Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4 Методический аппарат исследования




 

Курсовое исследование и дипломная работа имеют определенную структуру, состоящую из следующих разделов:

¨ титульный лист (оформляется по образцу, данному в приложениях Б, В). Титульный лист входит в общую нумерацию работы, но номер на титульном листе не проставляется;

¨ содержание (последовательность всех разделов и подразделов работы с указанием страниц) (см. приложение Г);

¨ введение (см. пояснение ниже);

¨ основная часть (см. ниже: содержание основной части);

¨ заключение (общие выводы по работе);

¨ список использованных источников;

¨ приложение (если в нем есть необходимость). Приложение оформляется на листе формата А4 и подлежит сквозной нумерации.

Введение представляет собой обоснование выбранной темы и цели, описание методического аппарата исследования. Введение имеет определенную структуру и последовательность (см. приложение Д). Рассмотрим их по порядку.

Актуальность исследования. Обосновывается выбор тем, ее важность для науки и практики. Отмечается степень разработанности проблемы, указываются в хронологической последовательности имена ученых, занимавшихся ею. Обозначается авторское видение перспектив дальнейших исследований. Объем этой части может быть от одной до полутора страниц текста.

Цель исследования. Студент должен кратко, одной фразой сформулировать результат, на получение которого направлено исследование. Уместно употребление словосочетаний: «совершенствование коррекционного процесса…., оптимизация диагностики ….. (отклонения в развитии речи), внедрение инновационных методов в процесс… и т. д. »

Объект исследования. Указывает более общую часть научного знания, то есть проблему, в рамках которой предполагается проводить исследование. Например, объектами исследования могут являться такие проблемы: «готовность дошкольников с ЗПР к школьному обучению», «коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников», «ранняя диагностика недостатков речи у детей», «математика как учебный предмет в специальной школе» и др.

 Предмет исследования. Составной элемент объекта исследования, содержащий в себе проблему, решение которой должно дать положительный эффект. Например, предметами исследований могут быть соответственно: «тестовые методики для определения школьной зрелости дошкольников с ЗПР», «организация процесса коррекции ФФН у дошкольников в условиях массового детского сада», «новые элементы содержания в программе по математике в старших классах школы VIII вида, направленные на социальную адаптацию учащихся» и т. д.

Гипотеза исследования.   Обоснованное предположение и формулирование условий, при которых запланированная цель исследования окажется выполненной. Гипотеза должна представлять собой краткую и четкую, немногословную формулировку, хотя может иметь несколько пунктов.

 Исходя из гипотезы, выдвигаются задачи(этапы), которые необходимо решать в процессе выполнения работы. Задач может быть не менее 3-х.

Методологические и теоретические основы исследования. Эта часть является обязательной, как для курсовых, так и для дипломных работ. В ней дается ссылка на общенаучные (философские) законы и закономерности, которые определяют возможность существования процессов и явлений (проявлений), составляющих исследуемую проблему. Например, процессы познания, развития, перехода количества в качество, ребенок как открытая система, сознание как проявление индивида, культура как фактор воспитания личности, принципы гуманистической философии, психологии и педагогики и т. д. Кроме общенаучных основ, необходимо указать психолого-педагогические, то есть теории, положения, концепции, которые объясняют подходы и методы исследования.

 Например:

– теория возрастной периодизации в развитии ребенка (Л. С. Выготский);

– концепция культурно-исторического происхождения высших психических функций человека (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

– теория учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

– положение о зоне ближайшего развития ребенка в процессе обучения (Л. С. Выготский, Л. В. Занков) и др.

В работах по дефектологии методологической основой могут являться узконаправленные, специфические теории и концепции, например:

– теория компенсации дефекта (Л. С. Выготский);

– теория дизонтогенеза (В. В. Лебединский),

– исследования по общему недоразвитию речи Р. Е. Левиной,

– классификация задержек психического развития у детей К. С. Лебединской и др.

Методы педагогического исследования. Важнейшими методами при выполнении курсовых и дипломных сочинений по дефектологии являются:

§ анализ общенаучной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

§ анализ и обобщение опыта работы педагогов, наблюдение за деятельностью детей, сбор и анализ анамнестических данных;

§  описание и анализ биографических сведений;

§ метод эксперимента, включающий совокупность приемов наблюдения, обучения, коррекции недостатков развития;

§ диагностические методы (тесты, обучающий эксперимент, анкетирование, опросы и др. );

§ моделирование условий коррекционного обучения и воспитания;

§ методы статистической обработки материала;

§ интерпретационные методы.

Методы во введении пишут перечислением через точку с запятой после двоеточия. Пример: «Методы исследования: теоретические; наблюдения; эксперимента; моделирования; …; интерпретационные».

База исследования. В этой частиуказывается учебное заведение, где проводилась опытно-экспериментальное исследование.

Научная новизна исследования формулируется только во введении дипломной работы. Наличие теоретических положений, выводов, методических рекомендаций, к которым применимо положение «впервые…».

Теоретическая и практическая значимость исследования. В этой части введения следует кратко и четко изложить результаты, на которые удалось выйти студенту в процессе научно-исследовательской работы. Конечно, эти результаты могут быть весьма скромными. Например, подтверждение экспериментальным путем выводов теоретиков науки, подтверждение возможности применения известных приемов, методов, технологий в новых условия, на необычном контингенте детей, внедрение научных разработок в повседневную практику дошкольных и школьных образовательных учреждений и т. д. Можно указать конкретное учреждение, на базе которого происходила исследовательская работа, апробация результатов.

Структура исследования. Текст имеет стандартный вид, например:

«Структура исследования: курсовая (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (62 наименования), трех приложений на 15 страницах. В работе содержится пять рисунков, восемь таблиц, текст изложен на 54-х страницах».

Окончательно оформлять введение целесообразно на заключительном этапе работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...