Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы восприятия мира. Модальности




Общаясь с человеком, можно значительно повысить эффективность коммуникации, если использовать его способы восприятия окружающего мира. Если ранее мы изучали отражение поведения человека, то теперь очередь дошла до отражения типа мышления собеседника, что является еще одним видом подстройки.

Любой человек получает информацию извне с помощью зрительных, слуховых, кинестетических (осязательных), обонятельных и вкусовых каналов восприятия. При этом еще существует дискретный канал восприятия информации — получение информации путем анализа, обобщения и логических выводов из уже имеющейся информации.

Основными каналами восприятия информации считаются зрительный, слуховой, кинестетический и дискретный, а обонятельный и вкусовой часто включают в кинестетический.

Несмотря на то, что любой человек пользуется всеми каналами восприятия, не исключая дискретный канал, он неосознанно отдает предпочтение тому или иному способу.

Одни мыслят с помощью образов, некоторым проще всего воспринимать слуховую информацию, третьи наибольшее впечатление испытывают от кинестетической информации, четвертые постоянно анализируют и делают выводы. Как следствие, некоторым легко найти общий язык друг с другом просто потому, что у них один и тот же канал восприятия является наиболее предпочтительным, а другим сложно — потому что у них наиболее предпочитаемыми являются разные каналы восприятия.

Все, что когда-то человек пережил, видел, слышал, понимал, представлено на его «карте мира» в виде звуковых, зрительных и осязательных образов. Два человека, вспоминая о каком-то одном и том же событии, могут описать это событие, используя совершенно разные способы. К примеру, рассказывая о каком-то веселом мероприятии, один может говорить о «блестящем, ярком, насыщенном событии», а второй — о «шуме, гаме, громких песнях и болтливых гостях». То есть первый собеседник для описания пережитого обращается к своему опыту и воспроизводит в памяти картинку (зрительный образ), а второй - звук (слуховой образ).

Каналы восприятия информации называют модальностями внутреннего опыта, или репрезентативными системами.

Слуховая память называется аудиалъной модальностью, зрительная — визуальной модальностью, опыт движений, прикосновений, ощущений — кинестетической, логические выводы из уже имеющейся информации — дискретной модальностью.

Соответственно, человека, у которого предпочитаемая модальность – визуальная, называют визуалистом. Человека, отдающего предпочтение слуховым образам, называют аудиалистом. Человека, на которого наибольшее влияние оказывает опыт ощущений (кинестетика) — кинестетиком, а предпочитающего логику — дискретиком. Наиболее предпочитаемая тем или иным человеком модальность называется ведущей.

Но человек не просто предпочитает получать информацию через какой-то определенный канал, с помощью какой-то ведущей модальности, он и для описания своих впечатлений, использует определенные слова, указывающие на вид его ведущей модальности. Предпочитаемый тем или иным человеком канал восприятия информации необходимо учитывать, если вы хотите эффективно общаться. Вы ведь хотите, чтобы он понимал вас, соглашался с вами? Для этого вам необходимо говорить на его языке.

Внимательно слушайте собеседника. Слушайте то, что он говорит, и понимайте его слова буквально. Чтобы он понял вас, формулируйте свои предложения в ведущей модальности собеседника. Слушайте собеседника, он сам указывает вам на свою ведущую модальность, он указывает вам на нее своими словами.

Слова, которые определяют ведущую модальность человека, называют «словами-предикатами», это могут быть и существительные, и глаголы, и наречия, и прилагательные.

Любой человек для выражения своих мыслей выбирает слова, связанные с его ведущей модальностью. Используя в разговоре предикаты, которые относятся к ведущей модальности вашего собеседника, вы повысите эффективность вашего общения в несколько раз.

«Нужно говорить с людьми на привычном для них языке. Если вам это удается, слушатели скажут себе: "Боже, он сказал то же самое, о чем я сам думал". А если они начнут вас уважать, то последуют за вами до конца своей жизни. Причина того, что они последуют за вами, кроется вовсе не в том, что вы олицетворяете собою некое таинственное, недоступное пониманию руководство. Она в том, что вы их понимаете, что вы на их стороне».

Ли Якокка, «Карьера менеджера»

Ниже приводится список примеров использования слов-предикатов в повседневной речи:

 

Визуальные

Панорама, картина, блестеть, воображение, отражать, контур, прозрение, форма, очертания, фокус, четкость, визуализировать, перспектива, прояснять...

