Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели




Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде-

лить ее существенные структурные составляющие, организующие

взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие

Противостояние позиций участников.

Возникновение конф-

ликта в рамках проблемной ситуации можно распознать по отчет-

ливому показателю: существующие различия социальных позиций,

интересов, доступа к дефицитным ресурсам и информации участ-

ники начинают трактовать как основания для противопоставления

друг другу. Каждая сторона утверждается во мнении, что справед-

ливое распределение такого рода благ неправомерно тормозится

другой. Нередко подобное положение дел конфликтологи назы-

вают противоречиями. Но такая трактовка ошибочна, поскольку

чаще всего участники конфликта хотят одного и того же — владеть

ценностями, доступ к которым ограничен;

более того, они одинаково аргументируют свое желание, прибегая

к лозунгам общественного блага, социальной справедливости, свя-

щенности собственных прав и т. п. В этом случае следует искать не

противоречия между сторонами, а те аспекты ситуации, в отноше-

нии которых их позиции становятся несовместимыми и сталкива-

ются. В первом случае речь идет о наличии в конфликтной ситуа-

ции двух или более группировок, претендующих на место, которое

может занимать только одна из них, и готовых к борьбе за него. Во

втором — о том, что члены этих групп прибегают к нападкам друг

на друга, взаимной критике, агрессивному поведению при любом

удобном поводе.

Обычно это порождает противостояние, которое стороны оп-

равдывают определенными идеологиями. Они могут быть тради-

ционными для общества, заимствоваться в других культурах или

изобретаться применительно к данному случаю и иметь специфич-

но групповой характер. Но чаще всего стороны используют поли-

тическую конъюнктуру, оперируя идеологемами тех политических,

национальных, религиозных движений, которые находятся в цент-

ре общественного внимания.

Итак, утверждение участников взаимодействия об их несов-

местимости в рамках ситуации и его оправдание конъюнктурны-

ми соображениями указывают на предмет соперничества

и расстановку противоборствующих сил. Этот показатель

может помочь выделить границы конфликта и провести различие

между теми, кто тяготеет, старается отмежеваться, проявляет ней-

тралитет по отношению к каждой из сторон. Иными словами,

очертить круг участников конфликтной ситуации и конфликтного

взаимодействия.

Силовое обеспечение противостояния.

Позитивные шансы

конфликтующих групп на победу существенным образом зависят

от их силовых характеристик, выражаемых в следующих показа-

телях. Во-первых, потенциал согласованной активности. Ему соот-

ветствуют такие наблюдаемые признаки, как сплоченность груп-

пы; эффективность совместных действий; гибкое чередование

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

инициативы и выжидания. Эта характеристика позволяет судить

об эффективности противодействия группы атакам соперника.

Во-вторых, степень групповой идентификации. Она прояв-

ляется как сходство поведения и высказываний членов группы в

отношении защиты ее границ, целостности, разделяемых норм,

предпочтений; общность представлений о ситуации и о сопернике.

Осознанное использование ими таких стереотипов способствует

формированию субкультуры, обеспечивающей символы группо-

вой принадлежности и основания для сплоченности во взаимо-

действии с соперником. Эта характеристика позволяет судить о по-

тенциале группы, которым она располагает, чтобы противостоять

нарушениям ее целостности.

В-третьих, характер внутренней регуляции. О нем можно су-

дить по соотношению длительности периодов атак и от-

ступлений, с одной стороны, и по эффективности проявлений

активности — с другой. Чем длительнее и эффективнее периоды

активности группы, тем более действенными можно считать меха-

низмы ее внутренней регуляции. В этом случае они помогают под-

держивать рациональное распределение и пополнение ресурсов

так, чтобы по возможности сохранять наступательную позицию группы в

системе взаимодействия.

Силовые показатели позволяют оценить

вероятность разворачивания конфликтного взаимодействия в со-

ответствии со сценарием, предлагаемым более активной стороной.

Ресурсное обеспечение участников.

Динамика конфликтного взаимодействия и его исход опреде-

ляются физическими, социальными, технологическими, интеллек-

туальными возможностями членов группы, уровнем ее социальной

организованности, широтой и прочностью ее социальных связей,

степенью общественной поддержки. Все это определяет группо-

вые ресурсы, используемые, во-первых, для укрепления ее пози-

ций, расширения сферы влияния и контроля в ситуации (конструк-

тивный потенциал); во-вторых, для нанесения ущерба противнику

(деструктивный потенциал). При оценке обоих типов потенциала

можно опираться на следующие группы показателей.

Технологические ресурсы. Они определяются такими призна-

ками, как необходимая степень обеспеченности группы материаль-

но-техническими средствами; уровень общекультурной и специ-

альной компетентности членов группы, достаточный для решения

задач, возникающих в ходе взаимодействия; степень наличия у ли-

деров навыков рефлексивного поведения, позволяющих предви-

деть действия соперника и последствия собственной активности.

