Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование ценностных ориентаций в студенческом возрасте




За последние годы развитие ценностных ориентаций российской молодежи стало активно исследоваться учеными. По этой теме проводились исследования Н.А. Буравлевой, Н.А. Долгушиной, С.С. Королевой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой и др. Созданная ситуация изменения общественного строя с переоценкой ценностей указала исследователям на возможность изучения изменения в ценностных ориентаций россиян.

Особая социальная группа (студенты) постоянно привлекает внимание в социологических, психологических, педагогических исследованиях потому, что именно она является индикатором совершающихся перемен и обусловливает возможности развития общества. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения. В условиях нивелирования сформировавшихся устоев, неизбежен и процесс переоценка ценностей. Эта кризисная ситуация больше всего проявится в сознании данной социальной группы.[14]

Именно молодое поколение – это индикатор и субъект социальных перемен. Поэтому эту огромную инновацию нужно разумно использовать. Сегодняшняя молодежь должно определить множество приоритетов в разных сферах жизни. Поэтому от результат решения будет зависеть сохранение и передача фундаментальных базовых ценностей, развития страны следующему поколению[15].

По словам Е.Л. Рудневой: «Необходимым компонентом жизненного самоопределения студентов, который выражается в ценностном выборе ведущих научных идей, своего образа гражданина, проектировании себя как гражданина и как профессионала являются ценностные ориентации»[16]

В учебное заведение каждый абитуриент приходит со своими ценностными ориентациями, которые сформировались у него еще в школьные годы под влиянием семьи. Зачастую они узко личностны. Исходя из своих возможностей, профессиональное образование может иметь влияние на ценностные ориентиры учеников. В то же время происходит их отдаление от семьи, может быть даже территориальное (к примеру, переселение в другой город), а в том месте предыдущие ценностные ориентиры не получают обычного подкрепления примером извне и начинают заменяться на другие.[17]

Ценностные ориентации личности показывают картину и образ жизни, формируют мотивацию, демонстрируют особенности поведения студента в процессе обучения в вузе и направление его деятельности.

Ценностные ориентации - одна из фундаментов формирования студентов: определенная направленность образа жизни, приоритет шкалы ценностей их сознания, развития комплекса позитивных качеств для активно-деятельного участия в жизни общества.

В ценностных ориентациях студенческой молодежи образование относится к инструментальным ценностным ориентациям. Это связано с установкой студентов на получение диплома, который дает шанс найти хорошую работу. Высоко оплачиваемая работа закладывает базу материального благополучия, дает возможности формирования более высокого социального статуса, качества жизни, профессионального роста. Эта позиция даст возможность охарактеризовать уменьшение значимости общечеловеческих ценностей, несогласованности ценностей и норм. Поэтому, высшее образование в молодежной студенческой среде приобретает прагматическую и инструментальную ценность.

Современное студенчество характеризуется индивидуализацией ценностных ориентиров. Если при мировоззренческой дезориентации - скрытая деформация норм и образов поведения молодежи, поэтому происходит и переориентация общественных проблем на личные. В данном случае видится доминирование материальных ценностей. На первом месте при изменении смыслового содержания и интерпретации базовых ценностей- это жизненные стратегии успеха и ценности рынка. Студенты показывают несогласованность между ценностными ориентациями и социальным поведением.

Определено, что особенностью российского студенчества является то, что кризис ставит его значительную часть в «режим выживания». Это способствует учащению молодежью в обращении к высшим ценностям, при этом пытаются найти в них базу существования. При этом, все больше молодежи предпочитает девиантное поведение как способ выхода из кризиса.

Студенческое сознание наполняется экзистенциальными ценностями для адаптации к изменившейся социокультурной среде. Ценностные ориентации комбинируют в себе свободу личности, необходимость иметь влиятельных друзей, связи, личную инициативу, материальное благополучие, высокий социальный статус, конкуренцию. Если со временем уменьшается ценность знаний, появляется тенденция к усилению утилитаризм и прагматизма, доминируют инструментальные установки, при этом наблюдается тенденция к уменьшению противоречия расхождения между инструментальными и терминальными ценностями.[18]

Как уже было замечено, для профессионального и личного самоопределения студентов, возникновения и формирования у нее четких жизненных планов нужно иметь определенную систему ценностных ориентаций личности.

На сегодняшнем этапе развития общества сформировалась достаточно комплексная структура ценностных ориентаций личности. Поскольку существует противоречивость источников их развития, разнохарактерность выполняемых ими функций, сложилось большое число классификационных моделей, которые различаются их основными критериями.

О.Г. Дробницким[19], выделено два вида ценностных ориентаций при учете комплексной природы субъектно-объектного отношения: предметные и ценности сознания. Предметные ценности являются объектами направленных на них потребностей и объектами наших оценок. Ценности сознания, или их можно назвать ценности-представления – это высшие критерии оценок.

Формируя классификацию ценностных ориентаций, В.А. Ядов в качестве терминальных ценностей выделил: любовь, семью, здоровье, творчество и другие. По его мнению, инструментальные ценности - это образованность, честность, широта взглядов, образованность и другие.

