Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа второго дня корпоративного тренинга 8 глава




Это впечатлительный сотрудник, с «переливами» эмоций, которые меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят: «Семь пятниц на неделе!» Он быстро думает и принимает решения, бывает, ошибается. Тем не менее движение и динамика для него — ценности, и он не захочет тормозиться и перепроверять свои выводы.

Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Мо­жет проявить раздражение и вспыльчивость. В молодые годы имеет слабый самоконтроль, поэтому мгновенно возбуждается. С накопле­нием жизненного опыта становится более уравновешенным.

Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успоко­ится. Про него говорят: «Вспыльчивый, но отходчивый!»


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 103 ]

Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособ­ность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стре­мится к лидерству и доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно и молодые годы.

Управленческий стиль руководителя-холерика

Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчи­ненного.

Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то прини­мает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой моти­вацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть таки­ми же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду хо­лериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди!

Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к эко­номии рабочего кремени, требует говорить лаконично и по сущест­ву. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками. А те сотрудники, которые не смогли «ускориться», грустно говорят про своего руководителя: «Он за километр бежит впереди, а мы плетемся позади», — или увольня­ются. Постепенно происходит «стихийный отбор».

Мне довелось проводить предтренинговое интервью в одной из россий­ских компаний с работниками подразделения, руководителем которого был -чистый- холерик. Я запланировала время для беседы с каждым, как обычно, 40-45 минут. Но уже через 15 минут я получала полную инфор­мацию по интересующим меня вопросам. Никто не опаздывал на встречу, сотрудники быстро и четко отвечали на мои вопросы. Несмотря на то что опрашивать нужно было большое количество людей, за два дня я получила полный материал для разработки адаптированной программы корпора­тивного тренинга.


[ 104 J Эффективная мотиваиия персонала

„тчт^пч-колерика можно «вычислить» сразу же, как только Rnnfiuie руководителя al",w* *

. и* сотрудники бегают с напряженными лицами

япйлешь в офис если «-»** иг пабочими папками 0 РУ*ах, ооясь потерять даже минуту рабочего вре-

-плпгп в кябинетесидитхолерик.0н,какдинамо-машина,1на-мени, скорее всего, о rov _

кручиваег» и ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.

Мотиваторы мл руководителя-холерика.

• Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремле­ние к вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьер­ного роста в компании.

• Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера окажутся для него демотиваторами.

• Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей и драйвом.

• Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать не­стандартные решения.

• Ему правится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других.

• Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может разумно рисковать, успех для такого руководителя — силь­ный мотиватор.

• Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами.

• Мотиватором для него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой «один - за всех и все — за од­ного».

Профессиональный почерк под чиненного-хол ерика

Для непосредственного начальника подчиненный с таким тем­пераментом — удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой.

Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать па работу: он самомотивиронан на успех и достижения. Это амбициоз­ный специалист.

Его недутая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и исегда стремится к повышению компетентности.

Однако для руководителя такой сотрудник со временем становит­ся серьезным конкурентом. Один руководитель так сказал про своего


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 105 ]

подчинениого-холерика: «Я чувствую за спиной его горячее ды­хание».

Мотиваторы для подчиненного-холерика.

• Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холериче­ским темпераментом.

• Его мотивирует участие в инновационных проектах.

• Работа на прорывах — хороший мотиватор.

• Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми.

• Мотиватором может выступить работа на выставках.

• Хорошим продавец.

• Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент.

• Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компа­нии — сильнейший мотиватор.

• Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.

• Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата.

• Направление на обучение может выступить серьезным мотива­тором.

Флегматик

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окру­жающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия. Правда, никто не знает, слушает ли он... Но это не главное: всем же хочется высказаться!

Флегматик — медленный человек. Он долго усваивает новую ин­формацию, долго думает» когда принимает решение. Иногда его на­зывают человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настой­чивость и упрямство.


[ 106 ] Эффективная мотивация персонала

Внешне нередко — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении.

Даже на самом скучном и длинном совещании сидит спокойно, вни­мательно смотрит на выступающих, проявляет лояльность к руковод­ству и стремление выполнить распоряжения.

Вообще это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не вол­нуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий.

Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Мало­общительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особо­го интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведо­мый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным.

Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает дол­го, нередко — мучительно. Хорошо работает в условиях однообра­зия и монотонности. Там, где нужны выдержка, терпение и усидчи­вость, — ищите флегматика.

Несмотря на то что флегматик — спокойный и сдержанный чело­век, у него есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудов­летворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. Б подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

Управленческий стиль руководителя-флегматика

Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полно­мочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепо­ручать.


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 107 ]

Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый.

Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хо­роший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» ли­дера, хотя личного стремления к лидерству не имеет.

Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать при­нцип справедливости. Подчиненные его уважают.

Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопро­тивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.

• К к.1 ' t > I VI,<ll Hi •*■ ->-* в* •*" ■ ««ЛИГ - - •». ■»**-» *~1Л а-П» Л1.»«.: в^^.П

На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостат­кам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. От­четы просматривает от первой до последней страницы. Может проявить оаздражение за плохое оформление документов.

Мотиваторы для руководителя-флегматика.

• Стабильность, надежность компании — сильнейший мотиватор для руководителя-флегматика.

• Угроза немотивированного увольнения - сильный демотиватор.

• Корпоративные традиции — мотиваторы для такого руководи­теля.

• Работа, требующаяусидчивости, внимания, тщательности и скру­пулезности - хороший мотиватор.

• Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и незнакомыми, — демотиватор.

• Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при частых звонках и вызовах высшего руководителя — де мо­тиваторы.

• Признание успехов и похвала за достижения — мотиваторы.

• Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в ком -пании — мотиваторы.


