Главная | Обратная связь
МегаЛекции

УРОК ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ




 

Тема. Словесное ударение в двусложных и трехсложных словах.

Цель: упражнение в определении количества слогов в слове и ударного слога; упражнение в воспроизведении слов с ударением при чтении и во время самостоятельной речи.

Оборудование: картинки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух).

Урок проводится в оборудованном звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования помещении.

Ход урока

1. Организационный момент.

Настройка аппаратуры и проверка ее действия. Учитель (за экраном) спрашивает учащихся: «Как вы слышите звуки м, п, с?» Учащиеся отвечают: «Хорошо. Слышим».

Учитель (за экраном) сообщает тему и краткое содержание занятий. При этом каждое предложение повторяет два раза: «Сейчас четвертый урок. Это урок по технике речи. Будем говорить правильно, с ударением».

Вызванные учащиеся повторяют сказанное учителем. Остальные (воспринимая слухо-зрительно) дают оценку ответов своих товарищей (правильно или неправильно отвечали). Если отвечающий ошибся, его поправляет кто-либо из учеников класса.

2. Дыхательно-голосовые упражнения.

Упражнения проводятся на материале слогов с разным типом ударения.

Учитель говорит: «Я буду читать записанные на доске слоги. Слушайте внимательно и называйте прочитанную мною строчку».

На доске записаны такие, например, слоги:

· папапапапапа

· папапапапапа

· папапапапапа

· папапапапапа

· папапапапапа

Учитель (за экраном) два раза произносит первую строчку: папапапапапа. Учащиеся воспринимают сказанное на слух. Затем учитель спрашивает кого-либо из учеников: «Какую строчку я прочитал (а)?» Вызванный ученик называет строчку и повторяет слоги. Затем строчка произносится хором.

Потом учитель (за экраном) произносит два раза четвертую строчку и задает вопрос другому ученику: «Какую строчку я прочитал (а)?» Вызванный ученик произносит четвертую строчку. Потом учитель просит произнести эту строчку трех учеников. Трое учеников, взявшись за руки, выделяют каждый слог движением рук, а ударный слог — более энергичным движением.

Учитель предлагает одному из учеников прочитать какую-либо строчку. Остальные должны назвать номер этой строчки.

3. Определение количества слогов и ударного слога в словах.

Работа проводится на словесном материале уроков предметно-практического обучения: сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух.

На доске сделана таблица.

На наборном полотне (или тоже на доске) выставлены картинки с изображением птиц (см. оборудование).

Затем учитель говорит: «Я буду произносить слова, которые обозначают находящиеся перед вами картинки. После того, как я произнесу слово, вы будете показывать соответствующую картинку. Потом вы будете говорить, сколько слогов в слове и какой слог является ударным».

Учитель (за экраном) произносит два раза слово воробей. Учащиеся определяют, какое слово произнес учитель. Учитель просит кого-либо из учеников взять и назвать картинку, а затем нарисовать, изобразить ритм его произнесения. Ученик берет картинку и произносит слово воробей, соблюдая ударение. Потом выполняет на доске рисунок: __ __ _/_. Далее учитель просит другого ученика повторить слово и отхлопать ритм. Ученик повторяет слово, отхлопывая каждый слог; ударный слог выделяет более энергичным хлопком. После этого педагог просит другого ученика сказать, сколько в слове слогов. Ученик называет количество слогов. Затем учитель просит сказать, на какой слог падает ударение. Ученик говорит о том, что оно приходится на третий слог. Наконец педагог просит кого-либо из учеников подставить картинку к определенной графе таблицы. Ученик выполняет задание.

Подобным образом проводится работа со всеми словами.

4. Составление предложений (двух-трех) о птицах.

В ходе этого упражнения дети используют слова, с которыми они работали в предыдущей части урока; кроме того на доске написаны слова и словосочетания, в которых поставлено ударение.

· у нас

· крошки хлеба

· кусочки сыра

· кусочки мяса, сыра

· зимой

· тоже

Дети могут составить такие, например, предложения: Зимой синица живет у нас. Синица ест кусочки мяса.

5. Расстановка ударения в тексте (с опорой на слух) и чтение текста.

На доске записан текст без ударений и орфоэпических знаков. Учитель раздает детям листочки с текстом и говорит: «Я буду читать, а вы будете ставить ударение. Каждое предложение я буду произносить по два раза. Слушайте внимательно».

Учитель (за экраном) читает текст по предложениям; учащиеся ставят ударение.

· Зимой мы гуляли в парке.

· Там мы видели ворону и синицу.

· Потом прилетел воробей.

· Мы дали птицам крошки хлеба.

После того, как расстановка ударения окончена, проводится проверка.

Затем учитель просит одного ученика прочитать первое предложение, а второго — поставить в нем знаки. Ученик читает предложение. Остальные определяют правильность постановки ударения. Кроме того, они определяют, правильно ли проставлено ударение у них самих. В это время один из вызванных учеников расставляет ударения в записанном на доске тексте.

В окончательном виде текст выглядит следующим образом.

· Зимой мы гуляли в парке.

· Там мы видели вброну и синицу.

· Потом прилетел воробей.

· Мы дали птицам крошки хлеба.

6. Подведение итога урока.

На протяжении всего урока давалась оценка ответов — за правильный ответ ученик получал фишку. В конце урока учитель говорит, кто и как работал на уроке, а затем проставляет отметки в журнале.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.