Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Применение по данному делу




174. Бесспорно то, что Заявительницы подверглись ракетному удару с воздуха, во время которого двое детей первой Заявительницы были убиты, а первая и вторая Заявительницы – ранены. Это включает жалобы всех трех Заявительниц в сферу действия статьи 2. (см. § 171 выше). Правительство заявило, что применение силы было оправдано в данном случае параграфом 2(а) статьи 2 и что причиненный вред не был преднамеренным.

175. С самого начала необходимо заявить, что способность Суда оценить законность нападения и планирование и проведение операции, сильно ограничена дефицитом предоставленной ему информации. Никакой план не был представлен, и никакая информация не была передана относительно планирования операции, оценки возможных угроз и ограничений, или иного оружия или тактики которые были в распоряжении летчиков, когда они столкнулись с обстрелом с земли, на который ссылается Правительство. Следует особо отметить то, что не было предоставлено никакой информации, объясняющей, что было сделано для оценки и предупреждения возможного нанесения вреда гражданскому населению, которое могло находиться на дороге неподалеку от того, что военные считали законными целями.

176. Суд также отмечает, что в документах, переданных Правительством в октябре 2004 г., делается ссылка на ряд новых доказательств, которые не были переданы Суду (см. §§ 90-97 выше). Несколько недатированных документов, на которых основываются выводы этого документа, не соответствуют другим доказательствам, представленным в материалах дела. Никакого пояснения не было подано ни относительно того, почему такие важные свидетельства, как показания техников и осмотр самолетов, не были собраны ранее, ни почему приложенные заявления летчиков противоречат их же показаниям, которые они, предположительно, дали ранее. Не понятно, почему этот документ, который увидел свет в мае 2004 г., был передан Суду и другой стороне только в октябре 2004 г. Поэтому Суд будет относиться к его содержанию с осторожностью.

177. Не смотря на это, документы, представленные сторонами, и следственное дело дают возможность сделать определенные выводы относительно того, планировалась ли и проводилась операция таким образом, чтобы избежать или свести к минимуму нанесение вреда гражданскому населению.

178. Суд признает, что ситуация в Чечне в то время требовала исключительных мер со стороны государства, необходимых для восстановления контроля над Республикой и для подавления незаконного вооруженного восстания. Эти меры, вероятно, могли включать в себя и применение военной авиации, вооруженной тяжелым оружием. Суд также готов признать что, если самолеты подверглись нападению со стороны незаконных вооруженных формирований, это могло оправдать применение летальной силы, что приводит ситуацию в сферу действия пункта 2 статьи 2.

179. Однако, по данному делу Правительство не предоставило убедительных доказательств в поддержку таких выводов. Такое нападение упоминается только в показаниях, которые дали два летчика и офицер воздушного наведения, (см. §§ 79-85 выше). Эти показания были взяты в октябре и декабре 2000 года, то есть, через год после нападения. Они неполные и в них делаются ссылки на заявления, сделанные этими свидетелями во время следствия, которые Правительство не раскрывает. Они сделаны почти в идентичных выражениях и содержат краткое и неполное описание событий. Их заявления, приведенные в документе от 5 мая 2004 г., включают в себя несколько иное описание обстоятельств обстрела самолетов с грузовиков, высоты, с которой летчики обстреляли первый грузовик и присутствия других автомобилей на дороге (см. §§ 90-97). При отсутствии всех заявлений, сделанных летчиками, и отсутствии объяснения очевидных несоответствий в них, Суд ставит под сомнение достоверность этих заявлений.

