Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выражение благодарностей. Введение в проблему изменения организационной культуры




Выражение благодарностей

За годы работы по этой тематике мы многому научились у наших коллег и получили от них много бесценной информа­ции. В частности, Роберт Худжберк и Фрэнк Пегрок помогли нам продумать методологию изменения культуры. Несколь­ко наших коллег провели ряд глубоких и информационно ем­ких исследований с использованием наших оснований, в том числе Джон Рорбаух, Гретхен Шпрейтцер, Сара Фриман, Ар­тур Йунг, Уэйн Брокбаюс, Давид Ульрих, Ли Коллетг, Карлос Мора, Дан Денисом, Сузен Фейрман, Майкл Томпсон, Майкл Мак-Грат, Рей Заммуто и ДжекКрэкоуер. Несколько тщатель­но продуманных взглядов и соображений по рукописи книги высказали Эд Шейн, Ион Ван Маанен и Дик Бекхард, полез­ными оказались отзывы Питера Фроста, Диона Зелла и Тома Грегойра. Особую благодарность мы выражаем нашему редак­тору Майку Роше из издательства Addison Wesley Longman за его постоянную поддержку и дружбу. Благодаря*! мы и мно­гим другим людям за их весьма компетентную помощь, в част­ности, Рут Берри из Addison - Wesley и Мэри Ансалдо с ее брига­дой из Pre-Pivss Co. Как бы нам ни хотелось свалить на этих людей все ошибки, оплошности и нечетко выраженные мыс­ли, которые могли остаться в рукописи, всю ответственность мы должны, конечно, взять на себя. Эти люди поработали на нас наилучшим образом.

Важнее всего для нас выразить признательность и сердеч­но поблагодарить наших добросердечных Мелинду н Делсу, а также наших Детей Кэтрин Камерон Поули, Тиару Камерон Шван, Ашера, Чейенн, Британнию, Остина и Кэма Камерон и Шаури, Райана, Шауяа, Кристину, Трависа и Гарретгу Квинн. Их любовь друг к другу и к нам обоим создала культу­ру, изменить которую мы не захотим никогда.

Прово, штат Юта

Ким С. Камерон

Роберт Э. Квинн


Глава 1

Введение в проблему изменения организационной культуры

По сравнению с тем, что было десятилетие назад, в 1990-е гг., практически ни одна организация не стала бы ставить себе в достоинство незыблемость, постоянство или сохранение status < що* Стабильность все чаще интерпретируется как состояние застоя, а не прочности, и организации, которые не изменяются, воспринимаются как безнадежно закосте­невшие. Вселяющая страх неопределенность, традиционно связываемая с любым серьезным организационным изме­нением, теперь уступает место другой неопределенности, ассоциируемой с опасностью оказаться организацией^ во­обще не способной на изменение.

Отец современного менеджмента Питер Друкер (Peter Dru-cker) пришел к выводу, что «мы живем в один из историче­ских периодов, которые возникают каждые двести-триста лет, когда люди перестают ориентироваться в окружающем мире и когда опыта прошлого недостаточно для вразумительного объяснения будущего» (/. R. Childress & L. Е. Senn, 1995), Не­прекращающиеся, непредсказуемые и даже время от времени вызывающие тревогу изменения затрудняют организациям и менеджерам возможность оставаться в русле текущих собы­тий, точно предопределять будущее и поддерживать незыбле­мым конкретное направление деятельности. Бросаются в гла­за неудачи даже при своевременной реализации большинства планируемых организационных изменений. Хорошо, напри-


Введение в проблему изменения организационной культуры 25

мер, известно^ что до трех четвертей усилий, направлявшихся на реинжениринг, менеджмент всеобщего качества (TQM), стратегическое планирование и сокращение размеров орга­низаций, оказывались полностью безуспешными. Кроме того, они нередко создавали столь серьезные проблемы, что возникала угроза самому существованию организаций faw. К. S. Cameron, 1997). Наиболее интригующим общим обсто­ятельством названных неудач является сходство в оценках их причин. Во многих исследованиях сообщалось, что наи­более часто упоминаемой причиной неудачи было пренебре­жение культурой организации. Другими словами, неудача в деле изменения культуры организации доминировала над дру­гими инициировавшимися сторонами организационных изме­нений (CSCIndex, 1994; В. Cddwell, 1994; Т. Gross, R. Pascab & A. Athos, 1993; J. P. Kotter & J. LHeskett, 1992).

