Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в социологию массовой коммуникации




Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации. В структуре свободного времени потребление материалов средств массовой коммуникации (телевидения, печати, радио и других), то есть "опосредованный опыт" занимает ведущее место и имеет тенденцию к росту.

Исследование места и роли массовой коммуникации в современном обществе связано с поиском ответов на вопросы такого типа: "Какова структура собственности того или иного средства массовой коммуникации и как это сказывается, например, на редакционной политике?"; "Есть ли необходимость в регулировании телевизионного эфира со стороны государства и, если да, то в какой степени?"; "В чем выражается влияние средств массовой коммуникации на современные политические процессы?" "Какова величина аудитории различных медиа, как индивиды воспринимают и интерпретируют их материалы?"; "Можно ли говорить о том, что медиа способствуют активному выражению одних взглядов и минимизации других?"; "Влияют ли процессы глобализации на изменение содержательной направленности материалов медиа?".

Материалы раздела излагаются в следующей последовательности. Сначала мы остановимся на понятийном аппарате предметной области и рассмотрим содержание понятия "массовая коммуникация". Затем будут рассмотрены модели массовой коммуникации, позволяющие лучше понять, как осуществляются информационные процессы. В заключение раздела кратко изложены особенности социологического взгляда на массовую коммуникацию.


Введение в социологию массовой коммуникации 15


Массовая коммуникация: дефиниции

Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника на землю, и наш внешний облик, и т.д. Перечень этих проявлений очень широк. Поэтому не случайным оказывается разнообразие определений коммуникации.

Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio — обмен, связь, разговор. Применительно к исследуемой нами предметной области особенно важны два аспекта его использования. Во-первых, понятие применяется, когда необходимо сказать о процессе передачи информации, который включает такие составляющие, как отправителя сообщения, каналы, содержание, адресата, эффективность, обратную связь и некоторые другие. Во-вторых, для обозначения акта общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание1.

Перейдем теперь к определению коммуникации массовой. Надо учитывать, что любое определение представляет собой некоторое теоретическое описание процесса. Причем акцент делается именно на тех характеристиках реальности, которые подлежат анализу. Также как и в случае с определением коммуникации как таковой здесь не существует какого-то одного законченного варианта. Рассмотрим следующие, на наш взгляд, показательные определения.

"Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей"2;

"Массовая коммуникация представляет собой институциа-лизированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации"3.

1 Социологический энциклопедический словарь. М. 1998. С. 133.

2 Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344.

3 Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. Р. 219.


16 Лекции по курсу

На какие особенности массовой коммуникации в этой связи следует обратить внимание?

Во-первых, "отправитель сообщений" является частью организованной группы, а зачастую представителем института. Использование понятия "институт" указывает, что массовая коммуникация представляет собой деятельность, основанную на системе правил и норм, а также развитом контроле за их исполнением.

Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Вместе с тем этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.

В-третьих, канал сообщения представляет собой технологически сложные системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории.

В-четвертых, сообщения массовой коммуникации обладают обычно достаточно сложной структурой, подготовка которых невозможна без опоры на современные технологии.

Обратим внимание и на другие особенности массовой коммуникации: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредован-ность контактов передающей и принимающей сторон; определенное "неравноправие" в отношениях передающей и принимающей сторон; многочисленность адресатов сообщений.

Таким образом, с помощью понятия "массовая коммуникация" описывают процесс производства и доведения сообщений до аудитории с помощью телевидения, радио, печати, кинематографа, интернета и других средств. В этой связи также широко используется понятие "средства массовой коммуникации" и соответствующая аббревиатура — СМК.

В современном научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие "медиа". Понятие имеет латинское происхождение. В современном словаре можно найти следующие определения родственных терминов: mediale- середина, сердцевина; medianus — находящийся посре-

4 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. 1996. С.475.


Введение в социологию массовой коммуникации 17

ди; mediator — посредник4. Применительно к обсуждаемой нами предметной области о медиа можно говорить в различных аспектах — "среднего положения" и "опосредованное™".

Средства коммуникации занимают среднее, промежуточное положение в коммуникационной цепочке отправитель — канал — получатель сообщения. Медиа представляют собой механизм связи между отправителем и получателем сообщения. Посредством медиа замыкается цикл информационного обмена, создаются условия для реализации массовой коммуникации.