[ 108 ] Эффективная мотивация персонала

Профессиональный почерк подчиненного-флегматика

Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хоро­ший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он мно­го знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках ра­боты, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, за­писи.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки рабо­ты, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смыс­ла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и де­лать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Так «решила» природа, задав каждому человеку свой генотип. Искусство управления состоит -втом, чтобы найти правильную нишу для со­трудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.

Флегматика, который нередко бывает- «человеком процесса», нуж­но контролировать и стимулировать к получению конкретного резуль­тата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14-15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.

Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для ком­пании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать «не лучшие времена», именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кри­зиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

Мотиваторы для подчиненного-флегматика.

• Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчи­вость компании на рынке.


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 109 ]

• Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее за­рабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.

• Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флег­матика — сильный мотиватор.

• Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва — моти­ваторы для флегматика,

• Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транс­порта — мотиваторы.

• Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.

Меланхолик

На первый взгляд может показаться, что меланхолик — самый слож­ный психотип человека. Он — чувствительный, обидчивый и очень ранимый. Легко расстраивается даже при мелких неудачах. Любит жаловаться на судьбу. Искренне верит, что самая «тяжелая доля» и «самые тяжкие испытания» из всех возможных на Земле выпали именно ему.

Считается, что это — «женский» темперамент, однако многие муж­чины тоже имеют подобный характер. Мы просто привыкли нормаль­но воспринимать женские жалобы, но когда жалуется мужчина, его упрекают в слабости. Женщина легко проявляет свою меланхолич­ность; это признак женственности. Всем известна формула: «Сила женщины — в ее слабости». Мужчина контролирует свой меланхоли­ческий темперамент, стараясь не показывать его в общении и поведе­нии. Он избегает упреков: «Ну что ты раскис, как баба!»

Меланхолик нередко сверхосторожен, потому что многого боится. Страхи перед неудачами, неожиданными переменами, непонима­нием со стороны окружающих, одиночеством, несостоятельностью, болезнями и т. п. - далеко не полный перечень.

Интересно, что именно зга черта его характера, стимулирует раз­витие у него интуиции и способности к предвидению- Если мелан­холик- компетентный специалист, он первый заметит кризисные явления в компании и забьет тревогу. Не отмахивайтесь от его пред­чувствий: они могут быть верными!

Меланхолик обладает проницательностью и хорошо чувствует лю­дей. Берите его на переговоры. Пусть он молчит и наблюдает, как ведут


[ 110 ] Эффективная мотивация персонала

себя ваши партнеры. После первого раунда обсуждений сотрудник даст точную оценку каждому из участников: где они говорят одно, а дума­ют — другое, что они задумали, в чем их уязвимые стороны.

Меланхолик нередко не умеет отказывать в просьбе, а потом долго переживает, что выполнил за другого работу и не успел решить свою задачу.

На тренингах именно меланхолики проявляют интерес к формуле отка­за: «Плюс-минус-плюс». Содержание этой формулы основано на принципе -Мягко с человеком, но жестко и решительно по проблеме (делу)».

Сначала следует сказать человеку, который о чем-то просит тебя, что ты хо­рошо к нему относишься. Потом необходимо проговорить отказ и его объ­ективные причины. В конце нужно еще раз сказать нечто позитивное.

Например: «Я бы с удовольствием помогтебе. Мы давно работаем вместе, и я очень хорошо к тебе отношусь (варианты: уважаю тебя, ценю наши хорошие отношения). Но сегодня помочь тебе, к сожалению, не смогу: должен доделать этот отчет (варианты: оформить документы, просчитать таблицу). В следующий раз я обязательно тебе помогу, если у меня будет такая возможность!»

Имеет высокую утомляемость. Перерабатывать и работать с макси­мальной самоотдачей неспособен: может «выгореть». Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать.

В стрессовой ситуации меланхолик — не работник. Начинает пере­живать, бояться, имеет склонность к самообвинениям. Будет говорить так: «Это я виноват! Если бы я сделал по-другому, этого кошмара не было 6ы\» Иногда от внутреннего перенапряжения и переживаний может обвинять окружающих: «Вы все виноваты! Не прислушались вовремя к тому, что я говорил! Я предупреждал! Я говорил, что у нас ничего не получится!»

Управленческий стиль руководителя-меланхолика

На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя «маскировать». Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно.

«Маскировка» — это внешний контроль над своими переживани­ями. Человек внешне — решительный, сдержанный и уверенный в се-


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 111 ]

бе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п.

1-".Ч(*. 11ГЛ **i»^4 i^y^Tfcg г.' 4■»? t»T*~i»'='*te*(i#3

Женщина средних лет, успешный руководитель, сказала мне на консульта­ции: «Я — замаскированный меланхолик!» Следует признать, что внешне это никак не проявлялось. Даже я, профессионально наблюдательный человек, почти ничего не заметила.

Если такой человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знаег, как болезненно переживают под­чиненные такое якобы «управление» при помощи крика. В одном среднерусском городе на корпоративном тренинге участница сказала своему руководителю: «Вы только кричите и ругаете, а не руководи­те!» Руководитель-меланхолик хорошо знает разницу между криком и управлением.

Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это вы­сокая утомляемость (о чем мы уже говорили) и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-ма­нипулятора.

В компании, руководителем и собственником которой была женщина в возрасте 48 лет, ее главный бухгалтер все время жаловалась ей. То не хватает денег на оплату обучения сына, то мама заболела, то дом начали строить, а денег не хватает... После каждого такого визита заработная плата главбуха поднималась.

Если руководитель была вынуждена отказать в повышении зарплаты свое­му главному бухгалтеру, та сначала убегала, потом прибегала обратно и в слезах бросала на стол заявление об увольнении по собственному желанию! Руководитель извинялась и шла ей навстречу. Конечно, после такого демарша главбух опять получала повышение зарплаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...