Аудиальные

Тембр, звенеть, слово, слух, немой, замолчать, говорить, темп (скорость речи), акцентировать, монотонный, глухой, звонок, рифма, громкий, тон …

Кинестетические

Взять, сдавать, чувствовать, сжать, температура, давление, текстура, ощущение, хватать, вручать, трогать, прикасаться, фактура, ребристый …


Обонятельные

Запах, аромат, свежий, благоухающий, душистый, дымный, спертый, вонючий, душный…

Вкусовые

Вкус, соленый, вкусный, сладкий, привкус, кислый, терпкий, сочный, горький …

Дискретные

Ситуация, оптимизация, предложение, частное, логика, последовательно, схема, план, соответственно, сформулировать, алгоритм, сумма, логично.

 

Ниже приведены примеры употребления слов-предикатов при построении некоторых фраз и оборотов.

 

Визуальные фразы и обороты

Слишком туманные перспективы.

Сейчас я обрисую вам ситуацию.

Мы можем поговорить с глазу на глаз.

Это моя точка зрения.

Он провел блестящую игру.

Я вижу, что ты имеешь в виду.

Это выглядит многообещающе.

Она ослепила меня своим блеском.

Мои перспективы расплывчаты.

Сейчас я проясню все вопросы.

Потрясающее зрелище.

Без тени сомнения.

Сфокусируйся на своей цели.

 

Аудиальные фразы и обороты

Он прислушался к моим советам.

Ее голос до сих пор стоит у меня в ушах.

Я вас внимательно слушаю.

Тишина наполнила комнату.

Звучит великолепно.

Крикливая реклама.

Слово за слово.

По правде говоря.

В одно ухо впустил; в другое выпустил.

Звонить в колокол.

Это громко сказано.

Кинестетические фразы и обороты

Чешутся руки.

Он скользкий тип.

Он палец о палец не ударил.

Хладнокровный человек.

Убийственный аргумент.

Он и пальцем не тронул.

Прикуси язык.

Держи себя в руках.

Схватился за эту мысль.

Загореться желанием.

Человек с холодным сердцем.

 

Обонятельные и вкусовые фразы и обороты

Свежий, как роза.

Навязло в зубах.

Ядовитое замечание.

Кислая мина.

Горькая правда.

Горькая пилюля.

Слащавый человек.

Обдать ароматом.

Подсластить пилюлю.

 

Дискретные фразы и обороты

Предполагалось, что в сумме они дадут беспрецедентный эффект.

Действовать в соответствии с планом.

Необходимо найти пути для оптимизации сложившейся ситуации.

В данной ситуации применим следующий алгоритм действий.

Естественно, не все слова могут быть отнесены к той или иной модальности, такие слова называют нейтральными. К примеру, «знать, понимать, думать, решать, помнить, медитировать, понижать, оценивать, намереваться, осознавать, учить, мотивировать, изменять, сознательный, относиться» и т. д.

В то же время некоторые слова могут быть отнесены к той или иной модальности в зависимости от того, в каком контексте они употребляются.

Например, предикат "легкий" может быть связан либо с кинестетической репрезентативной системой, либо с визуальной, в зависимости от контекста его употребления, а, например, предикат "напрягаться" в таком предложении, как: "Тело ее напряглось...", может относиться визуальной или кинестетической репрезентации, потому что опыт, описанный в данном предложении, можно проверить тактильно или визуально, наблюдая за напряжением мышц на теле.

Чтобы сориентироваться в тех случаях, когда вы не уверены, о какой именно репрезентативной системе идет речь в том или ином случае, задайте себе вопрос о том, что бы вы сделали для проверки описания, задаваемого предикатами в предложении, в котором они присутствуют.

Любой собеседник будет понимать вас, если вы будете оформлять информацию тем способом, которым ему удобно ее принимать. В том случае, если ваш собеседник отдает предпочтение визуальной модальности, ему гораздо проще будет воспринять информацию, оформленную с помощью соответствующих слов-предикатов.

Думаю, вам приходилось быть свидетелем следующей ситуации, когда один человек говорит другому: «Ты только взгляни, тебе сразу станет все ясно!», а другой возражает ему: «Нет, ты послушай то, что я говорю!». Естественно, эти двое не приходят к общему решению, удовлетворяющему их обоих. Причем возможно, что говорят они об одном и том же исходе решения, но каждый видит его по-своему и совершенно не слышит собеседника.

Рассмотрим данный случай подробнее.

Ясно, что первый из разговаривающих — визуалист, он до посинения будет обрисовывать своему собеседнику блестящие ходы и яркие перспективы его способа решения волнующего их вопроса и предложит ему в итоге принять свою точку зрения.

Но результат он получит прямо противоположный ожидаемому — его собеседник не примет его сторону. Возможно, они так и не придут к общему знаменателю, но возможен идругой исход.