Таблица 1.1. Особенности различных видов коммуникации

 

Параметры коммуникации Межличностная коммуникация в традиционном обществе Массовая коммуникация в современном обществе
Источник сообщения Семья, соседи Институт
Канал распространения "Лицом к лицу" Предполагает технологии распространения
Время передачи Непосредственное Непосредственное или с задержкой во времени
Расстояние Минимальное, замкнутое Значительное, в пределе — неограниченное
Приемник Семья, соседи, непосредственное окружение Анонимная, разнородная аудитория
Обратная связь Возможность непосредственной реакции адресата Преимущественно «отложенная» реакции адресата (в некоторых случаях — прямая)
Характер регулирования Личный, индивидуальный С использованием систем правил и контроля


Лекции по курсу


Не менее важен и другой аспект. Медиа выступают в качестве некоторого посредника, организующего наши представления о мире в самых разных его проявлениях. Причем в современных условиях эта тенденция становится все более значимой. Не случайно, что именно сейчас стали расхожими такие клише как виртуальная реальность, мир медиа и т.д. Логика их использования состоит в следующем. С одной стороны, существует объективная реальность. С другой — совокупность знаний и представлений об этой реальности. Последнее как раз и создается в значительной мере благодаря наличию медиа, которые посредством своих сообщений, способствуют формированию наших представления об этой реальности.

Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации? Поясним это с помощью сравнения особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе5. Приведенные в Таблице 1.1. данные показывают, что отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса6.

Модели коммуникации

Моделью коммуникации обычно называют абстрактное представление процесса коммуникации, выражающее взаимосвязь его основных элементов. Внимание читателей мы привлечем к двум основным способам видения массовой коммуникации, которые получили свое концептуальное оформление в моделях МК.

Первый тип моделей относится к т.н. "трансмиссионным", "передающим". Акцент делается на том, что массовая коммуникация это прежде всего процесс передачи информации (зачастую однонаправленный) от передатчика к приемнику.

Модели второго типа определяются как "символические" — основным здесь является представление о массовой коммуника-

5 Под традиционным обществом понимают доиндустриальные обще
ственные уклады аграрного типа.

6 См. подробнее Real M.R. Super Media. A Cultural Studies Approach. London: Sage. 1989. Р.24.


Введение в социологию массовой коммуникации 19


ции как акте общения, некотором "символическом" обмене, в который передающая и приемная стороны включены в более или менее равной степени.

В целом существо различий, проявляющееся в моделях массовой коммуникации, определяется отношением исследователей к такому вопросу: "Медиа отражают в своей деятельности реальность или же они влияют на аудиторию, способствуя формированию ее представлений об этой реальности?" Другими словами, что первично в деятельности средств массовой коммуникации? Являются ли медиа "зеркалом общества", "окном в мир" или медиа оказывают влияние на ценности, установки и поведение людей?

Исходные предпосылки для моделей первого типа были связаны с работами основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллег. Предложенная в середине XX века схема коммуникации выглядела следующим образом7 (См. схему 1.1.)

Итак, коммуникация изображается здесь как линейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных и

Схема 1.1.

 
 


7 Адаптировано по тексту McQuail, D. And Windahl, S. 1987. Commnication Models for the Study of Mass Commnication. London: Longman.

 



Лекции по курсу


один дисфункциональный (шум) факторов. Важно, что предложенный взгляд на коммуникацию был в значительной мере обусловлен практическими проблемами, которые предполагал решить Шеннон. В центре внимания была проблема эффективности каналов передачи информации. Для этого необходимо было определить какой тип канала коммуникации обеспечивает прохождение максимального количества сигналов; какая часть сигналов искажается по пути от передатчика до приемника за счет влияния шумов?

В ходе работы исследователи рассматривали три группы проблем. Во-первых, это техническая проблема точности передачи символов коммуникации. Во-вторых, это проблема семантики, т.е. того, в какой степени переданные символы доносят смысл сообщения. В-третьих, это проблема эффективности: как повлияло сообщение на поведение, индивида, его принимающего?

