Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Россия в глобальном обществе 6 глава




Обе чеченские войны показали и показывают, что системой блокпостов, “зачисток”, проведением спецопераций порядка там не наведешь. Почти ежедневно средства массовой информации сообщают о взрывах фугасов, ночных перестрелках в городах и поселках Чечни, Ингушетии, Дагестана. Более того, теракты уже пришли в Москву. Захват заложников на спектакле “Норд-Ост”, взрывы в Тушино, в центре Москвы, в метро, показали неподготовленность спецслужб и медиков к встрече со смертниками с поясами шахидов. Тактика абреков “набег – отход” продолжает приносить новые жертвы среди российских войск, МВД, ФСБ, спецназовцев.

Спецподразделения МВД и ФСБ, местные формирования, лояльные федеральным властям, испытывают затруднения еще и потому, что “все боевики вдруг стали “местными мирными” жителями. Они, если и носят военную форму, то эта форма российской армии. Цель такого переодевания – грабеж населения, особенно сельского. Оружие и зеленые повязки моджахедов, что носили они на голове, спрятаны в схроны. Он (моджахед) может приветствовать тебя, протягивать руку, казаться твоим другом, стреляя тебе в спину из-за угла, устанавливая фугасы, нападая на колонны”16.

Жилые массивы Грозного почти все лежат в руинах. Население обжило подвалы, где пребывает почти десяток лет, или ютится в лагерях беженцев. К русским оно относится, как оккупантам, представителям чуждой государственной власти. Немногим лучше отношение к лидерам Чечни и их ближайшему окружению, которые делят “экономический пирог”, получаемый из Москвы. “Массового” перехода боевиков на сторону “федералов” не произошло. Обусловлено это прежде всего “зачистками”. Часто на место “вычищенных” приходили родственники и друзья нынешних лидеров, бывшие боевики, чьи братья и родственники до сих пор воюют в отрядах боевиков. Однако после уничтожения известных руководителей боевиков, в том числе и самого Ш. Басаева в 2006 г., появилась надежда на скорейшее решение чеченской проблемы.

Президент В.В. Путин в рамках демократических процедур, дипломатических переговоров и референдумов ищет рычаги урегулирования конфликтов на Северном Кавказе, который имеет для России большое геополитическое значение. Здесь проходят /с. 221/ нефтепроводы и газопроводы, имеются подходы к углеводородам Каспия, а их около 15 млрд т. Вот почему к Закавказью и Северному Кавказу приковано внимание США, Великобритании, Турции, Ирана.

Плодотворнее всего в решении чеченской проблемы – переговорный процесс. Но представителем какого типа, руководителем какого рода племени вести эти переговоры, когда “каждый чеченец считает себя свободным человеком, главным для которого остается стремление жить по обычаям предков”.

Второй ход России – перекрыть финансовую поддержку экстремизма в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Лишение экстремистов источников финансирования – главное условие преодоления тех бед, которые выпали на долю народов республик Северного Кавказа.

В силу ряда причин, и прежде всего из-за боязни военных действий в Чечне, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, из-за межэтнических конфликтов, в южные края России постоянно прибывают новоселы из этих регионов. Кубанцы, ставропольцы уже давно бьют тревогу по поводу активного и беспрепятственного заселения региона армянами, грузинами, азербайджанцами, курдами, турками-месхетинцами, чеченцами, узбеками, крымскими татарами (возвращающимися обратно в сохраненные дома к предусмотрительно оставшимся здесь мужьям или женам).

За пять лет только в Краснодарском крае осело более 1 млн приезжих. И названные этнические группы (особенно мусульмане) дают основной прирост населения. Число курдов, например, выросло на 85%. По 10–12 детей бывает в семьях турок-месхетинцев, по шесть–восемь – в семьях чеченцев и крымских татар. И это на фоне вымирающего славянского населения. Уже через 10–15 лет этнический состав Краснодарского края, возможно, сменит свою славянскую принадлежность на кавказскую и мусульманскую17.

К 2003 г. 22 казачьих станицы переименованы в аулы, и этот процесс продолжается. И сопровождается он столкновениями на национальной почве, особенно среди молодежи. И не исключено, что Россия получит в этом регионе свое Косово.

