Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. «Игровое поле» как средство организации психологических и познавательных игр. с детьми с общим недоразвитием речи




Список литературы

1. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М: Ось-89, 2007.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: РЕЧЬ, 2008.

3. Монахов, М. В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. В. Монахов // Социальные аспекты здоровья населения: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. – 2009. - № 1(9).  

4. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб: РЕЧЬ, 2001.

5. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – М: Академия, 1999.

6. Ткачева, В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М: Психология: Московский психолого-социальный институт, 2004.

 

 

«Игровое поле» как средство организации психологических и познавательных игр

с детьми с общим недоразвитием речи

Криволапова Н. М.,

педагог-психолог МБДОУ «ДС № 315 г. Челябинска»

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала.

Реализация ФГОС ДО меняет представления и отношение педагогов к стратегии образования дошкольников, показав конечный результат в виде целевых ориентиров. Меняя свое отношение к образованию детей, педагоги меняют и свою позицию при взаимодействии с детьми, придерживаясь деятельностного и личностно-ориентированного подходов, способствующих воспитанию уверенной, самостоятельной, ответственной личности, формированию адекватной самооценки, обеспечению эмоционального благополучия, поддержки индивидуальности и инициативы детей. В настоящее время в системе дошкольного образования отходят на второй план репродуктивные и преобладают игровые, проблемно-поисковые, экспериментальные методы обучения, что способствует развитию творческой личности.

Формирование личности детей с нарушениями речи связано с характером дефекта. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Бедный словарный запас и другие дефекты у детей с нарушениями речи отражаются на формировании самосознания и самооценке. В поведении детей взрослые отмечают замкнутость и неуверенность в себе. Эмоциональный фон, как правило, снижен, преобладают отрицательные эмоции. Закрепляются нежелательные паттерны поведения, дети стараются меньше говорить, чтобы не показывать дефекты речи, либо замыкаются совсем. Исследования И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсупова показали, что личность ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуется специфическими особенностями: заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Анализ научных исследований по проблеме изучения дошкольников с ОНР показал, что нарушения идут не только основной функции речи – коммуникативной, но и в развитии личности ребенка в целом. Проблемы детей с нарушениями речи педагог, в ходе наблюдений, может определить самостоятельно, или совместно с другими специалистами посредством стандартизированных методик (педагог-психолог, учитель-логопед). Зная проблему ребенка с ОНР, педагог и специалисты могут целенаправленно направить коррекционное воздействие на сферу личности ребенка: познавательную, коммуникативную, эмоциональную, волевую, регулятивную.

       Выбирая приемы и методы психокоррекционной работы с дошкольниками, педагог ориентируется, прежде всего, на особенности возраста, его потребности, ведущую функцию психического развития ребенка- дошкольника.

В дошкольном образовании игровой метод псикоррекционной работы считается одним из самых эффективных по ряду причин:

- игра является для ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми (В. С. Мухина);

- игра – один из главных способов познания мира (Д. Б. Эльконин);

- игра – символическая переработка реальных впечатлений и переживаний (А. И. Захаров);

- игра – позволяет соприкоснуться со своими личностными проблемами, быть с ними в конфронтации, в безопасной ситуации и дает возможность              по-настоящему управлять ситуацией (А. С. Спиваковская);

- игра – язык (система интеракции – взаимные действия), который позволяет самовыражаться, общаться (О. А. Карабанова).   

Игра для дошкольника является основным видом его детской деятельности. Играя, ребенок развивается как личность, удовлетворяя свои детские потребности в познании окружающего мира. Во время игры у ребенка вырабатываются различные способы взаимодействия с окружающим миром, развиваются способности, умения и необходимые навыки, обеспечивающие дальнейшую социализацию. Значение игры в жизни ребенка неоценима и является одним из основных его ресурсов в развитии.

Ряд исследователей (Т. Н. Волковская, Л. И. Катаева, Г. Х. Юсупова и другие) показали, что игра является основным методом психокоррекционной работы с дошкольниками с отклонениями в развитии, в частности с нарушениями речи. Причем предлагают не просто игры, а игры, направленные на коррекцию той или иной психической функции. Такие игры относят к дидактическим, т. е. обучающим. Так же существуют игры, направленные на коррекцию поведенческих и личностных особенностей ребенка. И тогда такие игры называют психологическими. Отличие психологической игры от обычной детской игры заключается в том, что она решает конкретные психологические задачи. Психологические игры условно можно разделить на две группы:

- к первой группе относят игры, направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм, направленных на развитие эмоциональных контактов у дошкольников, на повышение самооценки;

- во вторую группу входят игры более сложных драматизаций, творческие сюжетно-ролевые игры, игры импровизации, игры с правилами и игры-психодрамы, направленные на разрешение личных и межличностных проблем каждого члена группы, на восстановление общения, на осознание и регуляцию собственного поведения.

Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать психологический микроклимат в группе. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.

Для решения задач адаптации и социализации ребенка с нарушениями речи, педагог в большей степени обращает внимание на проблемы, связанные с речевым развитием (звукопроизношением, связной речью). Психолог ориентируется на проблемы коммуникации, относящиеся к взаимодействиям и к взаимоотношениям между детьми, как дети выстраивают свое взаимодействие и как себя чувствуют в этих взаимоотношениях, какой психологический климат в группе.

В связи с чем, мы поставили цель найти интересные игровые средства, которые с одной стороны могли заинтересовать и вовлечь ребенка в игру, а с другой несли коррекционно-развивающий эффект.     

В психолого-педагогической литературе разными авторами предлагается широкий спектр коррекционных игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков, на формирование доверительных отношений, развитие эмоционального интеллекта. Классические формы проведения игр ведут к предвосхищению предстоящих событий, и, как правило, снижению мотивации у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо было найти такие игровые средства, которые бы нацеливали детей на инициативные формы проявления в коммуникации, чтобы интерес детей поддерживался на протяжении всей игры, чтобы игра была не только интересной, но и решала коррекционные задачи, направленные на развитие личности ребенка.    

Одной из находок для нас явилась настольная психологическая игра для детей «Лепешка».     

Детский психотерапевт из Германии Гюнтер Хорн является разработчиком настольных психологических игр для детей, подростков и взрослых, широко известных в нашей стране таких как «Лепешка», «Анархия», «Мошенничество». Основная цель этих игр направлена на диагностику и коррекцию взаимоотношений детско-родительских отношений. Настольная психологическая игра «Лепешка» адаптирована в нашей стране детским психотерапевтом и официальным соавтором игры Елизаветой Хеллингер.

Почему наш выбор остановился на этой игре? Работая с детьми с ОНР, мы понимали, что основной проблемой таких детей является нарушение коммуникации и вытекающие отсюда вторичные проблемы, связанные с психикой ребенка, его эмоциональным состоянием, и его дальнейшей социализацией.

Познакомившись и апробировав игру в деле, мы увидели, как игра помогает ребенку приобрести умения общаться, а именно договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться. Игра продумана таким образом, что в игре у детей развиваются эмпатические качества такие, как умения распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Игра в «лепешку» помогает участникам осознать и проработать свои чувства, учит справляться с агрессией социально приемлемым способом. Причем выражение агрессии предусмотрено правилами игры, но ограничено временем и рамками игры. Таким образом, в игре у ребенка вырабатываются приемлемые способы поведения, развивается эмоциональный (чувства) и социальный (общение) интеллект.

   На начальном этапе игры нужен взрослый, который объясняет правила игры детям и следит за их соблюдением. В игре могут принимать участие от 2-х до 8-и участников в возрасте от четырех лет. В игровой комплект входит игровое поле, пластилин, кубик, инструкция.

Особенностью игры является то, что в игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина в виде «животного». По правилам игры каждый участник несет ответственность за своего представителя на поле. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, по правилам игры дети могут даже смять чью-то фигурку, превратить ее в «лепешку». Хотя формальная цель игры – первым дойти до Замка, и приобрести «облик человека». Процесс игры увлекает детей и часто взрослый наблюдает подлинные, живые отношения участников друг с другом. Дети в начале игры зачастую демонстрируют свой стиль поведения, который им присущ в повседневной жизни, и не всегда является адекватным. Игра позволяет ребенку находиться в поиске стратегий взаимодействия с другими игроками, вырабатывать новый стиль поведения, приемлемый и одобряемый всеми игроками. А впоследствии переносить наработанный опыт в игре в реальную жизнь. Примечательно, что игру можно проводить много раз, изменяя героев, их характеры, устанавливая дополнительные правила по мере необходимости, тренируя навыки общения, которые пригодятся ребенку в дальнейшей социализации.

Понимая возможности и ресурсы настольной психологической игры «Лепешка» разработанной Гюнтером Хорном, мы пошли дальше, придумывая и обыгрывая свои варианты игр.

В основе всех психологических и познавательных игр лежит «игровое поле» с цветовыми дорожками в виде квадратов и прямоугольников.

«Игровое поле» для игр мы изготовили сами, по аналогии с классическим, предложенной Елизаветой Хеллингер. Но мы внесли некоторые изменения в цветовой гамме секторов, дополнили и заменили в некоторых вариантах игр оборудование, за счет чего расширили возможности «игрового поля». Для нас «игровое поле» явилось великолепным средством организации познавательных и психологических игр с детьми.

