Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Использование элементов песочной терапии. в коррекционно-развивающей деятельности. с детьми с ограниченными возможностями здоровья и консультационной работе




Список литературы

1. Авдеева, Я. Б. Душевное лекарство/Я. Б. Авдеева //Мир библиографии. – 2012. – № 4.

2. Башкирова, Е. Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н. Башкирова // Воспитание школьников. – 2011. – № 7.

3. Хухлаева, О. В. Лабиринт души. Терапевтические сказки / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М.: Академический проект, 2018.

4. Ткачева, Т. Е. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей / Т. Е. Ткачева. - Ростов-н\Д.: изд-во «Феникс», 2015.

 

Использование элементов песочной терапии

в коррекционно-развивающей деятельности

с детьми с ограниченными возможностями здоровья и консультационной работе

с родителями (законными представителями) воспитанников

 

Новикова А. А.,

педагог-психолог МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»

 

Психология – наука сравнительно молодая, но динамично развивающаяся, и в своем развитии обогащается методами и технологиями психологической помощи человеку в преодолении негативных переживаний. Под воздействием ряда факторов (состояние здоровья, как физического, так и психического, окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей также возникают переживания такие как тревога, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью, вследствие чего негативно влияющие на развитие эмоционального интеллекта растущей личности.

 Дети с ОВЗ чаще других детей испытывают различного рода негативные переживания, часть которых не имеют устойчивый характер и хорошо поддаются коррекции при условии выбора эффективного метода работы.

Актуальность обозначенной проблемы побудила искать экологичный, мягкий, природосообразный психике ребенка метод психокоррекционной работы. И этот метод – песочная терапия.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети учатся бесконфликтному, конструктивному, общению, взаимопомощи.

Sandplay – песочная терапия, один из методов арт-терапии. Предшественником песочной терапии в конце 1920-х годах была «Техника построения Мира» британского педиатра М. Ловенфельд. В 1950-х годах детский психотерапевт Д. Калфф дала «Технике построения Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это «Песочной терапией». Метод строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

«Человек, который живет в гармонии с собой – живет правильно» - считает Макс Люшер [3, с 3].

Песочная терапия, опираясь на активное воображение и творческую символическую игру, активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека, что приводит к гармонизации психоэмоционального состояния.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о том, что «… в психологической песочнице рождаются новые жизненные программы и приобретается сила и уверенность для её реализации» [2, с. 8].

И как справедливо отмечает Епанчинцева О. Ю. «Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться» [1, с. 3].

Также стоит добавить тот факт, что песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе не только с детьми, но и со взрослыми, например, в консультировании и является одной из форм оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Опыт и наблюдения за семьями показывают, что игра в песке позитивно влияет на эмоциональное самочувствие родителей и детей, поэтому является замечательным средством психологической коррекции детско-родительских отношений. «Здесь становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на жизненную непростую ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю-человеку, создающему картину из песка и миниатюрных фигурок», пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [2, с. 83]. Важное преимущество песочной терапии состоит в том, что она дает возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. «…Во время игры на песке происходит понимание и принятие: миры взрослых и детей становятся открытыми друг другу. А когда человек способен искренне принять другого, он способен оказать ему подлинную помощь», пишет Ратникова Е. В. [4, с. 5].

В дополнение к вышеизложенному хочется добавить, что игра в песочнице является прекрасным диагностическим методом, позволяющем детям и родителям (законным представителям) простым и естественным способом рассказать о своих тревогах, страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. Далеко не всегда взрослые, а тем более дети могут словами выразить свое внутреннее беспокойство, а творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – это проекция внутреннего мира человека, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей.

Таким образом, можно выделить основные задачи практической работы по песочной терапии:

1) создание условий для преодоления страхов, тревог;

2) снятие психоэмоционального напряжения;

3) развитие «мануального интеллекта»;

4) развитие способности познания себя и других людей;

5) повышение представлений о собственной значимости, ценности;

6) формирование положительной Я-концепции;

7) создание условий для углубленного исследования собственной эмоциональной жизни;

8) повышение самооценки.

Кроме того, использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях для расширения познавательной сферы дошкольников предполагает:

1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

2) формирование познавательных действий, становление сознания;

3) развитие воображения и творческой активности;

4) формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. )

5) способствует гармонизации психоэмоционального состояния.

