Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разминка для запястья и пальцев (упрощенный комплекс упражнений)




ВАРИАНТ 2:

1. Кисть больной руки сжата в кулак.

Ритмично постучать кулаком по столу. Усложнить упражнение - постучать по столу ритмично одновременно двумя кулаками.

2. И.п. - кисть больной руки сжата в кулак.

Ударить кулаком по столу, затем разжать кулак и ударить по столу ладонью. Добиться хорошего выполнения упражнения.

3. И.п. - кисти рук сжаты в кулаки.
Одновременно ударить по столу кулаком правой руки и ладонью левой руки.
Сменить положение рук и т.д.

4. И.п. - ладонь больной руки ребром лежит на столе.
Сжать пальцы в кулак, разжать.

5. И.п. - то же.

Сжать кисть в кулак, одновременно поднять большой палец вверх. Разжать кулак, затем опять сжать кулак, большой палец спрятать вовнутрь между пальцами и т.д. поочередно поднимая и пряча большой палец.

6. И.п. - больная рука ладонью вниз лежит на столе.
Одновременно развести все пальцы в стороны и свести их вместе и т.д.

7. И.п. - ладонь больной руки ребром лежит на столе.

Согнуть фаланги пальцев, разогнуть. Сжать пальцы в кулак, разжать и т.д.

8. И.п. - больная рука ладонью вниз лежит на столе.

Не отрывая локоть от стола! приподнять лучезапястный сустав, все пальцы соединить вместе (как-будто захватываем щепотку соли), развести пальцы, положить ладонь на стол, опустить лучезапястный сустав и т.д.

9. Упражнение «гусеница».

И.п. - больная рука ладонью вниз лежит на краю стола.

Подтянуться на кончиках пальцев вперед, согнуть мальцы в кулак. Разогнуть пальцы, опять согнуть и т.д.

Упражнение выполнять с продвижением руки к другому краю стола, полностью разгибая локоть и обратно, сгибая его.

10. И.п. - больная ладонь ребром лежит на столе.

Подушечкой большого пальца поочередно коснуться подушечек указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Дозировка упражнений индивидуальна (в среднем 8-10 раз).

4.3 Комплекс упражнений для развития активных движений в кисти

1-е упражнение. Ребёнок лежит на спине, голова слегка закинута назад – рефлексзапрещающая позиция для повышения тонуса флексоров. Руки лежат вдоль тела или несколько отведены от туловища, предплечье и кисть в положении пронации.

Подведя свою ладонь под ладонь ребёнка, методист производит очень медленно пассивную супинацию кисти, помогая при необходимости массажем. Затем постепенно переходит к тренировке активного движения супинации по тому же плану.

2-е упражнение. Исходное положение, лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, предплечье и кисть в состоянии пронации. Ребёнок поднимает руку, разгибая её в плечевом суставе и сгибая в локтевом. Методист корригирует положение лопатки ребёнка и фиксирует угол лопатки одной рукой, второй рукой он поддерживает локоть ребёнка. Задачей ребёнка является поднести руку к голове, супинировать предплечье и кисть и коснуться лба раскрытой ладонью.

3-е упражнение. Ребёнок лежит на спине, руки опущены вдоль туловища, предплечье и кисть в положении пронации. Методист сильным движением, сразу после массажа производит отведение, ротацию кнаружи и разгибание I пальца.

4-е упражнение. Если сгибательная установка кисти, особенно пальцев, велика, то первоначально производится пассивное усиление этой установки рукой методиста, обхватывающего кисть ребёнка, и дальнейшее, короткими рывками, дополнительное сгибание её к предплечью. Затем методист очень медленно, с помощью массажа, старается разогнуть кисть и пальцы и начинает пассивно супинировать кисть.

5-е упражнение. Те же упражнения производят с использованием асимметричного тонического шейного рефлекса. Голова ребёнка поворачивается в сторону.

6-е упражнение. Те же упражнения производят из исходного положения, сидя, руки положены на стол в пронационной установке. Методист фиксирует в правильном положении угол лопатки и плечо ребёнка.

7-е упражнение. Те же упражнения производят лёжа и сидя, но в руку ребёнка вкладывают мяч такого размера, чтобы I палец при захвате мяча был достаточно далеко отведен от II пальца и от ладони. Если захват недостаточен, мячик прибинтовывают к ладони.

8-е упражнение. Ребёнок лежит на боку. Плечо свободной руки в положении максимального разгибания, рука разогнута в локтевом и лучезапястном суставах. Задачей ребёнка является обхват спинки кровати или специальной рейки (или спинки приставленного к кушетке стула) так, чтобы первоначально захват совершался в положении пронации, а затем - в положении супинации.

