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...