Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовая коммуникация и современные тенденции




М.М. НАЗАРОВ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

И ОБЩЕСТВО.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

И ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Москва "АВАНТИ ПЛЮС"


УДК 316 ББК88

Рецензенты:

д.филос.н., профессор Покровский Н. Е.

д.филос.н., профессор Рукавишников В. О.

Назаров М. М.

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с.

ISBN 5-902559-04-9

В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации.

Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса.

© Центр социологического образования
ISBN 5-902559-04-9 при Институте социологии РАН, 2004

© Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004


Содержание

От автора................................................................................................... 10

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

Лекция 1.

Введение в социологию массовой коммуникации............................. 14

Массовая коммуникация: дефиниции.................................................. 15

Модели коммуникации......................................................................... 18

Границы предметной области социологии СМК................................. 23

Раздел I.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ................................ 27

Лекция 2.

Системно-структурные представления о массовой коммуникации.. 27

Функции массовой коммуникации в обществе................................... 28

Социодинамическая теория СМК........................................................ 31

Медиа как средство поддержания системной стабильности............... 34

СМК в концепции самореферентных социальных систем.................. 36

Заключение............................................................................................. 44

Лекция 3.

Идеология и массовая коммуникация................................................. 46

Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма.......... 47

Структуралистская интерпретация идеологии..................................... 51

Массовая коммуникация и концепция гегемонии.............................. 57

Заключение............................................................................................. 61

Лекция 4.

Семиологические подходы в исследовании

массовой коммуникации......................................................................... 63

МК, язык и "относительность" реальности......................................... 63

Проблема значения и знака................................................................... 65

Типы и организация знаков................................................................... 69

Структура мифа в семиологии.............................................................. 71

Кодирование и декодирование.............................................................. 75

Тексты МК как структуры повествования.......................................... 78

Заключение............................................................................................. 80

Лекция 5.

Понимание массовой коммуникации

в рамках критической теории............................................................... 82


6 Медиа в современном обществе

Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе................... 83

Беньямин: техническая воспроизводимость

материалов культуры........................................................................... 89

Критика тенденций современного телевидения: Постман.................. 91

Заключение............................................................................................ 94

Лекция 6.

Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира...... 96

Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна............................ 97

Постмодернизм в философии и культуре......................................... 100

Общество спектакля............................................................................ 103

Массовая коммуникациям гиперреальность.................................... 106

Заключение........................................................................................... 112

Раздел П.

МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА... 114

Лекция 7.

СМК и гражданское общество: концептуальный аспект.............. 114

Об интерпретации понятия гражданского общества......................... 115

Массовая информация в контексте базовых прав

и свобод личности................................................................................ 117

Роль медиа в демократическом обществе: американская

традиция анализа (Липпман, Дьюи, Миллс)...................................... 121

СМК и публичная сфера в концепции Хабермаса........................... 126

Заключение........................................................................................... 131

Лекция 8.

Медиа в системе отношений "рынок - государство - общество"... 133

Формы частного владения

средствами массовой коммуникации................................................ 134

Государственные и общественные формы владения СМК.............. 136

Концепция общественного вещания.................................................. 1 38

Регламентация в отношении деятельности СМК.............................. 140

Ограниченность идей свободной прессы........................................... 143

Нормативные "модели" медиа............................................................ 147

Заключение........................................................................................... 1 50

Лекция 9.

Медиа и власть в современной России............................................... 151

Поздний советский период................................................................. 151

СМК и власть в годы перестройки.................................................... 152

Медиа и власть на рубеже 90-х.......................................................... 1 55

Новые экономические императивы в деятельности медиа.............. 1 57

Медиа олигархи................................................................................... 159


Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации 7

Президентские выборы 1996: олигархический консенсус................ 162

Феномен российских "информационных войн"............................... 165

Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину 168

Конфликты властных интересов

вокруг телевизионных каналов.......................................................... 171

Заключение.......................................................................................... 180

Лекция 10.

Массовая коммуникация и современные тенденции

глобализации.......................................................................................... 181

Глобализация: необходимые дефиниции........................................... 182

Основные тенденции мировой медиа индустрии............................... 1 85

Логика дебатов о культурно-идеологических

следствиях глобализации медиа........................................................ 189

Глобализация медиа: российский контекст....................................... 193

Заключение.......................................................................................... 198

Раздел Ш.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

АУДИТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТЫ................................... 199

Лекция 11,

Исследование эффектов массовой коммуникации.......................... 199

Периодизация и типология исследований

эффектов воздействия СМК.............................................................. 199

Первый этап исследований эффектов

массовой коммуникации..................................................................... 200

Второй период исследований эффектов

массовой коммуникации..................................................................... 201

Общая характеристика современного этапа изучения

эффектов массовой коммуникации................................................... 203

Концепции эффектов массовой коммуникации

на уровне группы, общества............................................................... 207

Установление пунктов "повестки дня".............................................. 207

"Спираль молчания".......................................................................... 209

Теории информационного дефицита.................................................. 210

Модель зависимости эффектов массовой коммуникации............... 212

Подход "полезности и удовлетворения потребностей".................... 214

Лекция 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...