Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные схемы заполнения ящичков,




Работа с которыми будет способствовать

Развитию речи

Детская комната

Пробуждение

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Тапочки — штанишки (юбочка) — кофточка.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Пижама, тапочки, штаны, кофта.

2. Снимаю пижаму, надеваю тапочки, надеваю штаны, надеваю кофту.

Комментарии

1. Вначале речевое сопровождение может быть кратким: обозначайте каждое действие ребенка только одним словом, добиваясь от ребенка понимания и повторения (вариант 1). Слово произносите несколько раз в момент работы (возможно, с вашей помощью) рук ребенка с предметом.

2. Постепенно уточняйте фразы, присоединяя к известным ребенку существительным одинаковый набор изучаемых в данное время глаголов (в данном случае «снимаю надеваю»), и продолжайте тренировать понимание и воспроизведение усложняемых фраз: рука на предмете — проговаривайте его название (тапочки); рука начинает производить действие (одевание) — проговаривайте глагол (вариант 2).

3. Фразу стройте от первого лица, поскольку малыш должен параллельно учиться самоидентификации (выделение собственного «Я» у таких детей часто затруднено): хоть рука и двигается благодаря взрослому, малыш должен осознавать, что действие он производит сам (озвучивая действие, производимое ребенком, вы «переводите» внутренний монолог ребенка на русский язык, тем самым заставляя мышление ребенка упорядочиваться).

Утренняя гимнастика

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Две пластмассовые гантели — мячик — скакалка - каштаны.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Гантели, мяч, скакалка, каштаны.

2. Беру гантели, беру мяч, беру скакалку, беру каштаны.

3. Беру гантели: вверх-вниз; беру мяч: вверх-вниз (подбрасывает); беру скакалку: вниз; беру каштаны: вниз (раскидываем и ходим по каштанам).

4. Беру гантели, поднимаю вверх... (позднее — «опускаю») вниз и т. д.

Комментарии. Вы можете использовать различные упражнения в качестве утренней гимнастики, а также хорошо вводить музыкальное сопровождение для ваших игр (для начала выбирайте тихую фоновую музыку, постепенно прибавляйте громкость). Главное правило: для первых занятий движения с предметами выбирайте однообразные (одни и те же предметы поднимайте вверх и вниз, например). Разучивая новые глаголы-действия, начинайте прыгать через одни и те же предметы-препятствия и т. д. Смысл утренней гимнастики, помимо сохранения бодрости и физического здоровья, - в отработке навыков работы по инструкции, расширении словарного запаса крохи (в частности отработка глаголов-действий, предлогов и наречий), который должен в процессе занятий нарабатываться постепенно и на наглядных примерах.

Игра «Уборка»

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Носки — перчатки — колготки.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Носки, перчатки, колготки.

2. Собираю носки, собираю перчатки, собираю колготки.

3. Собираю носки и кладу, собираю перчатки и кладу и т. д.

4. Собираю носки и кладу в ящик и т. д.

5. Собираю носки под столом (на стуле, за шкафом и т. д.) и кладу в ящик и т. д.

Комментарии. Разбросайте по комнате несколько видов предметов одежды (вначале не больше трех). Поставьте на полочку соответствующее число ящичков (в данном случае пустых), над ними расположив схему, указывающую, в какой ящичек какой предмет необходимо класть. По вашей команде, например «носки!», малыш должен собрать в первый ящичек все носки. Не забывайте, что, поднимая каждый экземпляр, вы вместе должны называть его вслух. Позднее, когда словарный запас ребенка подрастет, давайте ребенку подсказки, например: «под стулом», «на столе», «за шкафом». И при необходимости ведите кроху за руку в соответствующем направлении, повторяя «над...», «под...» или «за...», давая потрогать обозначенное словами место, оценить его расположение в «системе координат». Таким нехитрым образом малыш не только названия одежды может выучить, но и предлоги, и порядковый счет, если в схеме ящички вы предварительно пронумеруете (или будете пересчитывать собранные предметы и складывать их количество в ящичек, содержащий соответствующую цифровую маркировку). К тому же с помощью этой игры вы можете научить ребенка определять цвета, а также различать понятия единственного и множественного числа (на схеме укажите, например, что в первый ящичек нужно положить один красный носок, а во второй много синих, три желтых или пять разноцветных).

Ванная комната

Утренний туалет

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Расческа —зубная щетка — зубная паста — стаканчик для полоскания рта -— полотенце.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Расческа, щетка, паста, стакан, полотенце.

2. Беру расческу, беру щетку, беру пасту, беру стакан, беру полотенце.

3. Беру расческу— расчесываюсь; беру щетку, беру пастух— чищу; беру стакан - полощу; беру полотенце - вытираюсь.

4. Беру расческу — расчесываю волосы; беру пасту — выдавливаю и т. д.

