Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История политических учений




ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА ВОСТОКЕ

И ЗАПАДЕ

 

1. Политическая мысль на Древнем Востоке и в эпоху античности.

2. Политическая мысль эпохи Средневековья (V-XIV вв.).

3. Политическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).

4. Политическая мысль эпохи Нового времени (XVII-XIX вв.).

5. Возникновение и развитие политической науки в ХХ веке, основные направления и школы.

 

Политическая мысль на Древнем Востоке и в эпоху античности

Прежде чем стать настоящей наукой, политология прошла очень длительный путь развития, который можно разделить на этапы.

Древний Восток. Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство, основоположником которого явился Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Трактуя государство как большую семью (где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям старших и младших), Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, предполагающую полное отчуждение населения от участия в управлении государством. Он утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Он выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться». Основная добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Античность. Развитие античного политического знания связано с Древней Грецией и Римом. Политическая мысль здесь также выражалась в философской форме. Древнегреческие и древнеримские философы разрабатывали концепции идеального общественного и государственного устройства.

Первым из известных мыслителей Древней Греции был Платон (428-348 гг. до н. э). Основная работа – «Государство». Платон является автором концепции идеального государства. По Платону, оно состоит из трех сословий: философы-мудрецы (только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан); воины (на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства); ремесленники и земледельцы (их задача – обеспечить снабжение государства необходимым). Идеальной форме государственного правления - аристократии - Платон противопоставляет четыре «неправильные»: тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих, как правило, богатых), тиранию и демократию.

Учеником Платона был еще один крупный философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), автор термина «политика». Его главным произведением является трактат «Политика». Главная цель политики по Аристотелю – достижение общего блага (справедливости). Согласно Аристотелю, «человек по природе своей – существо политическое, а тот, кто в силу природы, а не в силу случайных обстоятельств, живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».

Государство Аристотель рассматривает как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей. Он проводит классификацию форм государственного правления по принципу: «правильные» - «неправильные» (критерием правильности при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Первые – это те, в которых власть преследует общественные интересы (монархия, аристократия, полития).

 

  Правление одного Правление нескольких Правление многих
В корыстных интересах тирания олигархия демократия
В интересах народа монархия аристократия полития

 

Во вторых (тирания, олигархия, охлократия) властители используют власть корыстно. Идеальной формой государственного правления Аристотель считал политию.

Определенный вклад в развитие политической мысли внесли и древнеримские ученые, например, Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Он дает такую формулировку сущности государства: «государство (республика) есть дело народа». Цицерон исходит из убеждения, что политика является результатом «разумной установки» действовать в соответствии со справедливостью. Справедливость есть конституция и законы, которые сами люди должны заставить уважать, так как это их «общее дело».

Политическая мысль эпохи Средневековья (V-XIV вв.)

Политическая мысль в Средние века была связана с теологией (учением о Боге). Главным принципом этой эпохи являлся теократизм, выражавшийся в формулировке: «любая власть от Бога». Теоретически этот тезис обоснован в работах философов того времени. Одним из них был Аврелий Августин (354-430).

Свою политическую философию он изложил в главном произведении «О граде Божьем», в котором развивает идею о двух градах. Следуя Новому Завету, он употребляет понятия «град небесный» и «град земной», между которыми идет борьба. Первый, по мыслям Августина, это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а Божественным установлениям. К ней может приобщиться каждый, кто любит Бога сильнее, чем себя, и кто стремится достичь «божественной благодарности».

В соответствии с борьбой светлых и темных сил, всемирная история, продолжает размышлять автор, распадается на 2 направления: приверженцы Бога на Земле, войдя в Церковь, строят град Божий, а сторонники Сатаны строят светское государство (которое он сравнивал с «шайкой разбойников»). Человек – существо греховное, и земное государство существует как наказание за первородный грех. Августин предполагал, что рано или поздно земные государства исчезнут, и сформируется «вечная мировая Божья держава», в которой – полное счастье, а граждане исполнены благодати.

Что касается форм государственного устройства, то Августин следовал формулировке античных авторов, разделяя на «правильные» и «неправильные», но дал свое объяснение. К первым относятся те, в которых высшая власть принадлежит Церкви (теократия) и призваны облагородить власть светскую, направив ее на богоугодные дела. Ко вторым он отнес тиранию, олигархию и охлократию – в них царят эгоизм, несправедливость, беззаконие.

Таким образом, с Августина Аврелия (Блаженного) началась традиция разделения властей на светскую и духовную. Он в новом свете описал идеальное государство (град Божий), в котором «все от Бога». С другой стороны, в его работах прослеживается связь с античными традициями, например, в существовании «неправильных» государств. В дальнейшем отношение между Церковью и властью, предопределенное Августином, будет проявляться в соперничестве папы Римского и императоров.

Идеи Аврелия Августина в своих трудах продолжил Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...