180. Правительство не передало никаких других доказательств, которые имели бы отношение к законности нападения, включая точный характер полетного задания летчиков и оценку предполагаемой угрозы и ограничений, отчета летчиков по возвращении, отчетов по заданию или других соответствующих пояснений, которые они, вероятно, должны были представить относительно использованных ракет и результатов удара, описания боевиков, которые якобы были убиты во время удара, или их имен, и т.п. В решении от 5 мая 2004 г. сделана ссылка на описание повреждений, нанесенных самолетам вражеским огнем, и утверждения техников. Эти документы не были предоставлены в распоряжение Суда, и Суд оставляет за собой право сомневаться в достоверности доказательств, которые появились через четыре с половиной года после рассматриваемых событий (см. § 176 выше). Далее, никто из других свидетелей, чьи показания были приведены, не упоминал грузовиков КАМАЗ, с которых могли бы быть обстреляны самолеты, или вообще присутствия вооруженных лиц в колонне. Осмотр места нападения, произведенный в августе 2000 г. выявил остатки грузовика Мерседес, принадлежавшего Красному кресту. Ни о каких остатках грузовика КАМАЗ не сообщалось (см. § 63 выше). Единственный не военный свидетель, который сообщил о том, что видел вооруженных людей на дороге в Грозный 29 октября 1999 г., упоминал автомобиль повышенной проходимости УАЗ в Самашкинском лесу, а не грузовик КАМАЗ (см. § 71 выше).

181. Согласно показаниям и признаниям Правительства, военные отвечали за военную операцию, которая привела к потерям, от которых пострадали Заявительницы. Правительство заявляет, что целью операции была защита людей от незаконного насилия в соответствии со значением статьи 2 § 2 (a) Конвенции. При отсутствии подтвержденных доказательств существования какой-либо угрозы или вероятности незаконного насилия, Суд сохраняет за собой определенные сомнения относительно того, можно ли вообще считать эту цель соответствующей обстоятельствам. Однако, принимая во внимание контекст конфликта в Чечне в то время, Суд в последующих параграфах допускает, что военные достаточно обоснованно предполагали, что имело место нападение или риск нападения со стороны незаконных повстанцев, и что воздушный удар был законным ответом на нападение.

182. Таким образом, допуская, что применение силы можно объяснить целью, изложенной в параграфе 2 (a) статьи 2, Суд рассмотрит, не были ли такие действия большими, чем было абсолютно необходимо для достижения этой цели. Суд, таким образом, будет изучать, на основе информации, предоставленной сторонами, и принимая во внимание вышеперечисленные принципы (см. §§ 168-173 выше), соответствовали ли статье 2 Конвенции планирование и проведение операции.

183. Заявительницы, сотрудники Красного креста и другие свидетели нападения единогласно показали, что они заранее знали о «безопасном проходе» или «гуманитарном коридоре» в Ингушетию для жителей Грозного, открытом 29 октября 1999 г. Этот исход был подготовлен и предусмотрен жителями, которые спасались от тяжелых боев. Они собрали свои пожитки, заранее договорились о транспорте и рано утром 29 октября 1999 г. выехали в поисках безопасного места. Первая и вторая Заявительницы с семьями договорились о микроавтобусе с водителем. Они сообщили, что 28 октября 1999 г. они попытались пересечь административную границу, но военные на блокпосту приказали им вернуться на следующий день. Третья Заявительница и ее семья с 26 октября 1999 г. ожидали объявленного «безопасного выхода» в селе Гехи, потому что обстрел Грозного стал слишком ожесточенным (см. §§ 14-16 выше). Нина Бурдынюк с мужем знали о «коридоре» и заранее заказали в транспортном агентстве грузовик для перевозки их самих и их вещей (см. § 55 выше). Работники Красного креста показали, что они планировали эвакуацию представительств на 29 октября 1999 г. для того, чтобы воспользоваться объявленным «безопасным проходом», о котором они сообщили в свою штаб-квартиру в Нальчике, и получили разрешение от местного командира повстанцев (см. §§ 46-48 выше).

184. Присутствие значительного количества гражданских автомобилей и тысяч людей на дороге в тот день подтверждено показаниями Заявительниц, работников Красного креста и других свидетелей, которые указали, что там была очередь автомобилей длиной в несколько километров. Правительство в своих показаниях от 28 марта 2003 г. пояснило, что 29 октября 1999 г. блокпост «Кавказ-1» на административной границе между Чечней и Ингушетией был закрыт, потому что он не мог справиться со значительным количеством беженцев, желающих пересечь границу (см. § 26 выше).