Комментарии. Постепенно добавляйте к речевому сопровождению действий ребенка все новые подробности. Не забывайте при этом разъяснять их смысл ребенку, добиваясь синхронности текста и действий. Следите, чтобы нарастание словарного запаса происходило последовательно: новые слова должны ложиться на устойчивую, понятную ребенку «базу», которую малыш не только понимает, но и употребляет в речи. Глаголы в начале обучения, пока ребенок не определился с самоидентификацией, употребляйте от первого лица: если ребенок выполняет действие и его проговаривает, он должен говорить: «я беру», а не «...берем». Постепенно из слов, которыми малыш в состоянии оперировать, выстраивайте новые речевые конструкции: если раньше все ваши предложения были предельно простыми, начинайте использовать сложноподчиненные предложения, составленные из того же набора слов. Например, скажите не «беру щетку, чищу зубы», а «беру щетку, чтобы почистить зубы». Между фразами «беру» и «чтобы чистить» первое время можно вклинивать вопрос «для чего?» — таким образом, параллельно малыш будет осваивать смысл союзов, союзных и вопросных слов, а вы будете тренировать понимание речи и способность к оперированию речевыми данными — гибкость мышления.

Принятие ванны

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках):

1. Ящичек для обуви (носков) — ящичек для шортиков (юбочки) - ящичек для майки (кофточки) — ящичек для трусиков.

2. Ящичек для мыла — ящичек для губки — ящичек для лейки — ящичек для утенка и т. д. — ящичек для полотенца.

3. Ящичек для трусиков - ящичек для майки — ящичек для шортиков - ящичек для носков (обуви).

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.1. Тапочки (носки), шорты, майка, трусы.

1.2. Мыло, губка, лейка, утенок... полотенце.

1.3. Трусы, майка, шорты, тапочки.

2.1. Снимаю тапки (носки), снимаю шорты, снимаю майку и,т. д.

2.2. Беру мыло, беру губку, беру лейку и т. д.

2.3. Надеваю трусы, надеваю майку и т. д.

3.1. Снимаю и кладу тапки (позднее — «снимаю с себя...»), снимаю и кладу шорты и т. д.

3.2. Беру мыло —— намыливаю, беру губку -— намыливаю, беру лейку — набираю (позднее —— «набираю воду», «набираю воду и выливаю») и т. д.

3.3. Беру трусы и надеваю и т.д. аналогично 3.1.

Комментарии. В данном случае целесообразно использовать как пустые ящички, в которые, готовясь к приему ванны, малыш будет последовательно складывать свои вещи, проговаривая свои действия, так и ящички, наполненные игрушками, губками и мылом, предметы из которых ребенок будет подавать вам во время купания по вашей команде. Таким образом, одновременно будут отрабатываться навык работы по инструкции, понимание речи, ее воспроизведение, а также навыки самообслуживания, моторика и т. д. Полная ванна воды — идеальное место для развития речи детей с дефицитом внимания, повышенным мышечным тонусом конечностей, детей гиперактивных: вода (так же как и песок) способствует расслаблению и концентрации внимания за счет отсутствия в поле зрения других доступных раздражителей, кроме демонстрируемого взрослым. Поэтому используйте водные процедуры в работе с ребенком каждый день. Следите, чтобы выполняемые ребенком действия не меняли порядка (изо дня в день и в рамках одной процедуры). Если малыш начал раздеваться с тапок, а одеваться следует начать с трусиков, — поменяйте порядок ящичков на противоположный (такую «рокировку» производите ежедневно). Порядок действий в данном случае сохранит порядок мыслей, не даст им запутаться. А отдельные ящички, символизирующие отдельное действие, дадут возможность сконцентрироваться перед выполнением действия и вспомнить слова, это действие обозначающие.

Кухня

Прием пищи

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Поднос — ложка — салфетка— тарелка — порционная еда — стакан с питьем.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.Поднос, ложка, салфетка, тарелка, котлета, салат, компот.

2.Беру поднос, беру ложку, беру салфетку, беру тарелку, беру котлету и т. д.

3.Беру поднос, беру и кладу ложку, беру и кладу салфетку, беру тарелку, беру и кладу котлету, беру и кладу салат и т. д.

4.Беру поднос, беру и кладу ложку на поднос и т. д.

Комментарии. Постоянность процедур питания повышает результативность запоминания, а стимулируемый аппетитом интерес к еде способствует концентрации внимания ребенка, поэтому развивать речь в часы приема пищи просто необходимо. Последовательность действий, сопровождаемых одними и теми же словами, повторяется три раза в день, поэтому выучить глаголы действия, используемые в это время, для ребенка будет проще всего. Со временем малыш освоит и названия кулинарных шедевров. Как только у ребенка наметился речевой прогресс, усложняйте задания, заставляя ребенка реагировать на предлоги, наречия, меняйте глаголы. Например, если обычно вы клали все необходимое ребенку в ящички, попробуйте положить вилку поверх ящичка (за или под него) и прокомментируйте ее местонахождение. Привлекайте ребенка к уборке посуды (в ящички, из которых предметы были взяты), ее вытиранию, мытью и последующему раскладыванию в ящички. В процессе приготовления еды и за трапезой изучайте состав блюд, анализируйте принадлежность ингредиентов к определенным группам продуктов: овощи, фрукты, мясо, хлеб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...