Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и специальные функции менеджмента и их взаимосвязь.




Функции управления –обособившиеся виды управлен­ческой деятельности на основе разделения управленческого труда.

Впервые классификацию функций управления осуществил А. Файоль в 1916 г. Единого мнения среди ученых в подходах к классификации функций управления не существует.

Все функции управления делят на следующие группы:

· общие (универсальные) функции, присущие всем управленческим системам;

· специфические (конкретные) функции, отражающие специфические виды управления (например, оценка персонала, вос­питание, организационное проектирование, управление при­былью и др.).

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: содержанию процесса управления (основные) и направлению воздействия на объекты управления (специфические, или конкретные).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются такими специальными дисциплинами, как «Товароведение», «Организация коммерческой дея­тельности», «Бухгалтерский учет», «Планирование», «Пра­воведение» и др.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других субъектов рынка – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных и взаимосвязанных действий. Эти совокупные действия, каждое из которых само по себе является особым процессом, очень важным для успеха деятельности организации, и называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, так как тоже состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является суммой всех функций: планирования, организации, мотивации и контроля (рисунок 18).

Характеристика функций управления приведена ниже.

1. Планирование. Данная функция управления может создать ряд важных и благопри­ятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется един­ственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения и, поскольку служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Планирование предполагает определение того, какими должны быть цели организации на том или ином этапе развития, что нужно сделать для того, чтобы достичь этих целей. Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единую направленность усилий всех членов организации, сориентированных на достижение общих целей, снижает неопределенность будущего состояния управляемого объекта.

Планирование можно классифицировать по следующим критериям:

· по степени охвата (общее, распространяющееся на всю сферу деятельности и частное, охватывающее определенные сферы деятель-
ности);

· по предмету планирования (целевое, средств, програм­мное, действий);

· по сферам функционирования (финансов, ресурсной ба­зы, кредитного портфеля, персонала, расширенное, общее);

· по срокам (краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 лет и более));

· по возможности изменения планов (жесткое, когда четко ука­зы-
вается цель, конкретизируются мероприятия процесса планирования (подобная система не допускает изменения данных), и гибкое, когда план приспосабливается к неожиданным изменениям или событиям).

Результатом планирования является план (рисунок 19).

Стратегическое планирование обеспечивает основу для осуществления всех функций управления. Для него характерно следующее:

· небольшой плановый отдел (менее 6 человек) орга­низации дополняется планированием на низших уровнях;

· возраст функции планирования даже в наиболее круп­ных организациях составляет менее 10 лет;

· стратегические планы разрабатываются на совещани­ях высшего руководства организации, проводимых еже­годно;

· годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;

· в большинстве организаций считают, что функция пла­нирования может быть усовершенствована.

Среднесрочное планирование чаще всего осуществляет­ся на 5 лет, так как именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период (например, производственная стратегия организации в целом и каждого подразделения, стратегия сбыта, финансовая стратегия, кадровая по­литика, определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального обеспечения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства).

Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно данный вид планирования осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в перспективных и среднесрочных планах.

Оперативные планы реализуются через систему бюдже­тов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план организации. Бюд­жет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности организации и служит средством координационной работы всех ее звеньев. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и другими видами планирования. Составлением бюджета занимаются различные службы, уточняют его их администраторы, утверждает руководитель.

2. Организация. Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных отношений между всеми под­разделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Организация как процесс пред­ставляет собой функцию по координации многих задач.

Функция организации реализуется двумя путями (через административно-организационное управление и оперативное управление).

Административно-организационное управление пред­полагает определение структуры организации, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление от­ветственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Различают два основных аспекта организационного про­цесса:

· деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

· делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их вы­полнение.

Под организационной структурой субъекта хозяйствования понимается наличие отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед организацией и ее подразделениями задачами и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полно-
мочий на принятие решений между руководящими работниками организации, ответственными за деятельность ее струк­турных подразде-
лений.

Основными проблемами, возникающими при разработке структур управления, являются установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

Организовать – значит создать некую структуру для достижения цели. Этот процесс включает распределение работ между работниками, делегирование заданий и полномочий. Благодаря организации достигается структурная упорядоченность элементов производственных процессов, повышаются дисциплина и ответственность членов трудового коллектива.

Наиболее широкое признание получила точка зрения Г. Кунца, согласно которой организационное построение имеет следующие этапы:

· выявление и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления;

· группировка этих видов деятельности исходя из мак­симального использования имеющихся материальных и людских ресурсов;

· наделение руководителей каждой группы полномочиями, необходимыми для ее продуктивной работы;

· горизонтальная и вертикальная увязка данных групп через должностные связи и систему информационного обеспечения.

3. Мотивация. Указанная функция управления представляет собой процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение ин­дивидуальных и общих целей организации.

Мотивация по принципу «кнута и пряника» – намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников.

Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники выполняли работу в соответствии с возложенными на них обязанностями. Для этого необходимо создать в организации условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ. Мо­тив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив имеет личностный характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним, стимулов (рисунок 20).

Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы (содержательные и процессуальные).

Содержательные теории основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.

Наиболее известными теориями мотивации данной группы являются следующие:

· теория потребностей Маслоу;

· теория существования, связи и роста Альдерфера;

· теория приобретенных потребностей МакКлелланда;

· теория двух факторов Герцберга.

4. Контроль. Указанная функция управления представляет собой процесс, в ходе которого выясняется, действительно ли организация идет к достижению своих целей либо на этом пути имеются какие-либо отклонения от целей или стандартов.

Первый этап процесса контроля – это введение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Третий этап измерения результатов является обычно самым трудоемким и дорогостоящим. Сравнение измеренных результатов с заданными стандартами позволяет менеджеру определить, какие действия необходимо пред­принимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, стандартов или невмешательство в работу системы.

По времени осуществления выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, заключительный (рисунок 21).

Контроль может быть частным, общим, внутренним и внешним. Название этих видов контроля показывает, в каких объемах и кем он осуществляется.

Важным условием успешной работы менеджера является также самоконтроль. Во-первых, это обеспечивается грамотным и действенным руководством, и, во-вторых, сознатель­ным отношением менеджера к своему делу и обязанностям. В результате в организации складывается хорошая морально-психологическая обстановка, возникает высокая организа­ционная культура и улучшаются показатели работы.

Мониторинг (от лат. «мonitor» – предостерегающий) – спе­циально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оцен­ки, контроля или прогноза.

Вышеперечисленные функции менеджмента имеют две общие характеристики. Они требуют принятия решений, и поэтому возникает необходимость обмена информацией между людьми. Поэтому принятие решений и коммуникация относятся к связующим процессам функций менеджмента.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...