Для изготовления «игрового поля» мы использовали:

• белое оргстекло размером 54 на 54 см (можно использовать другие материалы, например, пластиковую доску, толстый картон, фанеру любой удобной толщины);

• самоклеющаяся цветная пленка для изготовления цветных секторов в виде квадратов и прямоугольников: розовая, голубая, желтая, зеленая, сиреневая, оранжевая, черная, красная (из черной и красной пленки сделали квадраты черного цвета и в центр поместили геометрические фигуры красного цвета (круг, овал, квадрат, треугольник);

• квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками – зигзагом, змейкой, по кругу.

Получилось «игровое поле», отвечающее принципам многофункциональности и вариативности.

Многофункциональность «игрового поля» заключается в возможности решения задач воспитания основной образовательной программы дошкольной организации, ориентируясь на комплексно-тематическое планирование. Игры организуются в соответствии с лексической темой недели и могут быть направлены как на ознакомление с программным материалом, так и в качестве итоговой деятельности по изученной теме. Эти игры мы условно отнесли к «познавательным». «Познавательные» игры по темам недели помогают педагогу решать педагогические задачи для каждой образовательной области:

 - речевое развитие направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи (главным критерием выступает речь);

- социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками (взаимодействие),

- познавательное развитие направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (кругозор),

- художественно-эстетическое развитие направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений (творчество и воображение),

- физическое развитие направлено на координацию движений крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение играми с правилами (моторика, волевые качества).

       Вариативность поддерживается разнообразием направлений и содержанием игр.

Различные варианты использования «игрового поля» предполагают решение психолого-педагогических задач, связанных с развитием личности ребенка, коррекции нежелательных проявлений, через проведение, собственно, психологических игр. Неоценимо значение игр для повышения самооценки ребенка, снятия тревожности, умения взаимодействовать друг с другом, овладение навыком оценки своих поступков и оценивания поступков сверстников.   

Для поддержки принципа вариативности мы заменяли одни предметы на другие или искусственно вводили дополнительные материалы в зависимости от содержания игры.

Для проведения психологических или познавательных игр нам потребуется следующее оборудование:

- «игровое поле»;

- варианты фишек:

1) пластилин аналогичных цветов, представленных на игровом поле (с помощью, которого дети лепят фишки для игры, форма (образ) фишки зависит от цели и содержания игры);

2) коллекция мелких игрушек (может заменять в отдельных играх пластилиновую фишку);

3) обычные фишки разных цветов;

-  кубик с указанием количества ходов (1, 2 …6) (для продвижения в игре от старта до финиша);

- карточки по цвету секторов «игрового поля», с заданиями разной направленности;

- дополнительные игрушки-помощники (вводятся в случае затруднений – волшебная палочка, волшебная шкатулка, фея, маг и другие для разрешения конфликтных ситуаций, наделение «героев» недостающей силой, характеристиками необходимыми для преодоления трудностей).

Для выбора игры педагог совместно с психологом планирует, что значимо на данном этапе детям, в каком направлении вести коррекционную работу. Далее разрабатывалась психологическая или познавательная игра.  

Основная роль психолога заключается в определение проблем развития детей с ОНР и оказание помощи в разработке познавательных и психологических игр. Педагог в свою очередь организует пространство для проведения игр. На первоначальном этапе психологические игры проводятся психологом, потом совместно с воспитателем, при освоении технологии проведения психологических игр, ведущим становится воспитатель.

Продолжительность игры зависит от количества игроков, цели и содержания игры. В среднем на игру затрачивается от 20 до 40 минут, в некоторых случаях игра может переноситься на другой день.

Все игры были адаптированы с учетом речевого развития дошкольников, так для детей с низким уровнем речевого развития объем вербальных заданий и литературных произведений был сокращен.  

Для проведения психологической игры с использованием «игрового поля» нами был выработан алгоритм последовательных действий (шагов):

1 шаг – Объявление темы. Название психологической игры.

2 шаг – Настрой детей на предстоящую деятельность (правила игры).

3 шаг – Мотивация детей на предстоящую деятельность через проблемно-поисковую деятельность (проблемная ситуация, отрывок произведения).

4 шаг – Если требуют правила, использование карточек с игровыми заданиями.

5 шаг – Перед началом игры дети самостоятельно изготовляют фишки-фигуры из пластилина в соответствии с заданной темой (инструкцией ведущего).

6 шаг – Проведение игры (действия, предпринимаемые детьми, на «игровом поле» под руководством взрослого).

7 шаг – Выход и рефлексия игры.

Задачи, которые решаются во время игр на «игровом поле»:

- создать положительный эмоциональный настрой на игру;

- установить доверительные отношения между игроками;

- формировать чувство сопереживания, интерес к партнеру по игре;

- расширять репертуар вербальных и невербальных способов общения с партнерами по игре;

- сплотить группу детей, через взаимодействие во время игры;

- формировать навыки контроля и самоконтроля во время игры;

- снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, проявление агрессии, импульсивность.

 

       Примеры познавательных и психологических игр с использованием «игрового поля».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...