Россия, поддерживая США в борьбе с международным терроризмом, подчиняясь законам, диктуемые ей западными партнерами (стремление вступить в ВТО, интеграция в западную экономическую систему, где тон задают глобальные транснациональные корпорации, т.е. рыночный неолиберальный фундаментализм), не только не победит исламский экстремизм в этой международной полицейской акции, но может превратиться в главное поле сражения между /с. 222/ двумя формами фундаментализма: западным и арабским. Но наибольшую опасность для нее представляет западный, неолиберальный фундаментализм, активно поддерживаемый католицизмом. Россия может погибнуть как страна, если будет поглощена западной цивилизацией.

В качестве противовеса силам, занимающим разными способами Южный регион, нужно использовать различные механизмы, в частности совместные действия Москвы, Баку, Тбилиси и Еревана. Закавказские республики, где ведущей конфессией является православие, могут выступить в качестве геополитического форпоста на южных рубежах России. Руководство Грузии и Армении, делая реверансы Западу и исламскому миру, все же понимают, что без помощи Москвы им не удастся сохранить территориальную целостность, утвердиться в качестве сколько-нибудь влиятельных стран в регионе, решить проблемы восстановления и развития экономики.

Если укрепления позиций России на Северном Кавказе, в Закавказье в начале XXI в. не произойдет, то создавшийся “вакуум силы” будет быстро заполнен: претендентов много, о чем мы уже говорили. Проникновение западных стран на Кавказ в качестве главной цели преследует вытеснение России из региона. Для нейтрализации этих геополитических поползновений необходим полномасштабный военно-политический союз, тесное экономическое и торговое сотрудничество России с республиками Закавказья и Средней Азии.

7.6. Каспий – море раздора

Узел геополитических противоречий более десятка лет назад завязался на Каспийском море. На нем сошлись интересы не только пяти стран, чьи берега омывает Хвалынское море (древнерусское название Каспийского моря), но и государств, чьи столицы находятся за тысячи километров от подбрюшья России. Главным фактором, склоняющим ситуацию вокруг Каспия, является наличие нефтяных месторождений. Существуют два подхода к разделу дна Каспия, который хранит в своих недрах, по различным оценкам, от 4 до 15 млрд т нефти и конденсата: первый – по 20% всем; второй – раздел по демаркационным линиям, обозначенным еще при Советском Союзе. За первый подход выступает Иран (в противном случае он получает не 20, а 12% каспийского дна) За второй подход выступают все остальные государства, спор только идет за конкретные месторождения нефти. Наиболее ожесточенно его ведут Азербайджан и Туркмения. Так, камнем преткновения являются месторождения Сердар, Осман, Хазар и Актын Асыр в /с. 223/ азербайджанском варианте они называются Кяпаз, Чираг, Азерн и Шарг). Притязания к Азербайджану имеет также Иран. Он претендует на нефтяные месторождения Араз – Аков – Шарг.

Россия придерживается тактики двусторонних соглашений. Иран же считает, что любые соглашения по Каспию могут считаться законными только тогда, когда они в порядке консенсуса признаны всеми прибрежными странами.

Наиболее привлекательным резервом Азербайджана является мелководная часть морского месторождения Гюнешли – единственного в республике не занятого иностранцами. Этот огромный резервуар черного золота и газового канденсата интересует не только российские нефтяные компании, но и американские, английские, французские. Миф о несметных богатствах Азербайджана усиленно раздувают американцы, утверждая, что в ближайшие 10–15 лет Баку получит со своих промыслов более 65 млрд долл. Надо только отдать эти месторождения во владения американским компаниям.

Но подтвержденных, реальных запасов нефти на шельфе азербайджанского сектора Каспия оказалось меньше, чем по прогнозам, выданным американскими специалистами в начале 1990-х гг. Это была сознательно ложная информация. Вашингтон внедрял и продолжает внедрять в головы лидеров Азербайджана мысль: вы богаты нефтью и газом, можете прожить и без России. Государственная нефтяная компания Азербайджана добывает около 9 млн т нефти в год, из которых не менее 70% поступает на два бакинских нефтеперерабатывающих завода. Для работы этих заводов на полную мощность такого количества “черного золота” мало. Для экспорта остается примерно 2,5 млн т. Это в 2 раза меньше объема, который должен поставляться на запад. Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан работает не на полную мощность.

