Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест 32. «как вы действуете в условиях




КОНФЛИКТА?»24

 

Инструкция

Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте все утверждения и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта.

 

Таблица 16

 

I II III IV V
Совсем нетипично 1 балл Редко 2 балла Иногда 3 балла Часто 4 балла Весьма типично 5 баллов

 

Опросник

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спину, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь, не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты – мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит –ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслужило бы спора.

32. В этом мире только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.

 

Подведите итоги

Используя ключ, оцените свое поведение в конфликте.

 

Таблица 17

Типология поведенческих стратегий
I II III IV V
Номер вопроса Балл Номер вопроса Балл Номер вопроса Балл Номер вопроса Балл Номер вопроса Балл
                   
Итого:   Итого:   Итого:   Итого:   Итого:  

 

У каждого человека есть две жизненные заботы: достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

Тип I. “Черепаха” (избегание) – стратеги ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Тип II. «Акула» (конкуренция) – силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III. «Медвежонок» (приспособление) – стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV. «Лиса» – стратегия компромисса: умеренное отношение и к целям, и к взаимоотношениям. Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Сова» – стратегия открытой и честной конфронтации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

 

 

Тест 33. «КАКОВ ВАШ СТИЛЬ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ?»

Инструкция

Определите для себя по шкале от 1 до 5 баллов, как часто вы используете следующие тактики.

Таблица 18

 

Используемые тактики Редко Часто
1. Вы спорите со своими коллегами, дабы доказать преимущества, большую значимость занимаемой вами должности.          
2. Вы ведете переговоры со своими сотрудниками с целью достичь компромисса.          
3. Вы стараетесь оправдать ожидания ваших сотрудников, коллег.          
4. Вы стараетесь рассмотреть проблему совместно с сотрудниками и найти приемлемое для всех решение.          
5. Вы твердо защищаете свою позицию при решении того или иного вопроса.          
6. Вы пытаетесь не афишировать свои конфликты с сотрудниками и разрешать их в как можно более узком кругу.          
7. При разрешении проблемы вы действуете по своему усмотрению.          
8. Вы стремитесь найти компромисс, при котором каждый делает уступки, но обязательно получает что-либо взамен.          

 

Подведите итоги

Распределите набранные баллы по колонкам и подсчитайте их общее количество по каждой из следующих пяти колонок (номера в колонках соответствуют номерам тактик, высказываний).

При разрешении конфликта вы:

Таблица 19

Соревнуетесь Сотрудничаете с окружающими Избегаете конфликтных ситуаций Пытаетесь примирить стороны Ищете компромисс
         
         
         
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:

 

Та колонка, в которой вы получили наибольшее итоговое количество баллов, и определяет ваш преимущественный стиль разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

Тест 34. «КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»25

 

Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности.

 

Инструкция

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа – «а», «б» или «в».

 

Опросник

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) избегаете вмешиваться в ссору;

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который вам кажется нереальным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто выражаете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажитесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) постоянно ругаетесь. Ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили детей, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале (уборщицах, официантках).

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется, признаете;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?

 

Подведите итоги

Используя ключ, подсчитайте количество баллов.

Каждый вариант имеет свою оценку.

Ответ «а» – 4 балла;

Ответ «б» – 2 балла;

Ответ «в» – 0 баллов.

Подсчитайте сумму набранных очков и оцените свой результат.

30–44 балла. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

15–29 баллов. О вас говорят, что вы слишком принципиальная или даже конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения, и за это вас уважают.

10–14 баллов. Вы ищете поводы для споров, большая часть которых излишни. Мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

 

 

ГЛАВА 3. Практические (производственные) ситуации

 

В управлении персоналом в последние десятилетия широкое распространение получил метод изучения конкретной ситуации. В нем наиболее полно воплощен ситуационный подход к управлению. Главная идея этого подхода – действия руководителя (а в ряде случае сотрудников организации), базируясь на целях, ценностях и нормах организации, должны исходить из конкретной, реально существующей ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изменения.

Деловая ситуация – это имитация, идеальное отображение реальной (конкретной) ситуации из жизни организации или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы в организационной жизни.

Деловая ситуация – это перечень существенных для решения проблемы данных об организации, ее окружающей среде, положении, (должности) действующего лица и его задачах.

В студенческой аудитории, в целях обучения, создается деловая игровая ситуация. Она не нуждается в подробном, детальном освещении положения дел в организации. игровая ситуация включает, главным образом, информацию: о субъекте-личности, группе или организации, занимающей центральное место в ситуации. Описание субъекта может проводиться в различных формах: в виде целей и стратегии субъекта или же в форме фактической информации о его деятельности; о партнерах, конкурентах и/или других действующих лицах, с которыми взаимодействует субъект ситуации; об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация.

Метод практической конкретной ситуации развивает у студентов широту и гибкость мышления, помогает научить их умению рационально использовать информацию, самостоятельно анализировать факты, чувствовать ситуацию и оценивать ее, критически рассматривать различные точки зрения своих товарищей, осуждать их и защищать собственную позицию, находить оптимальные решения в условиях неопределенности, если конкретные ситуации решаются методом групповых дискуссий на семинарских занятиях.

Применение метода конкретной ситуации на семинарских занятиях по управлению персоналом обычно заключается в детальном прорабатывании одной и той же ситуации студентами группы. В процессе использования этого метода автор учебного издания «Тесты, деловые игры, тренинг в управлении персоналом» Пугачев В.П. рекомендует выделять следующие общие этапы с характерными для них действиями:

1. Анализ. Исследовать данную практическую ситуацию и собрать существенную для решения задач информацию.

2. Выяснение альтернатив. Выявить возможные альтернативы решения ситуационных задач.

3. Выбор альтернатив. Выбрать лучшую альтернативу для решения задач.

4. Разработка решений. Разработать во всех деталях конкретные решения по осуществлению выбранной альтернативы.

5. Представление. Разработанные данные представить на семинарское занятие и обсудить коллективно с группой студентов.

По мнению ряда других авторов учебников, учебных пособий и других работ по управлению персоналом анализ практических ситуаций активизирует процесс обучения, повышают его результативность, готовность и умение принимать самостоятельные решения.

Автор данного учебно-методического пособия полностью разделяет эти мнения и считает, что не только на семинарских занятиях, в группах, но и в домашних условиях анализ практических ситуаций будет способствовать более быстрой подготовке студентов к их будущей работе.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...