Цель, которую мы преследуем в этой книге, состоит не в том, чтобы предложить еще одно лекарство от неурядиц на­шего бурного времени или ввести в употребление какую-то новую управленческую уловку. Мы согласны-с Томом Пгвпер-сом (Тот Peters) в том, что «вы ничему не станете уделять внимание, пока не запутаетесь». Рецепты, предлагаемые на случай путаницы любого сорта, имеются в изобилии. Вместо преумножения этого богатства мы ограничились более скром­ным намерением, но надеемся, что потенциально книга вояез-нее советов и панацей. В ней очерчиваются рамки проблемы изменений, дается некий чувствительный измерительный ин­струмент, предлагаются набор систематических шагов и оп­ределенная методика, которые помогут менеджерам и их организациям адаптироваться к требованиям окружающей среды. Книга меньше акцентирует внимание читателей на правильных ответах, чем на необходимости полагаться на имеющиеся методы и механизмы, способные помочь изме­нить наиболее фундаментальные элементы организаций. Она открывает менеджерам практически любого уровня органи­зационной иерархии некий путь, по которому они могли бы направлять процесс изменений самих основ организации, — действовать на уровне культуры. Агентам по реализации из­менений, как приглашаемым извне, так и специалистам внут-


26   " : {: \                                                                                     Глава*

рй организаций, она дает определенную систематическую стратегию, которая облегчит проведение самых фундамен­тальных изменений, а те, в свою очередь, поддержат и допол­нят и другие инициируемые перемены.

Необ; х6д14мостьуправления : '';,.:; Л''/V; . /. _; ор*аршаиио1шой культурой

В основной массе современных научных публикаций утверж­дается, что преуспевающие компании, способные поддержи-ватьйрибыльность и финансовый оборот выше нормы, харак­теризуются теш, что удовлетворяют ряду четко онределяемых условий (М. Porter, 1980). Шесть из них считаются принципи­ально важными. Первое состоит в существовании солидных барьеров, препятствующих вхождению посторонних органи­заций в сферу деятельности таких компаний. Когда другие организации оказываются перед лицом необходимости пре-оашювагп. различные препятствия на пути вхождения в биз-н*4-котор4Ш у«»ага«1мается ваша организация (например-, высокяе ~затрвы, эдеф& льная технология или патентован­ные знания, прешШаующие появлению других фирм на ва­шем рынке), у вас будет мало конкурентов, а возможно, и не будет «овсе. Незначительное количество соперников означа­ет вважозкность больших оборотов для вашей фирмы. Вторым условием является невозможность подмены продукции. Ког­да другие организации не в состоянии дублировать товар или услуге вашей фирмы и нет иных альтернатив, например, вы являетесь их единственным поставщиком, резонно ожидать» что обороты, вероятнее всего, будут повышенными. Третье условие успеха — большая доля рынка, позволяющая вашей фирме успешно вкладывать капитал с использованием эф­фекта масштаба. Самые крупные игроки рынка могут догова­риваться о концессиях, прибегать к продажам сохасидкой, осу­ществлять вертикальную интеграцию и даже покупать более мелких конкурентов, добиваясь таким образом больших обо­ротов. Четвертое условие заключается в слабых возможнос­тях покупателей ври заключении сделок. Если, например, по­купатели продукции вашей фирмы попадают в зависимость


" введение в проблему изменения организационной культуры 27

\

от, возглавляемой вами компании в силу того; что у, них нет других альтернативных источников, рост оборотов. явится очевидным результатом подобного положения; вещей. Пятое условие — слабость поставщиков при заключении торговых сделок. Как и при наличии четвертого условия, когда постав-

• щики, не имея других альтернативных подрядчиков, оказы-
ваются зависимыми от вашей ШмПатШ. вы^Удёгёи**^ бо­
лее высокий уровень оборота ; ф|таисо8/ПЬставй5йси'бУд^

