Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции организации и общие функции управления. Управленческий цикл.




Организация системы управления на предприятии реализуется через функцию организации. Функция организации представляет собой совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного достижения желаемого результата.

Функцию организации можно определить как процесс создания организационной структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для реализации целей предприятия. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Существуют следующие аспекты организационного процесса:

· деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

· делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

Онипредоставляются должности, а не лицу, ее занимающему в данный момент. В случае, если человек меняет должность, то он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.

Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне управления, определяются рядом факторов (сложностью, важностью и разнообразием решаемых проблем, развитой системой коммуникаций, личными особенностями руководителей и исполнителей, опытом, знаниями и уровнем квалификации, морально-психологическим климатом в организации).

Полномочия можно разделить на следующие две группы:

· линейные полномочия (передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным, дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными);

· аппаратные (штабные) полномочия (помогают организациям использовать специалистов без нарушения задач консультативного или обслуживающего характера в рамках деятельности, направленной на достижение поставленных целей).

Обычно делегируются следующие виды полномочий:

· решение частичных, узкоспециальных проблем, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;

· осуществление подготовительной работы (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящей в большинстве случаев рутинный характер, но, тем не менее, дающей возможность продемонстрировать свои способности;

· присутствие на различных мероприятиях информационного характера, выступление с сообщениями, обмен опытом.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды (например, законами и культурными ценностями). Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

Создание конкретной структуры управления, обеспечивающей скоординированную работу персонала по достижению желаемого результата (целей) предприятия, включает два основных организационных процесса.

Во-первых, осуществляется разделение и специализация рабочих заданий по функциональному принципу с учетом их сложности и технологической специфики. Такой процесс называют функционализацией.

Во-вторых, проводится деление организации на подразделения соответственно целям и подлежащим выполнению задачам. При этом формализуются и согласуются взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с нижними уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации конкретных задач для достижения целей организации.

Процесс создания организационных условий для реализации целей предприятия включает следующие стадии работы:

1. Детализация целей, которые были сформулированы в процессе планирования, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики и сложности планируемого результата деятельности предприятия. Выполнение этой стадии в рамках функции организации непосредственно связано и практически выполняется совместно с функцией планирования.

2. Определение всех видов работ, которые необходимо выполнить для решения конкретных задач, направленных на достижение целей предприятия. Данная деятельность также тесно связана с реализацией функции планирования и направлена, прежде всего, на уточнение конкретного содержания выполняемых (запланированных) работ и их специализации.

3. Оценка имеющихся человеческих ресурсов, их идентификация с конкретными видами работ и группирование в организационные формирования по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу. Этот процесс направлен на создание конкретных подразделений и организационной схемы их взаимодействия (формирование организационной структуры), которая будет способствовать результативному и эффективному выполнению планируемых работ по достижению целей организации.

4. Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразделений и предприятия в целом с учетом принятой организационной схемы и структуры управления для достижения желаемого результата (целей).

5. Оформление и утверждение (формализация) организационных схем и структуры, положений по элементам формируемой организационной структуры, должностных инструкций, нормативов и т. д.

Формирование организационной структуры предусматривает принятие решений по следующим ее основным элементам:

· специализации рабочих заданий конкретных видов работ, выполняемых раздельно;

· формированию подразделений;

· установлению связей между ними;

· определению цепи команд и норм управляемости применительно к различным уровням и видам управленческой деятельности;

· установлению уровня централизации и (или) децентрализации управления;

· формализации принятых решений.

Приведенная совокупность решений определяет содержание организационной схемы предприятия, обеспечивающей реализацию его бизнеса и достижение целей.

46.Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом.

47.Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Планирование. Данная функция управления может создать ряд важных и благопри­ятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется един­ственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения и, поскольку служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Планирование предполагает определение того, какими должны быть цели организации на том или ином этапе развития, что нужно сделать для того, чтобы достичь этих целей. Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единую направленность усилий всех членов организации, сориентированных на достижение общих целей, снижает неопределенность будущего состояния управляемого объекта.

Планирование можно классифицировать по следующим критериям:

· по степени охвата (общее, распространяющееся на всю сферу деятельности и частное, охватывающее определенные сферы деятель-
ности);

· по предмету планирования (целевое, средств, програм­мное, действий);

· по сферам функционирования (финансов, ресурсной ба­зы, кредитного портфеля, персонала, расширенное, общее);

· по срокам (краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 лет и более));

· по возможности изменения планов (жесткое, когда четко ука­зы-
вается цель, конкретизируются мероприятия процесса планирования (подобная система не допускает изменения данных), и гибкое, когда план приспосабливается к неожиданным изменениям или событиям).

Результатом планирования является план (рисунок 19).

Стратегическое планирование обеспечивает основу для осуществления всех функций управления. Для него характерно следующее:

· небольшой плановый отдел (менее 6 человек) орга­низации дополняется планированием на низших уровнях;

· возраст функции планирования даже в наиболее круп­ных организациях составляет менее 10 лет;

· стратегические планы разрабатываются на совещани­ях высшего руководства организации, проводимых еже­годно;

· годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;

· в большинстве организаций считают, что функция пла­нирования может быть усовершенствована.

Среднесрочное планирование чаще всего осуществляет­ся на 5 лет, так как именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период (например, производственная стратегия организации в целом и каждого подразделения, стратегия сбыта, финансовая стратегия, кадровая по­литика, определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального обеспечения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства).

Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно данный вид планирования осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в перспективных и среднесрочных планах.

Оперативные планы реализуются через систему бюдже­тов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план организации. Бюд­жет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности организации и служит средством координационной работы всех ее звеньев. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и другими видами планирования. Составлением бюджета занимаются различные службы, уточняют его их администраторы, утверждает руководитель.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...