Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка успешности релаксационных занятий




Обучение приемам мышечной релаксации и их последующее исполь­зование в виде разгрузочных сеансов релаксации должно завершаться численной оценкой успешности. Однако при ближайшем рассмотре­нии само понятие успешности обучения и использования AT оказы­вается довольно сложным.

Психофизиологической основой изменений по методикам, родст­венным AT, выступает релаксационное состояние. Оно характеризу­ется конкретными телесными и психическими проявлениями. По­этому первый вид оценок — это учебная успешность, которая состоит в регистрации различных проявлений релаксационного состояния. Это прежде всего такие ее признаки, которые предусмотрены содер­жанием именно данного сеанса AT На уровне телесных процессов учебная успешность может регистрироваться по всем тем показате­лям, которые наиболее явно отражают парасимпатическое доминиро­вание в работе вегетативной нервной системы: замедление ЧСС, умень­шение частоты и амплитуды ЭЭГ, снижение мышечного тонуса и арте­риального давления, увеличение моторной и секреторной активности желудочно-кишечного тракта, изменение глубины и структуры дыха­ния и т. д. Основными здесь будут показатели мышечного тонуса, уров­ня и структуры дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.

В сфере психических процессов учебная успешность — это пере­живание обучаемыми должных релаксационных ощущений (тепла и] тяжести). Таковые служат важным индикатором релаксации. Его] важно отслеживать, чтобы контролировать то, как реагируют участ­ники на ход обучения AT. Оценка может быть дана в форме шкалы, таблицы или в графическом виде. В смысловом отношении это близ-; ко. Вариант оценки по шкале, которая касается субъективной выра­женности ощущений тепла и тяжести, разработан В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986). Предлагаемая ими шкала включает 10 возможных градаций (баллов), каждая из которых кратко описана! (от полного отсутствия ощущений до яркого, устойчивого их пере­живания). Приведем три примера словесного описания значений некоторых градаций применительно к ощущению тяжести:

1 балл — какие-либо особые ощущения в процессе занятия отсутствовали;

3 балла — ощущение некоторой скованности или тяжести в кистях рук, даже если оно было кратковременным;

9 баллов — выраженное ощущение тяжести и признаки спонтанной гене­рализации тяжести в других частях тела.

Согласно данным В. С. Лобзина и М. М. Решетникова (1986), в сред­нем в группе обучаемых самооценка, касающаяся тяжести, на первом занятии равнялась примерно 2,5 балла, но к десятому занятию посте­пенно повышалась до 7,8 балла. Упражнения, направленные на вы­зывание ощущений тяжести и тепла, можно считать усвоенными, если среднегрупповая оценка превышает 5 баллов.

В одной из работ[19] самооценка выраженности релаксационных ощу­щений предложена в форме таблицы. По окончании занятия обучае­мый ставит крестики, зачеркивая нужный балл в таблице, соответст­вующий локализации и силе имевшихся у него ощущений:

1 — отчетливо ощущается;

2 — в общем ощущается;

3 — я не уверен;

4 — едва заметное ощущение;

5 — нет никакого ощущения.

Наконец, графическая форма (см. приложение 29.3), наиболее на­глядная и удобная в получении от обучаемого дифференцированных самооценок, представляет стилизованное изображение человеческо­го тела. В этом случае задача обучаемого заключается в том, чтобы по окончании сеанса релаксации провести прямые или волнистые линии соответственно тем частям тела, где при расслаблении воз­никли ощущения тяжести и тепла.

При графической форме самооценки тело условно делится на 14 элементов: голова и шея рассматриваются как один элемент, ана­логичным образом воспринимается туловище, каждая рука и нога — по 3 элемента. Таким образом, возможно дифференцированным об­разом оценить наличие и выраженность релаксационных ощущений, вычислив их как сумму помеченных обучаемым элементов тела.

Как показывает пример графической самооценки, приведенный в приложении 29.3, на сеансе обучаемый ощущал руки и стопы ног отяжелевшими, ладони и стопы — теплыми. Соответственно суммар­ная выраженность релаксационных ощущений у этого человека оце­нивается в 12 условных баллов (о восьми элементах сказано в связи с ощущением тяжести, еще о четырех — тепла).

Идеальным средством оценки успешности проведенного занятия было бы сопоставление перечня появившихся у обучаемых релаксационных ощущений с содержательной частью проведенного занятия Предположим, что на нем отрабатывалось упражнение по вызыванию ощущения тяжести в руках. Если в итоге у большинства обучаемых в итоге оно возникает, сеанс можно считать проведенным успешно. Если же у большинства членов группы такое ощущение тяжести в руках на бланках для самооценки не помечено — неуспешным. Однако на практике оказывается, что динамика появления и выраженность ощущений отличаются от тех, которые задаются программой И поэтому на каждом отдельном занятии успешность целесообразно оценивать по отношению к среднестатистической. В среднем же группам обучения AT сила ощущений изменяется от занятия к занятию так, как это показано в приложении 29.4.

