Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития. посредством библиотерапии




Список литературы

1. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. - СПб: Эксмо- пресс, 2002.

2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.

3. Бурно, Е. М. Терапия творческим самовыражением / Е. М. Бурно. - М.: Медицина, 1989.

4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: «Искусство», 1968.

5. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков / Р. Гудман // Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. - СПб.: «Питер», 2000.

6. Диагностика в детском саду: Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

7. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. - М., 1985.

8. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006.

10. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1988.

11. Копытин, А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Лань, 1999.

12. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003.

 

Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

посредством библиотерапии

Назарова Ю. В.,

педагог-психолог МБДОУ «ДС № 64 г. Челябинска»

Макарова О. Г.,

учитель-логопед МБДОУ «ДС № 64 г. Челябинск»

 

 

       Проблеме становления личности детей с дефектами речи уделяли внимание многие психологи и логопеды. Общая черта личности детей с нарушениями речи, заключается в том, что речевой дефект создает измененное положение у всех детей независимо от вида и степени дефекта: они «другие» и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации, речевого общения.

Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения. Плохо говорящие дети, начинают осознавать свой недостаток, одни становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие – агрессивными, дети могут стесняться своей речи, и это может являться причинами трудности в установлении контактов и общении с взрослыми и сверстниками.

Как помочь детям овладеть всем многообразием родного языка, обрести уверенность в себе? Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Благоприятной формой развития речевой активности является, библиотерапия.

Библиотерапия (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение) является одним из методов психотерапии, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Цель библиотерапии для дошкольников – воспитательное воздействие на ребенка посредством художественного слова, развитие духовного начала.

В качестве библиотерапевтического материала используется басня, сказка, рассказ.

Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.

Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов – людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка.

Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает пользу в интеллектуальной, социальной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В интеллектуальной сфере – сказки и рассказы упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.

В социальной сфере – сказки и рассказы предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.

В эмоциональной сфере – сказки и рассказы знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.

В поведенческой сфере – сказки и рассказы учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.

Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.

       Поэтому в логопедической группе нашего детского сада мы организовали мини-библиотеку. В нашей библиотеке выделены тематические полки книг: Приключения, сказки, постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда? », «Книги-юбиляры», «День рождение книжки».

Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр.

Для проведения занятий с использованием библиотерапии необходимо выполнять следующие условия:

- связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

- содержание книги должно вызывать у детей эмоциональный отклик, вызывать чувство сопереживания героям сказки или рассказа;

- осмысление сказки или рассказа через проведение образной речи;

- драматизация литературного произведения, инсценировка отдельных сцен, проведение ролевой игры.

Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует. После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.

Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Особого внимания заслуживает весёлая детская поэзия. Она отвечает насущным потребностям детской души, снимая агрессивное возбуждение ребёнка и направляя его энергию на освоение стихии слова. Дети любят читать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской, Р. Сефа, Ю. Энтина, В. Берестова и, конечно, К. Чуковского.

Благотворное влияние на детей оказывают книги о природе и животных. Они пробуждают в детях чувства любви, сострадания и бережного отношения ко всему живому. Ребятам всегда интересны произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Чаплиной, М. Пришвина.

Важную роль библтотерапия играет в процессе семейной реабилитации, так как семья является первым и главным социальным окружением для ребенка. А кто как не родители, могут проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Работа с родителями ведется через наглядный материал на стендах, папки передвижки, консультации для родителей: «Почему ребенок не читает», «Мои любимые книжки» и другие. В детском саду собрана медиатека, которая включает электронные варианты книг, мультфильмы, презентации.

Списки рекомендуемой литературы для домашнего чтения создаются исходя из лексических тем недели. В процессе проведения занятий с использованием библиотерапии, в последнее время стали появляться запросы от детей и родителей, по интересующей их теме. Все запросы формируются в ходе бесед с воспитателями. Так, к примеру, дети заинтересовались вопросом: «Откуда появились динозавры? ». А родители попросили подготовить литературу по истории Рождества.

Нами специально разработан формуляр для групповой библиотеки, где родители регистрируют взятую книгу для домашнего чтения. Формуляр позволяет вести учет востребованности предложенных книг. Так постоянными пользователями являются около 40% родителей. С учетом интересов детей и родителей групповая библиотека постоянно обновляется и пополняется интересными книгами.

Для домашнего чтения предлагаем разные жанры, знакомим со следующими художественными произведениями:

1. Рассказы Владимира Сутеева: «Под грибом». «Яблоко». «Дядя Миша». «Ёлка». «Кот-рыболов». «Мешок яблок». «Разные колёса». «Палочка-выручалочка». «Капризная кошка».
2. Сказки Корнея Чуковского: «Телефон». «Федорино горе». «Мойдодыр». «Муха-Цокотуха». «Айболит». «Айболит и воробей». «Путаница». «Доктор Айболит» (по Гью Лофтингу).
3. Стихи Самуила Маршака. «Усатый-полосатый». «Где обедал, воробей? » «Багаж». «Вот какой рассеянный». «Урок вежливости». «Про всё на свете», и другие.
4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: «Перчатки. Гвоздь и подкова». «Три мудреца». «В гостях у королевы». «Кораблик». «Король Пинин». «Дом, который построил Джек». «Котята». «Три зверолова». «Шалтай-Болтай», и другие.
5. Народные сказки о животных: «Хвосты». «Лиса и журавль». «Журавль и цапля». «Лиса и кувшин». «Кот и лиса». «Лисичка со скалочкой». «Заюшкина избушка». «Лисичка-сестричка и серый волк». «Петушок — Золотой гребешок». «Маша и Медведь». «Волк и семеро козлят». «Храбрый баран». «Заяц-хваста». «Зимовье». «Полкан и медведь». «Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка». «Мужик и медведь». «Сказка про ерша». «Лиса и козёл», и другие.

В ходе ознакомления с художественной литературой нами были созданы проекты: «Моя любимая книга», «Живи Земля», «Перелетные птицы».

Мониторинг показал, что регулярные занятия 1 раз в неделю в течение учебного года с использованием библиотерапии, оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Помогает сформировать ценностные ориентации у ребенка дошкольника, способствует овладению коммуникативных навыков, развитию речи и образному мышлению. У детей формируются умения взаимодействовать в коллективе, заботится друг о друге. Наблюдается увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у детей происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.

Привлечение детей и родителей к чтению художественной литературы, позволяет сформировать интерес к книге, и решить одну из проблем современного времени, отвлечь от гаджетов, компьютеров, и провести время в уютной домашней обстановке с самыми дорогими близкими людьми для ребенка – мамой и папой. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это на наш взгляд, одно из важных условий становления человека современной культуры, современного мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...