Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Введение нового работника в




Коллектив

Ситуация 22

Надежда Мальцева, директор по человеческим ресурсам совместного украинско-французского предприятия «Неон», получила свой персональный компьютер два дня назад. После того, как естественная радость от получения долгожданного компьютера несколько утихла, Надежда начала думать о том, что же она будет с ним делать. Согласно приложенным к компьютеру документам, в нем уже были установлены и текстовой редактор, и программа Лотус, и система анализа базы данных «Директор по персоналу». Однако, Надежда никогда прежде не пользовалась компьютерами.

Во вчерашней газете она видела объявление университета, который предлагал пятидневные компьютерные курсы для начинающих. Цена обучения – 50 тыс. рублей. В той же газете было опубликовано маленькое объявление о частных уроках компьютерной грамотности, стоящих 2 тыс. рублей за час. Начальник отдела информатики «Неона» предложил Надежде свою помощь, но признался, что не знаком с базой данных «Директор по персоналу». В подчинении у Надежды находится пять человек, получивших такие же компьютеры, но, к сожалению, также не имеющих опыта работы на компьютере.

 

ВОПРОСЫ:

1. Определите потребности в профессиональном обучении в данной ситуации.

2. Определите цели программы профессионального обучения.

3. Что должна сделать Надежда?

 

 

Тема: Трудовой путь менеджера

 

Ситуация 23

Алексей Кабанов, директор по персоналу торговой фирмы «Сатурн», вернулся с семинара по управлению человеческими ресурсами с целым набором новых идей и энтузиазмом воплотить их в жизнь. Наиболее интересной ему показалась тема планирования и развития карьеры. Алексей рассказал о ней Генеральному директору «Сатурна» – компании, объединяющей три крупных магазина в различных районах Москвы. Генеральный директор заинтересовался рассказом Алексея и попросил его подготовить специальное занятие для высших руководителей «Сатурна». Через две недели Алексей провел однодневный семинар с 12 высшими руководителями компании (Генеральный директор принял в последнюю минуту решение не участвовать в семинаре, чтобы «не смущать подчиненных»). Семинар прошел на «ура» – руководители были активны,.задавали много вопросов и проявили большой интерес к развитию карьеры.

На следующий день Генеральный директор издал приказ, предписывающий всем руководителям «Сатурна» подготовить в течение недели планы развития карьеры и сдать их директору по персоналу. В назначенный срок Алексей получил только два плана. В течение следующих двух недель – еще четыре. Остальные руководители обещали, что «принесут завтра», но ничего не приносили. Однако больше всего Алексея расстроило содержание планов: они были написаны как будто под копирку и содержали один пункт – «хочу совершенствоваться в занимаемой должности».

ВОПРОСЫ:

1. В чем причина полученного Алексеем результата?

2. Как ему следовало поступить?

3. Что делать в сложившейся ситуации?

 

 

Ситуация 24

Чарльз Перси, ставший президентом компании «Белл и Хаувелл» в 29 лет, занял свой пост после обучения в Чикагском университет. Еще студентом, он сумел организовать своих товарищей на создание бюро обслуживания. Будучи на старшем курсе, он получил 10 тыс. долл. чистой прибыли. Ко времени окончания колледжа это был уже опытный руководитель.

 

ВОПРОСЫ:

1. Как вы думаете, где и в качестве кого могли бы студенты нашего института совмещать учебу с работой? Кто и что должен для этого сделать?

 

 

Ситуация 25

Ваш пост, как руководителя, будет зависеть от того, насколько большой авторитет вы сумеете приобрести и насколько правильно будете его использовать.

ВОПРОСЫ:

1. Что вы, как руководитель, предпримите, чтобы завоевать уважение со стороны подчиненных?

 

Ситуация 26

Вы окончили Международный гуманитарно-экономический институт. Вам предстоит выбрать место будущей работы.