Психокоррекционную песочницу можно использовать как для песочной терапии, так и для коррекционно-развивающих занятий по расширению познавательной сферы дошкольников. С некоторыми детьми с ОВЗ удобнее использовать чашки с манкой, которая похожа на песок, но имеет определенное преимущество перед ним, так как она съедобна, в связи с тем, что часть детей, в силу особенностей в развитии, могут исследовать то, что становиться объектом их внимания не только мануально, но и орально. К каждой чашке с манкой используется разнос средних размеров, маленький черпачок и бутылочка с закручивающейся крышкой. В манку можно прятать различные предметы, преследуя те или иные дидактические задачи, либо макароны различной формы. Так, например, при изучении красного цвета в чашки с манкой можно спрятать предметы красного цвета. Далее, изучая другие цвета, можно постепенно усложнять задачу, сортируя предметы по разным бутылочкам или коробочкам. Дети с удовольствием погружают руки в манку, отыскивая разные предметы и перекладывая их в бутылочки или коробочки. либо пересыпая манку черпачком в бутылочку, а из бутылочки пересыпая обратно в чашку. Таким образом, данная технология способствует снятию психоэмоционального напряжения у детей, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, а также реализации образовательных задач.

Для организации процесса классической песочной терапии потребуется:

✓ психологическая песочница (деревянный ящик) размером 50 х 70 х 8 см., внутренние стенки и дно которого окрашены в голубой цвет;

✓ песок;

✓ вода

✓ коллекция миниатюрных фигурок.

Детям очень нравится играть в песочнице, но, увлекаясь процессом, часть песка может оказаться за пределами песочницы – на полу. Для избегания таких неприятных моментов перед началом занятия детям представляется фигурка какого-либо персонажа – Хранителя «Песочной страны» (это может быть Песочная Фея, либо Песчаный Гном и т. д. ), который следит за порядком и если происходит что-либо неприятное она (он) «подает знак» в виде звонка колокольчика. Психолог предупреждает детей о том, что после третьего звонка игра прекращается. Такого рода вступление помогает контролировать потерю песка из песочницы, а также гасить возникающие конфликты, в следствие чего дети учатся навыкам самоконтроля и развиваются коммуникативные навыки. Психолог может подсказывать детям о том, что можно избежать конфликта либо разрешить его путем переговоров. А так как дети хотят продолжать игру в песочнице, они учатся договариваться, а иногда и объединяются, что, в свою очередь, подтверждает эффективность использования психологической песочницы в развитии коммуникативных навыков детей.

 Далее хочу изложить суть одной из моих любимых психотерапевтических техник – это техника «Путешествие по мирам».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

 - создание комфортного психологического микроклимата;

 - развитие умения понимать себя и других;

 - формирование способности к рефлексии.

Возраст: с 4 лет малой подгруппой (2 – 3 ребенка), с 5 лет 2 – 4 ребенка, с 6 лет от 2 до 6 человек.

Направления деятельности, в которых может использоваться данная техника:

1) коррекционно-развивающая деятельность с детьми;

2) психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов;

3) консультативная работа с родителями.

Ход занятия.

Психолог предлагает положить руки на песок и «поздороваться» с ним. Затем говорит, что в этой просторной песочной стране каждый может построить свою страну, свой мир. Воспользовавшись миниатюрными строениями, растениями и компонентами природных материалов, каждый строит свой мир в одной части песочницы, а затем населяет его фигурками персонажей. В процессе построения участники учатся уважительно относиться к мирам других участников процесса и не нарушать их границы.

Далее начинается непосредственно «путешествие» по мирам. Психолог просит каждого участника рассказать о своей стране, своем мире, задавая наводящие вопросы:

● Что это за мир?

● Что это за страна?

● Как она называется?

● Кто главный в этой стране?

● Какими качествами должны обладать гости, чтобы быть желанными в этой стране?

● Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

● Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

Таким образом, работая по этой технике, можно провести диагностическую, развивающую и психокоррекционную работу в течении одного занятия. Также следует добавить, что, работая с подгруппой детей, на первом занятии дошкольники, как правило испытывают определенные затруднения в органичном построении своей страны, а также в логичном последовательном изложении рассказа о своем мире, своей стране. В связи с этим, с подгруппой дошкольников я провожу подобное занятие 2 – 3 раза подряд, и уже на второй раз построенные миры детей становятся более органичными, а рассказы о них более последовательными и логичными.

Стоит также отметить, что, применяя эту технику в консультационной работе с детско-родительскими отношениями, можно дополнять постройки мостами, дорожками и проходами между «мирами», проговаривая особенности взаимодействия между ними, что, в свою очередь, в комплексе помогает родителю и ребёнку лучше понять друг друга, а, следовательно, способствует развитию более гармоничных взаимоотношений.

Необходимо коснуться одного удивительного явления в песочной терапии, при котором осуществляется великое «таинство переноса» внутренних психических процессов на миниатюрные предметы, выбираемые участниками терапии. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она символизирует некий вид или продукт психической деятельности человека. Как правило миниатюры и сюжеты вокруг них ассоциируются с наиболее важными в данный момент психическими процессами. Человек начинает идентифицировать себя с некоторой фигуркой, она становится для него чрезвычайно значима, и иногда случается так, что он просит психолога подарить ему этот предмет. В некоторых случаях это нужно сделать, попросив взамен другую фигурку.

