Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды дисциплин инженерии предприятий




Есть множество дисциплин, предметом которых является инженерия организаций/предприятий/бизнесов:

· Инженерия организации (organizational engineering) – академическая (научная) дисциплина, определяющая организационную структуру предприятия. Основа – способ распределении полномочий между членами команды. Основная затрагиваемая ипостась – «команда».

· Инженерия предпринятия (enterprise engineering) – дополняется технологической инфраструктурой, включая IT-инфраструктуру. Затрагивает ипостаси: «команды», «технологии», «работы».

· Инженерия бизнеса (business engineering) – дополняет предыдущие дисциплины стратегированием по выходу на рынки (предпринимательской деятельностью). Дополнительная ипостась – «возможности».

Системная инженерия в этом ряду замысливает целевую систему, проектирует ее, изготавливает, испытывает, эксплуатирует и выводит из эксплуатации. При этом затрагиваются ипостаси «определение системы» и «воплощение системы».

Для того, чтобы заниматься целевой системой, необходимо замыслить, спроектировать, изготовить и т.д. предпринятие, как обеспечивающую систему: команду, технологии и выполняемые ими работы.

Основной предмет курса: инженерия предпринятия. Трактуется как поддисциплина системной инженерии, в которой к рассмотрению организации добавляется рассмотрение технологической инфраструктуры, включая IT-инфраструктуру.

Термин «предпринятие» позволяет включить в себя:

· Предприятия – юридические лица, включая холдинги и филиалы.

· Оргструктуры меньшего размера, включая подразделения предприятий, рабочие группы, проектные команды.

· Структуры большего размера, в частности, несколько предприятий, сотрудничающих между собой в рамках большого проекта.

Тем самым, инженерия предпринятия понимается как расширение инженерии предприятия.

Следует отличать предпринятия и сообщества. Предпринятие предполагает определенную цель и кооперацию деятельности сотрудников по созданию целевых систем. Сообщества создаются для обмена знаниями, выработки общих принципов и знакомства людей друг с другом, не предполагая создания целевых систем.

Еще одно отличие предпринятия от сообщества – организованность входящих в него людей. Это, в свою очередь, позволяет давать друг другу поручения по использованию команды и технологий. Это можно считать следствием основного отличия – того, что предпринятие имеет какую-то цель.

Сущности предпринятия

Предпринятие представляет собой систему, которая выполняет функцию, задаваемую собственниками. Собственники являются стейкхолдерами. Они могут одновременно быть как собственниками, так и членами команды и даже клиентами.

Цели предпринятия делятся на два вида:

· Общие (goals), которые никогда не будут достигнуты (деньги для акционеров в возможно большем количестве).

· Конкретные (targets) – достижимые сейчас. В частности, выполнение работ, необходимых для реализации инженерного проекта.

· Миссия предпринятия формулируется в терминах его целевой деятельности. а не прибыльности. Инженерия предпринятия получает миссию в качестве входных данных.

Цель инженерии предпринятия – получение самого быстрого во всех смыслах предпринятия (быстрее выпускающее целевую систему, быстрее осваивающее технологии, выполняющее проекты и т.п.).

Цели должны соответствовать подходу SMART, т.е., цели должны быть:

· S – specific, significant, stretching – конкретная, значительная.

· M – measurable, meaningful, motivational – измеримая, значимая, мотивирующая.

· A – attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented – достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.

· R – realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented – реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.

· T – time-based, timely, tangible, trackable – на определенный период, своевременная, отслеживаемая.

Корпоративное управление – это практика признания ценностей и целей хозяев предпринятия, учет ограничений со стороны других стейкхолдеров, выбор текущих целей, выработка стратегии и тактики их достижения в изменяющихся внешних условиях (в том числе бизнес-планирование и составление программ развития — но таким образом, чтобы обеспечить подотчётность и подконтрольность предпринятия его хозяевам).

Одним из основных частей ипостаси «возможности» является практика стратегирования. Основной признак стратегии – это не «чем бы заняться», а нахождение занятия, при котором отказываешься от многих других занятий.

Стратегирование – это предпринимательская деятельность, умение «предвидеть будущее». Стратегирование (выбор того, чем заняться) по мере принятия различных решений (реализации стратегии) плавно перетекает в маркетинг (привлечение внешних стейкхолдеров-покупателей) и продажи (заключение конкретных сделок).