Л.А. Аза, В.А. Поддубный, А.А. Ручка их классификацию ценностных ориентаций разделили по сферам действия:

1) на ценности свободного времени;

2) на ценности трудовой деятельности.

Н.А. Волкова уделила особое внимание, волевым, эмоциональным, интеллектуальным, соматическим, морально-нравственным, культурным и материальным ценностным ориентациям. Ею было исследовано ценностные ориентации, связанных с людьми и обществом.

В течение обучения в высших учебных заведениях и училищах случается качественное изменение профессионального развития студенчества. Одной из важных ролей стало формирование основных личностных характеристик, показывающие относимость человека к конкретной профессии. Воздействие системы ценностных ориентаций в по ходу подготовку профессионального человека выражено:

1) в мировоззренческом аспекте - освоением общечеловеческими идеалами и ценностями;

2) в мотивационном аспекте - созданием положительных установок на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, бакалавра или магистра;

1) в социальном аспекте - овладением социально-значимой информацией и технологией деятельности в разных сферах социокультурной жизни;

2) в гражданско-нравственном аспекте - формированием нравственного сознания и поведения, гражданских качеств, развитием творческого потенциала личности;

3) в профессиональном аспекте - формированием ценностного отношения к профессиональной деятельности.[20]

Профессиональные ценностные ориентации покажут:

1) как приобщается будущий специалист к теоретическим, методологическим, прикладным знаниям в области профессиональных ценностей;

2) познает их природу, механизмы развития, способы функционирования;

3) постигает ценности, характеризующие профессиональное становление и самосовершенствование современного специалиста.

В.А. Сластениным, и Г.И. Чижаковой[21] выделено то, что ядром целостности личности являются профессионально-ценностные ориентации, выражающие качественную характеристику смысловой структуры сознания специалиста, служащие критерием реализации его социальной и профессиональной активности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской[22], профессиональные ценностные ориентации являются основой жизни человека, через которую реализуется личность, это материальное вознаграждение за труд, средства удовлетворения потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности.

По мнению Н.А. Долгушиной[23], профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для нее.

Е.Л. Руднева под профессиональными ценностными ориентациями студента понимает «элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности».[24]

Таким образом, профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности профессионала. Ее основным содержанием является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности, а также для различных сторон профессиональной деятельности, к которой у субъекта формируется отношение. В то же время для специалиста важны внешние ценности, не отражающие сущностных характеристик профессиональной деятельности. Эти ценности могут отражать социальную значимость профессии, ее статусность, ценности, связанные с теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность и др.

Под профессиональными ценностными ориентациями студентов мы понимаем важный компонент профессионального самоопределения, выражающийся в ценностном выборе ведущих научных и профессиональных идей, проектирования себя как профессионала и как гражданина.

Формирование профессиональных ценностных ориентаций происходит в основном в студенческом возрасте. Именно в период студенчества формируются ценности, определяющие отношение к конкретной профессии; ценности, определяющие характер взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности; ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу и выступающие в качестве эталона в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.

Учитывая то, что каждый студент имеет собственную систему ценностей, при формировании новых ценностных ориентаций необходимо базироваться на степени сформированности и содержании профессиональных ценностных ориентаций, характеризующихся конкретными профессиональными ценностями, находящимися в данной структуре. Так же нужно использовать особенности функционирования профессиональных ценностных ориентаций, что позволяет квалифицировать содержательную сторону направленности личности.

Изучая необходимую литературу по данной теме, мы установили, что студенческой молодежи на уровне нормативных убеждений, идеалов и поведения свойственны следующие ценности: самостоятельность, безопасность, стимуляция, благосклонность, доброжелательность, благополучие, почитание традиций.

Самостоятельность - свободное мышление и действия в творчестве и исследовательской активности. Она базируется на потребности студента в самоконтроле и самоуправлении с учетом автономии и независимости. Поэтому она находится на первом месте в жизни студента. А такие жизненные ценности как власть, материальное благополучие, комфортность занимают последние места в студенческой жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, ценностные ориентации - одна из основ, при помощи которой у студентов формируется: определенная направленность образа жизни, приоритет ценностной шкалы их сознания, развивается комплекс позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жизни общества. Формирование профессиональных ценностных ориентаций происходит в основном в студенческом возрасте.

Сознание студентов наполняется ценностями экзистенциальной направленности, которые помогают в адаптации к изменившейся социокультурной среде. Ценностные ориентации сочетают в себе свободу личности, связи, необходимость иметь влиятельных друзей, личную инициативу, конкуренцию, материальное благополучие, высокий социальный статус. Если снижается ценность знаний, начинает усиливаться прагматизм и утилитаризм, преобладают инструментальные установки, в то же время, наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями.

В период студенчества формируются ценности, определяющие отношение к конкретной профессии; ценности, определяющие характер взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности; ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу и выступающие в качестве эталона в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...