ВОПРОСЫ:

Какие из названных аспектов работы определят ваш выбор (в %):

– возможность проявления самостоятельности;

– разнообразие работы;

– возможность творчества;

– возможность заниматься интересной работой;

– возможность продвижения;

– объективность оценки администрации;

– уважение со стороны;

– общественный престиж профессии;

– заработок;

– возможность интеллектуального роста;

– возможность общения;

– уровень организации труда?

Тема: Организация и руководство

Работой коллектива

Ситуация 27

 

Ситуация призвана проверить знание классических стилей руководства, определить склонность участников к определенным стилям управления и продемонстрировать необходимость их использования в зависимости от конкретной ситуации.

 

Космический корабль после длительной межзвездной экспедиции возвращается на Землю, где за это время прошла тысяча лет. На борту корабля командир и команда, которые за долгие годы полета стали сплоченным высококвалифицированным коллективом. При приближении к Солнечной системе командир получает конфиденциальное сообщение с Земли, в котором сказано, что за время отсутствия корабля на земле произошли необратимые экологические изменения и цивилизации в привычной для людей форме не существует. Разумная жизнь на планете сохранилась в другой форме – энергетической – и создала на планете новую цивилизацию. Новые жители Земли предлагают команде свою помощь либо по переведению жизни каждого члена экипажа в энергетическую форму, либо по созданию резервации с привычными формами животного и растительного мира. Командиру предлагается самому информировать команду о случившемся и до возвращения на Землю сообщить о принятом решении.

Задание

1. Определите, каким стилям руководства соответствуют предложенные ниже варианты решений.

2. Какое решение вы приняли бы в данной ситуации, будучи командиром корабля?

3. Какое решение является наиболее правильным?

 

Варианты решений:

а) принять решение за всю команду и сообщить о нем на Землю. Команду же поставить перед свершившимся фактом;

б) поговорить с каждым членом экипажа, узнать его личное предпочтение, а после этого принять решение за всех;

в) собрать команду, сообщить о радиограмме и выслушать коллективное мнение. После этого самостоятельно принять решение;

г) вызвать первого помощника и врача экспедиции и совместно с ними принять решение за всех;

д) собрать команду, сообщить о радиограмме и помочь выработать совместное решение;

е) собрать команду, сообщить о полученной информации и, участвуя в этом процессе как рядовой член, предложить каждому после обсуждения принять индивидуальное решение.

 

 

Подведите итоги

Сравните свой результат с оценкой составителя теста.

Варианты «а», «б», «в», «г» характеризуют соответственно движение от типично авторитарного (вариант «а») к демократическому стилю управления, наиболее полно выраженному в решении «д». Решения «а», «б», «в», «г», «д» характеризуют склонность к соответствующим стилям руководства, вариант «е» – умение правильно учитывать ситуацию.

В данном случае правильным может быть признано решение «е», характерное для попустительского стиля управления. Оно верно по той причине, что каждый человек имеет право выбирать свое будущее самостоятельно и командир не может брать на себя эту ответственность и решать сам судьбы людей.

 

 

Ситуация 28

 

Мы все предрасположены к использованию какого-либо стиля руководства в качестве основного. Этот тест поможет выявить вашу личную предрасположенность к определенному способу действий во взаимоотношениях с другими людьми.

 

Инструкция

Вам предлагается 8 гипотетических ситуаций. Применительно к каждой из них вам необходимо принять решение, которое может оказать негативное влияние на вас или на членов вашей рабочей группы. Определите из числа предложенных вариантов наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, способ действий в каждой ситуации и обозначьте свои действия соответствующей буквой «а», «б», «в», «г».

Ситуации

1. Ввиду финансовых затруднений вы вынуждены урезать бюджет для вашего отдела. Как вы определите, какие конкретно статьи бюджета будут подвергнуты сокращению?