Инженерия предпринятия не занимается предпринимательством, стратегированием, маркетингом, продажами, но тесно связана с ними. Инженерия предпринятия создаёт ту часть предпринятия (организационную структуру и технологию, т.е. организационные звенья, инструменты, способы выполнения и координации работ, рабочие продкуты), которая занимается стратегированием/маркетингом/продажами – и обеспечивает неразрывную связь этой части предпринятия с инженерной частью.

Инженерия предпринятия подобна системной инженерии, где в качестве целевой системы выступает само предпринятие. Основные отличия:

· Вместо инженерии требований говорят о стратегировании и/или целеполагании.

· Системную архитектуру называют архитектурой предприятия.

· Вместо проверок и приемок говорят об измерениях.

· Задачи операционного управления рассматривают более с менеджерской, нежели с инженерной точек зрения.

· Классические представления системной инженерии усложнены за счет того, что человеческие особенности заведомо сложнее любых технических систем.

Общим является то, что полноценное выполнение предпринятием своих функций требует тщательного проектирования и воплощения его инженером.

Управление технологиями 0 это замена практик: осознание и вывод из использования старых практик и освоение новых практик.

Есть отличия между развитием и совершенствованием предпринятия:

· Развитие – это смена технологии, совершенствование – сохранение технологии.

· Развитие – это управление технологиями, совершенствование – отлаживание технологии, ее «настройка», операционное управление.

· Развитие – продвижение в новые ситуации, совершенствование – занятие обороны в знакомой ситуации и продвижение за счет этого.

Управление технологиями страшно, ибо прекращает совершенствование, показывает бесперспективность совершенствования в применяющихся практиках.

Совершенствование комфортно и ведет к успеху, если рыночная ситуация не меняется. Если жизненные ситуации меняются, то совершенствование смертельно.

У предприятия различают производственные (целевые) проекты и проекты развития.

· Производственные – это проекты по оказанию услуг клиентам, проектированию, конструированию и изготовлению целевых для клиентов систем.

· Целевой системой проекта развития является технология производственного проекта (в части разворачивания новых инструментов и рабочих продуктов) и команда производственного проекта (в части образования членов команды новым дисциплинам и обучения их работе с инструментами и рабочими продуктами).

Закон Конвея утверждает, что «структуры определения целевой системы (продукта, изделия, сложного инженерного объекта, сервиса и т.д.) будут копировать будут копировать структуры коммуникации создающего его предпринятия.

Перефразируя: два модуля не смогут провзаимодействовать, если не смогут провзаимодействовать их создатели, поэтому для заработавшей системы структура конечных модулей будет отражать структуру коммуникации разработчиков.

Таким образом, структура целевой и обеспечивающей системы оказываются связанными. Плохо, если разбиение системы на модули игнорирует коммуникационную и организационную структуру разработчиков этих модулей.

Следствие Брукса: поскольку первые приходящие в голову архитектуры обычно плохи, то разбиение системы на модули неизбежно будет меняться по ходу проекта. Организация должна быть гибкой в плане изменения архитектуры.

Все наработки системного подхода вполне применимы к инженерии предпринятия:

· Предпринятия материальны (предпринятие есть люди, здания, сооружения, оборудование и другие ресурсы, среди людей есть договоренности по полномочиям в использовании этих ресурсов).

· Предпринятия состоят из структурных иерархий компонент, модулей, размещений.

· Предпринятие имеет жизненный цикл.

Нельзя недооценивать совершенствование. Предпринятие должно находиться в цикле непрерывного совершенствования.

Цикл непрерывных улучшений предпринятия представлен на рисунке 1.7.1.

1.7.1 Цикл непрерывных улучшений

Еще один известный цикл совершенствования – цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA). Он изображен на рисунке 1.7.2.

1.7.2 Цикл Шухарта-Деминга

Архитектура предпринятия

Условно любое предпринятие можно вообразить выполняющим инженерные проекты. При этом все инженерные деятельности можно переформулировать как «сервисы». Пример: благотворительный фонд – сервис для благотворителей. Получатели благ – бенефициары, но не клиенты.

Как любая система, предпринятие имеет определение и воплощение. Речь идет об ипостасях организационного и технологического решения предпринятия: распределение ответственностей и полномочий между людьми и подразделениями, а также – какие практики (технологии) поставлены на предпринятии.

Объекты определения предпринятия:

· Стратегии, описания целеполагания, бизнес-архитеуткры (аналог «требований»).

