Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первое занятие курса мышечной




РЕЛАКСАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ЧАСТИ

Для более точного понимания ведущим методического оснащения AT следует сделать важное предварительное замечание. Как указывалось выше, целостное релаксационное состояние, которое характеризуется переключением всех процессов в организме и психике человека на вос­становление энергетических ресурсов, является естественным для ор­ганизма и не нуждается в произвольном «стимулировании» и «подталки­вании», а возможно, и не допускает их. Суть методики AT состоит в том, чтобы научить сознание человека устранять препятствия на пути спон­танного процесса релаксации, по сути — не мешать своему организму эффективно восстанавливать энергоресурсы.

Однако с точки зрения процедуры обучения целесообразно ненавязчиво и в разных формах закреплять активную и ответственную позицию об­учаемого в отношении овладения приемами релаксации. Только в связи с этой задачей (а не исходя из сущности релаксационного состояния} в последующем тексте (и соответственно в речи ведущего) используются выражения, наподобие таких: «вызывание релаксационных ощущений» и «вызывание релаксации».

В классической методике AT первым упражнением тренинга служит пред­варительная настройка на расслабление с помощью повторения формулы «Я совершенно спокоен». Согласно Шультцу, устойчивое сосредоточение внимания на этой формуле должно постепенно переключать обучаемого на путь успокоения, угасания эмоций, подготовки к последующим упраж­нениям AT По нашему мнению, такое начало тренировок не вполне оправ­дывает себя как минимум по двум причинам:

1. Человек, способный сказать себе несколько раз: «Я совершенно спокоен» и после этого действительно успокоиться, вряд ли нуждается в некоем специальном обучении психической саморегуляции, поскольку уже обла­дает самой важной способностью — произвольно изменять свои эмоции.

2. Поскольку к необходимости изучения приемов AT обучаемых, скорее всего, подталкивают такие особенности, как тревожность, возбуди­мость, раздражительность (т. е. откровенное отсутствие спокойствия), выполнение первого упражнения классическим путем вызывает у большинства обучаемых большие и совершенно ничем не оправдан­ные затруднения — именно успокаиваться-то они и не умеют!

Дабы устранить подобные затруднения, первое занятие AT целесооб­разно начинать с расслабления мышц лица. Они имеют исключительно подробную представленность в коре головнрго мозга. В результате тща­тельных электрофизиологических исследований установлено: чем боль­шим значением для жизнедеятельности организма обладает та или иная часть тела, тем обширнее ее проекция в коре головного мозга и тем большее количество нервных клеток участвуют в иннервации данной части тела. Благодаря исследованиям психофизиолога Пенфильда уста­новлено, что проекции туловища, бедра или плеча в коре мозга занимают относительно небольшую площадь; рук и особенно ладоней — сущест­венно большую; лица же — еще большую.

Кроме того, важно помнить, что всякое эмоциональное напряжение фик­сируется, «застревает», прежде всего именно в виде устойчиво повы­шенного тонуса тех или иных лицевых мышц (сдвинутые брови, нахму­ренный лоб, сжатые губы, желваки на скулах и т. д.). В этом смысле лицо представляет самую «эмоциональную» мускулатуру в теле человека. По­этому с него и нужно начинать стирание «мышечных рисунков» эмоцио­нальной напряженности.

Насколько это становится очевидным, расслабление мышц лица — наи­более уместный и весьма значительный вклад в процесс становления Целостного релаксационного состояния. музыки и т. п. гарантировать у большинства обучаемых заметное усиление трудового энтузиазма.

Для эффективного выхода из состояния расслабления от обучаемого! требуется выполнение ряда действий, которые способствуют симпатической мобилизации организма: изменение ритма дыхания (вдох длинный, выдох энергичный и короткий, дыхание глубокое], постепенное повышение мышечного тонуса ладоней рук (пальцы сжать несильно в кулак, >] расслабить; сжать посильнее и расслабить], энергичное потягивание! (пальцы рук соединяются «в замок», руки вытягиваются вперед ладонями J наружу, плечи поднимаются, колени сжаты; сбросить напряжение на резком выдохе), открывание глаз. Общие правила поведения обучаемых на занятии:

1 Внимательно, но без излишнего напряжения слушать голос ведущего и прежде всего сосредоточить внимание на своих мышцах. Внимание, как правило, будет то и дело непроизвольно отвлекаться на посторонние мысли или образы. Нужно, не раздражаясь на свою несобран­ность, спокойно обращать его вновь к расслаблению.

2 Приняв при рассаживании более или менее удобную позу, в дальнейшем ее по возможности не менять.

3 Повторять про себя формулы расслабления, которые специально будут указаны ведущим; выполнять предлагаемые действия по напря­жению/расслаблению отдельных мышечных групп.