2. Из-за приближения окончательного срока сдачи работы кому-то из вашего подразделения придется задерживаться допоздна и доделать необходимый проект доклада. Как вы решите, кому следует это сделать?

3. Будучи тренером софтбольной команды (разновидность бейсбола), вам необходимо сократить количество игроков от имеющихся 30 до 25. Каким образом вы будете принимать решение о том, кого исключить?

4. Работники вашего отдела должны таким образом распределить свои отпуска, чтобы в отделе всегда было необходимое количество персонала. Каким образом вы примете решение, кто пойдет в отпуск первым?

5. Будучи председателем социального комитета компании, вам нужно определить тематику, к которой будет приурочена ежегодно проводимая компанией вечеринка. Как вы будете принимать решение?

6. У вас есть возможность приобрести или взять в аренду некоторую часть необходимого для компании оборудования. Тщательно взвесив все «за» и «против», каким образом вы сделаете окончательный выбор, какую именно часть стоит приобрести?

7. Ведется изменение дизайна интерьера в офисе вашего отдела. Каким образом вы решите, в какой цветовой гамме его лучше выполнить?

8. Вместе со своими коллегами вам необходимо отвести крупного «чиновника» куда-нибудь пообедать. Как вы будете выбирать ресторан?

 

Подведите итоги

Используя ключ, подсчитайте свой результат и оцените его:

1. Подсчитайте ответы, обозначенные буквой «а». Согласно ситуационной модели лидерства, разработанной Хэрси и Бланшардом, количество ответов с буквой «а» в ваших результатах указывает на степень вашей склонности к делегированию полномочий. В этом случае ваши действия не сориентированы ни на выполнение задания, ни на поддержание хороших взаимоотношений с подчиненными. Вы оказываете им мало поддержки и при этом не даете точных указаний. Ваш стиль руководства близок к «нейтральному».

2. Таким же образом подсчитайте количество ответов с буквой «б». Результат подсчета указывает на вашу склонность к так называемому «участливому» («демократическому») стилю руководства. В этом случае вы в основном ориентируетесь на поддержание хороших отношений с людьми, часто практикуете совместное принятие решений.

3. Количество ответов с буквой «в» определяет вашу склонность к «торговому» стилю руководства. Имеется в виду, что вы в равной мере расставляете акценты на необходимости максимально качественно выполнить задание и на поддержании хороших взаимоотношений с сотрудниками. Вы занимаетесь определенной «торговлей», оказывая как поддержку сотрудникам, так и директивное давление на них в процессе руководства.

4. Количество ответов с буквой «г» указывает на «разъяснительную» тенденцию вашего руководства, его ориентацию на задачу.

 

 

Ситуация 29

Денис Ковальчук является Генеральным директором и владельцем компании «Ника», занимающейся импортом и оптовой торговлей компьютерной техникой на северо-западе России. В компании работают два специалиста по закупке компьютеров за рубежом, получающие должностные оклады и месячные премии в размере 40% оклада (решение о выплате премий принимает Генеральный директор), и пять коммерческих агентов, занятых продажами на внутреннем рынке и получающих комиссионные в размере 10% от суммы продаж. Цены на реализуемые компьютеры устанавливает так же Генеральный директор. Анализ финансовых результатов за последние шесть месяцев показал Денису, что прибыльность компании стала сокращаться, несмотря на постоянный рост объемов реализации и сохранение товарных запасов на одном уровне, и что, кроме того, увеличились сроки сбора дебиторской задолженности. Специалисты по закупкам в течение всех шести месяцев получали 40% премии, однако их вознаграждение составляло только 40% от среднего дохода коммерческого агента.

ВОПРОСЫ:

1. Проанализируйте развитие ситуации в «Нике»? Чем можно объяснить достигнутые результаты? Как они могут быть связаны с системой компенсации?

2. Какую систему вознаграждения вы бы предложили для «Ники»?

3. Как бы вы посоветовали Денису внедрять эту систему?