В недалеком будущем трубопровод Баку – Новороссийск может прекратить свое существование. Азербайджан не гарантирует на будущее необходимые объемы прокачки нефти по этому маршруту. Но отказ от российского маршрута может обернуться для Баку немалыми потерями. Если государственная нефтяная компания Азербайджана лишится возможности экспортировать свою нефть на мировой рынок, то это негативно скажется на всей экономике страны. Такой шаг Баку, носящий явно конъюнктурный характер, – удар по бюджету республики. Азербайджан может недосчитаться 300–400 млн долл. от экспорта нефти18.

Главная надежда Баку связана с блоком месторождений Азери – Чирак – Гюнешели на шельфе Каспия. Его осваивает концерн /с. 224/ “Бритиш компании”. Он же возглавляет международный консорциум по строительству нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (его проектная стоимость свыше 3 млрд долл.). Президенты Азербайджана, Турции и Грузии своим присутствием “освятили” работы на терминале Санчагал. Соединенные Штаты представлял министр энергетики, заявивший что “администрация США и американский народ высоко ценят сотрудничество и дружбу с Азербайджаном”19.

Без политической поддержки США, с 1992 г. выступающих за создание маршрута транспортировки каспийской нефти, альтернативного российскому, этот проект никогда не состоялся бы. По словам американского министра, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан является “важной частью” нефтяной стратегии Америки, разработанной под руководством вице-президента США Р. Чейни. Этот нефтепровод протяженностью 1760 км потребовал много рабочей силы и техники. В числе подрядчиков строителей были французская нефтеперерабатывающая компания, российская компания “ЛУКОЙЛ” и др. Но почти все компании проявляют осторожность. По проекту нефтепровод должен прокачивать с 2005 г. 50 млн т нефти в год, но пока ее не хватает. Азербайджан в отличие от России и Казахстана еще не разрешил для себя удовлетворительно проблему разграничения морского дна с Туркменией и Ираном.

По признанию террористов Дагестана, организовавших взрыв в Каспийске республика “опутана спецслужбами арабских стран”20. Россия, учитывая сложное положение на Каспии, повышенный интерес к Кавказу и Средней Азии спецслужб и генштабов как арабских государств, так и стран НАТО, за последние пять лет удвоила свое военное присутствие в регионе. На Каспий передислоцированы боевые корабли из западных портов. В боевых учениях на море принимают участие самолеты-амфибии, патрульные корабельные вертолеты. Доукомплектована бригада морской пехоты. Достроен военный аэродром, где разместилась бригада морской пехоты, флотилия пополнилась новым крейсером.

В военно-морских маневрах на Каспии принимали участие корабли Азербайджана, что вызвало неудовольствие США. Но шаг, сделанный Баку без согласования с Вашингтоном, говорит о том, что политики бывшей советской республики, хотят проявлять самостоятельность. По данным военных источников, Баку одним из условий подписания в целом согласованного проекта договора по разделу Каспия назвал то, что Россия будет гарантом его военной безопасности в зонах бурения и добычи углеводородного сырья. /с. 225/

Свои услуги в этом плане предлагали и американцы. США проявляют большую заинтересованность в создании в Азербайджане военной базы, поскольку Армения и Азербайджан до сих пор противостоят в Нагорном Карабахе.

Вашингтон, опираясь не только на политические маневры, но и на военную силу (солдаты США размешены в странах Центральной Азии), потихоньку стравливает Азербайджан и Туркмению. Неизвестная прежде проблема демаркации границ уже неоднократно приводила Туркмению и Азербайджан на грань военного противостояния. Ашхабад требует от Баку прекратить разработку спорных месторождений до четкой делимитации границ на Каспии и определения их национальной принадлежности. Ашхабад считает, что они расположены в туркменском национальном секторе. На саммите в Ашхабаде в апреле 2002 г. президент Туркмении заявил о возможности развертывания боевых действий в районе спорных нефтяных месторождений.

