Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая мысль эпохи Нового времени (XVII-XIX вв.)




Новое время (XVII-XIX вв.) в Европе – это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота. В эпоху Нового времени формируется идеология Просвещения, которая основывалась на рационализме – убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.

Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории «естественного права» и «общественного договора». Теория «естественного права» гласила, что естественные права (право на жизнь, свободу, равенство) возникают у человека от рождения, они неотъемлемы, их нельзя отменить или изменить. На основе концепции естественного права возникла теория «общественного договора» происхождения государства, трактующая его появление как результат сознательной деятельности людей. Договорная теория опирается на выделение двух состояний людей: «естественного» - без государства и «гражданского», основанного на государственной власти и законах. Этот переход осуществляется посредством заключения договора между людьми. Хотя еще в догражданском состоянии люди обладали естественными правами, но они не были надежно защищены. В лице беспристрастного государства люди получают безопасность и защиту естественных прав. Самые известные версии договорной теории были созданы Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо.

Т. Гоббс (1588-1679) в своем главном труде «Левиафан» описывает естественное состояние людей как постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред («человек человеку – волк»). С целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира люди добровольно соглашаются ограничить свободу каждого, делегируя индивидуальные естественные права государю. Государство, таким образом, представляет собой результат рационального соглашения, договора, в силу которого люди лишаются значительной степени своей свободы. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны государства.

Само государство Гоббс сравнивал с Левиафаном, библейским чудовищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям государства. Сторонник абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Д. Локк (1632-1704) – основоположник либерализма – дал иную трактовку естественному состоянию и договорной теории. В своей основной работе «Два трактата о правлении» Локк также использует понятие естественного состояния, но в смысле, диаметрально отличном от гоббсовского. По Локку, это было не досоциальное, а дополитическое состояние, в котором люди жили в мире, были счастливы, разумны и добры. Государство и власть возникают как результат стремления людей устранить свойственные этому состоянию недостатки.

Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Если Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми, то Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. При этом оно не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы, – народ имеет право свергнуть правительство путем восстания.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) создал самую радикальную концепцию общественного договора. Он считается отцом классической теории демократии, так как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. До Ж.-Ж. Руссо понятие «суверенитет» связывали исключительно с государем и государством, а он обосновал возможность существования народного суверенитета – «неотъемлемого и неделимого», так как «народ (нация) возникает вместе с государством». Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы, правительство лишь временный агент суверенного народа.

Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа. В своей работе «Об общественном договоре» Руссо провозгласил право народа на насильственное свержение тиранического режима.

Ш. Монтескье (1689-1755) известен как основоположник теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В исследованиях развивал геополитическое направление. В своей работе «О духе законов» он указывал на зависимость законов от типа правления, физических особенностей страны, ее климата, размера, характера рельефа, религии, количества населения, морали, норм и обычаев ее обитателей. Обозначая зависимость форм правления государства от размера территории, Ш. Монтескье отмечал: небольшие государства должны быть республиками, средней величины – монархиями, обширные – деспотиями. Допускал возможность создания республики на большой территории при условии федеративной организации.

Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он заложил философскую основу теории правового государства. По Канту, государство – это объединение множества людей, подчиняющихся праву. Но и сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию.

Во второй половине XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) разработали марксизм – философское, социально-экономическое и политическое учение. Свои взгляды они изложили в трудах «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и др. Марксизм строился на классовом понимании общества, когда эксплуататоры угнетают эксплуатируемых. Политическая власть рассматривалась как организованное насилие одного класса над другим. Государство характеризуется как аппарат насилия господствующего класса. Соответственно, движущей силой общественных изменений являются классовая борьба и революции. В результате социалистической революции и установления диктатуры пролетариата осуществится переход к новому бесклассового обществу, которое повлечет за собой отмирание государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...