· Архитектуры предпринятия (основные организационные и логистические решения).

· Неархитектурные организационные и логистические (операционные) решения.

Есть две полярных точки зрения на определение предпринятия:

· Бесполезно выражать его в рабочих продуктах, ибо оно никогда не будет совпадать с реальностью.

· Мы ничего не сможем изменить в предпринятии, пока хоть как-то не определим его.

Определить/описать предпринятие – описать его в терминах объектов воплощения:

· Деятельность (компоненты: услуги, сервисы, функции, роли, полномочия).

· Подразделения (модули: сотрудники, здания, оборудования, материалы).

· Размещение (географическое нахождение ресурсов): распределение ресурсов по зданиям, странам, рынкам и т.п.

· Другие аспекты, интересные разным стейкхолдерам.

Виды практик описания деятельности:

· Технологии (дисциплины, рабочие продукты, инструменты).

· Работы (логистика: отслеживание выполнения работ ограниченными ресурсами предпринятия – процессные и проектные описания).

· Команда (упор на организацию тез, кто выполняет работы).

Организация – группа людей, зданий, материалов, в которой оговорены полномочия людей по распоряжению ресурсами, включая возможность поручать друг другу выполнение работ. Сущность организации – коммуникация в части координации выполнения работ.

Архитектура предприятия ничем особенным не отличается от архитектуры любой другой системы. Только компоненты, модули, размещения выглядят другим образом, плюс – принципиальные схемы выглядят по-другому. По сути, именно доля архитектуры предприятий были изобретены организационные диаграммы. Архитектурное описание предприятия состоит из ряда диаграмм, необходимых для того, чтобы понять устройство организации и поменять его в будущем.

Большинство архитектурных диаграмм изображают процессы, процедуры, практики, проекты, функции, структуры подчиненности и т.д.

Матрица Захмана

Важным методом (а вероятно и основным) проектирования архитектуры предприятия является матрица Захмана, изображенная на рисунке 1.7.3.

1.7.3 Матрица Захмана

Строки матрицы – ипостаси предприятия с точки зрения разных стейкхолдеров. Столбцы – различные элементы жизненного цикла каждой ипостаси. В клетки матрицы вносятся описания и диаграммы архитектуры элемента (их может быть несколько). Допускается вносить в клетки идентификаторы создаваемых документов.

Бизнес-архитектура

В архитектуре предприятия отдельно определяют, как предприятие будет получать возможности – бизнес-архитектуру. В бизнес-архитектуре особо выделяют сети пользы и бизнес-модели.

Сети пользы позволяют обсудить, как добавляется польза от выстраивания каких-то цепочек обменов. На основе восьми разных способов описания цепочек «добавления пользы» создан стандарт OMG VDML (value delivery modeling language). Альтернативный язык описания бизнес-архитектуры – OMG BMM (business motivation model).

Бизнес-модель – ответ на вопрос, «как заработать деньги на предмете деятельности». Есть много способов описания бизнес-модели (от текстовых описаний до моделирования в VDML), Сейчас одним из популярных является описание при помощи «порождения бюизнес-модели»: бизнес-модель описывается через ключевые деятельности, ключевых партнеров, ключевые ресурсы, структуру затрат, отношения с клиентами, сегментирование клиентов, предложение пользы, каналы продаж, источники доходов). Для удобства все это изображается на диаграмме-«холсте».

Следует помнить, что бизнес-архитектура является частью предпринимаетльского, а не инженерного взгляда. Архитектурой предприятия чаще занимаются не стратеги, а выходцы из айтишников, включая «бизнес-аналитиков», а бизнес-архитектура – часть менеджерской/стратегической деятельности.

Органиграмма предприятия

Органиграмма (организационная диаграмма) – структура подразделений, декомпозиция предприятия, его модульная структура. Подразделение в органиграмме представлено либо своим названием, либо своим руководителем.

Пример органиграммы предприятия приведен на рисунке 1.7.4.

1.7.4 Пример структуры организации

На диаграмме приведен пример организации, целью которой является разработка приложений – путеводителей для туристов. В нем выделены подразделения, занимающиеся разработкой программного обеспечения и контента для путеводителей, а также – коммерческий отдел (маркетинг и продажи) и дирекция, обеспечивающая деятельность организации. Управленческие решения по организации принимаются советом директоров, состоящим из генерального директора и руководителей подразделений верхнего уровня.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...