Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ кадрового потенциала организации




 

Анализ кадрового потенциала организации – выявление профессиональных качеств сотрудников и рационального их использования. К кадрам организации относят работников, выполняющих планирующие, организационно-аналитические, учебно-контрольные функции в составе управленческих служб заводоуправления, дирекции объединений.

Анализ кадрового потенциала организации проводится менеджером при формировании кадров управления, которые призваны обеспечить целенаправленный динамический процесс производства.

Без анализа кадрового потенциала организации нельзя обойтись при выдвижении специалиста на ответственную руководящую должность: начальника цеха, отдела, службы. Менеджер анализирует деловые качества кандидата как специалиста, его задатки как организатора производства и опыт работы в коллективе, а также стаж работы по специальности и личностные качества.

Особенно важную роль играет анализ кадрового потенциала организации при подборе и подготовке линейных руководителей низового и среднего звена производственных предприятий. Исходя из результата анализа кадрового потенциала организации профессиональной группы, менеджер по кадрам определяет необходимость для тех или иных лиц пройти дополнительную подготовку, для чего определяется рациональная форма обучения, дифференцированная на основе имеющихся теоретических знаний, опыта и мастерства, рекомендуемых на учебу.

К анализу кадрового потенциала организации прибегают всегда при возникновении проблемы или конкретной ситуации. Например, кого, когда, куда и с какой целью послать на учебу; дать оценку кадров управления при его формировании; определить, кого сократить при внедрении НОТ или спаде производства и т.д.

 

Управленческая ситуация

 

Управленческая ситуация – временное состояние наблюдаемой или наследуемой системы, ее внешней среды и их воздействия.

Управленческие ситуации бывают: производственные; хозяйственные; плановые; отчетные; риска и неопределенности; проблемные; экстремальные; конфликтные; игровые, конкретные; экспериментальные.

 

Возникновение соответствующей управленческой ситуации служит стимулом к выработке и принятию управленческого решения.

 

Управленческий цикл

 

Управленческий цикл – совокупность трех стадий: 1) разработки и принятия решений; 2) его реализации; 3) отдельных этапов и фаз.

Управленческое решение

 

Управленческое решение – сознательный акт, подготовленный на основе всестороннего анализа и взвешивания вопросов, принятых в установленном порядке, содержащий постановку целей, перечень средств и методов их достижения и организации, практическую деятельность субъектов и объектов управления.

Управленческое решение классифицируется: по субъекту; по объекту; по сфере воздействия; по способу выражения информации; по срокам действия; по содержанию направленности.

 

Культура управления

 

Культура управления – совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образ его поведения.

 

Инструктирование

 

Инструктирование – ознакомление с условиями работы, объяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок и советов по выполнению каких-либо работ.

Стиль руководителя

 

Это совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, методов решения типовых задач и проблем, возникающих в процессе реализации функции управления. В стиле руководителя проявляется специфическая особенность труда руководителя. В науке управления принято различать общий и индивидуальный стили работы руководителя, которые нельзя повторить в полном объеме и во всех деталях.

Общий стиль руководства основан на инициативности, принципиальности, настойчивости, оперативности, деловитости, требовательности, скромности, ответственности, объективности, внимательном отношении к подчиненным.

Индивидуальный стиль – это преобразованный в соответствии с конкретными условиями работы и соответствующий особенностям данного руководителя общий стиль. Наличие индивидуального стиля объясняется тем, что каждый сотрудник представляет собой психофизиологическую индивидуальность, в которой заложены такие характеристики личности, как темперамент, способности, направленность интересов и т.п. Ими определяется индивидуальный стиль руководителя, решения руководителя в конкретной ситуации, присущий ему «почерк».

В научной литературе предпринимались неоднократные попытки сгруппировать индивидуальные стили руководства по различным основаниям. Однако, признание в теории и практике получила типология стилей. В зависимости от признаков преобладания единоличных или групповых способов воздействия на организацию производственного процесса различают три наиболее характерные типа руководства:

¨ авторитарный, при котором руководитель «замыкает» на себе решение большинства вопросов;

¨ демократический, при котором на основе делегирования полномочий подчиненным руководитель оставляет за собой лишь решения наиболее важных вопросов;

¨ либеральный, при котором вообще мало ощущается направляющая деятельность руководителя.

Вместе с тем, Е.С. Жариковым разработана схема, где он приводит десять видов стилей. Кроме названных стилей он называет такие:

¨ коллегиальный. Девиз этого стиля: «Моя точка зрения – одна из возможных». Руководитель этого стиля – демократ по натуре. Стремится делегировать полномочия своим подчиненным;

¨ дипломатический. Обладающий этим стилем руководитель быстро перестраивается на новую модель деятельности. Общителен. Однако, для крайнего типа этого стиля характерна изворотливость и демагогия;

¨ авральный. Руководит по принципу: «Давай, давай, потом разберемся»;

¨ конструктивный. Для руководителей этого стиля характерен постоянный поиск преобразований, инноваций. Иногда склонен увлекаться преобразованиями;

¨ документальный. У руководителя этого стиля незыблемая вера в «хорошую бумагу». Он прирожденный аппаратчик;

¨ демонстрационный. Характерными чертами руководителя этого стиля являются: лозунги, шумиха, умение «показать работу»;

¨ компромиссный. Руководитель этого типа тяготеет к компромиссам. Принцип работы – «не выносить сор из избы». Отличается умением «тушить» конфликты;

¨ деловой. Для руководителей, обладающего этим стилем, характерно сочетание многих положительных черт. Крайность – это девиз: «Работа! Работа! Работа!». Личность отходит на второй план.

Наиболее эффективным является интегрированный тип руководства.

 

Факторы, влияющие на стиль работы

Руководителя

 

Для выявления факторов, влияющих на стиль работы руководителя, проводят анализ помех, т.е. нарушений принципов правильного стиля работы за длительный период времени. При этом фиксируются виновники нарушений, и производится учет причин, вызвавших эти нарушения.

Факторами, положительно влияющими на стиль работы руководителя, являются следующие:

1. Соблюдение индивидуального плана работы.

2. Проведение заседаний и совещаний в строго намеченное время.

3. Установление реальных сроков выполнения заданий.

4. Невмешательство в сферу полномочий подчиненных ему руководителей.

5. Принятие своевременных решений.

6. Доведение начатой работы до конца.

7. Выдача сотрудникам конкретных указаний при распределении заданий.

При анализе помех необходимо выявить виновников тех или иных нарушений. Ими могут быть: сами руководители; подчиненный руководитель или сотрудник; вышестоящие инстанции предприятия; вышестоящие хозяйственные и государственные органы; органы госконтроля; банк; конкурирующие предприятия и т.д.

Причинами, отрицательно влияющими на стиль работы руководителя, являются:

1. Неправильные прогнозы, отсутствие задела в области научных исследований и разработок.

2. Несвоевременное внедрение в производство новых изделий, методов и технологий.

3. Подготовка недостаточного количества служащих для осуществления процесса производства.

4. Уделение недостаточного внимания руководителями основным вопросам и их чрезмерная загруженность оперативной работой; недостатки в планировании индивидуальной работы; непоследовательность при выполнении решений; установка нереальных сроков выполнения заданий вследствие неправильной оценки собственных возможностей и возможностей сотрудников; несвоевременное принятие решений и т.д.

Среди прочих причин можно назвать, например, такие, как несвоевременная поставка импортных материалов, аварии, массовые заболевания (эпидемии гриппа), стихийные бедствия (наводнения), задержка платежей и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...