 

 

Ситуация 30

 

Устраиваясь на работу в АО «Инжсервис» на должность директора по персоналу Ольга Янковская знала, что создание новой системы компенсации будет одной из главных ее задач. Поэтому с первого рабочего дня она попыталась досконально изучить существующую в организации, занимающейся продажами, монтажом и обслуживанием инженерного оборудования, систему заработной платы. За две недели Ольга установила следующее:

¨ из 204 сотрудников «Инжсервиса» 176 получали почасовую заработную плату, рассчитываемую по ставкам семилетней давности, к которым применялись устанавливаемые Генеральным директором коэффициенты;

¨ число отработанных в течение месяца часов было постоянным – 41, сверхурочные не выплачивались;

¨ почасовая ставка механика по обслуживанию составляла 1,1 ставки монтажника, в то время как на местном рынке труда монтажники зарабатывали в 1,5 – 1,7 раза больше, чем в «Инжесервисе». Текучесть среди монтажников составляла 30% в год, среди механиков – 2%;

¨ почасовая ставка водителя составляла 1,2 от ставки механика по обслуживанию, в других организациях водители зарабатывали от 80 до 200% от зарплаты в «Инжсервисе». Текучесть среди водителей составляла 50% в год;

¨ административный персонал «Инжсервиса» получал должностные оклады, устанавливаемые Генеральным директором и пересматриваемые «по мере возможности». Повышение заработной платы административного персонала не всегда совпадало с пересмотром почасовых ставок. Текучесть административного персонала составляла 3% в год;

¨ в течение полугода «Инжсервис» не мог заполнить вакантную должность начальника отдела продаж, для которой был установлен должностной оклад в 80% от оклада Генерального директора.

 

ВОПРОСЫ:

1. Какие выводы можно сделать из собранной Ольгой информации?

2. Что бы вы порекомендовали Ольге в качестве первого шага создания новой системы компенсации?

3. Какая система наиболее подходит «Инжсервису»?

4. Как заполнить должность начальника отдела продаж?

 

ГЛАВА 4. Вопросы для самопроверки знаний студентов

 

1. Дайте определение организации и обоснуйте ее роль в современном обществе.

2. Охарактеризуйте основные признаки организации.

3. Раскройте специфику человеческих ресурсов и управление ими.

4. Представьте систему управления персоналом.

5. Расскажите о месте и роли отдела человеческих ресурсов (отдел кадров) в организации и его основных функциях.

6. Дайте определение понятиям: «линейный руководитель», «функциональный руководитель», «совместная ответственность».

7. Раскройте технологию отбора персонала в организацию.

8. Чем определяется оптимизация численности персонала.

9. Сформулируйте общее представление о процессе подбора (сокращения) персонала.

10. Какие факторы влияют на формирование потребности в персонале?

11. Как прогнозируются потребности организации в персонале? Прокомментируйте достоинства и недостатки известных вам методов.

12. Что представляет собой процесс подбора персонала? Какова роль отдела кадров в этом процессе? Какова роль руководителей подразделений организации?

13. Чем обосновываются потребности организации в профессиональном обучении и развитии персонала?

14. Охарактеризуйте методы профессионального обучения.

15. Дайте определение таким понятиям: «преемник», «дублер», «хай-по».

16. Обоснуйте цели и системы оценки персонала в организации.

17. Назовите и раскройте содержание методов оценки персонала.

18. В чем, по вашему мнению, состоят нетрадиционные подходы к оценке персонала?

19. Охарактеризуйте традиционную систему аттестации персонала.

20. В чем заключаются новые подходы к оценке персонала?

21. Почему организации оценивают своих сотрудников? Назовите преимущества, которые дает систематическая и регулярная оценка персонала.

22. Объясните роль должностной инструкции.

23. Как вы представляете управление системой льгот и выплат? Назовите и обоснуйте известные вам льготы и выплаты.

