Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинг в дошкольном образовательном учреждении как направление управленческой деятельности




Рассматривая особенности и тенденции развития системы маркетинга в системе образования как фактор повышения конкурентоспособности образовательных структур, нельзя не остановиться на анализе современных маркетинговых концепций, характерных для формирования российского рынка.

Резкое изменение социально-экономической ситуации в нашей стране привело к значительному повышению роли маркетинга в управлении процессами, протекающими в различных сферах и на разных уровнях общественной жизни.

Попытки внедрения в российскую экономику зарубежных разработок в области маркетинга не всегда реализуются успешно, что объясняется уровнем развития народно-хозяйственного комплекса, приоритетами в нем, особенностями российского менталитета, а в целом – уровнем развития российского общества.

Разработка собственных, ориентированных на отечественную действительность маркетинговых программ, зачастую сдерживается недостаточным объемом знаний, умений, навыков в данной области. Придерживаясь поступательного движения в области развития рынка, и развития менеджмента и маркетинга, в частности, что является наиболее правильным в условиях эволюции больших систем, российский рынок рискует «не успеть» за высокоразвитыми странами в совершенствовании указанных феноменов.

Таким образом, одной из важнейших проблем реализации маркетинговых стратегий становится совмещение двух тенденций, противоположно направленных в некоторых аспектах, а именно, следует говорить о планомерном, соответствующем не только социально-экономической ситуации в России, но и мировым тенденциям, характере проводимых реформ в области маркетинга.

Постепенное развитие маркетинга детерминируется, прежде всего, необходимостью изменения экономического мышления и экономического поведения широкой общественности, что может быть достигнуто с помощью реализации образовательных программ по управлению и экономике, а также адекватным освещением проблем и достижений в указанной области в средствах массовой информации, научно-методической литературе.

В качестве основных направлений развития маркетинговых стратегий, реализуемых как в отдельно взятых зарубежных странах, так и на мировом рынке, могут быть названы следующие:

- мониторинг деятельности конкурентов;

- формирование «клиентурного поведения сотрудников и организации в целом;

- создание маркетинговой культуры в организации;

- совершенствование процессов продвижения товаров на рынке;

- повышение эффективности маркетинговой деятельности.

Однако, следует отметить уменьшение числа маркетинговых функций организации, обусловленное повышением уровня развития науки и техники, качества профессиональной подготовки специалистов. Как отдельная, относительно автономная функция, маркетинг используется лишь в некоторых организациях: наблюдается переход от функционированного подхода к линейному маркетингу, что способствует повышению эффективности управления.

Девизом наиболее перспективных и преуспевающих организаций становится выражение: «Маркетинг – дело всех и каждого», что предполагает ориентацию на результат, участие в маркетинговой деятельности не только профессионально подготовленных специалистов, но и всех сотрудников организации.

Маркетинг в современном мире рассматривается более широко, чем простое изучение рыночных явлений и процессов и поведения фирмы на основе результатов их анализа. Распространено понятие маркетинга как деятельности по удовлетворению потребностей какой-либо организации. При этом принято выделять два основных аспекта маркетинга: маркетинг как вид деятельности и маркетинг как стиль управления. Четкого разделения этих аспектов на две самостоятельные единицы быть не может, так как они являются элементами одной системы, причем элементами, между которыми существует прямая зависимость. Однако, реализация каждого из указанных аспектов маркетинговой деятельности будет иметь специфику в соответствии с особенностями выделяемых целей и решаемых задач.

Нам представляется, что в условиях перехода к рыночным отношениям все субъекты хозяйственно-экономической деятельности должны осуществлять маркетинговые функции. Особое значение при этом приобретает маркетинг на динамично развивающихся, характеризующихся непредсказуемостью рынков к числу которых с большой долей вероятности мы относим рынок труда и рынок услуг, в которые втянута и система дошкольного образования, претерпевающая вследствие изменений на указанных рынках сложные, иногда необратимые преобразования. Видимо этим объясняется формирование мнения о том, что «в экономике, основанной на предпринимательстве», образовательные учреждения должны быть по сути фирмами.