Интерес к этим нефтепромыслам проявил и Тегеран. Не дремлют и агенты нефтеперерабатывающих арабских стран. Их интересуют реальные запасы нефти. Ими двигают экономические интересы: боязнь конкуренции на мировом рынке нефти.

Россия не вмешивается в распри между Баку и Ереваном. Ее главная задача на Каспии – предотвратить военное присутствие нерегиональных сил, которые могут нарушить систему безопасности в Каспийском море. Нерегиональные силы должны координировать с Москвой свои действия по всем проблемам, касающимся военной сферы и сферы безопасности.

Особую позицию по разделу дна Каспия, по координации военных действий прикаспийских государств занимает Туркмения. Она не прислала даже наблюдателей на военные маневры. Более того, внешнеполитическое ведомство Туркменистана заявило, что Ашхабад “считает нецелесообразным проведение масштабных военных учений на Каспийском море”. Туркменские дипломаты, отвернув взоры от России, ведут доверительные переговоры и Ираном о разграничении дна и выступили за выделение на Каспии так называемой срединной зоны для свободного международного судоходства. Но на если данного позицию поддержат другие страны региона, то это может ускорить сооружение суперпроекты века: судоходного канала Каспий – Персидский залив. Канал значительно сократит время на перевозку грузов по маршруту Юг – Север, принесет большие доходы всем пяти странам Прикаспия, включая и Россию. При такой перспективе все споры вокруг Каспия и его ресурсов постепенно уйдут в прошлое, если их не будут искусственно подогревать нерегиональные страны, желающие погреть руки как на строительстве, так и на эксплуатации “суперканала”. /с. 226/

Несмотря на скрытое и явное противодействие Ашхабада, “прикаспийские страны” достаточно близки к подписанию всеобъемлющей конвенции по Каспию. Проведена колоссальная работа, подготовлен ряд документов, которые на 80–90% согласованы. Однако туркменские лидеры оказывают наибольшее активное и пассивное сопротивление к подписанию Конвенции и для дистанцирования от России пошли на одностороннее прекращение действия соглашения с Москвой о двойном гражданстве. В результате около 100 тыс. русских, еще остающихся в республике, оказались перед тяжелым выбором. Диктаторский режим туркменбаши С. Ниязова -“всемогущего и богоизбранного хана” – лишает всех русских гражданских прав, включая право на собственность, владение недвижимостью, а может, и на жизнь. А если кто останется в туркменском подданстве, то будет ходить по струнке под недреманном оком спецслужб и регулярно приносить клятву верности “великому и неповторимому туркменбаши”.

Подписав контракт с Туркменией о покупке газа по цене 44 долл. за 1 тыс. м3, “Газпром”, по существу, оказал финансовую поддержку диктаторскому режиму. А “богоизбранный” Ниязов, зная о поддержке его действий США и НАТО, погрузил некогда цветущую советскую республику в пропасть беспросветной нищеты и средневековую тьму. Он позволяет себе откровенно издеваться над Россией, называя высший законодательный орган России – Госдуму “птичьим базаром”. Президент-диктатор “украсил” страну своими монументами, пышными дворцами, назвал своим именем города, заставил население страны денно и нощно прославлять ниспосланного Аллахом владыку Сапармурата.

Почему же в данном случае молчит Запад, защитники прав человека? Молчит Вашингтон, совсем недавно метавший громы и молнии по поводу отсутствия демократии в Ираке, Белоруссии. Борясь за демократию в Ираке, он подкреплял свои обвинения ударами бомб и ракет. Неужели туркменбаши с его бесчеловечным режимом, пытками в тюрьмах, наркотрафиком, бывшей дружбой с талибами, поборником свободы и справедливости?

