Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из работы современного историка.




Из работы современного историка.

«Выделяются три этапа репрессивной политики.

На первом, который охватывает период революции и Гражданской войны, революционный террор был направлен против «классовых врагов»: бывших буржуа, землевладельцев, офицеров, буржуазной интеллигенции, духовенства, казачества и членов их семей. Это приобрело форму «красного террора» - расстрелы заложников, перемещение в специальные лагеря. Второй виток репрессивной спирали приходился на конец 1920-х – начало 1930-х гг. В качествен объектов превентивной репрессии выступали уже не только «классовые враги», но и те, кто открыто не принимал или сомневался в правильности курса на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Пассивной лояльности было уже недостаточно: требовалось активное участие в реализации дерзостных планов. Третий этап политики превентивных репрессий начинается в середине 1930-х гг. Её особенности связаны с тем, что теперь под каток «политической целесообразности» к прежним группам добавились члены ВКП (б), особенно с дореволюционным стажем, несогласные с проводимым курсом и недовольные лично Сталиным»

? Определите категории населения, попадавшие под репрессии на первом и втором этапах, а также причины репрессий; на основе знаний из курса истории объясните термин «превентивные репрессии».

Из очерка М. А. Шолохова «На правобережье Дона (1931)

«В прошлом году в ряде колхозов волынили, по нескольку дней не выезжали на работу, а вспухшая, алчущая осеменения земля сохла, одевалась черствой коркой и осенью жестоко мстила недородом за несвоевременный посев.

Из зерносовхоза с рассветом выезжаем в Нижне-Яблоновский сельсовет. Пожилой казак сдвигает на лоб малахай, горестно машет рукой.

 - Какое уж там соревнование! Половина скотины лежит… Задание – и то не выполняем. Всю зиму езда чертячья, а корм – одна солома. Вымотали быков, а теперь его хоть по ужи напхай зерном, всё одно – не потянет

А в разгар сева, когда ясно обозначился прорыв в кормах и отсутствие кормов поставило сев под прямую угрозу, в районе всполошились: «Приезжайте, возьмите корма». А для этого надо было оторвать от работы в самое горячее время двадцать пар лучших быков и отправить их на три дня. Какую же брешь в работе образовывает такая, мягко выражаясь, непредусмотрительность.

Вёшенский район по всем показателям – не из последних в крае. Но второй большевистский сев служит суровым уроком для районного руководства, и для колхоза…

Мы имеем предупреждение: в прошлом году в районе, несмотря на раннюю весну, сеяли пропашные до июня, и пропашные погибли. Посеяно в 1930г подсолнуха 5408га, погибло - 2589га; кукурузы посеяно 1254 га, погибло – 1195га; проса посеяли 6688 га, а погибло – 4446га. С 1254га кукурузы было собрано только около 50 центнеров»

1 В очерке отражен один из моментов коллективизации сельского хозяйства в СССР. А как называется процесс создания в стране собственной современной промышленности, по времени совпадающий с преобразованиями на селе? Каким явлением сопровождалась политика коллективизации в отношении кулачества? В каком году началась коллективизация на Дону?

2 Опираясь на текст очерка, назовите не менее трёх основных недостатков в планировании и осуществлении работы в первых колхозах.

3 Чем можно объяснить гибель в 1930 2/3 урожая подсолнечника, кукурузы и проса? Укажите не менее трёх причин.

 

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода

С. З Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек.

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты.

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться нарушением «завета отцов».

1 Как называется процесс экономического развития, происходивший в первую пятилетку, участником которой был автор текста. Кто был руководителем страны в эти годы?

2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх черт, особенностей описанного в тексте процесса в СССР

3 Как С. З. Гинзбург определял причины недовольства части рабочих своим положением? Какие причины недовольства вы можете дополнительно привести? Укажите всего не менее трёх причин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...