Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация арт-терапевтического занятия




1. Оборудование (краски, бумага, материалы и т. д.). Существует ряд требований к качеству и наличию выбора применяемых художе­ственных материалов. Во-первых, их качество должно быть по возможности достаточно высоким, чтобы не снизить ценность ра­боты и ее результат в глазах участника. Во-вторых, учитывая лич­ностные особенности участника и динамику процесса, должны быть широко представлены на выбор краски, карандаши, пастели, мелки, кисти разных размеров, губки, бумага разных форматов и оттенков, глина, пластилин, фольга, текстиль, материалы для кол­лажей и пр.

2. Помещение. Местом проведения арт-терапевтической работы мо­жет быть класс, зал, иное помещение. Главное, чтобы это место и атмосфера в нем смогли обеспечить участнику ощущение надеж­ности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе, поскольку в процессе работы могут возникать самые раз­нообразные чувства.

3. Особенности организации группы: численность, состав, статус и пр. Арт-терапевтические занятия можно проводить как индиви­дуально, так и в группе. Существуют следующие разновидности арт-терапевтических групп:

о тематически-ориентированная;

о студийная;

о открытая;

о закрытая;

о структурированная;

о неструктурированная.

При проведении арт-терапевтической групповой работы в про­фессиональной деятельности возможно сочетание различных по форме групп, но с учетом их характерных признаков. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением ра­бочих мест и самих участников в пространстве.

4. Длительность, периодичность. Длительность одного занятия (сес­сии) — 1,5-2 ч с периодичностью 1 или 2 раза в неделю.

5. Функции арт-терапевта. Арт-терапевт:

о организует занятия, развивающие познавательные и мотор­ные навыки для максимальной реабилитации, делает возмож­ным испытать успех от деятельности и сориентироваться в ре­альности;

о создает условия для облегчения и побуждения к. самовыра­жению, общению и социализации, к обретению чувства лич­ной ценности;

о дает возможность обратиться к внутренним творческим спо­собностям для изменения отношения к себе и другим, что способствует ослаблению внутренних и внешних конфликтов;

о создает условия для самопознания и самоисследования, что рас­ширяет диапазон личного творческого опыта;

о создает условия для исследования чувств, развития самопони­мания и самоуважения как в группе, так и индивидуально, без принуждения и опасности для участников процесса. Арт-терапевт исследует:

• эмоциональное состояние;

• физическое здоровье;

• способность к коммуникации;

• социальное функционирование;

• познавательные возможности в процессе обучения;

• способность к совместной творческой деятельности. Поскольку в нашей стране не предусмотрена самостоятельная должность арт-терапевта, его функции могут выполнять специа­листы, получившие профессиональную подготовку в области пси­хологии, психотерапии, педагогики, а также представители худо­жественных профессией.

6. Общая установка участникам. Отличительные черты арт-тера-певтического занятия — свободное самовыражение в процессе ху­дожественной экспрессии, игнорирование эстетической стороны продукта изобразительной деятельности и запрет на любые фор­мы критики и оценочных суждений.

Особенность арт-терапевтического процесса. Основные состав­ляющие арт-терапии представляют собой триаду:

1. Участник (индивид или группа).

2. Арт-терапевт.

3. Изобразительная продукция.

В процессе деятельности между ними возникают сложные пря­мые и опосредованные отношения. Для - этого арт-терапевт:

• создает атмосферу терпимости и безопасности, необходимую чле­нам группы для свободного проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразительной и иных видах деятельности (дви­жение, драматическая импровизация, речевая экспрессия и т. д.);

• организует и структурирует их деятельность, определяя основ­ные правила их поведения, а в случае необходимости — распреде­ляя роли и предлагая определенные темы и материалы для работы;

• оказывает фасилитирующее воздействие, устанавливая с членами группы эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувства­ми, образами и мыслями, используя как вербальную, так и невер­бальную коммуникацию; • формирует определенные ролевые модели, в том числе связанные с процессом художественной экспрессии, непосредственно участвуя в изобразительной и иных видах деятельности наравне с членами группы;

• воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными способами коммуникации;

• обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы, чтобы прояснить мотивы и цели их действий, используя в случае необходимости определенные методы ограничения (как, например, в случае проявления агрессивных или деструктивных тенденций), а также оказывая при необходимости некоторым из них дополнительную эмоциональную поддержку;

• регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимодействие или совмест­ные действия;

• в определенной мере регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы уровень их коммуникации (уровень отно­шений, переносов и т. д.), предлагая группе те или иные формы и методы работы;

• проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе, как в процессе изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.

Арт-терапевтический подход к интерпретации рисунков не сводит­ся к количественному и качественному анализу формальных призна­ков, хотя элементы такого анализа присутствуют. Интерпретация со­провождается обратной вербальной связью, и диагностика предполага­ет рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира. По словам Р Гудман, арт-терапия дает человеку воз­можность одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непо­средственного участника» изобразительного процесса, рефлексировать над своим травматическим опытом, переводя информацию о нем с эмо­ционального на когнитивный уровень. Участник должен иметь воз­можность рассказать о своей работе так, как он этого хочет[26]

Ниже приводятся инструкции по технике обсуждения изобрази­тельного материала, которые отражают суть арт-терапевтического об­суждения.

