Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип постепенного повышения требований к максимальным нагрузкам (принцип динамичности).




 

Этот принцип является главным во всей системе спортивной подготовки. Он основан на накоплении количественных изменений, предшествующих качественным сдвигам. Если следо­ вать данному принципу обучения, использование максимальных нагрузок проходит безболез­ ненно и в конечном итоге дает положительный результат. Интенсивно развиваются такие физи­ ческие качества, как сила, быстрота и выносливость.

 

Опыт лучших российских тренеров и мастеров спорта показывает, что без применения больших и максимальных нагрузок в современном спорте достичь высоких спортивных резуль­ татов невозможно. Если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Интенсивные нагрузки способствуют процессам восстановления и «сверхвосстановления». Это экспериментально показано, в частности, на примере восстановления энергетических ресурсов мышц (Л. И. Ямпольская, Н. Н. Яковлев и др.).

 

Таким образом, освоение указанных принципов обучения происходит в процессе овла­ дения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и составляет единый педагогический процесс. Ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

 

 

Методы обучения

 

В процессе обучения практическим умениям и навыкам, а также спортивной технике

 

в пауэрлифтинге применяются различные методы, основной задачей которых является создание правильного и четко запоминающегося двигательного представления о том, как надо выполнять упражнение. Ни один из представленных методов, применяемых в пауэрлифтинге, не может в отдельности обеспечить быстрое и эффективное обучение спортивной технике.

 

Метод использования слова. В обучении спортивной технике слово применяется дляоказания помощи во время выполнения упражнения в виде сопроводительного пояснения и разъяснения, указаний и команд, различного рода заданий, словесных оценок и опросов, обсуждений, а также взаиморазъяснений и отчетов. Часто слова нужны для того, чтобы пока­ зать правильное соотношение между отдельными элементами упражнения, сопоставить пред­ ставление ученика с фактическим выполнением того или иного упражнения. Анализ и разбор выполненных заданий в форме беседы позволяют оценить результаты обучения, наметить задачи на следующие занятия. Слово должно быть четким и ясным. Невозможно проведение поурочного занятия без объяснения какого-либо упражнения тренером или преподавателем, без словесного замечания по устранению ошибок в технике выполнения упражнений. Напоми­ нание и подсказка во время выполнения задания помогают сделать движения более правиль­ ными не только по направлению, но и по амплитуде, проявлению мышечной силы, рассла­


 

 

281


Пауэрлифтинг. От новичка до мастера

 

 

блению или натуживанию. Наряду с обычным объяснением преподаватель может применить и образное объяснение, используя для этого ранее приобретенные навыки.

 

Метод применения наглядных средств. Зрительное восприятие и зрительно­ двигательные ощущения дают наиболее объективное отображение спортивной техники в сознании ученика. Это показ кинограмм, демонстрация разучиваемых упражнений спортсменами более высокого класса, использование наглядных пособий, в число которых входят рисунки, схемы, фотографии, воспроизводящие те или иные характеристики движений и условия их выполнения, отдельные фазы двигательных действий.

 

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируются двигательный образ упражнения, двига­ тельное умение, а затем и навык. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу быстрее научить упражнению.

 

Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выпол­ нения упражнения.

 

Метод целостного упражнения. Разучивание действия по возможности в целостном виде с вычленением деталей. Этот метод может применяться при обучении несложным упраж­ нениям и упражнениям, аналогичным ранее изученным. Также используется при обучении спортсменов, обладающих хорошей координацией движений.

 

Метод расчленения упражнения. Этот метод применяют в процессе разучивания двига­ тельных действий в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое. Например, упражнение разделяют на составные части или фазы. Затем спортсмен овладевает каждой из них в отдельности, и только затем - всем упражнением в целом. Метод применя­ ется не только в процессе обучения, но и в тренировке, когда нужно исправить или улучшить детали упражнения.

 

Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения:

 

а) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двига­ тельных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дози­ рованные упражнения);

 

б) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, способах исправления ошибки в движениях.

 

Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подго­ товленности занимающихся, квалификации педагога и его творческой активности.

 

Комбинированный метод. Использование данного метода дает возможность более гибко регулировать нагрузку и отдых, целесообразнее управлять развитием необходимых качеств и навыков. Его используют, чтобы поддержать достаточную физическую работоспособ­ ность и положительные эмоции, а также создать необходимые психологические предпосылки для улучшения техники выполнения упражнения. Это наиболее эффективный метод, объединя­ ющий метод расчленения упражнения и метод целостного упражнения.

 

Метод программированного обучения. Обучение занимающихся происходит по опти­ мальной программе месячных, недельных и поурочных планов тренировок с жестко програм­ мированным содержанием упражнений и точной регулировкой нагрузки по величине и направ­ ленности. Позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возмож­ ностям организма и способствовать их наибольшему развитию. Большое значение этот метод имеет в развитии и воспитании целеустремленности, решительности, настойчивости, самообладания, способности преодолевать трудности.


 

2 8 2


Методика обучения технике соревновательных упражнений

 

 

Метод использования технических средств. Этот метод обеспечивает методически организованный показ самих упражнений, правила и условия их выполнения. Применя­ ется в основном три вида информации: зрительная, звуковая, тактильная. Наиболее ценны приборы срочной информации, например, использование видеокамеры с дальнейшим показом спортсмену его выполнения техники упражнения. Одно из важнейших достоинств этого метода состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ ленном темпе, выделяя для анализа отдельные фазы (так называемые «стоп-кадры»).

 

Сопряженный метод. Характеризуется одновременным решением тренировочных задач в различных видах подготовки (например, развитием физических качеств и двига­ тельных умений).

 

Варианты сопряженного метода зависят от сочетания различных видов подготовки, например:

 

- физическая + техническая подготовки;

 

- физическая + тактическая подготовки;

 

- физическая + техническая + тактическая подготовки;

 

- техническая + тактическая подготовки и т. д.

 

Варианты сопряженного метода отличаются разнообразием и зависят от задач трени­ ровки. В зависимости от используемого варианта этот метод оказывает воздействие на различные виды физических качеств и видов подготовки. Главная особенность сопряженного метода заключается в комплексном (сопряженном) решении тренировочных задач [31].

 

Игровой метод. Характеризуется наличием игрового сюжета без ограничения правил или по упрощенным правилам. Используется в процессе физического воспитания не только для начального обучения движениям, но и для развития отдельных способностей и комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Позволяет совер­ шенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоя­ тельность, инициативность, а также повышает эмоциональность занятий. Главная особенность игрового метода заключается в переключении двигательных и мотивационных установок.

 

Соревновательный метод - это выполнение упражнений в условиях, близких к соревно­ ваниям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств спортсмена, для тактической подготовки к предстоящим соревнованиям. Характеризуется полным или частичным моделированием соревновательной деятельности.

 

Вариантами соревновательного метода являются:

 

- тренировочные игры или соревнования (с более сильным или слабым соперником,

 

с необычным - например левшой, в нестандартных условиях, например на укороченной площадке, и т. п.);

 

- соревнования с использованием форы (гандикап);

 

- контрольные старты.

 

Особенности соревновательного метода заключаются в совершенствовании различных сторон подготовленности [31].

 

Метод проверки знаний, умений и навыков. Применяется в процессе прикидок, сорев­ нований, зачетов, экзаменов, повседневных наблюдений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...