185. Заявительницы и сотрудники Красного креста упоминали приказ старшего офицера с блокпоста очистить дорогу и вернуться в Грозный, который был отдан около 11 часов утра. Похоже, что гражданские лица в колонне боялись за свою безопасность по пути назад, и они ссылались на заверения в безопасности, которые дал им этот старший офицер (см. §§ 17 и 48 выше). Как показали Заявительницы и другие свидетели, приказ повернуть привел к возникновению затора на дороге, заполненной легковыми автомобилями, автобусами и грузовиками. Некоторым пришлось ждать не меньше часа, прежде чем они смогли начать движение, которое было очень медленное, по крайней мере, сначала (см. §§ 17, 18 и 48 выше).

186. Все это должно было быть известно властям, которые планировали военные операции 29 октября 1999 г. поблизости автострады Ростов-Баку, и должно было напомнить им о чрезвычайной осторожности, с которой необходимо применять летальную силу.

187. Из показаний офицера воздушного наведения, который был идентифицирован как «Сидоров», следует, что он получил приказ на выполнение задания 29 октября 1999 г. накануне вечером. Задание состояло в предотвращении движения тяжелого транспорта в сторону Грозного с целью остановить снабжение повстанцев, защищавших город. Ни он, ни, очевидно, летчики не были информированы об объявлении в тот день «безопасного прохода», о котором знали все гражданские. Они также не были предупреждены военными с блокпоста «Кавказ-1» о большом количестве беженцев на дороге, движущихся в сторону Грозного по их приказу (см. § 79-80 выше).

188. Из показаний офицера воздушного наведения следует, что офицеры передового воздушного наведения обычно летят на борту самолета когда предусматривается выполнение задания поблизости от позиций федеральных сил. Отсутствие офицера передового воздушного наведения на борту во время выполнения задания 29 октября 1999 г. означало, что для того, чтобы получить разрешение на применение оружия, летчики должны были связаться с офицером воздушного наведения в центре управления полетами, который не мог видеть дорогу и не мог принимать участия в какой-либо независимой оценке целей.

189. Все это поставило гражданских лиц на дороге, включая и Заявительниц, под очень большую угрозу быть рассмотренными военными летчиками как удобные цели.

190. Пилоты, в показаниях, переданных Суду, сообщили, что они нанесли удары по двум отдельным грузовикам КАМАЗ на участке дороги между селами Шаами-Юрт и Кулары, которые находятся на расстоянии около 12 километров друг от друга. Они утверждали, что в тот момент на дороге никого не было, за исключением этих двух грузовиков. Никто не задавал им вопросов с целью объяснить жертвы среди гражданского населения (см. §§ 81-85). Из документа, датированного 5 мая 2004 г. следует, что в какой-то момент после марта 2003 г., летчиков вновь допросили, и они сообщили, что после обстрела первого грузовика, из лесу выехал второй грузовик, который попал в зону поражения ракеты (см. §§ 92-93 выше).

191. Офицер воздушного наведения в своих показаниях заявил, что он ничего не знал о каких-либо жертвах среди гражданского населения до дня собеседования, то есть, пока не прошел год с момента этого события (см. § 79 выше). Суду трудно с этим согласиться, поскольку Красный крест немедленно передал информацию о жертвах соответствующим органам власти, которые уже в ноябре 1999 г. инициировали некое расследование происшествия. В пресс-релизе российских ВВС было объявлено об уничтожении 29 октября 1999 г. на дороге в направлении Грозного колонны грузовиков с боевиками и боеприпасами, и отвергались обвинения в том, что гражданским лицам мог быть причинен ущерб вследствие воздушного налета (см. § 32 выше).

192. Суд считает слишком большими разногласия между показаниями офицера воздушного наведения и двух летчиков о том, что самолеты запускали свои ракеты по двум изолированным грузовикам, и многочисленными показаниями пострадавших об обстоятельствах нападения. Правительство объясняло жертвы тем, что за очень короткий промежуток времени между запуском ракет по грузовикам и их попаданием в цели, колонна, которую до этого летчики не видели, появилась на дороге и пострадала из-за большого радиуса поражения примененных ракет. Суд не принимает такого обоснования, которое не может объяснить неожиданного появления такого большого количества транспортных средств и людей на дороге в это время. Более того, аргументам Правительства противоречит огромная масса других доказательств, предоставленных Суду.