24. Покажите связь системы управления персоналом с целями организации.

25. Чем определяется эффективность системы управления персоналом организации?

26. Какими качествами и профессиональными навыками должен обладать руководитель службы управления (отдела кадров) минского автозавода, камвольного комбината и Международного гуманитарно-экономического института?

27. Какие показатели входят в статистику человеческих ресурсов? Обоснуйте их содержание.

28. Роль кадров в системе управления производством.

29. Система работы с кадрами: сущность и основное содержание.

30. Требования, предъявляемые к кадрам управления.

31. Принципы подбора и расстановки кадров.

32. Руководитель в системе управления производством и персоналом.

33. Необходимость оценки управленческого персонала.

34. Содержание оценки управленческого персонала.

35. Оценка результатов труда.

36. Анализ кадрового потенциала организации.

37. Оценка личных качеств работника.

38. Управленческая ситуация и управленческий цикл.

39. Управленческий труд.

40. Общая характеристика функции управления.

41. Социально-экономическое значение и содержание управленческого труда.

42. Классификация кадров управления производством.

43. Система управления персоналом.

44. Система подготовки и повышения квалификации кадров управления.

45. Роль объективных и субъективных факторов в управлении производством.

46. Причины возрастания роли человеческого фактора в управлении.

47. Методика подбора, расстановки и организации движения кадров по служебной лестнице.

48. Функции управления.

49. В каких направлениях осуществляется совершенствование кадровой работы в РБ?

50. Анализ затрат рабочего времени персонала.

51. Какие показатели характеризуют личные качества работника системы управления?

52. Какая необходима информация для оценки руководителя?

53. Особенности подбора кадров в новых условиях хозяйствования.

54. Методы и средства изучения личности при подборе и расстановке кадров.

55. Формирование резерва на выдвижение.

56. Оценка и стимулирование трудовой активности.

57. Требования, предъявляемые к руководителям и специалистам.

58. Методика аттестации кадров в первичных коллективах. Виды аттестации.

59. Роль тестов и их применение в работе с кадрами.

60. Важнейшие этапы приема на работу и разновидности аттестации.

61. Планирование (карьеры) трудового пути сотрудников.

62. Стиль руководства.

63. Принципы руководства.

64. Методы руководства.

65. Программа подготовки и переподготовки кадров.

66. Анализ занятости на предприятии.

67. Оперативный план работы с персоналом.

68. Мотивы – темперамент, характер.

69. Руководство молодежью, женщинами и лицами пожилого возраста.

70. Организация социального партнерства.

71. Типы, причины и управление конфликтной ситуацией.

72. Особенности деятельности руководителей различных уровней управления.

73. Контрактная форма найма персонала.

74. Организация и управление подготовкой кадрового резерва.

75. Методика изучения личности сотрудников, входящих в резерв на выдвижение.

76. Информационные связи руководителя.

77. Технология проведения бесед с персоналом.

78. Учет национальных особенностей при проведении деловых переговоров.

79. Прием сотрудников и обход предприятия.

80. Введение руководителя в должность и организация преемственности.

81. Роль и виды контроля в управлении персоналом.

82. Внутренние и внешние факторы, влияющие на стиль руководителя.

83. Выбор стиля руководства при решении конкретных практических ситуаций.

84. Структура типового оперативного плана кадрового планирования.

85. Методика планирования потребности в кадрах.

86. Источники привлечения персонала. Их преимущества и недостатки.

87. Основные направления адаптации персонала.

88. Основные критерии при подборе кандидатов в резерв на выдвижение.

89. Служебно-профессиональное продвижение. Его виды.

90. Основные этапы служебно-профессионального продвижения.

91. Японская и американская системы управления персоналом.

92. Мотивация трудовой активности персоналом.

93. Информация в управлении.

94. Культура и этика управленческого труда.

95. Классификация функций управления.

96. Специальные функции управления и структура подразделения.