Дело в том, что геополитически Туркмения занимает очень выгодное положение: ее соседи – Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Иран. Плюс ко всему огромные богатства – залежи нефти и газа, минерально-сырьевые ресурсы. Все это в свое время было открыто советскими геологами. С разрушением СССР интерес к Туркмении, как и ко всей Средней Азии и Казахстану, со стороны западных стран и США значительно возрос. НАТО уделяет много внимания Туркмении. Представители блока в августе 2003 г. внимательно наблюдали за ходом военных учений войск туркменбаши, которые /с. 227/ прошли на побережье Каспийского моря в районе бывшего Красноводска (ныне Туркменбаши). В учениях участвовали все рода войск вооруженных сил Туркмении21. Все объясняется просто: сегодня форпостом интересов США в Центральной Азии является Киргистан, а завтра военные базы НАТО появятся в Туркмении.

Важным фактором, усложняющим отношения пяти прикаспийских государств, являются проблемы экологической безопасности на море. После начала широкомасштабного освоения углеводородных запасов экологическое состояние Каспия вызывает тревогу. Казахстан первым начал нефтедобычу в заповедной зоне Северного Каспия, уничтожая Волго-Каспийскую рыбную экологическую систему. А азербайджанская акватория Каспия из-за нефтедобычи сегодня является мертвой зоной. Вследствии катастрофического загрязнения на Каспии началась массовая гибель рыбы и тюленей. Основной причиной, специалисты считают значительное повышение температуры воды в результате увеличения объема промышленных отходов. В погибших рыбах ученые обнаруживают повышенное содержание тяжелых металлов (в том числе особо опасных свинца, кадмия, цинка и ртути), а также нефтепродуктов. По последним данным, уже погибло более 250 тыс. т кильки, что составляет более 40% всего запаса этого вида. Массовая гибель кильки может привести к исчезновению более ценных пород рыб, в том числе осетровых. Вследствие отсутствия надежной охраны рыбных богатств Каспия за последние десять лет объем браконьерского промысла осетровых увеличился почти в 20 раз, что приносит браконьерам 9–10 млрд долл.22 Таким образом, интересы прикаспийских государств объективно сходятся в сохранении моря-озера, чтобы его не постигла плачевная судьба Арала.

7.7. Тбилиси: курс на Запад

Грузия под водительством Э. Шеварднадзе несколько лет объяснялась в любви НАТО и США. И надо отметить, что страны Запада и Турция охотно принимали эти реверансы и отвечали на них взаимностью: финансовой, военной, технической. Причин здесь немало, но есть две главные: геостратегическое положение Грузии, а также то, что каспийская нефть из Азербайджана через Грузию поступает в Турцию. На бывших военных базах в Грузии, построенных во времена СССР, откуда ушли российские войска, хозяйничают военные из Турции. Им активно помогают американцы. /с. 228/

После победы “революции роз” и прихода к власти М. Саакашвили стали интенсивно формироваться батальоны армейского спецназа, личный состав которого проходит подготовку под началом американских военных инструкторов в рамках программы США “Обучи и оснасти”. Американцы не только тренируют грузинский спецназ, но их самолеты системы AWACS (электронная разведка) летают над территорией Грузии, вторгаются в воздушное пространство России, “прослушивая, просматривая” территорию дислокации самого боевого в России Северо-Кавказского военного округа на 400–500 км. В этой ситуации задеваются интересы национальной безопасности России. Таким образом Россия “ставится перед необходимостью принятия мер с целью ограждения от возможных рисков, связанных с проведением НАТО разведывательной деятельности в непосредственной близости от границ России... Ни грузинская сторона, ни руководство альянса не информировали российскую сторону о целях такой воздушной разведки”23.

Опираясь на данные разведки, преследуя свои политические, экономические, военные и другие цели, Саакашвили потребовал от России прекратить политические и экономические отношения с республикой Абхазия, Южной Осетией и вывести оттуда миротворцев, иначе Грузия выйдет из состава СНГ.

Что так обеспокоило лидера Грузии? Прежде всего слухи о том, что для пресечения полетов американских самолетов-шпионов над российской территорией в Абхазии будут размещены российские зенитные ракетные системы С-300. “Налаживание отношений” с автономной республикой Абхазией, с Южной Осетией Саакашвили видит посредством “принуждения к миру”. Это можно сделать путем вывода российских миротворцев и введения в автономию сил ООН. То есть речь идет об интернационализации конфликта при опоре на дипломатическую и военную поддержку США, Великобритании, Франции, Германии и Турции.