Арт-терапевту следует:

• Попросить участника прокомментировать те или иные части ри­сунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы, персонажи.

• Попросить участника описать свою работу (или отдельные эле­менты изображения) от первого лица, по возможности построить диалоги между отдельными частями работы, чем бы те ни явля­лись. Если участник затрудняется в обозначении той или иной части изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение. При этом следует спросить участника, насколько оно представля­ется ему верным. Верность подобного объяснения проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям участника.

• Попросить участника сфокусировать свое внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, он сможет что-либо осознать. Следует учесть, однако, что цвета в одних случаях отражают свойства объектов, в других — отноше­ние автора к этим объектам.

• Помочь участнику осознать связь между высказываниями об изо­бразительной работе с его жизненной ситуацией, осторожно зада­вая вопросы о том, что и как из его жизни отражено в работе. Уча­стник, возможно, будет не готов принять предложенные арт-тера-певтом объяснения.

• Просить участника рассказать о том, что он чувствовал в процес­се создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

• Предоставить участнику возможность работать в удобном для не­го темпе, сознавая при этом, что он будет изображать то, что готов изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых он готов. Позволить участнику почувствовать, что он сам контроли­рует изобразительный процесс и его результаты.

• Выделять в работах наиболее устойчивые темы и образы. Со вре­менем участник будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изо­бражениях единые смысловые линии в контексте всей проделан­ной работы.

Арт-терапевт должен фиксировать особенности интонации, поло­жение тела, выражение лица, ритм дыхания участника, использовать эти наблюдения в дальнейшем обсуждении. Предметом наблюдения со стороны арт терапевта является возможное сильное напряжение участника в процессе обсуждения. В этом случае его внимание необ­ходимо переключить на другую тему.

Структура занятия. Как правило, арт-терапевтическое занятие скла­дывается из трех этапов:

• введение, или «разогрев»;

• основная часть;

• заключительный этап.

Указанные ниже этапы названы условно и могут варьировать в за­висимости от цели, темы, темпа работы участников. Примерное содер­жание упражнений для каждого этапа приведено в приложении 32.1.

Введение и настрой. «Разогрев». Задача настройки на творчество состоит в подготовке участников к спонтанной, художественной дея­тельности и внутригрупповой коммуникации. Арт-терапевт на этом этапе объясняет основные правила поведения в ходе арт-терапевти-ческой работы, ее характер, цели и задачи. Он объясняет, что не тре­буется создавать произведение искусств, а важно использовать ин­дивидуальный стиль. Также он уточняет, что задача арт-терапии состоит не в том, чтобы сделать участника процесса художником, а чтобы активизировать творческие способности, возбудить у него активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.

Для разогрева используются различные игры, виды физической активности, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Дополнительная актуализация визуаль­ных, аудиальных, кинестетических ощущений достигается включе­нием в процесс элементов музыкальной, танцевально-двигательной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Рекомендует­ся использовать малознакомые музыкальные импровизации, оркест­ровые произведения с мягкой ритмикой без словесного текста, кото­рые принимаются всеми присутствующими.

Разработка темы. Индивидуальная изобразительная работа. Вы­бор темы и последующая разработка определяется группой. Арт-те­рапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, в неко­торых случаях они предлагаются самими участниками группы. После выбора темы участники приступают к ее раскрытию с помощью изо­бразительных средств. В это время работа происходит молча, преждевременные оценки нежелательны. Те, кто завершил работу раньше остальных участников, могут рассмотреть свое произведение, попить чаю, отдохнуть. Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, однако немало и таких, которые требуют парной или коллективной работы. В этом случае допускается та или иная сте­пень вербального взаимодействия.

Заключительный этап. Вербализация и рефлексивный анализ. На этом этапе каждый участник показывает свою работу, делится впе­чатлениями, рассказывает о своих эмоциях, ассоциациях, которые возникли на этапе изобразительной деятельности, что улучшает пси­хологическое самочувствие и помогает освободиться от внутренних психологических проблем. При этом, как правило, остальные участ­ники воздерживаются от комментариев и оценок, но могут задавать вопросы, направленные на уточнение содержания работы, мыслей и переживания. Для усиления эффекта терапии участникам следует постараться описать созданные ими образы в виде рассказа, сказки, стихотворении или проиллюстрировать их с помощью музыкальных произведений, движений. В завершение занятия арт-терапевт может суммировать общий итог, подчеркнув положительные стороны, и по­благодарить участников за работу.

Контрольные вопросы

1. Какие научные представления послужили теоретической базой арт-терапии?

2. Перечислите основные направления в арт-терапии.

3. Раскройте особенности организации арт-терапевтической работы.

4. Каковы функции арт-терапевта?

5. Какие требования предъявляются к работе арт-терапевта?

6. Назовите этапы и элементы арт-терапевтического занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...