97. Виды и методы обучения.

98. Обучение с использованием конкретных ситуаций.

99. Межличностные отношения.

100.Делегирование полномочий руководителя членам коллектива.

101.Влияние среды, в которой трудится персонал.

102.Социальные условия и факторы, влияющие на мотивы выбора профессии.

103.Управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе:

– понятие конфликтных ситуаций;

– анализ конфликтных ситуаций;

– основные пути предотвращения конфликтных ситуаций на предприятии;

– конфликты и стрессы.

104.Понятие «лидерство».

105.Характеристика основных составных понятий искусства обучения.

106.Основные правила поведения совещаний.

107.Концептуальные подходы к проведению переговоров.

108.Аттестация и ее роль в оценке персонала.

109.Логика иерархической системы.

110.Логика функциональной системы.

111.Логика линейно-штабной системы управления.

112.Методика составления программы подготовки кадров.

113.Тренинг (повышение квалификации).

114.Роль управления персонала в реализации стратегических планов предприятия (организации).


Задания для самостоятельной работы
студентов заочной формы обучения

 

1. Назовите элементы, входящие в состав, структуру и квалификацию персонала предприятия, где вы работаете.

2. Какие подходы использует отдел кадров вашего предприятия при определении потребности в работниках соответствующей квалификации и профиля.

3. Рыночные условия, изменения внутренней и внешней среды предъявляют особые требования к работнику. Назовите их, раскройте действующий на предприятии механизм адаптации, помогающий сотруднику переориентироваться, приспособиться к новым условиям с целью наиболее эффективного использования возложенных на него функций.

4. Одним из важнейших рычагов воздействия на результативность работы персонала является механизм стимулирования труда. Назовите существующие формы и системы оплаты труда, условия и предпосылки их применения. Покажите взаимосвязь стимулирования труда с его мотивацией.

Особенно важно выяснить, какими ведущими мотивами руководствуются работники в своей производственной, профессиональной деятельности, какой мотивационный механизм наиболее приемлем для условий вашего предприятия (организации).

5. Раскройте методы оценки персонала организации, механизм их использования.

Покажите, каким образом можно исключить методы субъективного подхода при оценке персонала и увязать результаты труда с размером вознаграждения или продвижения.

6. Приведите примеры возможных изменений и внутренних условий при изменении окружающей среды, которые влияют на изменения требований, предъявляемых к работнику.

7. Попытайтесь выявить и сформулировать те недостатки, которые присущи вашему предприятию (организации) в области управления персоналом. Укажите причины этих недостатков.

8. Если бы вас назначили руководителем отдела маркетинга, какие бы требования вы предъявили к претенденту на должность менеджера по реализации готовой продукции?

9. Классификация рабочих по профессиональному признаку многогранна. Однако попытайтесь определить факторы, от которых зависит квалификация рабочих структурных подразделений, где вы работаете.

10. От каких факторов зависит широта функциональных обязанностей руководителей функциональных служб?

11. Знания, полученные работником в учебном заведении, имеют свойство с течением времени устаревать. Кроме того, переход Республики Беларусь к рыночной экономике требует качественно новых знаний сотрудников. Исходя из этого, назовите формы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организации (фирмы). Дайте определение понятию «повышение квалификации».

12. Раскройте содержание различных видов производственного обучения. Определите цель производственного обучения.

13. Ориентация на человека рассматривается как основа современного менеджмента. Какие принципы управления соответствуют данному положению? Продумайте краткое описание некоторых из них.

14. Дайте определение функции управления. Какое место она занимает в системе управленческих категорий?

15. На какие три вопроса дает ответ функция планирования?

16. Как определяется функция организации? Какие стадии включает процесс организации?

17. Вы согласны с утверждение: «Без контроля в организации наступил бы хаос? Обоснуйте ваше мнение.