Повышенные требования при этом будут предъявляться менеджменту системы образования, возникшей как ответ на изменения социально-экономической ситуации в России, попытку перехода к новой парадигме управления, обусловленной спецификой требований и подхода к личности в условиях быстро изменяющегося мира и охватывающей все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу дошкольного образования.

Очевидно, что менеджмент системы образования должен быть ориентиром в организации инновационных процессов как содержательного, так и деятельного характера в осуществлении экономических проектов.

Являясь относительно новой ветвью в дошкольном образовании, система менеджмента образования и маркетинг образовательных услуг имеет ряд отличительных особенностей таких как:

- отбор принципов и формирование методологической базы менеджмента образования;

- расширение спектра образовательных услуг.

Современное дошкольное учреждение – фирма по представлению комплекса услуг населению в области воспитания и обучения:

1. Воспитание и обучение детей в детском саду;

2. Воспитание и обучение детей на дому;

3. Обучение родителей;

4. Образовательная, консультативная работа в коллективах предприятий, организаций, учреждений района, города, по месту жительства;

5. Образовательная, просветительная работа с населением района, города, по месту жительства;

6. Другие виды услуг детсада в зависимости от его возможностей.

Дошкольные учреждения, объединяя усилия, могут оказать серьезное влияние на формирование рынка образовательных услуг.

Первая попытка помочь заведующим сориентироваться в рынке образовательных услуг была сделана Министерством образования Российской Федерации в 1991 году в виде «Рекомендаций разных типов в соответствии с временным положением учреждений в РСФСР», где все виды услуг были дифференцированы следующим образом:

1. Оздоровительные услуги, направленные на охрану и укрепления здоровья детей;

2. Медицинские услуги – профилактические и лечебные мероприятия и процедуры (в том числе коррекция физического развития);

3. Развивающие услуги – различные формы и методы специального обучения (в том числе коррекция психического развития)

4. Организационные услуги – улучшение условий пребывания и питания детей (в том числе уменьшение детей в группе, лечебное питание, социальное оснащение)

На рынке образовательных услуг дошкольного учреждения в значительной степени зависимы от покупателя и должны проявлять максимальную активность.

Управление маркетингом – анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменом с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, в том числе таких, как получение прибыли, рост объемов услуг и т.п.

Это управление спросом. Эту работу должны выполнять улусные и городские органы управления образованием, департаменты: проводить исследование с привлечением специалистов, запрашивать статистические данные по демографической ситуации, организовать поиск спонсоров и обо всем этом информировать детские сады. Создать централизованные банки данных для родителей о предлагаемых услугах дошкольного образовательного учреждения.

Маркетинговая среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, оказывающиеся на способности фирмы устанавливать и поддерживать контакты с рынком.

Например, фирмы-посредники завозят импортные игрушки, физкультурное оборудование и ищут варианты более скорой их реализации. А педагоги могут разработать конспекты занятий с этими пособиями как в детском саду, так и в домашних условиях, организовать у себя показательные занятия и заснять их на видеокассету.

Не секрет, что переход к рыночным отношениям поставил перед дошкольными учреждениями задачу привлечения дополнительных источников финансирования, что связано прежде всего с оказанием дополнительных образовательных услуг.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения, как мы отмечали ранее, является работа с детьми, не охваченными дошкольным образованием. Для решения этих задач руководители дошкольных образовательных учреждений могут использовать маркетинг.

Маркетинг образования – принципиально новая форма маркетинга. ЕЕ развитие определяется двумя факторами. Во-первых, осмыслением и применением в образовании подходов, методологий и принципов маркетинга в сфере товаров и услуг. Во-вторых, анализом и обобщением практического опыта в разработке маркетинговой деятельности в образовании.