9-е упражнение. Исходное положение, лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, предплечье и кисть в положении пронации. Методист сначала проделывает несколько раз пассивное движение супинации, захватив руку ребёнка своей рукой так, чтобы 1 палец был на ладони, а остальные четыре его пальца находились на тыле кисти ребёнка. При этом также пассивно корригируется положение всех пальцев, особенно 1.

После установки кисти и пальцев в положении супинации они фиксируются в этом положении мешочками с песком на 3-5 минут для создания более отчётливой схемы положения супинированной кисти и пальцев на базе поступающей от них афферентной проприоцептивной импульсации.

10-е упражнение. То же положение сидя, что и в п.9. Ребёнок должен поднять руку, согнуть её в локтевом суставе и прикоснуться ладонью ко рту.

11-е упражнение. Из того же исходного положения, что и в п.9, прикоснуться ладонью к уху противоположной руке стороны головы. Например, ладонью правой руки дотронуться до левого уха.

12-е упражнение. Исходное положение стоя. Те же задачи, что и при упражнениях 9 и 10. Методист следит за положением таза и предупреждает возможные компенсаторные движения тазового и плечевого пояса.

13-е упражнение. Все указанные движения производят после раскачивания тела ребёнка в положении лёжа, затем сидя и, наконец, стоя на батуте.

14-е упражнение. Все движения производят после раскачивания на качелях, сначала в направлении вперёд-назад, затем - вправо-влево.

15-е упражнение. Упражнение с гимнастической палкой.

Одна рука ребёнка опущена вдоль тела, другая согнута под углом 90°. Четыре пальца обхватывают палку, I палец обхватывает её с противоположной стороны. Ребёнок делает вращательные движения палкой - производит попеременно супинацию и пронацию кисти.

Упражнение производят одной рукой, затем – другой.

16-е упражнение. Исходное положение сидя. Рука ребёнка лежит на столе, предплечье и кисть пронированы, все остальные пальцы также в положении разгибания, I палец отведен, разогнут.

Ребёнок должен разогнуть кисть и выпрямить пальцы под счёт «раз-два» и привести её в исходное положение.

Лестница Калле

Увлекательная игра. Ребенку нужно вытянуть руку, чтобы посадить Калле на лестницу. Движения и звук падающего Калле обычно вызывают восторг.

 

Подвеска стимулирует зрение и слух. Подвески болтаются и ударяются друг о друга с легким звуком, когда ребенок дергает за кольцо.

Подвеска

 

 

Табло с подвесками

 

Его можно сделать самостоятельно и повесить на стену. Если дернуть за одну яркую подвеску, то будет двигаться другая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для реализации самообслуживания требуется интегративная деятельность практически всех органов и систем. Нарушения самообслуживания возникают при различной патологии. Наиболее полно они проявляются при парезах верхней или нижней конечностей, гемипарезе. Ограничение самообслуживания может быть частично компенсировано за счёт вспомогательных средств.

Предоставлены рекомендации по выполнению упражнений при нарушении функций кисти. Возможное наиболее полное восстановление заболевшей или поврежденной руки требует с одной стороны восстановление отдельных функциональных параметров руки а, с другой стороны реабилитации личности больного в целом, его психики, трудоспособности, социального и экономического состояния. Чтобы реабилитация в отношении руки была эффективной, она должна проводится по несколько часов в день.

Литература

1. «Азбука здоровья» / К.С. Петровский, М. «Знание» 1982г.

2. «Гимнастика и здоровья» / В.М. Рейзин, Мн. «Полымя» 1984г.

3. «Ограничения жизнедеятельности у больных после мозгового инсульта, черепно-мозговой травмы», / В.Б. Смычек, Т.Д. Рябцева, И.Я. Власова, И.П. Марковская, Л.Н. Горустович. – Мн., 2003. – 63с.

4. Белова А.Н., Щепетова О.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. – М., 2002. – 440 с.

5. Дубровский В. И. Спортивная медицина, – М., 2002. – с. 60-61.

6. Задачи по достижению здоровья для всех // Европейское региональное Бюро ВОЗ. – Копенгаген, 1985.

7. Майкл Доэрти, Джон Доэрти Клиническая диагностика болезней суставов, Мн., «Тивали», 1993.

8. Разработка отдела трудотерапии Неврологического реабилитационного центра «Годесхёэ»;

9. Смычек В.Б. К вопросу оценки показателей реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: сб. науч. ст. – Мн., 2001. – Вып. 3. – Ч. I. – С 175-179.

10. Соколов А. П., Курс травматологии и ортопедии, – М., 1985.– 4, 14- 16.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...