Вспомните, как рассматривают контроль в японских фирмах. Какие эмоции, положительные или отрицательные, вызывает контроль в управлении персоналом.

18. Что такое департаментация управления?

19. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководства не существует, к нему можно только приблизиться: когда различные руководители, каждый с присущими ему качествами, будут целенаправленно работать вместе.

Подумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать белорусский управляющий, действующий на нашем рынке.

20. Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления. Особую роль играет рациональность мышления.

Попытайтесь охарактеризовать диалектику мыслительного процесса современного белорусского менеджера. Назовите основные черты этого процесса. Какие из них, по вашему мнению, необходимо в себе развивать?

21. Выбор индивидуального стиля руководства коллективом является одной из наиболее важных задач для менеджера. Различные авторы выделяют три, пять и более стилей руководства. Вспомните эти стили, назовите их и раскройте их позитивные и негативные стороны. Может ли быть некий оптимальный стиль руководства, который всегда срабатывает?

22. Проследите технологию постановки целей и подцелей на трех уровнях управления предприятия. Назовите, в чем сильные и слабые стороны метода менеджмента «постановка стилей».

23. Успех в бизнесе во многом зависит от принятия правильных управленческих решений. В практике управления могут быть использованы версии:

¨ руководитель принимает решение и сообщает об этом своим подчиненным;

¨ руководитель принимает решение и сообщает персоналу, почему он его принял;

¨ руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и, в случае необходимости, внести изменения;

¨ руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

¨ руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения и, выслушав их, принимает решение;

¨ руководитель излагает проблему и просит сотрудников принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта;

¨ руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

¨ Проанализируйте предложенные варианты и назовите, какий из них вы считаете предпочтительным.

¨ Обоснуйте свою позицию или предложите принципиально новый вариант.

24. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

¨ Что должен делать менеджер, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

¨ Если конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?

¨ Каковы должны быть ваши действия, как менеджера, в разрешении конфликта?

25. Управление персоналом фирмы (организации) проводится обычно по следующей схеме:

приглашение на работу → отбор людей→ определение зарплаты и других форм поощрения→ профессиональная ориентация → адаптация в условиях трудовой деятельности → обучение → оценка результатов труда → подготовка руководителей управления к продвижению по службе → повышение, понижение, перевод, увольнение.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

¨ Какое звено (звенья) в этой схеме представляется для вас наиболее важным в работе менеджера?

¨ Может ли эта схема работать. Если убрать из нее отдельные звенья?

¨ Какие идеи по совершенствованию управления персоналом в фирме вы можете предложить, исходя из современной белорусской специфики?

¨ Как усовершенствовать планирование трудовых ресурсов в фирме?

¨ Как лучше организовать обучение сотрудников?

26. Исходя из специфики современного этапа развития экономики Беларуси, продумайте свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работе каждого сотрудника вашей фирмы (организации), его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.

27. Сторонники социальной ответственности бизнеса перед обществом считают, что предприниматели имеют перед ним моральные обязательства, социально направленные действия могут оказать большую пользу предпринимателям, повышают их имидж в обществе, являются неплохой рекламой.

Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:

¨ Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной Беларуси выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?

¨ Будет ли ему в конечном итоге это выгодно, в том числе, в финансовом отношении? Если да, то почему?

¨ В каких формах белорусский бизнес может осуществлять социальную поддержку:

а) в масштабе фирмы;

б) в масштабе региона, республики.

28. Политика фирмы была ориентирована на получение максимальных прибылей. Односторонняя ориентация управления привела к утрате конкурентоспособности. Тогда менеджеры копании предложили систему ориентации сотрудников фирмы, базирующуюся на следующих положениях:

¨ Интересы клиента должны стоять на первом месте.

¨ Извлечь максимум из применения современной техники и технологии.

¨ Поощрение сотрудников осуществлять за конечные результаты работы.

Дайте ответы на следующие вопросы:

¨ Чем, по вашему мнению, можно дополнить эту систему, чтобы получить максимальные результаты?