Когда человек впервые сталкивается с аутогенной тренировкой, зная, что ] создавалась она в рамках гипноза, он, вероятно, испытает настороженность или любопытство. При этом особо тревожные обучаемые весь сеанс боятся, как бы их не «загипнотизировали» для каких-либо экспериментов. Других может отвлекать от занятия мысль о том, не происходит ли с остальными членами группы что-нибудь любопытное. И та и другая эмоциональные установки нарушают нормальный ход процесса расслабления. Стремясь ослабить такие установки, следует объяснить, что AT на самом деле к гипнозу отношения не имеет, а слово ведущего необходимо только на этапе обучения и лишь для «подсказки», что и как следует делать для 3 расслабления. Можно также оговорить возможность на краткое время открывать глаза, чтобы удовлетворить любопытство или снять опасения. Давая такое разрешение, ведущий одновременно должен так рассадить I обучаемых, дабы они не оказывались расположенными лицом друг к дру­гу. В противном случае застенчивые люди будут испытывать крайнюю неловкость в процессе расслабления лицевых мышц (поднимая и опу­ская брови, сожмуриваясь, двигая челюстью и т. д.). Они станут ждать от I других участников, которые отличаются большей уравновешенностью и насмешливостью, использования права открывать глаза, чтобы от души и в любой момент посмеяться над «кривляниями» соседей. По окончании сеанса желательно убедиться в нормальном самочувствии членов группы, уточнить, нет ли у них каких-либо вопросов; сделать шут­ливые замечания, задавая обучаемым положительный фон настроения для их последующей деятельности.

 

Приложение 29.2

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ КУРСА МЫШЕЧНОЙ

РЕЛАКСАЦИИ. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕКСТ

УЧЕБНОЙ ЧАСТИ

Начинаем первое занятие по обучению аутогенной тренировке. Устраивайтесь поудобнее, сделайте глубокий вдох, выдох, закройте глаза. Внутренним взором окиньте все свое тело.

Ваша задача — прочувствовать его, проконтролировать все напряжения. Положение головы: расслабьте мышцы шеи, при этом голова слегка на­клонится вперед...

Прочувствовали... Затем держите голову прямо.

Повращайте головой медленно и расслабленно, чтобы размять и хорошо ощутить мышцы шеи... Хорошо... И снова держите голову прямо. Прочувствуем плечи: на вдохе плечи поднимите вверх! Подержали!.. И на выдохе плечи расслабьте!

Плечи опустились, прислушайтесь... почувствуйте расслабление мышц. Обратите внимание: на каждом следующем выдохе плечи еще немного опускаются вниз.

На каждом выдохе они ощутимо расслабляются и приятно тяжелеют. Прочувствуйте спину: спина удобно опирается на спинку кресла. Теперь положение рук: руки лежат спокойно и удобно. Проверьте положение ног: ноги стоят удобно, на всей стопе. Внимание переходит на мышцы лица... Чувствуем только лицо! При закрытых глазах поднимаем брови максимально вверх! Брови с силой вверх! Лоб сжат! Держать напряжение! Стараемся ощутить напряжение как можно острее... Почувствовали! И на длинном выдохе брови медленно опускаются, мышцы расслабляются. Отмечаем ощущения расслабленности. Лоб стал гладким и спокойным. Теперь сожмурьтесь, сильно сожмурьтесь! Все мышцы лица сжаты! Веки с силой давят на глаза! Держите напряжение! Прочувствуйте его максимально! Неприятное ощущение...

И на длинном выдохе мышцы лица расслабляются, успокаиваются. Расслабленные мышцы словно бы растекаются по лицу. Черты лица разглаживаются.

Лицо становится спокойным и мягким...

Обратите внимание на веки!

При полном расслаблении они неподвижны.

И закрывают глаза спокойно и плотно.

Если веки подрагивают, нужно коротко сжать их и сразу же расслабить. J

Несколько раз самостоятельно проделаем это.

Веки коротко и сильно сжать! 1/1 тут же расслабить...

Сжать!.. Расслабить...

И с каждым следующим расслаблением мышцы век устают, мышечный, тонус слабеет...

И глаза закрываются ощутимо спокойнее и плотнее.

Теперь обратим внимание на нижнюю часть лица.

При действительно расслабленных мышцах щек нижняя челюсть как бы чуть-чуть провисает.

Челюсти оказываются разжатыми.

Чтобы прочувствовать тонус щек, подвигаем нижней челюстью вле­во—вправо... вверх—вниз...

Подвигаем сомкнутыми губами...

Движения должны быть достаточно активными, чтобы как можно ясне ощутить мышцы губ и щек.

Итак, зубы разомкнуты, кончик языка изнутри слегка касается губ.