Почему же президент Грузии упорно стремился отказаться от миротворческих усилий России и заменить ее войска в Абхазии на контингенты НАТО? Здесь действуют объективные и субъективные факторы. В Абхазии проживает много русских, украинцев, армян, греков, которые не хотят рвать связей с Москвой. На Россию приходится более 80% абхазского товарооборота, поэтому жизненный Уровень абхазов выше, чем у большинства грузин восточной и центральной частей республики. Этому способствовало также налаживание железнодорожного сообщения между Сочи и Сухуми, которое можно продлить до Батуми. На восстановление железнодорожного сообщения до Батуми понадобится не более полутора лет. /с. 229/

Такого мнения придерживаются грузинские и российские эксперты. В восстановлении движения Сочи – Батуми – Ереван заинтересована Организация сотрудничества железных дорог по вопросам создания скоростного и высокоскоростного движения в сообщении Европа – Азия. Но восстановление железнодорожного сообщения Сочи – Сухуми – Тбилиси – Батуми – Ереван еще Шеварднадзе обставлял рядом условий, многие из которых могут решить только лидеры автономий Абхазии, Аджарии, Южной Осетии.

Тбилиси испытывает нажим не только абхазцев, но и Еревана. Грузия для Армении – единственный коридор в Европу, и блокадное состояние тормозит развитие армянской экономики. Главными условиями для восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию являются политическая воля и гарантии безопасности в зоне конфликта. На восстановление железнодорожного сообщения потребуется, по подсчетам специалистов, около 62 млн долл., из них 2 млн – на проектировании, 60 млн – на восстановление полотна и инфраструктуры. У Тбилиси таких денег нет. Здесь могла бы помочь Россия. Но пока Москва и Тбилиси чаще говорят друг другу “нет”.

Население Абхазии стремится уйти из-под власти Грузии. Более 70% абхазов, русских, армян, греков, украинцев имеют российское гражданство, поэтому Абхазия не признает любой формы правления Грузии. Желание уйти из под опеки Тбилиси демонстрируют также Аджария и Южная Осетия. Народы этих республик не желают быть донорами Тбилиси, руководство которого находится на иждивении Вашингтона, а жизненный уровень простых грузин падает все ниже. Саакашвили, опираясь на США, стремится к установлению в Грузии режима личной диктатуры.

Летом 2006 г. южно-осетинский лидер Э. Кокойты заявил о намерении Южной Осетии войти в состав России или вступить в СНГ. Около 90% жителей автономии имеет российское гражданство, а оставшаяся часть населения подала заявки на его получение. Осетинского лидера активно поддержал президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков. Стремление автономных республик войти в состав России обусловлено не только экономическими причинами. В Грузии люди не уверены в завтрашнем дне, опасаются силовых действий как грузинских властей, так и чеченско-арабских боевиков, обосновавшихся в Панкисском ущелье Грузии. Большинство народа не только в названных автономиях, но и в восточной и центральной Грузии гораздо лучше своих правителей понимает, что значит быть другом России, и что значит быть ее врагом.

Грузия превратилась в региональный очаг нестабильности. Тбилиси использует бандитов, основательно устроившихся в Панкисском ущелье, для решения своих проблем в Абхазии и Южной Осетии. Этих бандитов считают самыми непримиримыми врагами России. /с. 230/ Поддерживать нестабильность в Чечне и на всем Кавказе, превращая его в огромную кровоточащую рану на теле России, поглощающую великое множество материальных и человеческих ресурсов, – задача, которую поставил перед собой Саакашвили, выполняя решения Вашингтона.

Антироссийский курс Тбилиси сформировался еще в 1997 г. Шеварднадзе был инициатором создания блока ГУАМ. В него сперва вошли Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. В апреле 1999 г. к ним на некоторое время присоединился Узбекистан. Члены ГУАМ открыто признавали свое стремление свести влияние России на территории бывших союзных республик до минимума и создать гомогенный территориальный пояс, который представлял бы собой идущую окружным путем вокруг России транспортно-торговую артерию, а также своеобразный буфер вдоль южной границ России, состоящей из государств, настроенных более или менее недружественно к России.