Оценивая успешность отдельного занятия, следует учесть два обстоятельства. Выраженность релаксационных ощущений зависит как от индивидуальных особенностей (каждый обучаемый склонен силь­нее переживать либо ощущение тяжести, либо тепла, хотя второй доминирует реже), так и от исходного психофизиологического состоя­ния человека (ощущения релаксации оказываются тем сильнее, чем более уставшим и эмоционально напряженным чувствует себя об­учаемый перед занятием).

Следующий вид успешности AT — прагматическая успешность. Она фиксирует те последствия, ради которых человек стал обучать­ся навыкам мышечного расслабления. Ее следует рассматривать как минимум на двух уровнях:

• специфические актуальные изменения психофизиологического со­стояния обучаемых, регистрируемые непосредственно после сеанса релаксации;

• специфические устойчивые изменения, формирующиеся к момен­ту окончания курса обучения навыкам релаксации, т. е. измене­ния, накапливающиеся от занятия к занятию.

Оценка прагматической успешности после сеанса выводится благодаря сопоставлению данных по показателям, измеренным в фоне (до занятия) и после него. Предположим, что у конкретного обучае­мого до занятия артериальное давление было равным 140 мм рт. ст.,, а через 5-10 мин после выхода из релаксации — 120 мм. В этом при-1 мере оценкой прагматической успешности будет нормализация давления путем его снижения на 20 мм. Усредненных нормативов изме­нения соматических процессов в настоящее время еще нет. Общий принцип изменения физиологических показателей после релакса­ции — нормализация оценок.

Вместе с измерением физиологических процессов в объективно регистрируемые последствия занятий AT включаются изменения показателей трудовой деятельности. Систематически они пока не ис­следованы. Однако в отдельных работах выявлено, что после сеанса улучшаются характеристики памяти и внимания; увеличиваются ра­ботоспособность, скорость переработки семантической информации, качество слежения в деятельности операторов; увеличиваются объем проделываемой до отказа физической работы, скорости восстановле­ния у спортсменов. Общий смысл изменения показателей деятельно­сти — их восстановление после релаксации до того уровня, который обучаемый обычно демонстрирует, если он не пребывал в эмоцио­нальном напряжении и хорошо отдохнул.

Более подробно исследовалась субъективная составляющая праг­матической успешности. Как, собственно, чувствует себя человек по­сле сеанса? Что и насколько меняется в его самочувствии и настрое­нии? Изучение субъективной составляющей представляется исклю­чительно важным. По сути дела, когда человек решает, браться ли ему еще за какое-то дело, он опирается не на измерение своего пульса, давления или доминирующего в момент принятия решения ритма ЭЭГ Он обращается именно к своим ощущениям: бодр ли или устал, напряжен или расслаблен, чувствует ли он недомогание или, наобо­рот, внутреннюю потребность действовать.

Хорошим средством для оценки субъективной прагматической успешности может служить анкета САН (Доскин и др., 1975). В ней Дан набор из полярных определений, которые группируются в кате­гории самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Серия обследований позволила установить, что во всей анкете есть 7 пар определений, которые сильнее всего связаны с действием релакса­ции, т. е. они демонстрируют наибольший сдвиг самооценок от нача­ла к концу сеанса AT (см. приложение 29.3). Использование сокра­щенного варианта САН (составленного из указанных 7 пар опреде­лений), что уменьшает затраты времени на тестирование и обработку ответов обучаемых, предпочтительнее, нежели применение анкеты полностью.


Чтобы определить степень субъективной прагматической успешности по указанным 7 пунктам САН, вычисляется суммарная оценка! состояния: складываются баллы, набранные обучаемым по каждой! паре определений. Зачеркивание цифры «3» у негативного полюса ' пары приравнивается 1 баллу, цифры «3» у позитивного полюса —71 Остальные цифры преобразуются соответственно в 2, 3, 4, 5 и 6 бал­лов. Для удобства и наглядности результатов вычисляется средний | балл по всем 7 позициям. Понятно, что самооценки состояния, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном психическом | состоянии обучаемого, ниже 4-х — о неблагоприятном.

На большой выборке молодых, здоровых, отдохнувших испытуемых авторы анкеты САН установили: со статистической точки зрения нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 балла, я В этой связи можно считать, что, если среднегрупповая оценка со- 1 стояния после сеанса оказалась ниже 5 баллов, успешность занятия I невысокая, если же более 5,5 — высокая. Видимая простота такого 1 вычисления, как оказалось, таит в себе существенный изъян: оно не учитывает исходного состояния обучаемого.