Почувствовали кончик языка!

Медленно подвигали им влево—вправо по внутренней поверхности губ

Напряжения—расслабления делать не надо.

Ваша задача — повторять мысленно словесные формулы, которые я буд называть.

Каждое слово формулы надо проговаривать только на выдохе, сохраняя прежний ритм дыхания.

Итак, все внимание — на мышцах лба...

Прочувствовали их... и повторяем про себя каждое слово на выдохе:

МОЙ ЛОБ ГЛАДКИЙ И СПОКОЙНЫЙ.

Теперь стараемся ощутить брови и повторяем каждое слово на выдохе:

МОИ БРОВИ ОПУЩЕНЫ.

Внимание к глазам! Мысленно повторяем про себя:

ГЛАЗА ЗАКРЫТЫ СПОКОЙНО И ПЛОТНО...

Внимание «высвечивает» мышцы носа.

Отметьте, как вдыхаемый воздух приятно холодит ноздри, а выдыхае­мый — согревает их.

Прислушайтесь к плавному, ритмичному чередованию тепла и прохлады.

Сменяющие друг друга тепло и прохлада успокаивают, вымывают оста­точное напряжение...

Внимание опускается на губы.

Чувствуем только губы... Все внимание к губам!..

Постепенно в губах возникает ощущение легкого покалывания.

Чувствуем только губы!

Легкое, приятное покалывание в губах.

Мышцы губ словно припухают.

Губы расслабляются... Становятся мягкими и постепенно теплеют!

Мышцы губ согреваются.

Тепло переливается с кончика языка на губы.

И они наполняются легким сухим теплом.

Повторяем мысленно каждое слово на выдохе:

МОИ ГУБЫ РАССЛАБЛЕННЫЕ, МЯГКИЕ И ПРИЯТНО ТЕПЛЫЕ...

Внимание переходит на щеки.

Мышцы щек уже начали расслабляться.

Щеки едва ощутимо, свободно провисли.

По коже щек пробегает легкое покалывание.

Щеки начинают согреваться.

Кожа щек розовеет.

Приятное тепло размягчает мышцы щек, уносит последние остатки на­пряжения.

Повторяем мысленно:

МОИ ЩЕКИ РАССЛАБЛЕННЫЕ, МЯГКИЕ И ПРИЯТНО ТЕПЛЫЕ...

И еще раз:

РАССЛАБЛЕННЫЕ, МЯГКИЕ И ПРИЯТНО ТЕПЛЫЕ... Теперь давайте прочувствуем все свое лицо в целом! Все лицо сразу.

Черты лица словно разгладились.

Выражение лица стало очень спокойным, отрешенным от всего, невоз­мутимым. Такое лицо бывает у приятно и сполна отдыхающего человека.

Лицо становится маской.

Маской расслабленности, отрешенности и полного покоя.

Полная невозмутимость...

^ только в самых уголках...

Все внимание к губам!

В самых уголках губ легкая, едва заметная улыбка-Улыбка самому себе...

Внимание опускается на плечи.

Чувствуем только плечи!

Чувствуем, как на выдохе плечи расслабляются и опускаются.

Расслабленно и тяжело опускаются вниз.

На каждом выдохе — вниз... вниз... вниз...

А теперь несколько минут только отдыхаем.

Несколько минут полного покоя.

Рассматриваем себя изнутри и отдыхаем.

(Пауза 1-2 мин)

Наше занятие постепенно подходит к концу.

Мышцы лица расслабились.

Они стали легкими, приятно теплыми.

Все лицо словно маска...

Маска невозмутимости и глубокого покоя.

Начали расслабляться мышцы рук... Руки слегка отяжелели.

Они лежат неподвижно и спокойно.

Все тело отдыхает... Нервная система восстанавливает силы.

Прочувствуем себя изнутри: все тело неподвижно.

Внимание на грудную клетку!

Дышим более глубоко — длинный, растянутый вдох!

Грудная клетка поднимается, расширяется!

Выдох более короткий, энергичный!

На вдохе прохладный воздух наполняет легкие.

На каждом вдохе по спине пробегает волна легкого напряжения.

Мысли возвращаются в сегодняшний день.

Вспоминаем о своих делах и думаем о них спокойно и с уверенностью.

Внимание к рукам!

Медленно начинаем сжимать ладони в кулак... Расслабили их.

Сжали еще раз, сильнее!.. Расслабили.

Внимание к лицу! Подвигали нижней челюстью влево—вправо!

Подвигали губами!

Мышцы отдохнули, и неподвижность начинает тяготить.

Медленно соединяем пальцы рук в замок!

Вытянули их вперед, потянулись сильно и с удовольствием!

Резко выдохнули и открыли глаза.

 

Приложение 29.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...