Если первый собеседник догадается услышать второго и станет говорить ему о звучном успехе, гармоничном развитии, будет призывать его прислушаться, тогда, несомненно, он добьется того, чего хочет: второй собеседник услышит его и примет предлагаемое звучное решение.

Хотите, чтобы собеседник понял вас? Используйте предикаты, соответствующие его ведущей модальности.

Использование предикатов, соответствующих ведущей модальности собеседника, называют подстройкой к речи. Это еще один способ построения и поддержания раппорта.

Если ранее вы подстраивались к поведению собеседника, то теперь вы способны отразить его речь, тем самым усиливая свое влияние на него.

Когда ваш собеседник говорит вам «Посмотри!», он не просто предлагает вам увидеть нечто. Общаясь с вами, он конструирует для выражения своей мысли какой-то внутренний «образ» и именно его предлагает вам увидеть. Ваш собеседник оформляет свою мысль в некий «образ» и сам основательно реагирует только на «визуальные аргументы».

Существует некоторая закономерность в том, какую модальность предпочитает тот или иной человек. Однако это не является правилом!

Наиболее распространенным и являются визуальная и кинестетическая модальности. При этом предпочтение визуальной модальности чаще характерно для женщин, в то время как для мужчин характерно предпочтение кинестетической репрезентативной системы.

Менее распространены аудиальная и дискретная модальности. Аудиальной модальности чаще отдают предпочтение музыканты, артисты разговорного жанра и некоторые руководители. А дискретную репрезентативную систему предпочитают обычно программисты, математики, физики и бухгалтеры.

Прежде чем вплотную заняться присоединением к речи собеседника, полезно разобраться с тем, какую собственно модальность предпочитаете лично вы. Вам будет проще присоединяться к речи собеседника, если вы сможете моментально переключаться с языка своей модальности на язык его репрезентативной системы, сможете легко подбирать и использовать понятные ему предикаты.

Допустим, вы — визуал, а ваш собеседник — кинестетик, естественно, если вы хотите, чтобы он вас понял, вам нужно использовать соответствующие его модальности предикаты, говорить на его языке.

Вы, как любой другой человек, имея свою ведущую модальность, привыкли использовать в своей речи соответствующие вашему типу мышления предикаты. И в тот момент, когда вы решите использовать предикаты, соответствующие иной модальности, у вас могут возникнуть затруднения, как, например, когда вам что-то нужно сказать на иностранном языке (особенно незнакомом, кабардинском, к примеру).

Для того чтобы неловких ситуаций с переходом на язык иной модальности не возникало, необходимо практиковаться в преодолении речевых ограничений, которые накладывает ваша ведущая модальность. Нужно учиться переводить слова с языка одной модальности на язык другой.

Умея практически моментально перестроить свою речь, подстраиваясь к предикатам собеседника соответствующим образом, вы сможете повысить эффективность вашего общения, увеличить степень воздействия на человека.

«Секрет хорошей коммуникации заключается не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как вы это говорите. Чтобы создать раппорт, подстройтесь к предикатам другого человека».

Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор,

«Введение в нейролингвистическое программирование»

 

Степень эффективности вашего контакта напрямую зависит от вашей способности увидеть, услышать, почувствовать или сделать выводы о доминирующей модальности вашего собеседника, а также вашей способности формулировать свои мысли и идеи понятным человеку образом. Иначе говоря, степень эффективности вашего общения в немалой степени зависит от имеющегося у вас запаса слов для перевода с языка одной модальности на язык другой модальности.

Присоединение к речи собеседника (или собеседников) имеет такое же значение, как отражение позы, дыхания или движений.

 

Практическая часть

Для того чтобы и пополнить запас слов и понять способ перевода языка одной модальности в другую, необходимо заполнить таблицу 1 – Взаимный перевод языка модальностей. Для примера в таблице заполнены две первые строки.

Правильность заполнения таблицы 1 можно проверить, обратившись к приложению 2.

Таблица 1

Взаимный перевод языка модальностей

 

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические Дискретные
Обдумать Осветить Обговорить Прочувствовать Просчитать
Лишенный ощущений Слепой Глухой Бесчувственный Действует на основании разума
Установка        
Проявлять настойчивость        
Продемонстрировать        
Испускать что-либо        
Отсутствовать        
Обычный, привычный        
Занятный, привлекающий внимание        
Быть внимательным        
Игнорировать        
Сделать заметным, привлекающим внимание        
Замечать        
Воспроизвести, повторить        
Изложить        
Придумать        
Привлечь внимание к чему-либо        

 

Литература: [2], [6], [7]

Практическое занятие №4

«Глазные сигналы доступа»

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...