Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие агрессивности и агрессии, основные подходы




Рождественский Даниил Валерьевич

Тема «Связь ценностных ориентаций и агрессивности в студенческом возрасте»

Специальность 37.03.01 «Психология»

Дипломная работа студента 4-го курса очно - заочной формы обучения

Допущен к защите на ГАК Заведующий кафедрой теории и истории психологии РГГУ   Д-р. псих. наук, проф. _______________ Кудрявцев В.Т «___»__________ 2017 г.       Научный руководитель Д-р. псих. наук, проф. _______________ Мишина М.М    

Москва 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ....................................................................................................................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы связи ценностной ориентации и агрессивности …………………………………………………………………….................................................................................5

1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные подходы……………………………………………...5

1.2. Причины агрессивности, ее виды …………………………………………………………………………….........9

1.3. Понятие ценностных ориентаций, виды ……………………………………………………………………..16

1.4. Особенность формирования ценностных ориентаций в студенческом возрасте…...20

Глава 2. Эмпирическое исследование связи агрессивности и личностных ориентаций в студенческом возрасте …....................................................................................................................28

2.1. Описание методик……………………………………………………………………………………………………………28

2.2. Характеристика выборки...................................................................................................................................................33

2.3. Корреляционный анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и агрессивности студента при помощи ранговой корреляции Спирмена……………………………………………….…...34

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….46

Приложение 1…………………………………………….………..........................................................................................................50

Приложение 2…………………………………………….………..........................................................................................................52

Приложение 3…………………………………………….………..........................................................................................................56

Список использованной литературы…………………………………………….………................................................57

Введение

Актуальность темы. Разностороннее исследование человеческой агрессивности затрагивается во многих психологических работах. Факты необычайно высокого сосредоточения агрессии в современном обществе, отсутствие адекватного и однозначного научного ответа о причинах этого комплексного явления делают проблему исследования агрессивности в разных вопросах одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Стереотипы, неадекватный фанатизм, шутки на уничижительную тему и оскорбления - конкретные проявления нетерпимости, которые зачастую имеют место в жизни части людей на улицах и на пространствах Интернета. С каждым годом в России растет нетерпимость по отношению к социальным группам, имеющим другие эстетические и ценностные особенности. Наиболее чувствительно это ощущается в молодежной среде, заканчивающей школу и поступающие в высшие учебные заведения. Именно в этот период человек формируется как сознательная личность со своими ценностями и подходами к жизни. Таким образом, именно изучение современного поколения в разрезе ценностной толерантности может быть объектом пристального исследования.

Степень научной изученности проблемы – научный анализ литературы на данную тему говорит об отсутствии должной изученности связи агрессивности и ценностной ориентации. Большое количество работ посвящено взаимосвязи между личностной агрессивностью или агрессивным поведением и различными структурами личности. Однако связь между агрессивным поведением и ценностными ориентациями в исследованиях изучено недостаточно.

Цель дипломного исследования – исследовать связи агрессивности и ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Объекты исследования – понятие агрессивность и ценностная ориентация

Предмет исследования -связь агрессивности и ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Гипотеза исследования – агрессивность зависит от типа ценностной ориентации в студенческом возрасте.

Задачи дипломного исследования:

1) Раскрыть понятие агрессии и агрессивности, ее основных подходов

2) Раскрыть причин агрессивности и ее видов

3) Раскрыть понятия ценностных ориентаций и ее видов

4) Раскрыть формирование ценностных ориентаций в студенческом возрасте

5) Провести эмпирическое исследование с целью выявления связи агрессивности и ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Характеристика методов исследования – в данной дипломной работе будут использоваться следующие методы исследования:

1) теоретический анализ источников литературы

2) эмпирический метод исследования – в виде методики «Несуществующее животное», опросника агрессивности Басса – Дарки, опросника «Ценностные ориентации Рокича»

Особенности структуры работы – состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы связи ценностной ориентации и агрессивности

Понятие агрессивности и агрессии, основные подходы

Сегодня понятие агрессия рассматривается в широком контексте. Для того чтобы понять агрессивность конкретной личности, необходимо уточнить смысл и значение данного определения.

В течении долгого периода тема изучалась многими учеными. При этом нет и не было единого мнения об этом термине.

Во первых, агрессия изучается как угрожающее поведения для кого – либо. Во – вторых, агрессия должна быть связана с обидами и оскорблениями. В – третьих, агрессия – это возможность причинения другому лицу различный ущерб. На настоящий момент, большинство ученых предпочитает следующее понятие.

