Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.4 Методы обработки данных. 1.2.5 Интерпретационные методы исследования




1. 2. 4 Методы обработки данных

Описанные выше эмпирические методы выявляют научные факты, что создает основу для последующей работы студента-исследователя по решению поставленных в курсовых (дипломных) работах задач и проверке истинности выдвинутых гипотез. Так как факты сами по себе не являются решением задач исследования, они должны быть проанализированы, правильно интерпретированы и обобщены. Это достигается с помощью специальных методов обработки данных. К ним относятся качественный и количественный (статистический) анализы.

  Качественный анализ предполагает установление различных свойств изучаемого объекта, дифференциацию полученного фактического материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно отражающих типы и варианты изучаемого психического (педагогического) явления, так и исключения. При качественном анализе особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся или развивающиеся проявления тех или иных качеств изучаемого объекта, так как это позволяет установить не только то, что характерно сейчас для ребенка с отклоняющимся развитием, но и предвидеть перспективы его дальнейшего психического, социального развития.

 Объективность результатов исследования достигается не только при их тщательном описании и качественной характеристике, всегда важно определить и доказать типичность изученного явления, найденного качества, закономерности. Это может быть сделано на основе количественной обработки материалов исследования.

 Статистические методы сегодня стали неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований, поскольку без них при решении целого ряда исследовательских задач невозможно дать объективную интерпретацию результатов измерений. Психолого-педагогические исследования, выполненные с использованием наблюдения, тестов, анализа продуктов деятельности и т. д., всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария, различные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений и др. Поэтому результат исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов. Это и обуславливает применение в студенческих квалификационных работах статистических методов обработки полученных данных.

Статистический анализ данных включает прежде всего описательную статистику – описание, подытоживание и воспроизведение полученных данных в виде таблиц и графиков, вычисление среднего для распределения результатов. При помощи правил индуктивной статистики выясняют, до какой степени можно распространить результаты, полученные на данной выборке испытуемых, на ту популяцию, из которой она выделена.

 Наиболее широко в психолого-педагогических исследованиях используются методы альтернативного, корреляционного, вариационного анализа. При альтернативном анализе количественно оценивается наличие или отсутствие различных свойств, признаков, качеств изучаемых явлений. Наиболее часто при этом используются различные процентные показатели, например, выраженное в процентах отношение между частью и целым и отношение между частями. Корреляционный анализ позволяет охарактеризовать степень взаимосвязи признаков психических (педагогических) процессов, вариационный анализ – степень индивидуальных различий изучаемых признаков у испытуемых.

Достоверность результатов, полученных каждым из рассмотренных методов, доказывается вычислением специальных коэффициентов достоверности (значимости).

Из отдельных эмпирических методов складываются своеобразные комплексные методики, имеющие особую направленность и специфику способов поиска. Это психолого-педагогическое (логопедическое) обследование.

  

1. 2. 5 Интерпретационные методы исследования

К интерпретационным методам психолого-педагогического исследования относят генетическийиструктурный.

Генетический методпредполагает анализ материала в плане происхождения, развития и преобразования тех или иных психических (педагогических) явлений с выделением отдельных фаз, стадий и т. д.

Структурный метод направлен на установление структурных связей между параметрами (характеристиками) изучаемого объекта.

Интерпретация данных, полученных в исследованиях детей с нарушениями в развитии, как правило, выполняется на базе двух критериев:

1) при качественном сравнении с нормой или эталоном, в роли которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологическом нормативе (СПН), с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;

2) при количественном сравнении с группой, последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.      

При проведении психолого-педагогических исследований детей с нарушениями в развитии огромное значение имеет правильный выбор методов сбора фактического материала, методов организации исследования, а также методов обработки и интерпретации материалов. Полные, глубокие, а главное объективные результаты могут быть получены в исследованиях, где реализуется комплексный подход при построении конкретной методики исследования. Успешному выполнению научной работы студентом-исследователем способствуют такие его качества, как контактность, инициативность в общении, эмпатия, наблюдательность, способность поддерживать у испытуемых (детей, педагогов, родителей) чувство доверия и симпатии.  

  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...