Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Интегрированный подход в организации работы. по профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы




Список литературы

1. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М: МГППУ, 2015.

2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования/ О. А. Карабанова - М: Гардарики, 2005.

3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М: Генезис, 2001.

 

Интегрированный подход в организации работы

по профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы

у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Н. М. Жабыко,

педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и неречевых процессов: общей и мелкой моторики, мимики, пространственных представлений и др.  

Легкие степени дизартрии встречаются очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%). Стертая дизартрия в логопедической практике — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Довольно часто в анамнезе детей со стертой формой дизартрии наблюдается так называемый гипертензионныйсиндром новорожденных. Гипертензионный синдром является клиническим проявлением повышения внутричерепного давления.

Из-за непролеченного повышенного внутричерепного давления впоследствии у ребенка страдает поведение, за которое отвечает лобная зона коры головного мозга. Именно лобная зона коры головного мозга иннервирует программы волевых эмоций, чувство долга, ответственности, критическое отношение к своей деятельности, в том числе и речевой. Как утверждают ученые, эти проблемы остаются на всю жизнь. И нынешнее поколение инфантильных 20-30-летних молодых людей яркое тому свидетельство. У таких людей страдают волевые процессы: наблюдается расторможенность, расхлябанность в поведении, снижена мотивация, нет интересов. В подростковом возрасте эти дети сбиваются в группировки, т. к. подвержены чужому негативному влиянию вследствие отсутствия своих четких целей. Это может привести к возникновению алкоголизации, а то и наркомании.

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензетивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Так расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

В настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции речи детей со стертой формой дизартрии ОНР, объективным ростом требований к развитию воспитанников в момент поступления в школу исходя из ФГОС ДО (эмоционально отзывчивый, владеющий диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способный управлять своим поведением и планировать свои действия), и недостаточностью современных технологий психолого - логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, раскрывающих алгоритм профилактики возможных трудностей в развитии личностной сферы у детей.

Решение данной проблемы возможно через разработку интегрированной психолого – логопедической программы по профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы у детей.

Категория детей, описанная выше, нуждается в длительной логопедической коррекционной работе. Существенно необходима для них и работа педагога-психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

В этой связи специалистами МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска»: педагогом-психологом Жабыко Натальей Михайловной и учителем-логопедом Казанцевой Анной Владимировной разработана программа по профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, которая была апробирована на базе нашего детского сада.

Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе учителя-логопеда и педагога-психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

На основании этого, были выделены основные цели и задачи программы по профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Цель программы: профилактика возможных трудностей в развитии личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

       Основные задачи программы:

  1. Развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии.
  2. Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей.
  3. Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению.
  4. Организация эмоционального поведения детей, т. е. создание положительного эмоционального настроя в группе.
  5. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
  6. Обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей).
  7. Развитие пластики тела, развитие чувственного восприятия.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развитие мышц мимической мускулатуры.
  10.  Развитие связной речи (монологической, диалогической).

На наш взгляд, для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения данной категории детей будет наиболее эффективна интегрированная подгрупповая коррекционная работа педагога-психолога и учителя-логопеда.

Настоящая программа носит профилактический и коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для воспитания и обучения детей со стертой формой дизартрии 5-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Таким образом, в результате коррекционной работы у детей формируются навыки сотрудничества, взаимной эмпатии, снижается психоэмоциональное напряжение, тревожность. Происходит повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность. Дети овладевают навыками словотворчества, словоизменения. Кроме того, дети будут грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей.  

Программа реализуется посредством совместной деятельности детей и взрослых в форме подгрупповой коррекционной работы в ходе режимных моментов.

Данный вид деятельности с детьми осуществляется учителем – логопедом и педагогом-психологом одновременно, один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в вечернее время за рамками регламента непосредственной образовательной деятельности.

Совместная деятельность детей и взрослых по данному направлению имеет свою структуру, которая определяет последовательность этапов:

1. Подготовительный

Задачи: сплочение группы, установление контакта между всеми участниками, снятие негативного напряжения.

2. Основной

Задачи: развитие мимики, пантомимики, развитие мелкой моторики, развитие эмоциональной сферы, саморегуляции поведения, развитие связной речи.

3. Заключительный

Задачи: подведение итогов, снятие психоэмоционального напряжения.

С целью выявить актуальные особенности личностного развития и связной речи детей, был создан диагностический психолого-логопедический комплекс.

Данный психолого-логопедический комплекс основан на пособиях, предложенных Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа», Е. П. Кольцова, О. А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».

Периодичность проведения диагностики особенностей личностной сферы и речевого развития детей дошкольного возраста запланирована 3 раза в год: начало, середину и конец года.

На основании полученных результатов диагностики оценивается эффективность программы.

Для качественной оценки особенностей развития личностной сферы детей предложена диагностическая карта.

По результатам полученных данных диагностики формируется группа детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого-логопедической помощи. С данной группой детей организуется подгрупповая коррекционная работа. Исходя из результатов повторной диагностики отмечается положительная динамика в развитии моторных навыков, личностной сферы, связной речи детей.

В ходе реализации программы широко использовались: игровой материал, арттерапия, сказкотерапия, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), дыхательные упражнения.

Также необходимо отметить применение технологий: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; координации движений, мелкой моторики руки и др.

Подводя итог, важно отметить, что разработанную нами программу можно считать эффективной. Это подтверждает положительная динамика в развитии детей.

Практическая значимость программы заключается в возможности использования ее психологами и логопедами других дошкольных образовательных учреждений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...