Социально-организационные ресурсы. К ним можно отнести

необходимую достаточность ролевой дифференциации группы и

такую организацию взаимодействия, при которой мера согласо-

ванности зависимости и функциональной автономности обеспечи-

гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие

вает оптимальный для группы подход к решению текущих задач;

стиль руководства в группе и его соответствие характеру их реше-

ния; эффективность механизмов, регулирующих действия членов

группы в отношении друг друга и соперников. Это внутригруп-

повой уровень. Однако такого рода ресурсы определяются и поло-

жением группы во внешней социокультурной среде. В этом случае

следует выделить широту и интенсивонсть внешних связей груп-

пы; влиятельность других участников взаимодействия и их ролевое

распределение (см. описание участников конфликта); механизмы

поддержания устойчивых внешних связей и их эффективность.

Личностные ресурсы. Они определяются личностными харак-

теристиками исполнителей ключевых для взаимодействия ролей

(например, тех, кто несет ответственность за выработку решений,

за идеологию группы, за организацию групповых действий и взаи-

модействий и т. п.). Эти характеристики следует оценивать по та-

ким параметрам, как соответствие личностных черт функциональ-

ной специфике выполняемых ролей; уровень культурной компетентности;

эмоциональная реактивность; устойчивость к стрессу;

склонность к агрессивности и риску.

Как уже отмечалось, эти совокупности ресурсов одновремен-

но используются для решения задач, направленных как на подде-

ржание позиции группы, так и на ослабление противника. Поэтому

ресурсы необходимо оценить еще с одной важной точки зрения.

Соотношение конструктивного и деструктивного потенциа-

ла участников. Речь идет о признаках, указывающих, на что расходу-

ется количественно наибольшая и качественно наилучшая часть

ресурсов: на реализацию групповых интересов или на победу над

противником. Эти признаки имеют прямое отношение к решению

проблемной ситуации.

Показатели ресурсного обеспечения группы позволяют судить

о том, сколь долго и с какой интенсивностью она будет осущест-

влять свой сценарий поведения во взаимодействии.

Коммуникативные возможности участников

Структура коммуникации при конфликтном взаимодействии яв-

ляется важной его составляющей, которая определяется тем, какая

информация передается сторонами друг другу, а какая утаивается;

какими каналами информационного обмена они располагают и

насколько эффективно ими пользуются; какими выразительными

средствами они пользуются и с каким результатом. С этой точки

зрения коммуникативный потенциал, позицию в процессах ин-

формационного обмена и эффективность участия в них для каж-

дой из сторон можно оценить в соответствии с рядом ключевых

показателей.

Во-первых, позиция в коммуникативных се-

тях определяется набором таких признаков, как качество и коли-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

чество доступных источников и каналов информации; реальное

их использование в соотнесении с соперником; возможности

препятствовать ему в полноценном участии в информационном обмене.

Это

позволяет оценить, какие структурные элементы этого пространства

наиболее доступны и подконтрольны им.

Во-вторых, коммуникативная компетентность сторон опреде-

ляется набором следующих признаков: умение использовать куль-

турные коды, применяемые в ситуации взаимодействия (средняя

нормативная лексика, специализированный профессиональный

язык, жаргон, невербальные выразительные средства); в нужные

моменты выражаться либо четко и определенно, либо в неясной

и двусмысленной форме, либо утаивать собственные намерения и возможности; наблюдать,

слушать в ситуации взаимодействия; «прочитывать» за явными вы-

сказываниями и действиями скрытый смысл. Это позволяет судить

об эффективности переработки информации в группе.

В-третьих, о структуре участия сторон в коммуникативных

процессах можно судить по таким ключевым признакам, как со-

отношение инициирования и приема сообщений; частота исполь-

зования определенных коммуникативных каналов и средств воз-

действия в сравнении с соперником; соотношение истинных

сведений и дезинформации в сообщениях, предназначенных для

него; степень понимания его сообщений.

С помощью таких показателей можно выявить, благодаря каким каналам

обмена информацией, с помощью каких выразительных средств,

каким образом они контролируют ход (структуру) этого

процесса. Иными словами,

оценить эффективность коммуникативного поведе-

ния сторон в контексте конфликтного взаимодействия.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что форма и интен-

сивность конфликтного взаимодействия зависят от средств и воз-

можностей, которыми располагают и пользуются стороны в процес-

се решения проблемы, иными словами, от организации имеющего-

ся потенциала для реализации эффективных действий. Его можно

определить в соответствии с предлагаемым набором показателей.

Демонстрируемое противостояние позволяет фиксировать участ-

ников и границы конфликтной ситуации. Изучение расстанов-

ки сил дает возможность увидеть динамику соотношения позиций

в ситуации. Выявление ресурсного обеспечения участников стано-

вится основанием для прогнозирования интенсивности и длитель-

ности противоборства. Прояснение их коммуникативных возмож-

ностей делает доступной для наблюдения структуру информацион-

ного обмена и контроля в процессе взаимодействия. Предлагаемый

набор показателей является необходимым и достаточным для оцен-

гла ва 2. Конфл икт и ко нфл икт ное вза имодейст вие

ки потенциальных возможностей сторон как активных участников

конфликтного взаимодействия. Их необходимость обусловлена

выделением фундаментальных ресурсов сторон, без которых само

взаимодействие не могло бы осуществляться. Их достаточность

заключается в определении всех ключевых аспектов ситуации, де-

терминирующих динамику взаимодействия: участники и границы

взаимодействия, его структура, содержание, интенсивность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...