: вынуждены предлагать вашей фирме предпочтительные

цены, удобн! « для вас планы-графики поставок, повышшные

г: уровня качества и/или более высокопатентованные яродук-

t цию и услуги. Шестое и последнее условие определяется су-

: • вдествованнец соперничества среди ваших конкурентов. Оно

: ёпособствуетотвлечеивдо внимания от стремления состязать-

; ся на равных с вашей компанией. Вместо тога чтобы мише-

Мью своих коллективных атак выбрать вашу фирму, еоперни-

- ки сражаются друг с другом. В равной стенени важным
; оказываетсято обстоятельство, что эта жестка» конкуренция,
-" вероятнее всего/способствует повышению стандартов пока-
» Отелей деятельности индустрии в целом. G^a«j9i*tK улучше-
Г вию деятельности являются продуктом жйстШэй конкурен-
f Цйи(см.: М. Potter, 198Q).

., Не может быть сомнения, что все перечисленное относится к ^ разрядужелательныхособенностей. которыемогутспособство-i_ вать финансовому успеху. Они в полной мере соотвегствуют и Общепринятому понятию здравого смысла. Примечательно, од-м, нако, что в течение последних двадцати лет самые преуспеваю-: ' щие фирмы США не обладали ни одним из этих конкурентных ". преимуществ. Верхние пять фигурантов последних двух деся-4 тилетий. — фирмы> которые по оборотам финансов: в букваль-f. ноц смысле слова были вне конкуренции, — не располагали ни *. одной из так называемых, необходимых предпосылок успеха. f Этими наиболее преуспевающими фирмами оказались Seuth-ч ^й Л»йюж(оборет 2t 775%), We/-Afort(o6opoT49S07%)t fyson $ foods (оборот 18118%), Circuit City (оборот 16 410%) и Plenum iftiWJsfcflg (оборот 15689%) (см„- J. Pfeffer, 1995). p; -; • -Над этим стрит задуматься. Если бы вы затевали бизнес и р$вдеревалнсь кого-то убрать с рынка» вам почтя наверняка



Глава 1


 


пришлось бы держаться подальше от авиалинии, розничной торговли со скидками, распределения продуктов питания, торговли потребительской электроникой и издательского деля. Индустрии из этого списка, возглавляемые пятью самы­ми преуспевающими фирмами страны, грозят вновь входя-шдщ непреодолимыми бедствиями — мощной конкуренцией, ужасающими потерями, ширящимся банкротством, по суще­ству паяным отсутствием барьеров для появления на рынке новых поставщиков, отсутствием даже намека на возмож­ность какой-то уникальной технологии и массой возможнос­тей, замены предлагаемой вами продукции или услуги. Ни одна из упомянутых фирм не занимает в своем производстве лидирующего положения до показателю освоенной доли рын­ка. И все же именно эти пять фирм превзошли всех соперни­ков, не обладая никакими конкурентными преимуществами.

Что отличает эти необычайно успешные фирмы от других? Как они смогли добиться того, что не удалось другим? Каким образом Wal-Mart оставила позади Sears и Kmart — двух круп-яейшнх в мире розничных торговцев — и, фигурально выра-Ж»ясь, дообедала за их счет? Wal-Mart преуспевала, пока, ее крупнейшие соперники предпринимали усилия по распрода­же подразделений, замене главных управляющих (причем не одинраз), драматически сокращали свои размеры и закрыва­ли оптовые склады. Как процветала Southwest Airlines, когда несколько ее конкурентов просто шли напролом (например, Eastemffan-Am, Texas Aj^ЈeojjleE^ess)$KaK добивались ус­пеха Circuit City, Tyson Foods HPlenumPubltshing, когда их кон­куренты настолько быстро сдавали позиции, что теперь едва ли в состоянии сохранить бизнес? Ключевой составляющей в каждом конкретном случае является нечто не вполне различи­мое, HiQ-то не очень явное, но гораздо более сильное» чем пере­численные выше рыночные факторы. |Главной отличительной особенностью этих преуспевающих компаний, их самым важ­ным конкурентным преимуществом, наиболее мощным фак­тором, который все они выделяют как ключевую составляю­щую своего успеха, является культура их организаций.

Успех названных фирм определялся скорее ценностями компаний, чем отношением к рыночным силам; скорее запо-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...