Данная схема коммуникации была предложена для решения технических вопросов. Авторы предполагали, что технические решения будут предпосылкой решения других проблем. Надо отметить, что модель Шеннона послужила основанием для большого числа разработок в области теории коммуникации, ее аналоги широко использовались в науках о поведении и языке.

Говоря о недостатках модели Шеннона, обычно отмечается отсутствие в ней обратной связи. В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение. Здесь также практически не принимаются во внимание особенности социального (культурного и политического) контекста, в котором происходит коммуникация.

Один из распространенных взглядов на массовую коммуникацию, состоит в необходимости изучения произведенного ими эффекта. В 1948 г. известный американский исследователь Г. Лас-свелл писал: "Адекватным способом описания акта коммуникации является ответ на следующие вопросы: Кто; Что говорит; По какому каналу; Кому; С каким эффектом?"8. С тех пор данное

8 Lasswell, H.D. “The structure and function of communication in society” in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948


Введение в социологию массовой коммуникации 21


высказывание стало широко известно как формула Лассвелла. Эта простая формула используется главным образом для структурирования процесса коммуникации в качестве предмета анализа. Сам Лассвелл использовал ее для уточнения различных видов исследований, соответствующих отдельным составляющим коммуникационного процесса (См. схему 1.2.).

Схема 1.2.

 

 

 

 

 

                 
Кто Коммуникатор Что говорит Сообщение   По какому каналу Средство Кому Приемник   С каким эффектом Эффект
Исследование контроля Контент-анализ Анализ канала Исследование аудитории Исследование эффекта
                 

В данном случае коммуникация рассматривается прежде всего как процесс убеждения. На примере формулы Лассвелла хорошо видны основные особенности моделей коммуникации "трансмиссионного" типа, в которых задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону. То есть, сообщение должно иметь определенный эффект. Не случайно, что в сфере прямых исследовательских интересов Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды.

В рамках "символической" модели предполагается отказ от рассмотрения коммуникации как линейного процесса. При этом на первый план выходят проблемы значения и понимания, диа-логичности, социо-культурного контекста, в котором коммуникация осуществляется.

Здесь символ трактуется в качестве ключевого элемента культуры. Культура при этом понимается как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и ценности. Таким образом, основной задачей анализа коммуникации является объяснение значений, воплощенных в символических формах. Отличительной чертой этого подхода является поиск "смыслов", рождающихся в процессе коммуникации; того, какие интерпретационные схемы используются участниками информационного обмена. Дос-



Лекции по курсу


таточно удачно, на наш взгляд, это отражено в модели коммуникации В. Шрамма9.

Не случайно также, что в моделях этого типа изучаются проблемы "кодирования" и "декодирования", вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия (См. схему 1.3.). В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема.

Схема 1.3.


           
 
   
     
 
     
 
 


 

 

Если говорить о "человеческой" составляющей кодирования и декодирования, то важно принять во внимание интерактивную природу коммуникации.

Участвуя в акте коммуникации, каждый из нас создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и, соответственно, декодирует ответ. Важным условием успешной коммуникации является "пересечение" пространства социального опыта взаимодействующих. Таким образом, кодирование / декодирование предполагает постоянный процесс интерпретации субъектов коммуникации, происходящий в конкретном социо-культурном контексте. Именно на этом делается акцент в моделях "символического" типа.

Очевидно, что предложенная схема в большей степени относится к коммуникации межличностной. Вместе с тем, не соста-

9 Watson, J. Media Communication. An Introduction to Theory and Process. London: Macmillan Press. 1999. P. 37.


Введение в социологию массовой коммуникации


23


вит большого труда трансформировать ее в связи с нашими задачами: медиа будут отнесены к составляющим кодирования / интерпретации, а аудитория — декодирования / интерпретации. Сравнение предложенных взглядов на коммуникацию показывает, что в "символической" модели аудитории отводится значительно более самостоятельная роль, нежели в модели "трансмиссионной". Характерно, что с подобного рода взглядом на коммуникацию связано появление известной концепции "активного читателя". Несмотря на серьезные различия моделей, целесообразно, по нашему мнению, рассматривать их в качестве взаимодополняющих. Все зависит от типа вопросов, которые будут ставиться в связи с анализом массовой коммуникации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...