Агрессия – это форма поведения, имеющая цель оскорбить или причинить ущерб другим без умысла провоцировать такое поведение по отношению к себе[1].

Некоторая часть теоретических учений изучают проблему агрессии и насилия. Особенность в том, что эти учения не смогут дать ответ на многие проблемы, но помогают изучить и объяснить конкретную составляющую вопроса.

Исходя из теории психоанализа в итоге действия разных причин без возможного проявления созревает агрессивная деструктивная энергия. Если подавлять или блокировать эмоции, то в результате может возникнуть тревожность и неполноценность. В итоге это может повлечь к разным видам дезадаптации.

С точки зрения Фрейда, агрессия инстинктивно присуща индивиду. Напряжение внутри есть следствие противоречий инстинктов и нормами поведения человека в социальной среде. Насилие может быть направлено как на себя, так и на внешний мир. Агрессия имеет врожденное происхождение от инстинкта смерти. При этом агрессия неизбежна потому что энергия разрушения направлена себя вместо другого человека[2].

Агрессия – изначально присущий любому субъекту инстинкт. Как считает Лоренц, агрессия равно «инстинкту смерти» Согласно его теории, агрессия с самого начала формируется из врожденного инстинкта борьбы за выживание любого живого существа[3].

Как считает Фромм, фрустрация желание и потребностей – привычно для общества, при помощи которого появляется насилие и агрессивное поведение. Социум постоянно создает у субъекта меры поведения и черты характера, в том числе и насилие. Психика настроена на агрессию и насилие поскольку существует связь бессознательного и сознания. Борьба человека со своей темной стороной влечет душевные переживания – такие как возрождение, преодоление и душевную гибель[4].

Психолог К. Хорни считал агрессию и насилие элементом базисной тревожности, создающее состояние «движение против людей», которое точно приведет человека к состоянию конфликта с другими, насилию и агрессивному поведению.

Агрессию с точки зрению противопоставления теории влечения рассматривали А. Басс, Д. Доллард, А. Берковц, А.Бандура, Д. Уотсон. С их точки зрения, агрессивность это ситуационное явление. Реакция агрессии на разные раздражители создается с помощью положительного непрерывного подкрепления разных агрессивных актов. При этом пристальное наблюдение за агрессивностью и ее подкрепление провоцирует создание крайней степени агрессивности с переходом в личностную черту.

Как считает К. Роджерс, вынужденные ответные действия на ограничение свободы и права выбора.

Как писали Е.В. Ольшанская и В.А. Троск, у индивида агрессивность это форма поведения и также способ генерировать отрицательное изменение личностного уровня.

И.А Невский, В.И. Гарбузова, А.И Захарова, В.Н. Петрунск). И.А Невский, С.А Беличева, М.А.Алемаксин изучили специфику дединквентного поведения подростков и условия их изменения. С.Ф Сироткин видел агрессивность как объект педагогической оценки.

Ричардсон и Бэрон взяли в качестве основы два понятия:

1) агрессивное поведение как форму поведения с целью нанесения вреда другому

2) агрессивность как характеристика личности

 

О.Ю. Михайлова сделала акцент на нетрадиционном подходе – агрессия как поведение, решающее неудовлетворенное состояние и основанное на поисковой деятельности. Она проявляется как самостоятельная форма поведения, но состоя из элементов поисковой активности, сохраняет таким образом характеристики своего происхождения[5].

Сегодня существует популярное мнения, что агрессивность – комплексное явление, складывающееся под действием биологических, социальных и психологических факторов. Психологическое виды поведения:

 

1) когнитивное

2) эмоциональное

3) волевое

На их базе создается определенная модальность агрессивности: либо конструктивная, либо деструктивная. Как считает Е.В. Ольшанская, появляется возможность диагностики уровня социализации свойств агрессивности складывающейся личности.

Изучив основные подходы в понятиях агрессивности и агрессии, можно сказать, что:

1) Агрессия как форма коллективного или индивидуального поведения проявляется как желание причинить психологический ил физический ущерб

2) Агрессивность – относительно константная черта личности, которая становиться заметной при готовности применить агрессию и в закономерности воспринимать поведения других людей как недружественное. Если эта черта стала одной из основных качеств личности, то она может определять общие черты поведения.

Если суммировать вышесказанное, то не существует одного мнения о понятии агрессии и ее источнике. Сегодняшняя научная отечественная база отечественной и зарубежной психологии не дает полного представления о всех проявлениях агрессивности. Нет полного освещения данной темы, поскольку исследователи касались конкретной стороны агрессивности, а не вопроса в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...