США открыто вмешиваются в жизнь Грузии. Они взяли под контроль избирательную компанию в республике, подготовив проект соответствующего избирательного кодекса и принципов формирования Центральной избирательной комиссии. Парламент Грузии только проголосовал за этот проект, подготовленный Администрацией Президента США под общим руководством бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера. Грузинская оппозиция считает, что принятый парламентом “план Бейкера” фактически является очередной уловкой разработчиков “революции роз”. Результаты выборов Саакашвили, набравшего 97% голосов, – это тотальная фальсификация, профинансированная США.

В июне 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча Президента РФ В.В. Путина и Президента Грузии М. Саакашвили. Основное внимание на переговорах было уделено положению дел в Южной Осетии и Абхазии, население которых в абсолютном большинстве – граждане России, и их желанию войти в состав Российской Федерации. На пресс-конференции Саакашвили заявил: “Мы никогда не согласимся с тем, что кто-то у нас заберет территорию”. Оказывается, референдум, после которого Черногория отделилась от Сербии, – это правильно (по их, грузинским и западным, стандартам), а референдумы в Абхазии и Южной Осетии, на которых народы сами определили свою судьбу, будут непризнанными.

7.8. Узбекистан – дрейф к России

После распада СССР официальный Ташкент долгое время стремился подчеркнуть свою независимость от России, направляя вектор своих геополитических усилий на Запад. Политические лидеры /с. 231/ страны надеялись получить от Запада, прежде всего от США, современные технологии и крупные инвестиции для решения своих социально-политических проблем. Однако взамен получили путч в Андижане в 2005 г., к чему приложил руку Вашингтон.

Для западных стран республика представляет немалый интерес. Она обладает природными ресурсами, имеет развитую шоссейную, железнодорожную и аэродромную сеть, построенную в советское время при активном участии русских специалистов и рабочих. Узбекистан по сравнению с другими республиками Центральной Азии имеет относительно развитую промышленность, располагает многочисленными учебными и научными заведениями, относительно однородным в этническом и религиозном отношении населением. Все эти факторы и подвигнули США в конце XX в. сделать Узбекистан своей главной опорой в Центральной Азии, разместить свои самолеты и обслуживающий персонал на аэродромах республики.

В октябре 2001 г. Вашингтон обнародовал соглашение с Узбекистаном, по которому Ташкент предоставляет Соединенным Штатам военные базы на своей территории в обмен на обещание обеспечить безопасность Узбекистана. Между двумя странами, как было записано в коммюнике, устанавливаются качественно новые отношения. В условиях пользования американцами узбекскими военными базами есть указания, что американские вооруженные силы могут “более широко использовать территорию Узбекистана”, т. е. в этой стране американцы хотели обосноваться надолго. И одной из задач, которую усиленно решает Вашингтон, – это вытеснение России с территорией от Центральной Азии до Кавказа.

Узбекские и западные специалисты не только занимались модернизацией аэродромов, но тщательно изучали возможности использования обходных шоссейных и железнодорожных маршрутов, выводящих к иностранным морским портам, минуя территорию России, а также транспортировки экспортных, импортных и транзитных грузов. Интерес к возрождению древнейшего караванного маршрута – Великого шелкового пути – проявляют не только страны Западной Европы и США, но и Япония. В те годы Ташкент не только охотно разрешил, но и присоединился к программе, которая получила название ТРАСЕК. Финансируется она Европейским союзом и поддерживается США. Основная цель, сформулированная в этой программе, состоит в том, чтобы вывести Узбекистан и другие страны (прежде всего Центральной Азии) из сферы влияния Москвы.

Но достичь этой цели американцы не смогли. Узбекистан и другие страны СНГ все еще используют транспортные и иные ресурсы России. Российская Федерация, как и в советские времена, является основным экспортером в Узбекистан жизненно необходимой /с. 232/ продукции. Кроме того, экономическое положение республики тяжелое. У Ташкента мало промышленных предприятий с законченным циклом производства, промышленность и сельское хозяйство растут медленными темпами. Для развития сельского хозяйства и нормального функционирования предприятий не хватает воды, оборудования и техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...