В связи с вышеизложенным, метод песочной терапии считается высокоэкологичным, так как перенос осуществляется не на терапевта-консультанта, а на миниатюрные фигурки, что является дополнительным ресурсом песочной терапии.

Также в песочных картинах есть еще один важнейший психологический ресурс - возможность осознанного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не следует забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Существенно повышается мотивация ребенка к занятиям и более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что процесс работы с песком обладает замечательным свойством снимать негативную психическую энергию, то в процессе образовательной деятельности происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Таким образом, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

В работе с детьми с ОВЗ можно использовать как психотерапевтическую песочницу, так и чашки с манкой вместо песка – выбор зависит от поставленных целей и задач и от особенностей развития ребенка. В связи с тем, что дети данной категории имеют нарушения эмоционально-волевой сферы здесь важным моментом будет эмоциональная включенность детей в процесс.

Техника «Кладоискатели».

Цель: Развитие сенсорного восприятия и «мануального интеллекта» ребенка.

Задачи:

1) создание комфортного психологического микроклимата;

2) знакомство с сенсорными эталонами и расширение представлений о них путем обследования объектов и выделения их свойств;

2) развитие кинестетической и тактильной чувствительности;

3) формирование социокультурных навыков.

Возраст: 2 – 4 года, 3 - 8 лет дети с ОВЗ.

Оборудование: психотерапевтическая песочница либо чашки с манкой, фигурка песочной феи, разноцветные сундучки или коробочки, кристаллы разных цветов – красные, синие, желтые, зеленые и т. д. (здесь также можно использовать окрашенные камушки или другие предметы), кисточки большого размера.

Ход занятия.

1) Детям представляется фигурка песочной феи и разноцветные сундучки или коробочки, и педагог говорит детям о том, что фея очень любит порядок, когда всё лежит на своих местах, но к ней в гости приходили её друзья – весёлые гномы, поиграли и всё разбросали, а на место не убрали. Фея просит помощи у ребят – найти все предметы красного цвета и сложить в красный сундучок (коробочку), затем найти все предметы синего цвета и сложить в синий сундучок и т. д.

2) Педагог спрашивает у детей – хорошо ли поступили гномы. Ответы детей. Вспоминают правила поведения в гостях, в группе детского сада и дома, и приходят к выводу, что везде надо поддерживать порядок и убирать всё на свои места. Педагог предлагает помочь Фее и разложить предметы по своим местам. Дети раскладывают предметы по цветам в соответствующие сундучки (коробочки). Затем фея детей благодарит и разрешает все собранные предметы взять поиграть, а затем опять разложить по сундучкам (коробочкам).

3) В конце занятия педагог говорит о том, что Фея рада знакомству с таким аккуратными и внимательными ребятами и приглашает прийти к ней в гости в следующий раз.

Подобную технику можно применять по разным темам: животные (дикие и домашние), птицы (зимующие и перелетные), транспорт (наземный, водный, воздушный) и т. д. как самостоятельно педагогом-психологом, так и совместно с воспитателем, так и с другими специалистами, такими как логопед, дефектолог или педагог по изобразительной деятельности в интегрированных занятиях.

Например: «Животные и их детеныши».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи детей.

Задачи:

1) создание комфортного психологического микроклимата;

2) обучение ребёнка умению сравнивать, классифицировать, делать выводы;

3)  развитие наблюдательности и интересу к познанию;

4) увеличение словарного запаса дошкольников;

5) развитие кинестетической и тактильной чувствительности;

6) развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4 – 6 лет, от 5 лет – дети с ОВЗ.

Оборудование: психотерапевтическая песочница, фигурки животных.

Ход занятия.

1) Педагог предлагает детям вспомнить каких животных они знают и спрашивает: знают ли дети как выглядят эти животные и их детёныши. Ответы детей. Как правило возникают затруднения при описании животных и в следствие чего педагог приглашает детей к песочнице, в которой по краю расставлены фигурки животных, а в центре хаотично расставлены фигурки детёнышей животных.

2) Педагог предлагает детям назвать тех животных, которых они видят в песочнице, найти их детёнышей и расположить с родителями. Затем просит описать каждое животное и его детеныша и найти сходства и отличия.

3) В заключении дети играют в песочнице с животными, добавляя разные элементы ландшафта.

Сегодня игра с песком, или песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике, а в связи с тем, что форма работы – игра находится в зоне актуального развития детей и, в соответствии с поставленными целями и задачами, темы подбираются с учетом зоны ближайшего развития ребёнка, таким образом, становится очевидным, работа в песочнице очень полезна и эффективна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...