На рисунке в приложении 29.4 показана эмпирически найденная зависимость состояния после релаксации от того, что было до нее. 1 Из этого графика следует: оценка успешности должна производиться обязательно с учетом того, каким обучаемый пришел на занятие. Если самооценка состояния обучаемого после занятия окажется расположенной выше штриховой линии графика, это значит, что для данного человека занятие оказалось очень успешным; если между штриховой и сплошной линиями — успешность средняя; если ниже сплошной линии, — неуспешным.

К оценке субъективной успешности сеанса можно также отнести и сокращение числа жалоб на самочувствие от начала к концу занятия.

К устойчивым последствиям курса обучения на физическом уровне относятся прежде всего показатели здоровья в медицинском отношении (Нестеров, Филимоненко, 1981; 1982). Показано, что 8-месячные курсы AT в условиях производства при 2-3-разовых занятиях в неделю сокращают среднюю заболеваемость у обученных релаксации работников на 35% (согласно количеству больничных листов) и на 45% (согласно числу дней трудопотерь). Наиболее сильно заболеваемость снижается относительно язвенной болезни желудка, несколько меньше — ишемической болезни сердца и прочих сердечно-сосудистых заболеваний. На третьем месте находятся нервно-психические расстройства, сократившиеся на 33% от исходного числа, регистрируемого по больничным листам. Следует отметить, что все эти ре­зультаты получены с помощью варианта AT, не имевшего прямой медицинской направленности.

К устойчивым последствиям использования навыков релаксации следует отнести и модификацию проявлений свойств нервной системы благодаря длительному курсу AT При использовании кинематометра и процедуры диагностики свойств нервной системы (по Е. П. Ильину) было установлено, что AT способствует сдвигу оценок к средней подвижности возбуждения, уравновешенности нервных процессов по внешнему балансу.

С тем чтобы изучить устойчивые изменения психической сферы обучаемых, были сопоставлены данные по методикам Айзенка, Спилбергера и Кеттелла до и после длительного курса AT В качестве ве­дущих изменений отмечено снижение тревожности и нейротизма. Статистически значимые сдвиги в сторону большей эмоциональной уравновешенности отмечены по факторам О (самоуверенность — чув­ство вины), С («эмоциональная неустойчивость—устойчивость»), Q4 (расслабленность—фрустрированность), а также повышение спо­собности к самоконтролю Q3 (плохой самоконтроль—хороший само­контроль). В качестве вторичного следствия от повышения эмоцио­нальной устойчивости можно также ожидать, что в группах людей, посещающих занятия AT длительное время, будет отмечено улуч­шение эмоциональной составляющей социально-психологическо­го климата.

Нельзя не упомянуть о целесообразности использования для оценки успешности обучения AT цветовую методику М. Люшера. Как известно, результаты тестирования по цветовой методике явля­ются достаточно устойчивыми на коротких интервалах времени и постепенно изменяются на длительных в меру устойчивых измене­ний нервно-психического состояния обследуемого. По итогам психо­терапии больных неврозами, ядром которой была аутогенная трени­ровка, обнаружилась специфическая последовательность цветовых предпочтений, обозначенная Люшером как «аутогенная норма цве­товых предпочтений». Раскладка испытуемым цветовых карточек в соответствии с аутогенной нормой обнаруживает внутренне некон­фликтного, ненапряженного, неутомленного, ориентированного на Продуктивную активность и с оптимизмом смотрящего в будущее человека.

Способы числовой оценки цветовых предпочтений изложены в Работе Филимоненко Ю. И., Юрьева А. И., Нестерова В. М. (1982).

Нормированные оценки показателей «суммарное отклонение от ау­тогенной нормы» И «вегетативный коэффициент», которые полезный для определения успешности обучения релаксации, приведены в при­ложении 29.5 (Рыбников и др., 1994). Эти оценки рассчитаны на] большой выборке. Значение в 4 стандартных балла соответствует! здесь среднестатистической норме, т. е. тем значениям, которые чаще! всего встречаются в случайной выборке обследуемых. Баллы 3 и 5{ являются незначительными отклонениями от средней нормы, 2 Hi 6 — значительными, 1 и 7 — исключительно значительными. Наибо- 1 лее благоприятными для интенсивной и эффективной деятельности считаются значения СО, близкие к нулю, и значения ВК, распола­гающиеся в диапазоне 1,0-1,5 балла.

Контрольные вопросы

1. Какие практические наблюдения Й. Г. Шультца стали основой методики аутогенной тренировки?

2. Каковы основные психофизиологические последствия глубокого | мышечного расслабления?

3. Каковы функции проговаривания словесных формул в аутогенной тренировке?

4. В каких направлениях модифицировалась аутогенная тренировка при ее внедрении в различные виды трудовой деятельности?

5. Какую из двух методик (анкета САН или цветовой тест Люшера) целесообразно использовать для оценки успешности отдельного сеанса мышечной релаксации?

Приложение 29.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...