¨ За счет чего компания может существенно улучшить свои финансовые результаты при внедрении изменений в поведении всех сотрудников фирмы и их ценностной ориентации?

¨ Каковы будут достижения морально-этического плана как следствие использования новой системы ориентиров?

29. Вы – менеджер, подготовьте задание в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда в организации (фирме). Назовите структурные подразделения и их основные функциональные обязанности.

30. Проанализируйте воздействие на предприятие, где вы работаете, при достижении им поставленной цели, основных и косвенных факторов внешнего окружения. Определите, какие из них оказывают на предприятие особое влияние в современных условиях.

31. На Западе существует две точки зрения о социальной ответственности корпораций перед своим персоналом. Одни, например, «Ай-Би-Эм», стоят за социальную ответственность фирм перед трудящимися, другие высказывают категорическое «против». Обоснуйте свою личную позицию. Раскройте формы социальной ответственности на предприятии, где вы трудитесь.

32. Проанализируйте поведенческие факторы сотрудников организации, где вы работаете, которые являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений.

33. Какую функцию вы, как руководитель, не можете доверить подчиненному и почему?

34. Перечислите причины, по которым руководители с неохотой делегируют свои полномочия подчиненным, и почему последние избегают прочить предоставленные им права?

35. При эффективном управлении цели, задачи, полномочия, ответственность и контроль тесно связаны между собой. Что произойдет, если один из этих элементов будет исключен или изменен? Назовите последствия такого допущения.

36. Рассмотрите и проанализируйте, какую роль в мотивации трудовой деятельности играют три фактора, используемые теорией ожиданий:

Усилия – результат; результат – вознаграждение; удовлетворенность вознаграждением.

37. Назовите практические ситуации, которые влияют на организационную структуру компании и вызывают необходимость создания системы управления персоналом.

38. Практика свидетельствует, что на многих предприятиях государственной формы собственности республики не уделяют должного внимания управлению персоналом. Ваше мнение, почему так происходит? Как обстоят дела с этим на предприятии, где вы трудитесь?

39. Попытайтесь проанализировать те внешние факторы, которые качественно влияют на процедуру принятия на работу.

40. Назовите известные вам источники найма персонала, которые используются отделами кадров, укажите их эффективность и негативные стороны. Какому из источников уделяют предпочтение на предприятии, где вы работаете?

41. Организации, где вы трудитесь, предоставляется возможность послать специалиста на курсы повышения квалификации. В чьи функциональные обязанности входит подбор кандидата? Чем должно руководствоваться должностное лицо при отборе специалиста? Кто, когда и с кем согласовывает решение о направлении специалиста на курсы повышения квалификации?

42. Ваше продвижение по службе во многом будет зависеть от того, насколько большой авторитет вы сумеете приобрести, и насколько правильно будете его использовать.

Что вы, как руководитель, предпримете, чтобы завоевать уважение со стороны подчиненных?

43. Сложились два полярных по форме стиля руководства и управления – западный (американский) и восточный (японский). В чем состоит различие этих двух стилей? Какой из них вы предпочитаете и почему?

44. Обоснуйте сложившееся мнение о том, что сегодня необходима постоянная переквалификация персонала. Чем это вызвано? Как обстоят дела с этим на предприятиях?

45. Вы окончили институт и вас предстоит выбрать место будущей работы. Какие из названных аспектов работы определяют ваш выбор:

¨ возможность проявления самостоятельности;

¨ разнообразие работы;

¨ возможность творчества, возможность заниматься интересной работой;

¨ возможность продвижения по службе;

¨ объективность оценки администрации;

¨ уважение со стороны коллег;

¨ общественный престиж профессии;

¨ заработная плата;

¨ возможность интеллектуального труда;

¨ возможность общения;

¨ уровень организации труда.

46. Система работы с кадр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...