Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации




Список литературы

1. Карачева, С. А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / С. А. Карачева // Работник социальной службы. – 2010. – №11.

2. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – 6-е изд. – М: Генезис, 2016.

3. Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е. А. Савина, О. Б. Чарова. – М: ВЛАДОС, 2008.

4. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р. Дарлинг. - М: Теревинф, 2013.

5. Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М: Национальный книжный центр, 2014.

6. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб: «Фолиум», 1996.

 

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Н. М. Жабыко,

педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска»

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Л. Н. Толстой

 

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Соблюдение интересов каждого ребенка – вот главный принцип развития инклюзивных подходов в образовании.

Инклюзия начинается с признания наличия различий между детьми при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. Так, ценностной основой инклюзивного образования выступает толерантность.

Инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся детей и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена на обеспечение взаимопонимания между педагогами, и между воспитанниками с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Быть толерантным в педагогической среде означает преодолеть свою неприязнь к «другому», быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим.

Поэтому важным аспектом в работе педагогов МБДОУ «ДС № 314            г. Челябинска» является формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ – готовность к восприятию их нормально развивающимися детьми, их родителями.

Категории детей МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» различны и включают детей – инвалидов, детей с расстройствами аутистического спектра, 4 возрастные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специалистами ДОУ организована консультативная и просветительская работа по принятию идеологии инклюзивного образования, формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у воспитанников, родителей и педагогов ДОУ. С этой целью педагоги-психологи, учителя-логопеды проводят в образовательном учреждении занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ.

В старших группах общеразвивающей направленности специалисты ДОУ осуществляют ролевые игры, проигрывают ситуации и обсуждают с детьми как преодолеть барьеры в общении. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется через чтение детской литературы – сказки, стихи, рассказы.

Так, в рамках участия в городской акции «Мир добра и толерантности» в МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» организован праздник для детей «День доброты», направленный на воспитание терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовности им помогать.

В процессе проведения праздника были решены следующие задачи:

1. расширить представления детей о людях с ограниченными возможностями здоровья;

2. познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3. подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательным и терпимым таким людям.

Специалистами МБДОУ № 314 создана картотека игр для детей по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Активное участие специалисты принимают в родительских собраниях образовательного учреждения, проводят индивидуальные и групповые консультации, распространяют памятки, буклеты, информацию в сети Интернет.

Так, в родительские собрания МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» в 2017-2018 учебном году были включены выступления педагогов – психологов, в ходе которых родителей познакомили с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с тяжелыми нарушениями речи. Также на родительских собраниях общеразвивающих групп педагоги-психологи обсуждают с родителями вопросы о взаимодополняющей роли общения здорового ребенка с ребенком с ОВЗ.

Организация консультаций основывается на запросах педагогов, родителей, администрации ДОУ. Актуальные проблемы, связанные с включением ребенка с расстройствами аутистического спектра в образовательную деятельность участники образовательного процесса МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» решают на индивидуальных и групповых консультация с педагогами – психологами.

Психологами ДОУ организованы тренинговые занятия для педагогов: «Мир один для всех», «Учимся понимать друг друга», «Все дети – равные», «Жить вместе».

 В рамках работы с семьей ребенка-инвалида педагогом-психологом Жабыко Натальей Михайловной были разработаны памятки «Ребенок с особыми потребностями и игра», «Самооценка ребенка-инвалида» и т. д.

В целях повышения правовой грамотности педагогов педагогами-психологами Жабыко Н. М. и Сериковой Л. В. разработаны буклеты «Основные постулаты Саламанской декларации», «Восемь принципов инклюзивного образования».

Работа творческой группы педагогов-психологов Тракторозаводского района г. Челябинска по проблеме: Организация и содержание инклюзивного воспитания и обучения детей с ОВЗ/инвалидов в дошкольной образовательной организации» строилась с учетом рассмотрения вопроса формирования толерантности у всех участников образовательного процесса, как ценностной основы инклюзивного образования. Серикова Лариса Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» провела для коллег – педагогов-психологов Тракторозаводского района практическое занятие «Воспитание толерантности начинается в педагога».

Такие формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, отметим, что большое значение имеет не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и понимание нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...