193. Во-первых, из сообщений свидетелей следует, что несколько автомобилей в колонне были поражены прямыми попаданиями – грузовик Мерседес, принадлежавший Красному кресту, кабина которого была уничтожена, автобус ПАЗ и грузовик КАМАЗ, заполненный беженцами. Третья Заявительница сообщила, что ее автомобиль ГАЗ с вещами был уничтожен прямым попаданием. Это исключает случайное поражение шрапнелью вследствие большого радиуса поражения.

194. Во-вторых, Заявительницы, сотрудники Красного креста и другие свидетели сообщили, что нападения не были моментальными, а продолжались несколько часов, возможно даже четыре часа. Летчики и офицер наведения сообщили время первого удара, около 14.05-14.15, но они не указали, даже приблизительно, время второго удара. В своих комментариях по поводу приемлемости заявлений, Правительство указало на время нападения, как 14.05-14.20 и 15.30-15.35 (см. § 28). Допуская, что первая ракета была запущена около 14.00 по тому, что летчики называют «отдельным» транспортным средством на пустой дороге, при дальнейших пусках, которые были произведены, по крайней мере, через полтора часа, невозможно было не заметить другие машины. Установлено, что за время этого довольно значительного отрезка времени, летчики совершили несколько пролетов над дорогой, снижаясь и поднимаясь с 200 до 2000 метров. Видимость была хорошей, и они не могли не заметить многочисленных автомобилей на дороге. В пресс-релизе ВВС, опубликованном вскоре после событий, говорилось о «колонне грузовиков с боевиками и боеприпасами» а не о двух отдельных автомобилях (см. § 32 выше).

195. Военные использовали чрезвычайно мощное оружие для достижения своих целей. Согласно выводам местного следствия, было выпущено 12 неуправляемых ракет С-24 «воздух-земля», по шесть с каждого самолета, что составляет полную боевую нагрузку. При взрыве каждая ракета образует несколько тысяч единиц шрапнели. А ее радиус поражения превышает 300 метров (или 600-800 м, как сообщается в некоторых документах – см. §§ 30 и 88 выше). Таким образом, имел место ряд взрывов на относительно коротком отрезке дороги, заполненном машинами. Все, кто в этот момент находились на дороге, подвергались смертельной опасности.

196. Вопрос точного количества жертв остается открытым, но Суду предоставлено достаточно доказательств, для того, чтобы предположить, что в таких условиях их могло быть значительно больше, чем цифры, которые назвали местные следователи. Суд также принимает к сведению отчет правозащитной организации «Human Rights Watch» по поводу этого и других происшествий, во время которых нападения совершались на гражданских лиц, которые спасались от военных действий. Суд не обнаружил никакой разницы между ситуациями, в которых оказались все три Заявительницы, в смысле уровня опасности, которой они подвергались.

197. Вопрос очевидной непропорциональности примененного оружия был поднят также Батайским гарнизонным судом в решении от 14 марта 2003 г., которое отменило решение о закрытии расследования, и в котором было отдано указание о проведении нового расследования.

198. Кроме того, неспособность Правительства воспользоваться положениями какого-либо национального закона, регламентирующего применение силы войсками или силами безопасности в ситуациях, подобных данной, хотя сама по себе и недостаточна для того, чтобы сделать вывод о нарушении государством его позитивного обязательства защищать право на жизнь, имеет в обстоятельствах данного дела прямое отношение к соображениям Суда относительно пропорциональности ответа на нападение (см. mutatis mutandis, вышеуказанное решение по делу Мак Канна, § 156).

199. В итоге, соглашаясь с тем, что применение 12 неуправляемых ракет С-24 «воздух-земля» 29 октября 1999 г. имело под собой законные основания, Суд не может согласиться с тем, что операция возле села Шаами-Юрт была спланирована и проведена с должной заботой о жизни гражданского населения.

200. Суд считает, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции относительно обязательств страны-ответчика защищать право на жизнь трех Заявительниц и двух детей первой Заявительницы – Илоны Исаевой и Саид-Магомеда Исаева.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...