Цель маркетинга в образовании – обеспечить его ориентацию на удовлетворение групповых и индивидуальных запросов населения в образовательных услугах; достижение согласия между производителями образовательных услуг и потребителями.

Таким образом, образовательные учреждения, действуя на основе маркетинга и объединяя свои усилия, осуществляя разумную кооперацию деятельности, могут оказать значительное влияние на развитие рынка образовательных услуг, на содержание и качество образования.

Маркетинговая деятельность охватывает множество объектов: само образовательное учреждение; аналогичные образовательные учреждения микрорайона, города; родителей и детей и т.п.

Образовательная услуга производится и потребляется одновременно; Производитель и потребитель взаимодействуют непосредственно. Производитель услуги выступает ее сбытчиком и посредником. Образовательная услуга требует активного участия самого потребителя: его заинтересованность, мотивированность обращения к ней, интеллектуальных усилий. Поэтому очень важным моментом маркетинговой деятельности в сфере образования является ориентация на личность дошкольников, их индивидуальные, возрастные и социальные особенности.

Производство и потребление образовательных услуг – длительный процесс, его результат отсрочен во времени. Поэтому и производителю, и заказчику трудно оценить эффективность образовательной услуги в целом. Вместе с тем этот процесс можно подразделить на отдельные шаги, элементы, ограниченные во времени и поддающиеся качественно-количественной оценке, позволяющей контролировать и регулировать эффективность услуги в целом. Многоаспектность, многопрофильность образовательных услуг требует привлечение нескольких специалистов сложных образовательных программ, составные части которых имеют разный ресурс жизнестойкость и разную степень новизны.

В образовании на всех его ступенях заказчиком, субъектом выбора услуг выступают не только сами дошкольники, сколько их родителей. То есть заказчик и клиент не являются одним лицом, что определяет дополнительные сложности в анализе потребностей, в прогнозировании результата образовательных услуг и путей их развития.

Маркетинг ориентирует деятельность учреждения на достижение экономической и социальной эффективности. Это обеспечивается масштабом внедрения новых услуг, их длительностью, практической результативностью и высоким качеством образовательных программ и технологий.

Планирование маркетинга

Управление маркетингом является одним из новых направлений в деятельности руководителя образовательного учреждения, хотя некоторые его аспекты реализуются в дошкольных учреждениях с давних пор. Однако, изменение окружающей ситуации, преобразования деятельности учреждения требуют осуществления управления маркетингом, т.е. планированием, организацией, контролем.

В дошкольном учреждении осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Планом маркетинговой деятельности должны предусматриваться следующие разделы:

- маркетинговые исследования;

- разработка новых услуг;

- ценовая политика;

- коммуникативная политика.

Структура планирования:

1. Анализ текущей маркетинговой политики:

- её описание на рынке образовательных услуг;

- характеристика рынка образовательного учреждения;

- анализ реализации услуг дошкольного образовательного учреждения(спрос, цена);

- информация о конкурентах образовательного учреждения.

2. Анализ возможностей и опасностей от окружения дошкольного образовательного учреждения.

3. Определение маркетинговых целей дошкольного образовательного учреждения:

- удовлетворение потребностей покупателей услуг;

- завоевание конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг;

- получение прибыли.

4. Выработка маркетинговых стратегий:

- сохранение лидерских позиций;

- обновление ассортимента услуг;

- установление цен с позиции их стоимости на рынке и с учетом цен конкурентов;

- обеспечение финансовых средств на продвижение услуг;

- минимизация средств на оказание услуг.

5. Календарный план маркетинга:

- маркетинговые мероприятия;

- участники и ответственные;

- материально-техническое обеспечение.

6. Определение бюджета маркетинга:

- прогноз доходов;

- издержки при оказании услуг.

7. Контроль за маркетинговой деятельностью:

- разработка критериев контроля;

- изучение результатов маркетинга дошкольного образовательного учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...